kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ярмарка народных художественных промыслов Центральной России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

  • познакомить с географией народных промыслов Центральной России, историей их создания и географией происхождения.
  • расширить знания об обычаях, традициях Центральной России, развивать умения пользоваться компьютерными технологиями, картами.
  • воспитать уважение, любовь, интерес к творчеству народных промыслов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ярмарка народных художественных промыслов Центральной России»

Ярмарка народных художественных промыслов Центральной России
  • Полуэктова Марина Владимировна учитель географии МБОУ «ВКШ»

Цель урока:

  • познакомить с географией народных промыслов Центральной России, историей их создания и географией происхождения.

  • расширить знания об обычаях, традициях Центральной России, развивать умения пользоваться компьютерными технологиями, картами.

  • воспитать уважение, любовь, интерес к творчеству народных промыслов.

Оборудование: Политико-административная карта России, компьютер, проектор, картинки и диски со слайдами.

Тип урока: Урок-конференция.

Ход урока

I. Организационный момент:

Ребята мы с Вами объединились в артели. Это не случайно, ведь мы сегодня изучаем те предметы, которые украшают нам быт. Их применение, происхождение и географию размещения.

II. Актуализация, Изучение новой темы:

И так, тема урока: “Ярмарка народных художественных промыслов Центральной России.” .

Но прежде чем приступить к работе, нам нужно вспомнить состав и население Центральной России.

1-й ученик у доски показывает по карте состав Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятские экономические районы.

“Здесь формировался русский народ, преобладает городское население и русские. Только лишь в Чувашии, коренное население чуваши занимают первое место по численности. В Центральной России более 40 древних городов – Москва, Муром, Псков, Ярославль, Суздаль. Важнейшее место среди городов занимают – миллионники: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород.

Учитель: И так у нас в классе работают художественные артели: “Жостовские подносы”, “Хохломская роспись”, “Гжельская керамика” и “Кожаные узоры”.

Прежде чем приступить к работе, необходимо получить следующее задание. Рисуем таблицу “Художественные промыслы”.

Название промысла

Время образования

География возникновения

 

 

 

Купцы дорогие 
Люди торговые
На нашей ярмарке должны Вы
Свой товар расхваливать
Ничего не забыть
И себя показать
И товар свой продать.

Выступают с каждой артели 2-3 ученика.

Артель “Кожаная мозаика” Кожаная мозаика – один из традиционных видов татарского народного искусства – находит применение в создании цветной узорной обуви. Сапожки – прекрасные образцы художественно-конструктивного решения обуви, своей популярностью обязаны тонкому умению и технической изобретательности создателе, сложной природе ичижного шва, одновременно тачающего и украшающее изделие, остроумному расположению мозаичных узоров, скрывающих место стачки швов.

До начало XIX века шитье ичигов с мозаичными узорами носила характер домашнего ремесла. А с 40-х годов прошлого века оно уже как промысел развивалась в рамках мануфактурного производства. Ичижно-каляпушным делом, в которые помимо изготовления узорной обуви входило вышивание калфачков и тюбетеек в технике золотошвейной глади, в конце XIX века занималось до 12 тысяч мастериц. Их продукция неоднократно награждалась золотыми медалями на международных выставках в Париже, Чикаго, Копенгагене и других городах, и пользовались большим спросом в Западной Европе.

Материалом для изготовления ичигов и туфель служили прекрасной выделки мягкий сафьян, более жесткая юфть и изредка козловая кожа, которые окрашивались почти во все цвета радуги. Еще булгары славились превосходной обработки кожи, и не случайно хорошо выделанные сафьян, юфть в Средней Азии именуют “булгари”, у алтайцев – “пулгайры”, у венгров –“багария”.

При создании узора ичигов кожа разного цвета складывалась в несколько слоев, а затем прорезалась особым способом по орнаментальным трафаретом. Из кусочков кожи составлялся сложный узор. Они сшивались в стык прокладыванием, узлами вышивальной цепочки из цветных шелковых и в отдельных случаях золотых или серебряных нитей. Вышивальный шов, оконтуривая и соединяя мозаичный орнамент, был многоцветным. Подобные швы не зафиксированы ни в древнем, ни в современном искусстве других народов.

Наиболее традиционны, архаичны ичиги начала XIX века. Для узоров характерны криволинейность, замкнутость форм и определенная их массивность, четкая очерченность контуров рельефными швами из цветных крученых нитей, создающих фактурный и цветовой контраст с поверхностью узоров. Общее тональное решение создается гармоничным сочетанием расцветок, мозаичного узора, чему способствует и фон ичигов, смягчающий или наоборот, усиливающий отдельные цветовые пятна.

