Просмотр содержимого документа
««Географическое положение Евразии. Исследование материка» »
Урок по географии в 7 классе.
Тема: «Географическое положение Евразии. Исследование материка»
Цели и задачи:
познакомить учащихся с физико-географическим положением Евразии;
учить давать характеристику географического положения материка по плану;
учить работать с физическими и контурными картами;
делать сообщения об исследователях Евразии, используя дополнительную литературу.
Оборудование к уроку:
физическая карта мира и Евразии,
атласы и контурные карты;
ИКТ (учебное электронное пособие «География. «Наш дом Земля»)
Ход урока
Проверка домашнего задания. (слайд 1)
Чтобы приступить к изучению нового материала, необходимо ответить на ряд вопросов.
Устный опрос:
1) Каковы особенности географического положения Северных материков?
( дополнительный вопрос по карте: показать Северные материки)
2) Назвать общие черты рельефа Северных материков. Чем они объясняются?
( дополнительный вопрос по карте: показать крупные формы рельефа Северных материков г. Кордильеры, горы Гималаи, Миссисипская низменность, Западно-Сибирская равнина)
3) В каких климатических поясах располагается большая часть Северных материков материков, а в каких – меньшая?
(дополнительный вопрос: чем отличается экваториальный и тропический климатические пояса?)
2. Изучение нового материала.
2.1 Географическое положение
Вступительное слово учителя:
В предыдущей теме мы с вами рассматривали общие особенности Северных материков. И сегодня, опираясь на знания этих общих черт, мы постараемся увидеть и понять своеобразие природы одного из этих материков – Евразии.
Сегодня мы проведем урок-практикум.
Евразия – материк, на котором мы живем. Это величайший материк земного шара. Он занимает одну треть всей суши планеты. По площади Евразия равна Африке и Северной Америке, вместе взятыми.
Евразия - величайший массив суши (слайд 2)
1. Занимает 1/3 всей суши;
2. Площадь - 54 млн.км2;
3. Африка + Сев. Америка = Евразия; 30,3 24,2 54,5
4. Вместе с островами в четырех полушариях;
5. Все климатические пояса, все природные зоны;
6. г. Джомолунгма 8848 м.
7. Мертвое море - 402 м.
8. t° от -72°С Оймякон, до +53°С Иранское нагорье;
9. Самое «мокрое» место
- Черрапунджи 10854 мм/год,
- г. Хаиль — 4 мм/год Аравийский полуостров. Вывод:
Материк Евразия имеет очень много уникальных особенностей природы, их можно продолжить собирать.
– С запада на восток материк протянулся на 16 тыс.км, а с севера на юг – на 8 тыс.км. – Страница учебника 62, прочитать вступление. – Из каких двух частей состоит Евразия? (Европа и Азия) – Сообщение учащихся: «Европа» и «Азия» (Динара) Азия – в переводе с арабского «асу» – восток, часть света, входящая в состав континента Евразия. Занимает наибольший участок Евразии, лежит на восток от Европы. Еще 500 лет назад Азия манила европейцев. Именно из Азии торговцы привозили драгоценные камни, тропические фрукты, тончайшие ткани и пряности (перец, корицу, орех). Европейцы долго мечтали об азиатских богатствах. Европа – Настолько древнее слово, что проследить его истоки крайне сложно. Название могло произойти от семитского «эреб» или «ириб», что означает «запад» или от финикийского «Ереп» – заход солнца. Еще одна версия: в Древней Греции слово «Эребос» обозначает мрак, темноту, подземное царство мертвых. Европа – часть света, западная часть материка Евразия.
2.1.1 Просмотр диска « Наш дом- Земля» (географическое положение)
(слайд 3 по щелчку мыши) А сейчас мы будем давать подробную характеристику ГП Евразии с использованием плана на стр. 239.
- Посмотрите на карту атласа и скажите, в каком полушарии находится Евразия? (в северном). Пересекает ли её экватор? (нет)
- Что мы можем сказать о положении Евразии по отношению к нулевому и 180-му меридиану? (пересекает материк на западе и востоке)
- Опишите положение материка относительно северного тропика и северного полярного круга.
