Просмотр содержимого документа
«Географическое положение Северной Америки. История открытий и исследований»
Тема урока «Северная Америка.
Географическое положение, история открытия и исследования».
Цели урока:
Создание условий по усвоению знаний по теме «Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования».
Оборудование: физическая карта Северная Америка, презентация PowerPoint, УМК – учебник «География материков и океанов» 7 класс Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, атлас 7 класса, контурные карты.
Прогнозируемые результаты (должны знать и уметь):
определять ГП Северной Америки, координаты крайних точек;
показывать и называть элементы береговой линии Северной Америки;
называть имена путешественников – исследователей Северной Америки, их основные открытия и исследования.
Ход урока:
1. Самоопределение к деятельности.
Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне.
Здравствуйте, садитесь! Я очень рада вновь вас приветствовать на уроке географии.
Слайд 1
– Ребята, многие из вас, как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И тогда я вспомнила слова поэта А. Твардовского:
Есть два разряда путешествий.
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте.
Листать обратно календарь.
2. Актуализация знаний
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».
Слайд 2
Ребята мы с вами уже 3 год изучаем географию.
1.Давайте вспомним, как называется курс географии в этом учебном году? А какую часть курса вы уже изучили? (океаны)
2. А что ещё мы начали с вами изучать? (материки)
3. А что же такое материк? Сколько всего материков? Назовите и покажите их на карте. (Материки – большие участки суши, со всех сторон окруженные океаном).
4. На какие 2 группы можно разделить все материки? (южные и северные)
5. Давайте, с вами вспомним, а какие материки мы с вами уже изучили?
- Африка, Австралия, Южная Америка, Антарктида.
6.. Что объединяет эти материка?
- перечисленные материки – южные.
7. Почему Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду мы относим к группе южных материков?
- эти материки пересекаются экватором или полностью находятся в южном полушарии.
Слайд 3
Молодцы! Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Найди лишнее!». Перед вами на экране характеристики южных материков. Выберите номера тех характеристик, которые не относятся к южным материкам.
- №1 - пересекаются Северным полярным кругом;
№5 - омываются морями Северного Ледовитого океана;
№ 9 - большая часть территории расположена в умеренном климатическом поясе;
№ 13 - относительно экватора находятся в северном полушарии.
Молодцы! Обратите еще раз внимание на выделенные фрагменты, карточки которые вы назвали. Как вы думаете, а для каких материков будут характерны предложенные характеристики?
- для северных.
Назовите материки, которые будут относится к северным?
-Северная Америка, Евразия.
3. Постановка учебной задачи:
На экране демонстрируются слайды с видами С.Америки и идёт сопроводительный текст
Эй, проснитесь, кто уснули! От Гудзона до Миссури, От пологих Аппалачей, До Скалистых Гор, Слайд 4 Раньше было все иначе – Не стояло ферм и ранчо, В прериях бизон водился, А в ручьях – бобер Эй, пригнитесь, свищут стрелы! слайд 5 Всем беда, кто кожей белый, То апачи иль команчи На тропе войны. Нас стада бизонов спрячут, Слайд 6 И по прериям поскачут, От индейцев оторвемся, Скальп не отдадим! слайд 7 Эй, скакали мы не даром – Перед нами Ниагара!
Я хочу вам рассказать об одном материке, который удивляет всех своей природной уникальностью. Это великолепная горная система – Кордильеры (протяженность, которых 7000 км). Большой Каньон - самое большое в мире ущелье, образованное течением реки Колорадо. Не оставит вас равнодушным Йеллоустонский национальный парк – самый первый в мире национальный парк. Загадка природы – скала, которое носит название Башня Дьявола. На территории этого материка находится второй по величине водопад Ниагарский. Здесь же можно соприкоснуться с древней цивилизации Майя. Ну, и, конечно же, визитная карточка этого материка – статуя Свободы.
1. Как вы думаете, о каком материке идет речь?
- о материке Северная Америка.
2. Как вы думаете какая тема нашего урока…. Давайте с вами вспомним с чего начинается изучение любого материка.
Последовательность изучения материка: Слайд 8
- географическое положение, история открытий и исследований;
- геологическое строение и рельеф;
- климат;
- гидрография или внутренние воды;
- природные зоны;
- население.
- регионы слайд 9
Мы начинаем изучение Северной Америки с описания ГП и истории исследования. Ведь не возможно описывать материк не зная его местоположение.
Откройте свои рабочие тетради, запишите число и тему урока.
- ГП Северной Америки, история открытий и исследований СА.
Называют цель и ты показываешь слайд 10
Первое, что мы с вами будем делать – это описывать географическое положение материка Северная Америка.
Вместе с материком Южная Америка какую часть света они образуют? Что такое часть света?