Распространение в ичигах восточноазиатских орнаментов из мотивов лотосных и пальметт объясняется не простым их заимствованием, а древними истоками кожаной мозаики, глубокими процессами этногенеза.

Во второй половине XIX века искусство кожаной мозаики постепенно теряет свои высокие художественные достоинства. На смену гармоничным соотношениям расцветок приходят броская пестрота узоров, яркие контрасты, нарушающие единство веками сложившейся орнаментально-колористической структуры. Возрождение художественных достоинств узорной обуви в ее лучших национальных традициях является актуальной задачей, стоящей сегодня перед мастерами народного художественного промысла.

Гжельская керамика.  Название промысла Гжель связано с целым районом Подмосковья, где издавна почти все население деревень делало гончарную посуду, черепицу, изразцы. С XVII в. промысел был официально признан как производитель керамической продукции высокого качества. А с середины XVIII в. гжельские мастера освоили технику майолики, позволяющую изготовлять посуду с многоцветной росписью по белой эмали. Кувшины и квасники, большие тарелки и кружки украшали изображениями цветов, птиц, деревьев, архитектурных сооружений. Все эти мотивы мастера выполняли с хорошим пониманием декоративного характера рисунков, смело вводили синий, желтый, зеленый цвета в коричневые контуры. Роспись сосудов дополняли скульптурные фигурки людей, птиц, животных. Такой метод открывал широкий путь фантазии мастеров. Кувшины, кумганы (сосуды), чайники превращались в подобие скульптуры. Их ручки приобретали форму веток, а носики заканчивались головкой птицы. Каждый элемент не был копией реального мотива. Он остроумно перерабатывался в декоративную форму.

После открытия русским ученым Д.И.Виноградовым состава фарфоровой массы в Гжели началось освоение нового материала – фарфора. Увлечение фарфором, поддержанное большим спросом на него, привело к постепенному сокращению производства майолики. С начала XIX в. фарфор и фаянс заняли господствующее положение в гжельском промысле. Ощущался экономический расцвет производства. Крестьянские мастерские перерастали в небольшие заводы.

Традиционные изделия – кувшины, кумганы, блюда – дополнялись новыми видами продукции. Из фарфора стали делать молочники, масленки, чашки, чернильницы, подсвечники, чайницы. Многоцветная кистевая роспись в сочетании с золотом украшала чайные сервизы, вазы для цветов.

Со второй, половины XIX в. работы гжельских мастеров перестраиваются на сдержанную гамму росписи с господством в ней синего кобальта. Его сочетание с белым фарфором, подкрепленное золотыми отводками, составило новую линию развития искусства Гжели. Но она проявилась в полную силу гораздо позже, почти через сто лет..

Гжель, как и многие промыслы, переживает сложный период своего существования, но в 1920-е годы он начинает снова возрождаться, создаются артели, объединившие мастеров художественной керамики. Однако их продукция в 1930-е годы еще не достигает высокого уровня. Лишь со второй половины 1940-х годов наступает подлинное возрождение традиций Гжели под руководством ученого А.Б.Салтыкова при участии талантливой художницы Н.И.Бессарабовой. Эта работа была связана с восстановлением народного приема росписи, где широкий мазок с прорисовкой деталей создавал законченный рисунок орнамента. Одновременно шел поиск пластической формы изделий, имеющих определенное бытовое назначение. Их оформление синей кобальтовой росписью делало каждый предмет нарядным и привлекательным.

Развитие искусства гжельского промысла в последующие десятилетия идет очень целенаправленно. К началу 80-х годов фарфор Гжели получает признание у нас в стране и за рубежом.

Зарождение хохломской росписи.  Уже в те далекие времена, о которых мы пытаемся составить представление, по данным археологических раскопок, в Заволжье занимались изготовлением деревянной посуды. Дерево было самым удобным и доступным материалом для создания предметов быта. Из древесных стволов выдалбливали проворные челноки – "ботнички", вырезали фигурные ковши, украшая их ручки резными силуэтами коней, вытачивали разнообразные формы посуды. Всем, кто селился в этих местах, приходилось заниматься ремеслами. Земли здесь были неплодородными, урожая до весны не хватало. Только лесные богатства да проворные руки спасали от голода и нужды. Близость великого волжского пути способствовала тому, что деревянную посуду здесь рано стали изготовлять для продажи.

Однако первые посудные промыслы Заволжья еще ничем не отличались от множества таких же производств, развивавшихся на территории нашей страны. Как и в других районах, местные мастера покрывали изделия льняным маслом или приготовленной из него олифой. Это придавало прочность деревянной посуде, она становилась и более красивой. Когда же возникло искусство золотой Хохломы? Мы не располагаем данными, чтобы ответить определенно на этот вопрос. Вероятно, мастера Заволжья начали расписывать посуду задолго до того, как освоили технику "золотой" окраски. Еще в XIX веке наряду с "золоченой" деревянной посудой здесь изготовляли и дешевые чашки и солонки, поверхность которых украшалась только простейшими геометрическими узорами – розетками, ромбиками, спиралевидными завитками и волнистыми линиями, наносимыми штампиком или кистью.