(пересекается Северным полярным кругом и тропиками;)
- О чем это говорит?
( Вывод: материк сильно вытянут как с Севера на Юг, так и с Запада на Восток)
Задание 1: найти и записать в тетрадь координаты крайних точек материка. С. 63
С - м.Челюскин -78°с.ш. 104°в.д.;
Ю - м. Пиай - 1°с.ш. 103°в.д.;
3 - м. Рока- 38°с.ш. 9° з.д.;
В - м. Дежнева 170°з.д. 66°с.ш.
Проверка на доске (слайд 4. По щелчку мыши)
(слайд 5) Задание 2: вычислить протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.
1) В ° протяженность с С на Ю: 78°-1°=77° (в 1° меридиана 111 км).
2) В км - 77 х 111=8547 (км).
(слайд 6) 3) В ° протяженность с 3 на Впо параллели 600 (материк протянулся между 300 в.д. и 1700 в.д)
4) Протяженность в км определяем по 60° с.ш., где в 1° параллели 55,8 км широты 6° в.д. и 171° в.д. (171°-6°) х 55,8=9207 км)
- Каков вывод:
(По протяженности материка как с Севера на Юг, так и с Запада на Восток можно говорить о его гигантских размерах.)
- Откройте карту климатических поясов и перечислите климатические пояса, в которых расположен материк)
(Материк лежит во всех климатических поясах: А, СА, У, СТ, Т, СЭ, Э. Можно сделать следующий вывод, что природа материка очень разнообразна: от холодных снежных пустынь до экваториальных лесов.)
- Посмотрите на карту. Какие океаны омывают Евразию? (Выйти и показать их)
- Какова особенность береговой линии материка? (сильно изрезана)
Игра «Береговая линия» (слайд 7)
- Сейчас мы отправимся в большое путешествие вокруг материка на судне. Там, где мы будем делать остановки, вы должны будете назвать. Те объекты. Которые будут там находиться.
2.1.2 Практическая часть на контурных картах
-
Продолжим наше путешествие. Только на своих контурных картах, и заглянем ещё и вглубь материка.
Задание: нанести на контурную карту:
Самую высокую точку материка (гДжомолунгма, 8848 м - Гималаи).
Самую низкую точку Евразии (Мёртвое море – Аравийский полуостров).
Крайние точки материка
Самый большой полуостров в мире (Аравийский)
Гибралтарский пролив и пролив Босфор.
Средиземное, Чёрное и Балтийское моря.
Бенгальский залив.
Учащиеся выполняют задания на контурных картах и фронтальная работа (для проверки) на карте.
Закрепления по практической части
Игра «Закончи предложение»
Крайней северной точкой материка является … (м. Челюскин)
Нулевой меридиан пересекает Евразию …(в западной части)
С севера материк омывается … (Северным Ледовитым океаном)
Крайней восточной точкой материка является … (м. Дежнёва)
Самая низкая точка Евразии … (Мёртвое море)
Самой высокой точкой материка является … (г. Джомолунгма)
Исследование Евразии
Просмотр диска об исследовании материка.
Выступление учащихся
Заслушаем сообщения о путешественниках и исследователях Евразии (учащимся было дано домашнее опережающее задание: подобрать дополнительную литературу об Афанасии Никитине и других учёных-путешественниках)
- Но сначала посмотрим небольшой видеофрагмент о путешественнике Марко Поло и его исследованиях (слайд 7. Ссылка)
(Бекк Полина)НИКИТИН, АФАНАСИЙ (умер в 1475) — тверской купец, путешественник, первым из европейцев посетивший в Индию, автор книги Хожения за три моря.
Год рождения А.Никитина неизвестен. Крайне скудны и сведения о том, что заставило этого купца предпринять в конце 1460-х в рискованное и длительное путешествие на Восток, в сторону трех морей: Каспийского, Аравийского и Черного. Его он описал в своих заметках, озаглавленных Хожение за три моря.
