ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
Предмет | География | 7 класс | Урок № 46 |
Тема урока | Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Учащиеся смогут: Давать определение понятию: физико-географическое положение Северной Америки. Определять в чём состоят особенности физико-географического положения Северной Америки; координаты крайних точек Северной Америки Рассказывать о путешественниках и исследователях Северной Америки, и объяснять результаты их работы. | Ставить учебную задачу под руководством учителя; Планировать свою деятельность под руководством учителя; Оценивать работу одноклассников, выявлять причинно-следственные связи; Работать с текстом: наносить информацию на к/к, составлять таблицы; Выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | Осознавать целостность мира (природы, население, хозяйство) и вырабатывать собственные мировоззренческие позиции. Обучающиеся смогут использовать источники географических знаний для решения учебных и практико-ориентированных задач. |
Решаемые учебные проблемы | Почему автор учебника назвал этот раздел «Северная Америка – знакомый незнакомец»? Что является главной отличительной чертой географического положения Северной Америки по сравнению с ранее изученными материками? |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Северная Америка, умеренные широты, империя инков, Калифорния, Канадский Арктический архипелаг, Гренландия, Лабрадор, Гудзонов залив, Большие Антильские острова, Аляска, Панамский перешеек, Флорида, Юкатан, Мексиканский залив, Карибское море, Русская Америка, Г.Гудзон, Х. Колумб. Дж.Кабот, А. Маккензи, Н. Вавилов. |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Мультимедийный проектор с экраном, электронная презентация «Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования», карта: «Физическая карта Северной Америки», картинка «История открытия и исследования Северной Америки». |
Образовательные интернет-ресурсы | http://www.tours.ru/country - Острова и страны. Географическое положение, название валюты, национальная символика. http://www.gde-eto.narod.ru – Географический словарь, в котором находится информация о странах, городах, материках, островах, пустынях, ледниках и т.п. geografia.ru - География.ру - клуб путешествий. nature.worldstreasure.com - "Чудеса природы". |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
1. ЭТАП 1 Актуализация знаний |
Деятельность учителя Подводящий диалог - Мы продолжаем путешествие по материкам. Давайте вспомним, какие материки мы с вами уже изучили? (сл. 1-4) - У вас на парте находятся карточки с изображениями материков (работа в парах). Выложите в одну линию названия тех материков, которые мы прошли. Это будет первая группа материков. В другую линию выложите карточки с названиями материков, которые остались. Какие материки вы отнесли к этой группе? - Известно уже, что каждый из изученных материков имеет свои особенности: ГП, рельефа, климата и т.д. -- Сегодня мы продолжим изучать эти особенности, но только на примере другого материка. Откройте физическую карту мира и предположите, о каком материке идёт речь? Свой ответ обоснуйте. (Сл. 5) Омывают океаны С трех сторон сей материк, А на крайнем севере трудней всего Найти где суша, где ледник, Снегом здесь покрыта вся Земля. Он похож на треугольник, С ним живем на одной мы широте, Однако, в разных полушариях Мы находимся давно уже. Секвойя здесь произрастает, Высотою поражает. А букет озёр великих Материк сей украшает. И когда-то здесь давно Люди золото искали На пути своем, встречая племена индейцев. Видели они и Долину Смерти, и Большой каньон Удивило их ещё много кругом. - Наше путешествие по северным материкам начинается с Северной Америки. - А по каким признакам мы никогда не спутаем материки? - Давайте теперь вместе сформулируем тему урока. Тема нашего урока «Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования». (Сл. 6) | Деятельность учащихся - Вспоминают материки, которые уже изучили: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка - Учащиеся выкладывают первую группу карточек - южные материки (Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка). Второй группой будут северные материки: Евразия, Северная Америка. Открывают физическую карту в атласе (стр. 2-3). - Это Северная Америка. Омывают его три океана: Тихий, Атлантический и Северный Ледовитый. На севере расположилась большая группа островов, которая покрыта снегом и льдом, поэтому сложно отличить, где суша, а где вода. Материк имеет форму треугольника. Северная Америка тоже, как и Евразия разместилась между Экватором и Северным полюсом. Но Евразия располагается в основном в Восточном полушарии, а Северная Америка – в Западном полушарии. Секвойя – самое высокое дерево Земли. Речь идёт о Великих Североамериканских озёрах. Материк Северная Америка как Новую часть света так же захватила «золотая лихорадка». Искатели золота видели Долину Смерти, где многие и погибли. Ошибочно Х. Колумб назвал местных жителей индейцами, так за ними и «закрепилось» это название. - По особенностям географического положения и природным компонентам. - Учащиеся записывают дату и тему урока в тетрадь. Запись: «Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования». |