Знакомясь с сохранившимися в музеях деревянными сосудами XV, XVI и XVII веков, изготовлявшимися при монастырях, мы не находим среди них изделий, поверхность которых была бы окрашена в золотистый цвет приемами, близкими Хохломе. Они похожи на хохломские лишь по форме, киноварному фону, а иногда и по украшающим их золотым пояскам, но пояски эти нанесены порошком твореного золота, который не применяли в Хохломе.

Самые близкие хохломской росписи приемы мы встречаем у иконописцев. Мастера древней Руси умели экономить дорогостоящий металл. Чтобы окрасить фон иконы в золотистый цвет, они использовали иногда не золото, а порошок серебра. После выполнения живописи икону покрывали лаком, приготовленным из льняного масла, и подвергали прогреванию в печи. Под влиянием высокой температуры пленка лака приобретала золотистый оттенок, а серебряный порошок, просвечивающий сквозь нее, делался похожим на золото. Особенно широкое распространение этот прием получил в XVII–XVIII веках, когда убранство русских храмов становится особенно богатым и пышным. Многие особенности росписей Хохломы были результатом слияния в промысле двух традиционных линий русского декоративного искусства, одна из которых восходила к орнаменту иконописи и рукописной миниатюры, а другая к ремеслам древней Руси. В каждой из них по-своему проявлялись народные национальные особенности понимания орнамента, в каждой были профессионально сложившиеся приемы.

На основе этого наследия в Хохломе происходит формирование уже нового искусства, связанного в своих дальнейших судьбах с оформлением предметов народного быта.

Растительный орнамент, привнесенный в Хохлому иконописцами, претерпевает существенные изменения. Он становится значительно более лаконичным и четким. На характер его композиции большое влияние оказали традиции древнейшего геометрического орнамента, отличавшегося классически простыми и совершенными приемами построения узоров.

На изменении трактовки орнамента сказалось и восприятие мотивов природы, свойственное народным мастерам. На смену характерным для рисунков XVII века цветам и растениям приходили другие – более понятные и знакомые. Тюльпан становился похожим на колокольчик, лист винограда на лист клена, а рядом с ними появляются поэтичные веточки с русскими северными ягодами брусники и клюквы.

Жостовская роспись.  Жостовская роспись – народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIIIв. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии – Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле. Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь: листы штампуют, затем подносы проходят вальцовку для придания жесткости бортам. После этого подносы грунтуют, шлифуют и несколько раз покрывают масляным лаком обычно черного цвета с просушкой каждого слоя в печи. Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, полагаясь на собственную фантазию. Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Орнаментальный узор наносится "твореным" золотом (золотым порошком, разведенном в прозрачном лаке или скипидаре) или гульфарбой (белой краской с лаком), которую присыпают алюминиевым порошком. Основной мотив росписи – цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Вначале делается замалевка (основные силуэты букета), затем выправка: накладываются тени, прописываются светлые места, наносятся плотные мазки, блики. Тонкими линиями – прожилки листьев, тычинки, а потом крупные цветы связываются с более мелкими элементами узора травами, стеблями и т.д., в последнюю очередь наносится орнамент, расположенный на бортах (т.н. уборка). После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой в печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального блеска.

Распространенные мотивы росписи жостовских подносов – букеты и натюрморты, цветы, вазоны, гирлянды. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др. С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове, с. Троицком, Сорокине, Хлебникове и др. Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825 году) откупившихся на волю крестьян — братьев Вишняковых. В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну – "Металлоподнос" в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960 г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи. Для жостовской росписи характерны и так называемые ландшафты, представлявшие собой чаще всего наивно-лубочную интерпретацию романтических пейзажей. Давая эффектные виды с экзотическими замками и руинами на берегах водоемов, причудливыми холмами и скалами, озаренными порой малиново-красным закатом, мастера стремились создать празднично-приподнятое декоративное изображение природы. В решении таких композиций большую роль играли и богатство фантазии, и быстрота рук" мастера.

