kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

География народных промыслов России.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал можно использовать в разделе Центральная Россия. На уроке учащиеся знакомятся с народными промыслами Центральной России.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«География народных промыслов России.»

Тема. География народных промыслов России.( 9 кл.)


Цели: 1. Воспитывать любовь к Родине, уважение к труду, прививать интерес к изучению

ремесел и стремление своими руками создавать красоту.


Оборудование: карта Центральной России; экспозиции изделий и иллюстраций -

«Жостово» - подносы, «Живая гжель» - кухонная посуда, «Русские

матрешки» - матрешки, «Золотая хохлома» - кухонная посуда,

слайды, презентиция учащихся.

Эпиграф к уроку: «Работа хороша, если в ней польза и душа», «Не то дорого, что красно

золото, а то дорого, что мастера доброго».


Ход урока- Я приглашаю вас в путешествие по России в центры народных промыслов. Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, одаренными людбми, создавшими своими руками сказочную красоту.

И сегодня я хочу воспеть и восславить

«Сердце доброе,

Щедрость да разум.

Руки искусные люда русского».

И так - приглашаю вас всех в Подмосковье, в село Гжель, где мы познакомимся с известными на всю Россию промыслом - гжельским фарфором, о котором еще М.В. Ломоносов сказал «Едва ли есть земля на свете самая чистая, какова у нас гжельская, которой нигде не видел я белизною превосходнее».

Рассказ о Гжеле. (слайд 1)

Изделия Гжели так красивы, так необычны, что слава о них понеслась не только в нашей стране, но и за рубежом. Что только не делают в Гжели - чашки, кувшины, вазы, пепельницы, целые сервизы, фигурки людей и животных. Причем только два цвета присутствуют в гжельской росписи - белый и голубой. Изделия из Гжели - это изделие из местной светлой глины. Основные компоненты формовочной массы - глина-каолинит и полевые шпаты. Все это измельчается и смешивается. Затем масса подается на формовку. Форма идет на сушку. Не совсем затвердевшие изделия поправляются ножом и наступает первый период обжига при темпер. 600 градусов, второй - при темпер.- 1200-1400 градусов. А после расписывают - белыми и голубыми красками.

Когда изготавливаются предметы, люди 40 профессий принимают в этом участие. Почти все операции выполняются вручную. Мастерицы расписывают изделия с большой любовью, вкладывая в них частичку своего сердца, доброту души. Приятно пить чай из гжельской чашки. Красиво смотрятся цветы в гжельской вазе. Бело-синее фарфоровое чудо приносит в наши дома синеву гжельского неба и свежесть цветов.

Дальше мы с вами попадем в с.Дымково (слайд2), что на р.Вятке (приток Камы). Рассказ ученицы. Другой ученик показывает на карте.

В 19-н.20в. в Дымково жил ремесленный люд-рыбаки, кузнецы, сапожники, гончары и игрушечницы, авторы небольших ярко раскрашенных игрушек. Делали их в основном зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к большой весенней ярмарке. Техника изготовления дымковской игрушки проста. Лепится она из кр. глины, обжигается, затем покрываются меловым грунтом. По белому фону игрушка расписывается анилиновыми красками, разведенными на молоке. Яркая малиновая, желтая, синяя роспись на белом фоне обогащается орнаментом в виде точек, кружков, клеточек, зубцов…

Дымковские игрушки очень разнообразны - здесь и всадники на конях, уточки, лошадки, барышни, расписные птицы и многое другое. Но в этом крае еще ежегодно проводился конкурс свистунов, поэтому сразу пошли в дело свистульки в виде разнообразных птиц, коров, коней. Честь и хвала дымковским мастерам!

Устали, давайте отдохнем. Во время занятий рукоделием русские умельцы не только работали руками, но и пели народные песни, и тогда лучше спорилась работа. Вспомним и мы устное народное творчество.

Задание: назвать пословицу, поговорку или крылатое выражение, связанное с этим предметом (показываю предметы):

1. Яблоко - «Яблоко от яблони далеко не падает», «Яблочное семя знает свое время»…


2. Веревка - «Сколько веревочки не виться, а конец будет»…


3. Хлеб - «Хлебушко-калачу дедушка», «Хочешь есть калачи - не лежи на печи». «Хлеб всему голова»


4. Зеркало - «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи», «На зеокало неча пенять».