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации |
Деятельность учителя - Что является главной отличительной чертой географического положения Северной Америки по сравнению с ранее изученными материками? (Сл. 7) - Почему автор учебника назвал этот раздел «Северная Америка – знакомый незнакомец»? | Деятельность учащихся - Она полностью располагается в Северном полушарии. - Северная Америка, как и Евразия, разместились в Северном полушарии, между Северным тропиком и Северным полярным кругом. И мы помним, что они когда-то были одним целым материком – Лавразией, который раскололся на Евразию и Северную Америку. Поэтому некоторые черты природы между этих материков будут схожи. |
3. ЭТАП целеполагания и планирования |
Деятельность учителя - Почему изучение любого материка мы начинаем с географического положения? (Сл. 8) - Так какую цель перед изучением этой темы вы перед собой поставите? Попробуйте сформулировать цель урока. Учитель при необходимости корректирует или уточняет цель урока. - Что бы достигнуть этой цели нам необходимо составить план работы на уроке (Сл. 9). Учитель при необходимости корректирует или уточняет план урока. | Деятельность учащихся Потому что это своеобразный адрес материка, который влияет на его природу. Тем самым мы можем в дальнейшем сделать предположения об особенностях рельефа, климата, растительного и животного мира материка. Учащиеся формулируют цель урока. Возможные формулировки целей: - сможем определить географическое положение материка; - положение материка по отношению к экватору, нулевому меридиану; - определять координаты крайних точек материка и его протяженность в градусах и километрах; - назвать имена путешественников исследователей материка, и объяснять результаты их работы. - Отвечают, чтобы достигнуть цели нашего урока необходимо использовать информацию из учебника, рисунки, карты атласа. Для этого читают пункты текста учебника, выделенные жирным шрифтом, намечают и составляют план изучения новой темы. План урока: 1. ГП Северной Америки; 2. История открытия Северной Америки. |
4 ЭТАП "Открытие" нового знании. |
Деятельность учителя - Вспомните план характеристики физико-географического положения материка. (Сл. 10) - Мы начинаем описание ФГП материка. Где находится Северная Америка относительно условных линий на карте? (Сл. 11 - 12) - Так как материк находится от экватора целиком в северном направлении, и 0-й и 180-й меридианы не пересекают материк, то какие полушария занимает Северная Америка? (Сл. 13) - Самостоятельно нанести на контурную карту крайние точки Северной Америки и определить их географические координаты. В случае затруднения с определениями крайних точек материка откройте стр. 9 в учебнике (часть 1). - А теперь как нам посчитать протяженность материка с Севера на Юг и с Запада на Восток в градусах и километрах? - Итак, какой же результат получился. Проверьте и помогите друг другу. Учитель корректирует или исправляет в случае неверного ответа подсчеты. - Что получалось у вас успешно? - Где возникли трудности? - С помощью климатической карты определите, в каких климатических поясах расположена Северная Америка (Сл. 17). - Какое положение имеет Северная Америка по отношению к другим материкам и чем отделяется от соседних материков? Какими океанами омывается? (Сл. 18) - Откройте стр. 9 учебника, часть 1 и прочитайте сведения о площадях материков Земли. Какова площадь Северной Америки и её место в мире по размерам? (Сл. 19) | Деятельность учащихся - Вспоминают и перечисляют пункты плана, который есть в тетради, или открывают учебник на стр. 282. - От экватора материк находится целиком и полностью в Северном полушарии, от нулевого меридиана Северная Америка находится в Западном полушарии, 180-й меридиан не пересекает материк. Разместился материк между Северным полярным кругом и Северным тропиком (записывают план ФГП Северной Америке себе в тетрадь). - Северная Америка – материк Северного и Западного полушарий. Учащиеся самостоятельно выполняют задание, наносят результаты на к/к: Мыс Мёрчисон – Северная крайняя точка 72° с.ш 94° з.д. Мыс. Марьятто – Южная крайняя точка 7° с.ш. 81°з.д. Мыс Принца-Уэльского – Западная крайняя точка 65°с.ш. 168° з.д. Мыс Сент-Чарльз - Восточная крайняя точка 52° с.ш. 55°з.