В начале 1810-х годов предприимчивая семья крестьян Вишняковых – братья Тарас, Егор и Филипп – организовала в деревне Жостово производство лаковых табакерок. Примером для Вишняковых послужила табакерочная фабрика П.Коробова – П.Лукутина в сельце Данилково (ныне – Федоскино). Из ранних произведений мастерской Вишняковых сохранились лишь две шкатулки из папье-маше. Ассортимент продукции, выпускаемой Вишняковыми, со временем расширялся, и значительное место в нем стали занимать разнообразные подносы. Лакированные подносы с росписью были известны в России уже в XVIII веке. Славились уральские железные подносы из Нижнего Тагила. При этом функции подноса не исчерпывались подачей блюд при сервировке стола. Первое упоминание об изготовлении Вишняковыми расписных металлических подносов встречается в материалах Петербургской выставки Российских мануфактурных изделий 1839 года. Изготовление подносов считалось прибыльным делом, и опыт Осипа Вишнякова поддержали не только в Жостове, но и в соседних деревнях. Мастерские Вишняковых оставались законодателем моды в росписи подмосковных подносов на протяжении всего XIX века. На выставках их подносы признавались лучшими по росписи, качеству лака и полировки. Секрет успеха заключался в том, что железо покрывали грунтом, многократно лакировали и тщательно полировали как с лицевой, так и с оборотной стороны. Другой крупной мастерской, в которой также изготавливали и шкатулки из папье-маше, и металлические подносы, была мастерская Цыгановых в деревне Новосильцево. Подносы Цыгановых отличались от вишняковских. Сохранились подносы с цветочным обрамлением по краю поля, с серебристыми графическими цветами. Произведения Цыгановых также неоднократно награждались медалями на выставках. В годы первой мировой и гражданской войн производство подносов прекратилось, но в Произведения жостовских художников стали экспонироваться в лучших выставочных залах Москвы. Жостовское искусство популярно не только в России: художники выезжают в Англию, США, Австралию, где проводят мастер – классы.

Экономические перемены 1990-х годов сказались и на жостовском промысле. Число занятых в производстве людей сократилось, но наиболее талантливые и преданные своему искусству мастера продолжают работать, а традиционность и высокое качество обеспечивают их изделиям постоянный спрос и любовь ценителей. Жостовское искусство популярно не только в России: художники выезжают в Англию, США, Австралию, где проводят мастер – классы.

III. Закрепление.

Выполнение

ТЕСТ по «ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ»

  1. Какое население преобладает в Центральной России?
    А. городское
    Б. сельское

  2. Какой народ преобладает в Центральной России?
    А. Чуваши.
    Б. Мордва
    В. Марийцы
    Г. Русские

  3. В состав, какого района входят республики?
    А Центрального
    Б Волго-Вятский
    В Центрально-Черноземный

  4. Золотая Хохлома” --это народный промысел
    А. г. Кирова
    Б. г. Семенова
    Г. Села Богородского

  5. В городе Ростове в Ярославской области изготавливают
    А Финифть
    Б. деревянные игрушки
    В. лаковую миниатюру

  6. На территории Центральной России находятся города миллионники..
    А. Москва
    Б. Воронеж
    В. Нижний Новгород
    Г Санкт-Петербург
    Д. Псков.

  7. Укажите древние города Центральной России
    А. Новгород
    Б. Дубна
    В. Санкт-Петербург
    Г. Псков

  8. Самая высокая доля горожан в
    А Центральном районе
    Б Волго-Вятском районе
    В Центрально-Черноземном районе
    Г Северо-Западном районе

  9. Городов миллионников нет в
    А Центральном районе
    Б Волго-Вятском районе
    В Центрально-Черноземном районе
    Г Северо-Западном районе

Заполните таблицу

Название промысла

Время образования

География возникновения

 

 

 






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Ярмарка народных художественных промыслов Центральной России

Автор: Полуэктова Марина Владимировна

Дата: 02.11.2016

Номер свидетельства: 354733

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Интегрированный урок-ярмарка по географии и искусству "Традиционные промыслы Центральной России" "
    ["seo_title"] => string(104) "intieghrirovannyi-urok-iarmarka-po-ghieoghrafii-i-iskusstvu-traditsionnyie-promysly-tsientral-noi-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "177564"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424682459"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Урок-ярмарка по географии и искусству "Традиционные промыслы Центральной России" "
    ["seo_title"] => string(86) "urok-iarmarka-po-ghieoghrafii-i-iskusstvu-traditsionnyie-promysly-tsientral-noi-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "177570"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424682933"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Интегрированный урок по географии и искусству "Традиционные промыслы Центральной России" "
    ["seo_title"] => string(95) "intieghrirovannyi-urok-po-ghieoghrafii-i-iskusstvu-traditsionnyie-promysly-tsientral-noi-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "177549"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424681294"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Проект "Россия - Родина моя!" в подготовительной к школе группе"
    ["seo_title"] => string(58) "proiektrossiiarodinamoiavpodghotovitielnoikshkolieghruppie"
    ["file_id"] => string(6) "284549"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453995197"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства