Просмотр содержимого документа
«Географическое положение Северной Америки»
Тема урока: «Географическое положение Северной Америки»
Цель: выявить особенности географического положения материка Северная Америка, изучить историю исследования материка.
Задачи урока:
образовательные:
формирование у учащихся представлений о географическом положении объекта
познакомить с путешественниками, внесшими вклад в исследование и изучение Северной Америки
формирование умения составлять характеристику географического положения материка
формирование умений работать с картами атласа, контурной картой
развивающие:
развитие мотивации учебной деятельности,
развитие логически мыслить и лаконично излагать свои суждения,
развитие навыков самостоятельного поиска необходимой информации,
развитие умения устанавливать естественные связи, изучаемого материала с жизнью, целостного представления об окружающем мире.
воспитательные:
воспитание внимания и умения слушать,
воспитание умения работать в заданном режиме,
воспитание самоконтроля и дисциплины.
воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов через литературные произведения.
Планируемые результаты: предметные:работать с разными источниками географической информации;умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;картографическая грамотность; умение умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений , адаптации к условиям проживания на определенной территории
Метапредметные:
умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
организации своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
Личностные:
уметь вести диалог на основе взаимного уважения
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях; осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран.
Универсальные учебные действия:
личностные: осознание необходимости изучения географического положения материка Северная Америка, проявление интереса к новому материалу
регулятивные: определение целей учебной деятельности, умение выдвигать версии;
познавательные: умение работать с текстом, находить черты сходства и отличия географического объекта;
коммуникативные:
Оборудование: физ. карта Северной Америки, географические атласы и контурные карты, инструктивные карты, учебник географии, компьютер, проектор, презентация.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения:
Словесные: рассказ учителя с опорой на знания, фронтальная беседа, работа в группах.
Наглядные: презентация
Формы работы учащихся:
коллективная во время рассказа учителя,
групповая с картами атласа.
индивидуальная: при работе: с контурной картой
Использование здоровье сберегающих технологий:
контроль за осанкой во время урока;
смена видов деятельности во время урока.
Межпредметные связи: история, краеведение, математика, литература.
.
Технологическая карта урока
Этапы урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I.Организа-ционный момент
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
2 Актуализа- ция знаний
II. Первичное усвоение знаний
Работа в группах
Отчеты групп
Первичное закрепление
Итог урока
Домашнее задание
Рефлексия
Выставление оценок
Задает вопросы
- Давайте вспомним какие материки мы изучили?
- Почему эти материки называют южными?
- Как назывался древний Северный материк?
- Какие материки образовались из Лавразии?
- Что общего в географическом положении и природе у Северной Америки и Евразии?
Сегодня мы начнем с вами знакомство с одним из северных материков. Послушайте письмо и подумайте кто его мог написать. "Я знаю, что существование такого пути может быть доказано на том основании, что Земля - шар. Тем не менее, чтобы облегчить предприятие, я решился изобразить новый путь на морской карте. Отправляю Его Величеству карту, сделанную мною собственноручно. На ней изображены Ваши берега и острова, откуда Вы можете плыть непрерывно к западу; и места, куда Вы прибудете; и как далеко Вы должны держаться от полюса или от экватора; и какое расстояние Вы должны пройти, чтобы достигнуть стран, где больше всего разных пряностей и драгоценных камней. Не удивляйтесь, что я называю западом страны, где растут пряности, тогда как их обыкновенно называют востоком, потому что люди, плывущие неуклонно на запад, достигнут восточных стран за океаном в другом полушарии. Но если Вы отправитесь по суше - через Ваше полушарие, то страны пряностей будут на востоке...".
- Кто из путешественников мог написать такое письмо в конце 15 века?
О каком материке пойдет речь?
Давайте откроем тетради и запишем тему урока: «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ»
Что вы знаете об этом материке?
Сколько лет со дня открытия будут отмечать жители Северной Америки в 2017 году?