д. (Сл. 14). С помощью географических координат, которые мы определили. Итак, расстояние материка с севера на юг в градусах (мыс Марьятто – мыс Мёрчисон) равно 72°-7°= 65°. Для того что бы посчитать в километрах, мы знаем, что 1° на любом меридиане Земли равен – 111,3 км. Получается 65° *111,3км = 7235 км. (Сл. 15) Для того что бы высчитать протяжённость материка с Запада на Восток, нужно измерить линейкой расстояние от мыса Принца Уэльского до мыса Сент – Чарльз: 16,2 см. Масштаб равен 1 см – 350 км. Протяженность материка равна 16,2 см *350 км. = 5670 км. (все записи делают в тетради) (Сл. 16) Учащиеся обмениваются тетрадями друг с другом и проверяют работы, консультируются у одноклассников, учителя. - Легко определяли географические координаты. - Трудно измерять в градусах протяженность материка и не путать географическую широту с географической долготой. - Северная Америка имеет большую протяженность с севера на юг, поэтому здесь можно встретить все существующие климатические пояса, кроме экваториального. - Северная Америка относительно Южной Америки лежит на Севере, относительно Антарктиды – тоже в северном направлении, а от Африки на северо-западе; от Евразии отделяется Беринговым проливом, от Южной Америки – Панамским каналом. Омывается на востоке Атлантическим океаном, севере – Северным Ледовитым океаном, западе – Тихим океаном. - Северная Америка занимает по площади третье место в мире после Евразии и Африки. |
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. |
Деятельность учителя - Наше изучение материка Северной Америки продолжается. Докажите, что береговая линия Северной Америки сильно изрезана по сравнению с Южной Америкой. Для этого вам потребуется физическая кара, атлас и к/к. При работе 1 ряд изучает изрезанность береговой лини с востока и юга, 2 ряд – с севера, 3 ряд – с запада. - На стр. 7 к/к нанесите береговую линию Северной Америки. (Сл. 20) - Какой вывод вы можете сделать относительно береговой линии Северной Америки, если ее сравнивать по отношению с Южной Америкой. - Найдите признаки сходства и различия ФГП Северной Америки с Южной Америкой (Сл. 21-22) - Особого внимания заслуживает вопрос открытия и исследования Северной Америки. Используя стр.122-123 учебника назовите имена путешественников внесший вклад в открытие и исследования материка. (Сл. 23 - 24) | Деятельность учителя Учащиеся отвечают парами: один с места, другой у доски дублирует одноклассника, показывая географические объекты по карте. 1 ряд - На востоке и юге материк омывается водами Атлантического океана: Гудзонов залив, полуостров Лабрадор, Юкатан, Флорида, Саргассово море, Мексиканский залив, залив Св. Лаврентия, Карибское море, Большие Антильские острова, о-в Ньюфаундленд. 2 ряд - вдоль северного берега: материк омывается водами Северно-Ледовитого океана: море Баффина, море Бофорта, полуостров Бутия, остров Баффинова Земля, Гренландское море и остров Гренландия. 3 ряд - На западе и северо-западе воды Тихого океана - полуостров Аляска, Алеутские острова, Берингово море, Берингов пролив, полуостров Калифорния, залив Калифорнийский. - Наносят номенклатуру береговой линии Северной Америки. - Береговая линия Северной Америки сильно изрезана по сравнению с Южной Америкой, здесь много островов, полуостровов, заливов, морей и проливов. -Учащиеся кратко записывают данные в таблицу | Ю/А | С/А | Сходство | Западное полушарие, похожи на треугольники | Различие | Основная часть в Южном полушарии, омывают 2 океана (А/о, Т/о). | Северное полушарие, омывают 3 океана (СЛ/о, А/о, Т/о) | - Открывают стр. 122-123 и называют: Лейва Эйриксона, Джон Кабот, Х.Колумб, Г. Шелихов, А. Маккензи, Н.Вавилов. |
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока). |
Деятельность учителя - Давайте вспомним тему нашего урока. -Чему мы сегодня научились? -Что узнали интересного? - Используя свои новые знания, классифицируйте географические объекты, упомянутые в тексте параграфа. Укажите признак, в соответствии с которым вы провели классификацию. Озаглавьте каждую группу объектов. - Вы хорошо поработали, дружно и активно, Молодцы! | Деятельность учащихся - Тема нашего урока: «Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования». - Мы научились сравнивать ФГП Северной Америки с Южной Америкой. - Новые географические объекты, имена великих путешественников, историю открытия материка. - Выполняют задание, предлагают различные варианты. |
8 ЭТАП Домашнее задание. Выучить §42. Используя материалы параграфа, а так же дополнительные источники информации, заполнить таблицу о вкладе каждого путешественника в открытие и исследование материка (Кто – Когда – Что). Индивидуальное задание: Выписать объекты-близнецы (географические объекты с одинаковыми названиями) по всей территории Северной Америки (Сл. 25). |