Точная дата начала путешествия также не известна. В 1466-1472 В Нижнем Новгороде Никитин с купцами отправился в путь. Под самой Астраханью их караван из посольского и купеческих судов ограбили местные разбойники — астраханские татары. Они отняли у купцов весь товар, закупленный в кредит: возвращение на Русь без товара и без денег грозило долговой ямой. Желание поправить дела погнало Никитина дальше на юг. Он попал в Персию, пересек ее на южном побережье Каспия и по Индийскому океану к 1471 году доплыл до Индии. Там он провел целых три года. Денег он не нажил, но обогатился неизгладимыми впечатлениями.
На обратном пути в 1474 Никитину довелось побывать на побережье Восточной Африки, в "земле Эфиопской", затем оказаться в Аравии. Через Иран и Турцию он добрался до Черного моря. Прибыв в Кафу (Феодосия, Крым) в ноябре, Никитин не рискнул отправляться дальше в родную Тверь, решив дождаться весеннего купеческого каравана. Здоровье его было подорвано длительным путешествием. В Каффе Афанасий Никитин, познакомился и близко сошелся с богатыми московскими "гостями" (купцами) Степаном Васильевым и Григорием Жуком. Когда их объединенный караван тронулся в путь (скорее всего, в марте 1475), в Крыму было тепло, но по мере продвижения на север погода становилась все холоднее. Подорванное здоровье А. Никитина дало о себе знать и он неожиданно скончался. Местом его захоронения условно считается Смоленск.
Желая поведать другим то, что повидал сам, А. Никитин вел путевые записки, которым придал литературную форму и дал заглавие Хожение за три моря. Судя по ним, он внимательно изучал жизнь, быт и занятия народов Персии и Индии, обратил внимание на государственный строй, управление, религию (описал поклонения Будде в священном городе Парвате), рассказал об алмазных копях, торговле, вооружении, упомянул экзотических животных — змей и обезьян, таинственную птицу "гукук", якобы предвещавшую смерть и др. Живо и интересно описал он природу экзотической Индии.
(Сюрук Эльвира, исследование востока материка)
- Конечно. Не только эти учёные исследовали наш материк. Есть ещё большое количество учёных, таких как Семёнов-Тян-Шанский. Пржевальский и наш соотечественник Уалиханов. Но о них вы узнаете самостоятельно дома.
3. Этап закрепления новых знаний и умений.
(слайд 8) Разгадывание чайнворда «Евразия», что обеспечивает высокий уровень закрепления знаний, закрепление повышения уровня осмысления изученного и глубины его понимания.
1. мыс . Е ......
2. полуостров ...В......
3. часть света .. Р ...
4. остров ... А ...
5. часть света . 3 ..
6. самое «сухое» место .. И ..
7. острова Я .......
Д
Е
Ж
Н
Ё
В
А
А
Р
А
В
И
Й
С
К
И
Й
Е
В
Р
О
П
А
С
А
Х
А
Л
И
Н
А
З
И
Я
Х
И
И
Л
Ь
Я
П
О
Н
С
К
И
Е
4. Итог урока
4.1 Вывод учащихся по уроку:
Итак, обобщим те знания, которые мы сегодня приобрели.
• Материк Евразия состоит из двух частей света Европы и Азии.
• Материк - величайший массив суши с ярко выраженными контрастами природы.
Вывод:
Материк Евразия имеет очень много уникальных особенностей природы, их можно продолжить собирать.
Задание на дом будет состоять не только в запоминании - изучении выше названных рекордов Евразии, но и в сборе рекордов (природного гиннеса) самостоятельно.
5. Этап подведения итогов занятия.
- Характеристика работы класса (класс организован, внимателен, работал активно)
- Оценки за работу на уроке.
6. Этап рефлексии.
- С чем познакомились на уроке?
- С каким настроением работали?
- Какие затруднения были на уроке?
- Что понравилось?
- Что хотелось бы повторить?
7. Этап информации о домашнем задании.
1. Собрать данные по природным рекордам Евразии и закрепить знания по изученным на уроке.