А как же появились материки? Давайте вспомним историю происхождения материка, т.е. родословную. Слайд 11
Северный материк Лавразия распался на два материка, одним из которых является Северная Америка. Значит фамилия – Лавразия, имя – С.Америка.
Прежде чем мы приступим к описанию ГП материка давайте вспомним и выясним самое главное о нем:
Чему равна площадь материка?(давайте найдём в учебнике)
Слайд 12
Северная Америка – третий материк нашей планеты по площади, которая составляет 24.3 млн км в кВ.( без островов – 20.3)
Максимальная =6194м. – г. Мак – Кинли
Самая нижняя: Долина смерти - 86 м. ниже уровня моря
Слайд 13
План описания ГП материка:
Положение материка по отношению к экватору, нулевому меридиану, тропикам и полярным кругам.
Крайние точки материка и их координаты.
Протяженность материка с севера на юг в градусах и километрах.
Моря и океаны, омывающие материк.
Положение материка в климатических поясах.
Береговая линия материка.
Положение материка относительно других материков.
Слайд 14
Определение ГП материка
1. -- Положение по отношению к экватору, 0 меридиану, тропикам, полярному кругу
(уч-ся работают по карте, делают вывод)
С.Америка по отношению к экватору расположена в Северном полушарии.
2. По отношению к нулевому меридиану С.Америкарасположена в Западном полушарии. Далеко заходит за полярный круг. На юге пересекает северный тропик.
Вывод:С.Америка расположена в 2 полушариях
Слайд 15 на этом слайде задерживаемся пока не определим протяженность
3. Крайние точки
- Какие точки называются крайними?
Назвать крайние точки материка и нанести на контурную карту. Продолжаем работать по карте
Самостоятельная работа по вариантам: Определить географические координаты крайних точек (4 варианта)
Крайние точки
название
Географические координаты
Северная
Южная
Западная
Восточная
мыс Мёрчисон
мыс Марьято
мыс Принца Уэльского
мыс Сент - Чарльз
72 с.ш,94 з.д
7с.ш, 80з.д.
65с.ш, 168з.д.
52с.ш,55з.д.
(когда один ученик показывает крайнюю точку, остальные наносят на контурную карту)
4.Сегодня мы с вами продолжаем определять протяженность материка в градусах и километрах с запада на восток и с севера на юг.
Чему равна протяженность с северана юг?
Длина 1˚ любого меридиана равна 111 км
Если мы разделим 20000 на 180 получим 111 км. Значит длина 1 градуса по меридиану равна 111 км.).поэтому при определении расстояния к километрах нужно разницу между градусами умножить на 111.
C севера на юг : 71°50" с. ш. - 7°12′ с. ш. = 64°38"
Так как длина дуги меридиана в 1 градус составляет 11 км., то 64° *111,1 км=7110км
Длина 1 ˚ параллели неодинакова, чем дальше от экватора на север тем параллель короче,
Мы с вами рассчитаем протяженность с запада на восток по 40 параллели, длина которой в километрах равна 85,4?
( Параллель. Длина окружности уменьшается от экватора к полюсам. Если меридианы одинаковые по длине, то параллели разные. Длину 1 градуса параллели в километрах можно увидеть на карте)
C запада на восток по 40 параллели: 124° з. д. - 74" з. д. = 50° Так как по 40 параллели длина дуги в 1 градус равна 85,4, то
50°* 85,4 км = 4270 км
Слайд 16
5.Северная Америка лежит в следующих климатических поясах:
- Субэкваториальный;
- Тропический;
- Субтропический;
- Умеренный;
- Субарктический;
- Арктический.
Основная часть с. Америки лежит в умеренном климатическом поясе.
Слайд 17
6.Приготовились, сели поудобнее, отправляемся в плавание вокруг материка.
На столе лежат конверты с названиями океанов установите соответствие к бассейнам каких океанов относятся моря и заливы.
- Северный Ледовитый океан, Чукотское море, Берингов пролив, Берингово море;
- Тихий океан, пр.Шелихова, Калифорнийский залив;
- Атлантический океан, Панамский канал, Карибское море, Саргассово море;
- Денисов Пролив, Гудзонов залив, море Баффина.
Слайд 18
Совершите путешествие вокруг материка Северная Америка. Обратите свое внимание на береговую линию. Протяженность береговой линии Северной Америки равна 75 600 км. Проведите анализ береговой линии. В какой части материка береговая линия сильно изрезана, а в какой меньше? Заполните таблицу, используя карту:
острова
полуострова
заливы
проливы
Вывод: На карте видно, как много на материке полуостровов, морей, заливов омывают берега. Множество крупных и малых островов вдоль Берегов Северной Америки. Береговая линия сильно изрезана, особенно на севере.