5. Чашка - «Хороша кашка, да мала чашка».


6. Ложка - «Дорога ложка к обеду», «Ложку мимо рта пронесешь».


Вывод: Работа хороша, если в ней польза и душа. Теперь снова в путь, в подмосковное село Жостово (слайд 3), где изготавливают расписные металлические подносы. Рассказ ученика. Начало этому своеобразному искусству было положено в к.18в.

Обычно роспись производится по черному фону, хотя нередко применяют и цвет: красный, синий, зеленый. Яркие букеты и другие цветочные композиции составлены из роз, тюльпанов, незабудок. Жостовские подносы рождают чувство уважения к мастерам, желание приобщиться к этой красоте.

А сейчас отгадайте загадку: 8 кукол деревянных, круглолицых и румяных, в разноцветных сарафанах на столе у нас живут. Их…………зовут(матрешками).

Разные бывают на свете куклы - из дерева и материи, из глины и соломки, резиновые и стеклянные. А есть особенные куклы - матрешки. Их знают во всех городах и селах, а когда иностранцы бывают в России, они всегда увозят с собой русский сувенир - деревянную матрешку. (рассказ ученика).

1ая матрешка появилась почти 100 лет назад. Игрушечный мастер В.Звездочкин из Сергиева Посада сделал разбирающуюся куклу, а художник С. Мезлютин раскрасил ее. Получилась девочка, розовощекая, с льняными волосами, в простой крестьянской одежде: сарафане, переднике, в платке с цветками. Ну ни дать ни взять русская матрешка - Матрена - имя в то время очень распространенное. Сейчас матрешек делают еще в городах Семенов и Полховский Майдан, что в Нижегородской области.

Здесь же в Нижегородской обл. с.Семеново занимаются расписыванием деревянной посуды, знаменитая Хохлома. (слайд4). Которая радует нас буйством красок, чарует, ласкает душу, вызывает восторг, и уважение к мастерам, создавшим эту красоту..

А делают здесь чаши, солонки, кувшины, ложки. Еще называют «Золотая Хохлома» - это золотой фон или орнамент на красном, черном, зеленом фоне.

Когда говорим о народных промыслах Центр России, не надо забывать и нашу республику. Потому что она тоже богата своими мастерами.

В долгие зимние вечера при свете лучины плелись корзины, короба, лапти, вышивали одежду, лепили посуду из глины. Некоторые из этих предметов сохранились и в наши дни.

Заключительное слово учителя - Мы с вами побывали лишь в некоторых уголках России, где ярко светило волшебное перо жар-птицы, а чтобы познакомиться с другими промыслами, снова нужно пройти множество дорог и тропинок.

Трудно перечислить все золотые россыпи народного искусства России. Знакомясь с ним, вводя его в свой быт, мы становимся духовно богаче, человечнее, потому что в нем слились воедино нравственные и эстетические начала, целесообразность и красота.

Народному ремеслу можно научиться, закончив одно из училищ, расположенных в тех городах и селах, где развиты народные промыслы.

Д/З: Какие народные промыслы действовали в нашем Янтиковском районе.















































Открытый урок - Пресс-конференция на тему

Государства-малютки.(18.11.08г.)


Цель активизация познавательной деятельности учащихся, дальнейшее формирование умений работы с разнообразными источниками знаний. Формирование информационной компетентности у учащихся через изучение нового материала с помощью ИКТ.


Задачи

Обучающие:

  • познакомить с микрогосударствами Европы, выявить социально-экономические

особенности стран.

  • учить анализировать полученную информацию.

Развивающие: развивать у учащихся умения

  • сравнивать познавательные объекты.

  • ставить цель и планировать свою деятельность.

Воспитательные:

  • формировать коммуникативную компетентность, умение слушать и слышать, ораторское искусство.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентации учащихся по микрогосударствам Европы, презентация учителя к уроку, политическая карта мира.


1 этап. Подготовительный.

За две недели до начала урока ребята получают индивидуальные задания для подготовки.

Представители стран - готовят рассказ о микрогосударствах Европы, журналисты - составляют вопросы для участников пресс-конференции. Оформители - готовят презентации по микрогосударствам Европы. Пресс-секретарь (учитель) готовит вступительное слово, представляет участников пресс-конференции.