Северная Америка полностью оправдывает свое название т.к. полностью с прилегающими островами располагается в северном полушарии. Здесь находится самая длинная система карстовых пещер. Самые глубокие каньоны, на дне которых протекают реки. Многочисленные гейзеры, расположенные на территории самого первого национального парка в мире Йеллоустонского. У восточного побережья в заливе Фанди наблюдаются самые большие приливы до 18 метров (Рассказ сопровождается слайдами)
Организует работу в группах
1 Картографы
2 Географы
3 Климатологи
4 Путешественники
Слушает, коментирует, поправляет
Физминутка
Стало палубу качать
Ноги к палубе прижать
Руки к верху поднимаем
И тихонько опускаем.
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
Сядьте дети на песок,
Продолжаем наш урок.
1.Путешествие по карте
Учитель коментирует маршрут
2. работа в к. картах
Какой вывод мы можем сделать из сегодняшнего нашего путешествия?
Молодцы! Вы усвоили сегодняшний материал
Вашим домашним заданием будет выполнить работу в контурных картах по заполнению береговой линию и выучить параграф 42 в учебнике.
Продолжите предложение: я унал…….
я хотел бы узнать ……
Отвечают
- Африка, Ю. Америка, Австралия, Антарктида
- Эти материки являются частью древнего Южного материка Гондвана.
- Лавразия
- Северная Америка и Евразия.
- Располагаются в северном полушарии. Большую часть материков занимает умеренный пояс. Имеют сходства природных зон
Христофор Колумб
О материке Северная Америка
Открывают тетради и записывают тему урока.
Предполагаемые ответы
Открыт материк в 1492 году Х. Колумбом.
Вместе с Южной Америкой образует одну часть света - Америка.
Большую часть Северной Америке занимают крупные страны - Канада и США.
Считают и отвечают (2017-1495=525 лет)
По ходу выступления заполняют приложение 1 в инструктивной карте
Картографы
С. Америка третий по размеру материк после Евразии и Африки. Площадь 20,36 млн км, без островов 24,25 млн км. От общей площади суши это составляет 16,2 %, от площади поверхности планеты 0,5 %. Протяженность береговой линии 60 тыс. км. Самая высокая точка г. Мак-Кинли 6193м. Самая низкая точка -85 м Долина Смерти. Вместе с Южной Америкой образует одну часть света, которая долгое время называлась Новым Светом. Материк не пересекается экватором. На севере - СПК, на юге – с. тропик. Нулевым мередианом не пересекается и лежит полностью в западном полушарии.
Географы
Крайние точки материка
Северная точка – мыс Мерчисон
( 72 с.ш., 95 з.д);
Южная точка – мыс Марьято
(8 с.ш., 81 з.д.);
Западная точка – мыс Принца Уэльского
(66 с.ш., 168 з.д.)
Восточная точка – мыс Сент-Чарльз
с.ш., 56 з.д.)
Протяженность с севера на юг (71-7 * 111,1 км) 7 110 км, с запада на восток по 50 параллели
4660 км
Климатологи
Материк располагается в арктическом, субарктическом, умеренном, субтропическом, тропическом и субэкваториальном поясах. Большую часть занимает умеренный пояс. Температура января меняется от +24 С на юге до – 32 С на севере, в июле от + 32 С на юге до 0 С на севере. Годовая амплитуда температур 64 С.
Исследователи( рассказывают о исследовании материка)
Все учащиеся по ходу выступления заполняют приложение 2
Называют объекты береговой линии
- вдоль западного побережья
- вдоль восточного побережья
Наносят объекты на карту.
Отвечают.
Береговая линия материка сильно изрезана, что связано с историей формирования данного континента.
Большой вклад в освоение материка внесли русские мореплаватели и исследователи Шелехов, Беринг, Чириков.
Записывают задание в дневники.
Инструктивная карта
обучающего(й)ся 7 А класса
__________________________
(фамилия, имя)
Приложение 1
Название материка
Площадь, млн. кв. км
Длина береговой линии
Высота,м
Крайние точки
без островов
с островами
Ср.
Макс.
Мин.
С.
ю
З.
В.
Северная Америка
Приложение 2
Дата
Исследователь
Событие
Эйрик Рауди
Лейф Эриксон
Х. Колумб
Д. Кабот
Э. Кортес
Г. Гудзон
А. Маккензи
Р. Амудсен
В. Беринг
Г.И. Шелихов
Задание картографам
1. Каким материкам Северная Америка уступает по площади? Чему равна его площадь? (с.6 учебника)
2. Какую часть суши ( в %) занимает Северная Америка, если площадь суши составляет 149 млн. км. ?