Слайд 19
Северная Америка граничит с Южной Америкой на юге, с Евразией на западе.
Слайд не листать пока не скажу.
Сейчас ребята давайте отложим в сторону тетради и поработаем с контурной картой:1 вариант подписывает острова и полуострова с размерами если таковые имеются в статистических данных, 2 вариант моря и заливы с размерами.
Как вы думаете что является отличительной чертой географического положения Северной Америки по сравнению с ранее изученными материками? Она находится в северном полушарии.
У вас на парте таблица «Сравнение ГП Южной и Северной Америки» заполните ее пожалуйста и сделайте вывод о сходстве и различии ГП.
Руки подняли и покачали (Качаем поднятыми вверх руками.)
Это деревья в лесу. (Плавно опускаем руки вниз.)
Руки нагнули, кисти встряхнули — (Встряхивание кистей рук.)
Ветер сбивает росу. (Машем руками перед собой.)
В стороны руки, плавно помашем (Руки в стороны.)
Это к нам птицы летят. (Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.)
Как они сядут, тоже покажем, (Приседания.)
Крылья сложили назад. (Встали, спрятали руки за спину.)
Поднимаем руки все – это "раз".
Повернулась голова — это "два".
Руки вниз, вперёд смотри — это "три".
Руки в стороны пошире развернули на "четыре",
С силой их к плечам прижать — это "пять".
Всем ребятам тихо сесть — это "шесть".
Слайд 22
Учитель: Корабли бороздят океаны
Взад-вперед, в каждом месте Земли.
В Заполярье и в жаркие страны
Свой маршрут проложили они.
В наше время достигнуто это,
А четыре столетья назад
Люди тщетно искали ответа,
Где находится Алтай или Чад.
Вы уже поняли, что мы переходим к вопросу открытие и исследование Северной Америки. Синиченко Владе было домашнее задание подготовить сообщение о путешественниках, которые имеют отношение к открытиям Северной Америк и ее исследованием. Влада будет вам рассказывать о путешественниках, а вы должны внимательно слушать и ответить на 3 вопроса: когда? кто? что сделали?
Слайды 23-32
Таблица «История исследования Северной Америки»
Дата
Исследователь
Событие
982
Эрик Рауди
Поселился на Гренландии. Его выгнали из Исландии за тяжёлые преступления
1000г
Лейв Удачливый
Сын Эрика. Снарядил судно, на котором двигаясь из Гренландии на юг, достиг скалистой земли, которую назвал Хеллуанд – «Страной плоских камней», Лабрадор.
1492г
Х.Колумб
Высадился на материк во время 5 плавания. Открытие острова Куба
1519г
1523г
Э.Кортес
Поход в С.Америку, который завершился завоеванием государства ацтеков, расположенного там, где находится Мексика. Затем открыл полуостров Калифорния
15век
Джон Кабот
Открыл о.Ньюфаундленд, побережье полуострова Лабрадор
17-18 вв.
Генри Гудзон и А.Макензи
Исследовали северные и восточные части материка. Гудзон открыл реку, залив и пролив, которые теперь носят его имя
20век
Р.Амундсен
Первый совершил плавание вдоль северного побережья материка, установил ГП Северного магнитного полюса Земли
1741г.
Витус Беринг и Алексей чириков
Прошли вдоль Алеутских островов, подошли к берегам Аляски
18 век
Г.И.Шелихов
Создавал первые русские поселения, основал торговую компанию, содействовал промыслу пушного и морского зверя на северных островах Тихого океана и на Аляске
5. Первичное закрепление.
Цель: закрепить знания по новой теме
Учитель: молодцы, ребята, хорошо поработали.
Слайд 33
I. А сейчас давайте с вами поиграем в игру «Знаешь ли карту?». Перед вами на экране вопросы. Выберите правильные ответы.
II. Найди на карте.
1. Какой залив севернее Мексиканский или Гудзонов?
2. Какое море восточнее Лабрадор или Берингиво?
3. Где находится остров Гренландия: с севера или юга от
Северной Америки?
4. Какой полуостров южнее Флорида или Юкатан?
5. Берингов пролив разделяет Северную Америку с
Южной Америкой или Евразией?
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.
Учитель: Наш урок подходит к концу. И сейчас я хотела бы узнать, что нового, нужного и интересного вы узнали на уроке?
Задание: дополни предложение:
я знал (а), что….
я узнал (а), что…
мне больше всего понравилось….
мне не понравилось….
7. Домашнее задание.
Цель: проанализировать свои знания по новой теме.
Домашнее задание § 42;
- найти значение (перевод) географических названий Северной Америки