Раменская Татьяна Иосифовна |
Предмет | география | Класс 5 |
Тема урока | Географические открытия древности. |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания. |
Вид урока | Комбинированный с использованием информационных технологий. |
Содержание | Географические открытия древности. Какие географические представления были у древних народов? Куда путешествовали древние народы? Как звали самых известных географов древности? |
Планируемые образовательные результаты Цель: Создать условия для формирования представлений об истории географических открытий древности. Задачи: Обучающая: ознакомить с историей географических открытий древности; сформировать представление об особенностях представлений людей древнего мира о поверхности Земли и о том, как они менялись; сформировать представление о вкладе, который внесли учёные древнего мира в развитие знаний о Земле; продолжить формирование умений и навыков работы с различными источниками знаний. Развивающая: используя дополнительный материал, развивать интерес к предмету; продолжить формирование умений и навыков работы с различными источниками знаний. Воспитательная: способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в группе, коллективе. |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Обучающиеся смогут: знать из истории географии факты развития знаний о форме Земли, о материках и океанах, об отражении их на карте. уметь объяснять значение понятий: «Путь из варяг в греки», «Великий шелковый путь»; называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов. | Обучающиеся смогут: осуществлять поиск и выделение информации в учебнике о развитии географических знаний; уметь структурировать информацию при составлении таблицы «Как люди открывали Землю»; уметь строить взаимодействия с одноклассниками при отборе информации в таблицу; составлять таблицу по содержанию текста; составлять план действий при составлении таблицы «Как люди открывали Землю»; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами. | Обучающиеся будут обладать: - познавательной и информационной культурой, навыками самостоятельной работы с текстом и нетекстовым компонентом учебника; |
Основные понятия, изучаемые на уроке, ключевые слова | Финикийцы, Эратосфен, Пифей, Геродот, Клавдий Птолемей |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Презентация, интерактивная доска, проектор, презентация, фличарт «Контурная карта с маршрутами путешествий географов древнего мира». |
Оборудование | Учебник, атлас, тетрадь, карточки с заданиями для VII вида, рабочие листы, фишки (выдаются за каждый полный ответ). |
Дополнительные источники знаний | Сто великих мореплавателей. Е.Н. Авдяева, Л.И. Зданович. М. «Вече», 2000 |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | |
Приветствие обучающихся. | Приветствие учителя. настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке. Делятся на группы (по 4-5 человек) для работы на уроке. |
1. ЭТАП Актуализация знаний |
Слайд 1. Подводящий диалог. Итак, сегодня мы начинаем изучение темы «История открытия и освоения Земли». Спасибо человечеству за то, Что никогда на месте не сидело. Куда-то вечно ехало и шло. Без края, без конца и без предела! Слайд 2 Что мы изучали на прошлом уроке? Когда появились первые карты? Зачем люди стали изображать на плоскости земную поверхность? Из каких материалов делали карты в прошлые эпохи? Почему первые карты, несмотря на большое количество ошибок, были бесценны? На какой период приходится расцвет картографии? Изобретение чего, позволило производить карты в больших количествах? Что изображают на политической карте? С помощью чего составляют карты сейчас? Какие преимущества имеют компьютерные карты? Что такое геоинформационная система? Как люди используют ГИС в своей практической деятельности? Людям каких профессий для работы необходимы карты? В чём заключается главное отличие современных карт от карт прошлых веков? Благодаря чему карты приобрели тот вид, который мы видим сейчас? Учащиеся VII вида – самостоятельная работа по домашнему заданию. Географическая информационная система – это - … Когда появились первые карты? Из каких материалов создавали первые карты? На какой период приходится расцвет картографии? Изобретение чего позволило быстро тиражировать карты? Люди, каких профессий пользуются картами? | Принимают участие беседе по поставленному вопросу. Осмысливают вопрос, формулируют ответ, озвучивают его. Слушают стихотворение, осмысливают его содержание. Слушают вопросы. Анализируют вопросы. Обсуждают ответы. Формулируют ответы и озвучивают их. Выполняют задания самостоятельной работы |
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации |
Беседа. - Назовите имена путешественников, которые вы уже знаете. - Какой вклад в развитие знаний о Земле они внесли? - Когда, на ваш взгляд, начался процесс изучения земной поверхности? Слайд 3 Очень трудно отправляться в неведомое, не имею хотя бы приблизительного представления о том, что ждёт тебя в пути к конечной цели. И пионерами в исследовании поверхности Земли были путешественники древнего мира. Слайд 4. Тема урока: Географические исследования древности. | Слушают вопросы. Анализируют вопросы. Обсуждают ответы. Формулируют ответы и озвучивают их. Формулируют тему урока, озвучивают её в классе. Записывают тему урока на рабочие листы. |
3. ЭТАП целеполагания |
Помогает сформулировать цели урока. Отправляясь в поезду куда-либо вы твёрдо знаете: Слайд 5 Слайд 6 Цели урока. Слайд 7 Слайд 8: учебник, атласы и т.д. выбираем средства Слайд 9 Слайд 10 Результат – выполнить план и достигнуть целей, поставленных на уроке. | Проявляют познавательную инициативу. Осмысливают вопросы и формулируют ответы на них. Осознание формулирование цели предстоящей деятельности. Выбирают из предложенных на слайде средств те, которые нужны будут для работы на уроке. |
4. ЭТАП планирования работы. |
Предоставляет достаточное количество материала (§12, презентация), побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предложение учащимся самим составить план. Слайд 11 Вопрос: По какому плану будем сегодня работать? Озвучивает план работы на уроке. 1. Какие географические представления были у древних народов? 2. Куда путешествовали древние народы? 3. Как звали самых известных географов древности? | Читают текст учебника, выделяют смысловые блоки, предлагают их заголовки. Участвуют в обсуждении заголовков смысловых блоков. Обобщение результатов анализа материалов учебника, составление плана предстоящей деятельности. |
5 ЭТАП Изучение нового материала. |
Стимулирует активное участие всех детей в беседе по ходу работы с текстом учебника. Организует обучающихся на ведение записей в рабочей тетради. Корректирует и дополняет ответы учащихся. Работа с материалом учебника. Слайд 12 1. Какие географические представления были у древних народов? Задание. Сопоставьте карту полушарий и карту на 35 (57) уч-ка и назовите горы, равнины, реки, озёра, острова, которые были известны древним грекам. Слайд 13 Вопрос: Какой вывод мы можем сделать о представлениях древних греков об окружающем мире? Слайд 14 2. Куда путешествовали древние народы? Работа на рабочих листах. Слайды 15-16 Задание 1. Используя текст §12 учебника, заполните таблицу. Географы, путешественники, купцы | Географические открытия | 1 группа - финикийцы 2 группа – Пифей 3 группа – Геродот 4 группа – Эратосфен Слайды 17-18 Образец заполнения таблицы. Слайд 19 Задание 2. Составить 3 вопроса к тексту учебника, по которому заполняли таблицу. Слайд 20 3. Как звали самых известных географов древности? Пифей, Геродот, Эратосфен, Птолемей Слайд 21 Рассказ. Дополнительный материал. Вопрос. Найдите в тексте учебника описание того, какой вклад сделал Птолемей в развитие знаний о Земле. Древний Рим. Клавдий Птолемей Вычислил географические координаты около 8000 городов и местностей, на его карте впервые была показана река Волга. Слайд22 Выводы по уроку. Слайд 23 Рассказ. Флотилия Александра Македонского. Слайды 24-25 Физкультминутка. Гимнастика для глаз. | Работают по группам. Формулируют вопросы к тексту учебника. Озвучивают их. Отвечают на вопросы, составленные другими группами. Работают с текстом учебника. Анализируют его. Обсуждают результат. Формулируют ответ на задание. Записывают его в тетрадь. Читают текст учебника, анализируют его, находят ответ на вопрос, формулируют ответ, обсуждают с товарищами в группе, корректируют ответ и записывают его в соответствующую колонку таблицы. Участвуют в обсуждении, выслушивают разные точки зрения. Анализируют ответы товарищей, дополняют их. Зачитывают результаты работы по заполнению таблицы. Сравнивают с образцом. Работают с текстом учебника. Анализируют текст, формулируют вопросы, обсуждают варианты вопросов, записывают их в тетрадь, озвучивают вопросы. Произносят вслух имена великих путешественников древних времён. Ищут в тексте учебника информацию о вкладе Птолемея в развитие знаний о Земле. Сравнивают с информацией на слайде. Формулируют выводы по уроку и озвучивают их. Слушают рассказ учителя. Выполняют упражнения гимнастики для глаз. |
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания. |
Применение знаний в нестандартной ситуации. Слайд 26 Беседа. Что нового мы узнали на уроке? Слайды 27-31 Вопросы: Назовите мореплавателей, маршрут которых изображён на карте? Назовите мореплавателей, маршрут которых изображён на карте? С именем какого учёного связано это плавание? Назовите путешественника, маршруты которого изображены на карте? С именем этого учёного связано первое описание разлива на р. Нил и нильских крокодилов. Назовите имя учёного, который первым применил термин «География». Назовите имя учёного, который создал карту, на которой впервые была нанесена великая русская река Волга. Слайд 32 Задание 1. На стр. 61 уч-ка В книге Л. Лагина «Старик Хоттабыч» Волька, отвечая на экзамене на вопрос об Индии, решил воспользоваться помощью Хоттабыча. Вот отрывок из его ответа: «Индия находится почти на самом краю земного диска. Индия — очень богатая страна, и богата она золотом, которое там не копают из земли, а добывают особые золотоносные муравьи, каждый из которых величиной почти с собаку. С севера и запада Индия граничит со страной, где проживают плешивые люди. А ещё ближе к ним лежит страна, в которой нельзя ни смотреть вперёд, ни пройти, потому что там в неисчислимом множестве рассыпаны перья». Почему оконфузился Волька? Как вы думаете, откуда почерпнул Хоттабыч сведения об Индии? Слайды 33-34 Задание. Нанести на контурную карту маршруты путешествий финикийцев, Пифея, Геродота. Фличарт с контурной картой. Учитель знакомит учащихся с приёмами работы с контурной картой. | Высказывают своё мнение о содержании полученных знаний. Осмысливают вопросы, преобразовывают информацию в соответствии с заданием. Формулируют ответ. Выполняют правильно действия. Читают текст, осмысливают информацию. Преобразовывают информацию в соответствии с заданием. Формулируют ответ. Озвучивают ответ. Работают на контурной карте. Цветными карандашами обозначают маршруты путешествий указанных в задании путешественников. |
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока). |
Слайд 35 Предлагает вспомнить тему и оценить свою работу на уроке и работу своих одноклассников. Слайд 36 Цели урока. Вопрос: Что выполнили, что нет из того, что запланировали. Оценка работы на уроке отдельных обучающихся. Рефлексия. Дайте оценку своей работе на уроке. Поставь себе оценку за работу на уроке. Слайд 37 Я знаю! Я умею! Мне нравится! | Обучающиеся задают вопросы, которые они составили в ходе работы с текстом. Называют тему урока. Отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Оценивают свою работу на уроке. Отмечают успешные ответы одноклассников. Отмечают учеников, наиболее активно работавших на уроке. Высказывают своё мнение о работе на уроке одноклассников и оценивают свою работу. |
8 ЭТАП Домашнее задание. | |
Комментирует домашнее задание. Слайд 38 Д/З: § 12; Для удовольствия. 1. Сделать сообщение об одном из учёных древнего мира. 2. Привести примеры собственных путешествий, иллюстрировать их. Слайд 39 Титульный слайд | Записывают домашнее задание в дневники |
http://azbukivedi-istoria.ru/board/zagadki_istorii/kto_otkryl_ameriku_2/3-1-0-336
Незадолго до своей смерти, в 323 году до н. э., Александр Македонский собрал в районе Персидского залива пять тысяч левантийских и греческих корабельных плотников, моряков и приказал им построить огромный флот в 800 кораблей. Нам известно, что произошло после его смерти со всей огромной империей, которая простиралась от берегов Средиземного моря до Инда. Мы знаем о последовавших интригах и борьбе за власть между военачальниками и наместниками, оставленными Александром Македонским. Не трудно проследить, что произошло со всей его армией и каждым отрядом. Но нигде, ни в одной из хроник мы не находим ни слова о дальнейшей судьбе этих пяти тысяч человек и флота, который они построили. Известно только, что на родину они не вернулись. Люди и корабли исчезли бесследно.
Куда же могли уйти на кораблях люди Александра Македонского? Едва ли флот пошел вдоль Аравийского полуострова на юго-запад. В то время года, когда умер Александр, ветры не благоприятствовали бы такому плаванию. К тому же путь этот был не освоен, на побережье почти не было гаваней, и негде было бы пополнять запасы воды.
Судя по всему, эта флотилия направилась на восток. Там, в портах Индии и Индонезии, где сходились корабли, моряки должны были слышать о больших и богатых золотом землях, которые лежат в той стороне, где восходит солнце.
Некоторые рисунки в храмах древней Америки воспроизводят белых бородатых людей в головных уборах, очень напоминающих шлемы греческих воинов времен Александра Македонского.
Интересна находка известного путешественника капитана Кука. Он обнаружил у туземцев на островах в Тихом океане лодки с треугольным, или, как он назывался, «латинским», парусом. С таким парусом лодки островитян могли идти против ветра быстрее, чем лодки самого Кука. До этого считалось, что «латинский парус» известен только в Средиземном море. Оказалось, что парус такого типа, под которым плавали и моряки Александра Македонского, распространен как раз в том районе Индийского и Тихого океанов, где должна была бы проплыть, направляясь в Америку, эта бесследно пропавшая флотилия.
Нет ничего невероятного в том, что корабли из Азии переплывали некогда Тихий океан. Например, древние индийцы были отличными моряками и плавали на большие расстояния. Китайский ученый, побывавший в Индии в IV веке н. э., писал в своих записках, что возвращался оттуда на родину на корабле, который вез 200 пассажиров и матросов. То есть этот корабль был значительно больше тех, на которых тысячу лет спустя Колумб поплыл к побережью Америки.
У жителей восточного побережья Южной Америки также существуют предания о неких пришельцах, которые приходили со стороны моря. Да едва ли можно объяснить также случайностью и то, что понятие «лодка» и у майя, и в Южной Индии обозначается одним и тем же словом «катамаран».