2 этап. Проведение пресс-конференции.


Ход урока.


Организация класса. Учитель: Ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Вы знаете, что в присутствии гостей каждый человек старается показать себя с лучшей стороны. Я надеюсь, что вы тоже покажете сегодня свои лучшие качества. А почему у нас присутствуют гости? А присутствуют они потому, что урок у нас сегодня необычный. Мы сегодня проводим урок пресс-конференция.

Класс мы делим на две группы: это представители микрогосударств и корреспонденты разных газет, журналов и т.д.

Представители стран занимают свои места за столом. На столах – таблички с названием страны, видом ее флага.

Представитель расскажет о своей стране и корреспонденты задают свои вопросы.

Пресс-секретарь. (Презентация). В Европе есть 5 государств, которые вместе занимают площадь меньше, чем Москва. В отличие от других государств - малюток, которые появились на карте мира сравнительно недавно, у них многовековое прошлое. Свою историю, они ведут с тех времен, когда почти вся Европа состояла из таких же мелких государств. Теперь они во многом зависят от своих более сильных соседей. И все же у каждого из них свое лицо, свои особенности.

Учащимся выдается таблица, для составления характеристики изучаемых на уроке государств. Ответьте двумя-тремя словами.



Монако

Андорра

Ватикан

Лихтенштейн

Сан-Марино

Площадь, км2

2

500

0,4

200

60

Население тыс. чел.

32

71

0.9

34

29

Форма правления

КМ, княжество

КМ, фактич. республика

ТМ

КМ, княжество

Республика

Природные условия

Средиземном.

кл,зима теплая и сухая,t-8, лето теплое и солнечное,t+24.О-1300мм.

Субтропич. горный, О-1000-2000мм.

Среднегодов.

t+23

Зима теплая, ср.t+5, ср.t+25

Осадков выпадает мало.

В горах суровый, в долине –мягкий, с теплым летом.

Субтропич.

Средиземн-омор., мягкая,прохладная зима, теплое солн

лето,О-800-900мм.

Население

Монегаски, французы,итальянцы,англич.

Андоррцы,

испанцы, французы.

Итальянцы

Аллеманцы,итальянцы,швей-царцы,австрийцы.

Санмарин-

цы, итальянцы

Отрасли специализации

Финансовые операции, туризм.

Животноводство, туризм.

Паломничекский туризм

Электроника, изготовлен. зубных протезов, туризм.

Электроника, виноделие, туризм.


Представитель Ватикана: (идет презентация Ватикана).

Вопросы:

Газета « Культура мира», нас интересует собор Святого Петра, который расположен в Ватикане.

Ответ: Собор являлся самым большим христианским храмом в мире( в 1990 г. его превзошел собор в г. Ямусукро, столице африканского государства Кот-дИвуар). Его размеры потрясают: он занимает площадь в 22,067 2м, высота достигает 189м, длина 186,36м. Строительство здания было начато в 1506 г. По проекту Браманте и продолжено Рафаэлем, Сангалло и Микеланджело. Здесь находятся шедевры Микеланджело («Пьета»- оплакивающие Христа»), Бернини (бронзовый балдахин над папским алтарем. «Кафедра Св. Петра».Собор вмещает около 10 тыс. человек.

Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления — здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства.

Представитель Монако. (Презентация).

Вопросы:

Молодежный журнал «Ровесники», читатели нашего журнала интересуются, какие Вузы есть в стране?

Ответ: Есть одно высшее учебное заведение- Академия музыки, находящаяся в столице. Дети получают образование в семилетних школах, профессионально-технических государственных учебных заведениях и в частных школах.

Вопрос:

Газета «География», в нескольких словах расскажите про Океанографический музей и Ботанический сад.

Ответ:

Океанографический музей с подземным Аквариумом представляет собой истинный шедевр современной архитектуры, поскольку сооружение расположено почти на отвесной скале. Музей, основанный в 1910 г. князем Альбертом I, стал научным и культурным центром страны. В музее создан уникальный аквариум с водами из 90 морей! Это один из немногих аквариумов мира, имеющих живые кораллы, которые, как известно, в неволе не живут.

Сад - это одна из самых знаменитых достопримечательностей Монако. Был открыт в 133 г. Сад расположен на горном склоне и содержит несколько тысяч видов тропических растений, которые благодаря микроклимату Монако пышно цветут в любое время года. У подножия склона расположен вход в глубокий грот со сталактитами, сталагмитами и известковыми образованиями, оживленные искусной подсветкой.

Вопрос:

Газета «Спорт» , расскажите нам в кратце о Формуле 1.

Ответ: Формула-1 (англ. Formula One) — чемпионат мира по кольцевым автогонкам на автомобилях с открытыми колёсами. Формула-1 или «Королевская формула» является самым популярным, дорогим и высокотехнологичным видом автогонок.

Чемпионат мира Формулы-1 проводится каждый год и состоит из отдельных Гран-при, или этапов. В конце года выявляется победитель чемпионата. В Формуле-1 соревнуются как отдельные пилоты, так и команды. Пилоты соревнуются за титул чемпиона мира, а команды — за Кубок конструкторов.

Команды, участвующие в гонках Формулы-1, используют на Гран-при болиды собственного производства. Таким образом, задачей команды является не только нанять быстрого и опытного пилота и обеспечить грамотную настройку и обслуживание машины, но и вообще «с нуля» спроектировать и сконструировать болид.

Поскольку команды строят болиды по собственным технологиям и ввиду высокой конкуренции команд, в Формуле-1 постоянно рождаются оригинальные технические решения, что ведёт к огромному прогрессу как гоночных болидов, так и дорожных автомобилей. Вместе с тем, со временем роль Формулы-1 как двигателя прогресса автомобильной промышленности постепенно снижается: с одной стороны из-за того, что немногие технические решения можно перенести без серьезных изменений на серийную машину, и с другой стороны — из-за общего стремления организаторов серии снизить расходы команд.

Вопрос:

Журнал «Кухня мира» , читателей нашего журнала интересует, какие блюда распространены в вашей стране?

Преобладают рыбные блюда, разные салаты, много фруктов. Например, мы предлагаем вам салат «Монако».

Вопрос:

Жрнал «Наука и жизнь», расскажите пожалуйста, какие культурные растения растут в стране?

Среди культивируемых деревьев первое место, безусловно, принадлежит маслине, или оливковому дереву. Завезенная когда-то с Востока через Грецию, она покрывает ныне почти все склоны, выходящие к Генуэзскому заливу. Один из самых распространенных видов маслины —«таджиаска» — дает плоды, идущие на изготовление высококачественного рафинированного оливкового масла. В Монако много оливковых деревьев «коламбара», плоды которого в основном употребляются в пищу в сыром или маринованном виде. Выращивают также маслины «мортина», «грапполоза», «пап-пилара» и др. Выращивают здесь хурму и бананы, вызревающие по 30—50 штук на одном дереве. Очень хорошо чувствуют себя в Монако растения, завезенные из Мексики, Аргентины, Калифорнии, Австралии, например, алоэ, кактусы, агавы, эвкалипты.

В княжестве есть и цитрусовые культуры, в частности апельсины и лимоны. Завезенный в Европу около 200 лет назад мандарин теперь весьма распространен в Монако, правда, плоды его здесь не такие крупные и сладкие, как, скажем, в Марокко или на Сицилии, однако аромат монакских мандаринов более тонок и приятен.

Представитель Сан-Марино.(Презентация)

Вопрос:

Газета «Танташ», если у нас в Чувашии сейчас 10 часов,то сколько времени в Сан-Марино?

Ответ: Отстает на 2 часа от московского, значит в моей стране сейчас 8 ч. утра.

Вопрос:

Газета «Спорт», какие виды спорта распространены в Сан-Марино?

Да спорт мы любим, и распространены: теннис, роликовые коньки, футбол, баскетбол, гимнастика, охота, рыбалка, плаванье, бросание шаров-боччи и т. д.

Вопрос:

Журнал «Лиза», читательниц нашего журнала интересует, что можно привезти из Сан-Марино, какие сувениры?

Ответ: Типичной продукцией кустарного промысла является керамика, которую можно приобрести во многих магазинах. Другим товаром, пользующимся большим спросом, является марки и монеты. Их можно приобрести в столице в Государственном учреждении Филателии и Нумизматики. Выгодно также покупать игральные карты, сигареты, золотые изделия и т.д.

Представитель Лихтенштейн. (Презентация).