3. Какие точки имеют наибольшую и наименьшую высоту на материке и как они называются? (атлас с.34)
4. Как располагается материк Северная Америка относительно экватора, северного тропика, северного полярного круга и нулевого меридиана?
Задание географам
Назвать крайние точки Северной Америки и определить их координаты.
Определить протяженность материка с севера на юг и с запада на восток
а) по масштабу
б) по градусной сетке
Задание климатологам
В каких климатических поясах располагается Северная Америка? (атлас с. 35)
Какой климатический пояс занимает большую площадь материка?
Как изменяются температуры с севера на юг в январе и июле месяце?
Чему равна годовая амплитуда температур?
Задание путешественникам
Изучив текст учебника и дополнительный материал, заполнить таблицу
Дата
Исследователь
Событие
Эйрик Рауди
Лейф Эриксон
Х. Колумб
Д. Кабот
Э. Кортес
Г. Гудзон
А. Маккензи
Р. Амудсен
В. Беринг
Г.И. Шелихов
История открытия и исследования Северной Америки
Насколько теперь известно, задолго до открытий Х.Колумба, северо-восточное побережье Северной Америки было открыто примерно тысячу лет назад норманнами. Эйрик Рыжий — скандинавский мореплаватель и первооткрыватель, основавший первое поселение в Гренландии в 982 году. Его сын Лейф Эриксон в 1000 году открыл восточный берег Северной Америки (страна “Винланд”) основал поселение. Однако поселение норманнов в Америке были недолговечными и почти не оставили следов.
Для европейцев Америка была открыта 12 октября 1492 г. Х. Колумбом. В этот день он после трудного плавания достиг небольшого острова в Багамском архипелаге (Вест-Индия) и дал ему название Сальвадор (по-испански - “спаситель”).
В 1497 году итальянец, находившийся на английской службе, Джон Кабот открыл для европейцев остров Ньюфаундлен и побережье полуострова Лабрадор. Вслед за путешественниками-первооткрывателями шли конкистадоры-завоеватели.
В 1519 г. начался поход Эрнандо Кортеса, завершившийся завоеванием испанцами государства ацтеков на территории современной Мексики.
Огромные богатства, награбленные испанцами в Новом Свете, привлекли сюда и других колонизаторов: португальцев, англичан, французов и голландцев. При этом Мексика, Центральная и Южная Америка оказались в основном в руках испанцев и португальцев, а территория материка к северу от р.Рио-Гранде - в руках англичан и французов. Острова Вест-Индии были разделены между испанцами, англичанами, французами, голландцами. Многие из этих островов неоднократно меняли своих хозяев.
Ге́нри Гудзо́н— английский мореплаватель начала XVII века. Был направлен торговой компанией на поиски северного пути в Азию. В 1610 году Гудзон обнаружил и исследовал огромный залив, который позднее назвали Гудзоновым.
Сэр Александр Маккензи — шотландский путешественник. В 1788 году основал торговую факторию на берегу озера Атабаска, откуда пустился в длительное путешествие через Большое Невольничье озеро вдоль 4500-километровой реки (впоследствии названной Маккензи) на север до самого Северного Ледовитого океана.
Северо-западная часть континента была открыта, исследована и первоначально освоена русскими землепроходцами. Впервые в 1732 г. русское судно под командованием Ивана Федорова и Михаила Гвоздева пересекло Берингов пролив и достигло берегов Северной Америки. Позднее, в 1741 году Алеутские и Командорские острова, а также побережье Аляски были обследованы и нанесены на карту экспедицией Витуса Беринга. Русские торгово-промысловые экспедиции основали вдоль северо-западного побережья материка несколько крупных поселений и продвинулись к югу почти до 38° с.ш.
Память о русских исследователях и первопоселенцах этой части материка до сих пор хранят названия многих географических объектов на карте: остров Чирикова, пролив Шелихова, Берингов пролив, острова Прибылова, Шумагина, горы Врангеля, остров Баранова, Русская река, форт Росс и многие другие. В 1798 г. все открытые и освоенные русскими земли на северо-западе Северной Америки были присоединены к России под названием “Русская Америка”. В 1867 г. эти владения в Америке были проданы США.