Вопрос:

Журнал «Спортивная газета» , где-то прочитал, что здесь находится музей лыж.

Ответ: Да, есть, существует уже 100 лет и хранит историю использования лыж в княжестве. Собрана уникальная коллекция лыж и другого зимнего инвентаря.

Вопрос: Еще один вопрос, а какие виды спорта существуют в стране?

Ответ: так как страна находится на Альпах, то конечно горнолыжный спорт (на ю-в страны лежит главный лыжный курорт –Малбюн), альпинизм, дельта- и парапланеризм. Есть горные гостиницы. Именно гостиницы, без каких бы то ни было центров отдыха, дискотек и скоплений тургрупп. Это идеальный вид отдыха для тех, кто желает отдалиться от суеты больших городов и ищет тишину, покой и чистый воздух.

Представитель Андорра. (Презентация).

Вопрос:

Журнал «Лиза», наших читателей интересует, когда лучше всего поехать отдыхать в Андорру? И сколько стоит отдых?

Горнолыжный сезон в Андорре продолжается четыре с половиной месяца: с первых чисел декабря до середины апреля. Трасс достаточно много (причём разного уровня сложности), они неизменно поддерживаются в хорошем состоянии и оснащены достаточным числом подъёмников. Что касается цен на отдых, то они в Андорре ниже, чем в среднем по «горнолыжной Европе» — при этом качество обслуживания в полной мере соответствует всем европейским стандартам. Дополнительный «плюс» Андорры: горные лыжи здесь можно сочетать с очень выгодным шопингом: страна является зоной беспошлинной торговли. Поэтому многие туристы едут сюда налегке, а возвращаются — «упакованными» новейшей горнолыжной экипировкой, купленной за очень разумные деньги. На ее территории в 468 кв. км умещается 152 лыжных трассы общей протяженностью 247 километров. На шести горнолыжных курортах работает 91 подъемник и 500 инструкторов. Здесь хозяйничают не горцы-андоррцы, а гости-горнолыжники.

Вопрос:

Газета «Аиф», а какая там температура?

Ответ: Ночью температура воздуха имеет минусовые значения, а днем она поднимается до +10°C, но главное — здесь почти всегда солнечно. При этом продолжительность сезона, как и везде, — с декабря по март.

По окончанию выступления ребят дается небольшое количество времени на доработку таблицы. На основе заполненных таблиц делается вывод.

Вывод учителя: Итак, из всего вышеизложенного следует, что, не смотря на свои размеры, микрогосударства оказывают влияние на развитие в мире международных отношений в области экономики, политики и культуры. Прежде всего, это происходит потому, что микрогосударства Европы относятся к разряду экономически развитых стран, с которыми считаются, и помимо этого многие из них входят в различные международные организации, созданные для решения различных проблем.

Задание. Написать короткую заметку о сегодняшней пресс-конференции для сайта школы. Если не успеете сейчас, это будет домашнее задание.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
География народных промыслов России.

Автор: Разина Надежда Владимировна

Дата: 28.01.2017

Номер свидетельства: 384791

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока на тему "Народные промыслы России и Липецкой области" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-na-tiemu-narodnyie-promysly-rossii-i-lipietskoi-oblasti"
    ["file_id"] => string(6) "105826"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402914516"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Народные промыслы западного макрорегиона "
    ["seo_title"] => string(44) "narodnyie-promysly-zapadnogho-makrorieghiona"
    ["file_id"] => string(6) "159305"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421866927"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Интегрированный урок-ярмарка по географии и искусству "Традиционные промыслы Центральной России" "
    ["seo_title"] => string(104) "intieghrirovannyi-urok-iarmarka-po-ghieoghrafii-i-iskusstvu-traditsionnyie-promysly-tsientral-noi-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "177564"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424682459"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Урок-ярмарка по географии и искусству "Традиционные промыслы Центральной России" "
    ["seo_title"] => string(86) "urok-iarmarka-po-ghieoghrafii-i-iskusstvu-traditsionnyie-promysly-tsientral-noi-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "177570"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424682933"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Ярмарка народных художественных промыслов Центральной России"
    ["seo_title"] => string(69) "iarmarka_narodnykh_khudozhiestviennykh_promyslov_tsientral_noi_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "354733"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478109851"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства