kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гидрография Африки

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Способствует формированию у учащихся представлений и знаний об особенностях природы Африки. Знакомят учащихся с крупнейшими объектами внутренних вод Африки. способствует развитию умений работать с различными географическими картами, анализировать климатические диаграммы различных типов климата Африки, находить зависимость особенностей рек Африки от климата и рельефа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Гидрография Африки»

Конспект урока по теме

«Гидрография Африки».


Цель и задачи урока:

Образовательные:

  1. Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях природы Африки.

  2. Познакомить учащихся с крупнейшими объектами внутренних вод Африки.

  3. Сформировать у учащихся представление об особенностях рек, озер, Африки: характере течения, режиме питания, распространения по территории Африки, типах озерных котловин, особенности размещения.

  4. Продолжить формирование умения работать с различными географическими картами, умения анализировать климатические диаграммы различных типов климата Африки, находить зависимость особенностей рек Африки от климата и рельефа.

Развивающие:

  1. Развивать наблюдательность, творческое мышление и познавательную активность учащихся.

  2. Продолжать формировать приемы работы с разными картами, текстом учебника, иллюстративным материалом.

Воспитательные:

Воспитать интерес к уроку, внимание и умение слушать; создавать доброжелательную атмосферу на уроке.

Оборудование: физическая карта Африки, компьютер, проектор, раздаточный материал, презентация, видеоролик

Ход урока


  • 1. Организационный момент

  • приветствие, наличие учащихся в классе, готовность к уроку


Восточная притча

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

Всё в твоих руках

На уроке вы получите новые знания, какими они будут: большими или маленькими, интересными или не очень, зависит от вас, всё в ваших руках. Я уверена в том, что вы сможете добыть новые знания. Я вам в этом буду помогать. Вы готовы?


II. Актуализация знаний

Фронтальный опрос

На протяжении трех уроков мы с вами знакомимся с Африкой: рассмотрели ГП, рельеф, климат.


Второй по величине материк мира? (Африка)

Самый жаркий материк Земли? (Африка)

Горы на северо -западе материка? (Атлас)

Мыс, крайняя восточная точка Африки? (Хафун)

Горы на юго-востоке Африки? (Драконовы)

Наивысшая точка Африки, вулкан? (Килимаджаро)
Что такое климат? Каков климат в Африке?

В каких климатических поясах находится Африка?


Географический диктант «Климаты Африки»

Ученики ставят «+» или «-» в соответствии со своим климатическим поясом. Слайд 3-4

1 вариант - экваториальный пояс;

2 вариант - тропический;

Ключ ответов –

I вариант – экваториальный климатический пояс + - + - - - + + - - +

II вариант - тропический климатический пояс - + - + + + - - + + -

III. Мотивация учебной деятельности

  • муз. ролик с песней из кинофильма «Красная шапочка», учащиеся по припеву должны определить о чем будет идти речь на уроке.

Тема нашего урока «Гидрография Африки». Запишем тему урока в тетрадь. Запишем в словарик новый термин «Гидрография» — это наука, изучающая различные виды водных объектов: рек, озер, болот, водохранилищ и т.д.»


— Ребята, какие цели и задачи мы с вами поставим перед собой? (учащиеся ставят цели и задачи урока).

Мы начинаем новую тему «Гидрография Африки». Мы должны вспомнить некоторые географические термины.

1. Что такое река?

2. Что такое исток?

3. Устье — это…

4. Приток — это…

5. Что такое бассейн реки?

6. Что такое водораздел реки?

7. Какое питание имеют реки?

  1. Перечислите классификацию внутренних вод.

Работа с климатической картой. Слайд 7

Ребята, а теперь проблемный вопрос: Реки — это продукт климата или нет? Это нам нужно доказать на уроке.

А теперь откроем физическую карту Африки и постараемся ее наложить на климатическую карту.

— В каких климатических поясах больше всего расположено рек и озер Африки?

Правильно, больше всего рек расположено в экваториальном и субэкваториальном поясе. А почему? (Здесь больше всего выпадает осадков, значит реки зависят от климата, что и требовалось доказать)

Вывод: Климат: - многоводность

- питание

- режим

Следующий фактор – это рельеф. Слайд 8

Какой из бассейнов имеет большую площадь? Почему? (Бассейн Атлантического океана, так как рельеф имеет наклон с ЮВ на СЗ).

Отличительной чертой рек является их порожистость, наличие крупных водопадов.

Почему? (В рельефе материка преобладают плоскогорья и горы)

Вывод: рельеф - характер течения

- пороги и водопады

- работа рек

- направление течения

Влияние внешних факторов на реки

Внешние факторы


Воздействие внеш­них факторов


Примеры


Рельеф


Характер течения. Пороги и водопады. Работа рек.

Направление.


Большая часть рек порожиста, много водо­падов. Преобладают реки, впадающие в Атлантический океан


Климат


Многоводность.

Питание.

Режим.

Ледостав.


Многоводны реки, текущие в ЭКП. Преоб­ладает питание дождевое. В ЭКП реки полноводны круглый год, в СУБЭКП по­ловодье наступает в летние месяцы, в СУБТКП реки разливаются зимой. Ледо­става нет.


Рассказ о Д. Ливингстоне. Слайд 9

Шотландский миссионер, выдающийся исследователь Африки. Местные жители дали ему прозвище «Ищущий реки».

В 1849 г. он исследовал северо-восточную часть пустыни Калахари, установил характер ландшафта этой области и открыл временное озеро Нгами. В 1851— 1856 гг. предпринял путешествие по реке Замбези.

Дойдя до западного берега Африки в Луанде, Ливингстон первым из европейцев пересёк материк и вышел к восточному берегу Африки в Келимане.

В 1855 г. им был открыт водопад Виктория — один из самых мощных в мире.

В 1858—1864 гг. Ливингстон исследовал реки Замбези, Шире и Рувума, а также озёра Чилва и Ньяса и в 1865 г. выпустил книгу об этом путешествии.

С 1866 г. он возглавил ещё несколько экспедиций, открыл озёра Мверу и Бангвелу, попытался найти истоки Нила.

Поскольку в Европе и Америке от путешественника уже несколько лет не имели известий, на его поиски отправилась экспедиция во главе с американским журналистом и исследователем Африки Г. Стэнли.

3 ноября 1871 г. он нашёл заболевшего лихорадкой Ливингстона в деревне Уджиджи на берегу озера Танганьика, но тот отказался вернуться в Европу.

Во время последней попытки найти истоки Нила Ливингстон серьёзно заболел; скончался

Работа с таблицей «Крупнейшие реки Африки». Изучаем таблицу и знакомимся с особенностями крупнейших рек Африки

Нил - относится к бассейну Атлантического океана. Мы начнем свое путешествие в месте слияния Белого Нила и Голубого Нила. Нил самая длинная река Африки, расположена в ее северо-восточной части. По ходу нашего путешествия мы увидим пустыню, и Асуанскую плотину, которая была построена Советскими инженерами. Река Нил питается дождями особенно в верховьях, так как исток находится в субэкваториальном поясе. Через 6670 км мы попадем в Средиземное море.

Конго- относится к бассейну Атлантического океана. Её исток на Восточноафриканском плоскогорье. Река протекает по уступам плоскогорий, на ней много порогов и водопадов. Конго по многоводности уступает только Амазонке, т.к. протекает в экваториальном поясе и многоводна в течении всего года. Река Конго, в противоположность Нилу, не образует дельты и несет свои мутные пресные воды в Атлантический океан.

Нигер – третья по длине река Африки. В среднем течении это равнинная река, а в верхнем и нижнем ее течениях много порогов и водопадов, где сооружены плотины и оросительные каналы. Река протекает вдоль засушливых территорий, поэтому ее воды так нужны для орошения. Река относится к бассейну Атлантического океана. Течет с северо-запада на юго-восток.

Замбези - относится к бассейну Индийского океана. В верхнем течении она несет свои воды по ровной поверхности и поэтому судоходна. Ниже по течению множество водопадов и порогов. В нижнем течении Замбези – крупная судоходная река.

Лимпо́по́ (в верхнем течении Крокоди́л) — река в Южной Африке на территории ЮАР, Ботсваны, Зимбабве и Мозамбика. Этимология неизвестна. Буры назвали её «крокодиловой рекой» из-за обилия крокодилов. Начинается южнее Претории в горах Витватерсранд (1800 м), затем пересекает горы Могали и принимает приток Марико. Пройдя 1750 км и приняв в себя множество притоков, впадает в Индийский океан к северу от залива Делагоа. Образуется при слиянии рек Марико и Крокодил

Практическая работа учащихся по составлению характеристики рек – заполнение таблицы.

Название реки

Исток

Устье

Основное направление

Питание

Режим


Класс делится на 5 групп.

Основные речные системы

Нил – 1 группа

Конго – 2 группа

Нигер - 3 группа

Замбези - 4 группа

Лимпопо – 5 группа

Проверка самостоятельной работы.

Работа проверяется устно.

Вади (в Сев. Африке – уэды) – сухие русла рек, затопляемые во время сильных ливней – запись в тетрадь.

Физкультминутка

Озера. Озера тоже относятся к внутренним водам.

В таблице представлены фотографии трех озер:

Танганьика Ньяса Рудольфа

Что общего у этих озер?

Ответ: (тектоническое (трещинное) происхождение).

В Африке много озер. Их котловины имеют разное происхождение. Самые заметные из них — это тектонические озера в районе Восточно-Африканского разлома. Крупнейшие озера этой системы — Танганьика и Ньяса.

Озеро Танганьика дало название одной африканской стране. Однако не пытайтесь найти на карте страну с названием Танганьика. Ее нет. Но зато есть Танзания. Страна Танганьика действительно была, но потом в ее состав вошел находящийся у ее берегов остров Занзибар. И из двух названий — Танганьика и Занзибар — получилось новое — Танзания.

Разные племена и народы Африки каждый по-своему называют одни и те же географические объекты. Поэтому не удивляйтесь, если на некоторых картах вы не найдете озера Ньяса, но зато обнаружите озеро Малави. Вы не совершили географического открытия. Это просто другое название озера Ньяса. Зато страна, лежащая на берегах этого озера, называется именно Малави. Тектонические озера, подобные озерам Танганьика и Ньяса, еще называют трещинными, поскольку они заполняют трещины и разломы земной коры. У этих озер очень характерная форма — почти все они длинные и узкие (рис. 119). А еще они чрезвычайно глубоки. Танганьика — второе по глубине озеро мира — почти 1500 м. Полтора километра! Совсем другой облик имеет самое большое озеро материка — Виктория (надеемся, вам понятно, в честь кого оно получило свое название?) Это озеро тоже тектоническое, но не трещинное. Оно заполняет замкнутое понижение на поверхности земной коры. Отсюда и его форма — озеро обширное, почти круглое. И не такое уж глубокое.

Подобное же происхождение имеет и озеро Чад. Оно меньше Виктории и совсем мелководное.

Есть в озере Чад одна странность, которую удалось объяснить сравнительно недавно.

Озера бывают проточные и бессточные. В бессточные озера реки только впадают, но ни одна не вытекает. Почему же озеро не переполняется водой? Бессточные озера чаще всего встречаются в районах с сухим климатом, поэтому судьба попадающей в них воды понятна — она просто испаряется. Пресная вода, которая питает эти озера, на самом деле содержит небольшое количество растворенных солей. Совсем немного. И вот представьте себе, что в течение очень долгого времени в озеро попадает вода, содержащая немного растворенных солей. Вода из этого озера испаряется, а соль? А соль испариться не может. Ей из этого озера деться некуда. Поэтому она накапливается в озере.

Все бессточные озера со временем становятся солеными. Все, кроме озера Чад. Оно бессточное, но пресноводное. Чем не загадка? А разгадка такова... А знаете что? В одном из последующих параграфов тайна озера Чад будет раскрыта. А пока подумайте сами. Поломайте голову.

Рассмотрим типы озер.

Типы озер

По водному балансу По степени минерализации


сточные бессточные пресные соленые

Рассмотрите схему и ответьте на вопрос:

На какой схеме показано сточное и на какой - бессточное озеро?



2

1


Практическая работа «Описание озера по плану».

4. Закрепление.

— Какая из перечисленных рек является самой длинной рекой Африки?

а) Конго, б) Лимпопо, в)Нигер, г) Нил


— Какая из перечисленных африканских рек впадает в Индийский океан?

а) Конго, б) Нил, в) Замбези, г)Нигер

— Какое из перечисленных озер является самым крупным по площади а Африке?

а) Виктория, б) Ньяса, в) Танганьика, г) Чад

— Самая полноводная река Африки?

а) Конго, б) Нил, в) Замбези, г) Оранжевая

— Мелководное озеро Африки, площадь которого меняется по сезонам года?

а) Рудольфа, б) Ньяса, в) Танганьика, г) Чад

5. Рефлексия

Продолжите фразу:

  • Сегодня на уроке мне запомнилось…

  • Больше всего мне понравилось…

  • Сегодня я смог (смогла)…

6. Домашнее задание

Параграф 23

Практическая работа «Описание озера по плану».

На к.к. нанести внутренние воды Африки

Знакомство с крупнейшими водопадами Африки.



























Географический диктант «Климат Африки»


I вариант – экваториальный климатический пояс

II вариант - тропический климатический пояс

Какие утверждения верны:

1. Этот пояс находится между 2 º ю. ш. и 5 º с. ш.

2. В этом поясе жарко и сухо в течение всего года.

3. Весь год преобладают влажные воздушные массы.

4. Летом исключительно жарко, почти безоблачно, температура в тени +50 º С, а около города Триполи зафиксирована температура воздуха + 58 градусов.

5. Осадков выпадает мало, летом и зимой менее 100 мм.

6. Пояс располагается по обе стороны от экватора, на севере образуя более широкую полосу.

7. Нет смены времен года. Средняя годовая температура воздуха составляет + 26 градусов.

8. У растений этого пояса не формируются годовые кольца.

9. В этом поясе находятся основные пустыни Африки, где днем воздух сильно нагревается, а ночью быстро остывает. Суточная амплитуда температур достигает более 20 градусов.

10. Самум – ветер, несущий тучи песка частое явление в этом поясе.

11. За год выпадает огромное количество осадков – 2000-3000 мм!


Географический диктант «Климат Африки»


I вариант – экваториальный климатический пояс

II вариант - тропический климатический пояс

Какие утверждения верны:

1. Этот пояс находится между 2 º ю. ш. и 5 º с. ш.

2. В этом поясе жарко и сухо в течение всего года.

3. Весь год преобладают влажные воздушные массы.

4. Летом исключительно жарко, почти безоблачно, температура в тени +50 º С, а около города Триполи зафиксирована температура воздуха + 58 градусов.

5. Осадков выпадает мало, летом и зимой менее 100 мм.

6. Пояс располагается по обе стороны от экватора, на севере образуя более широкую полосу.

7. Нет смены времен года. Средняя годовая температура воздуха составляет + 26 градусов.

8. У растений этого пояса не формируются годовые кольца.

9. В этом поясе находятся основные пустыни Африки, где днем воздух сильно нагревается, а ночью быстро остывает. Суточная амплитуда температур достигает более 20 градусов.

10. Самум – ветер, несущий тучи песка частое явление в этом поясе.

11. За год выпадает огромное количество осадков – 2000-3000 мм!










Практическая работа учащихся по составлению характеристики рек

Название реки

Исток

Устье

Основное направление

Питание

Режим










































Практическая работа учащихся по составлению характеристики рек

Название реки

Исток

Устье

Основное направление

Питание

Режим









































Нил - относится к бассейну Атлантического океана. Мы начнем свое путешествие в месте слияния Белого Нила и Голубого Нила. Нил самая длинная река Африки, расположена в ее северо-восточной части. По ходу нашего путешествия мы увидим пустыню, и Асуанскую плотину, которая была построена Советскими инженерами. Река Нил питается дождями особенно в верховьях, так как исток находится в субэкваториальном поясе. Через 6670 км мы попадем в Средиземное море.

Конго- относится к бассейну Атлантического океана. Её исток на Восточноафриканском плоскогорье. Река протекает по уступам плоскогорий, на ней много порогов и водопадов. Конго по многоводности уступает только Амазонке, т.к. протекает в экваториальном поясе и многоводна в течении всего года. Река Конго, в противоположность Нилу, не образует дельты и несет свои мутные пресные воды в Атлантический океан.

Нигер – третья по длине река Африки. В среднем течении это равнинная река, а в верхнем и нижнем ее течениях много порогов и водопадов, где сооружены плотины и оросительные каналы. Река протекает вдоль засушливых территорий, поэтому ее воды так нужны для орошения. Река относится к бассейну Атлантического океана. Течет с северо-запада на юго-восток.

Замбези - относится к бассейну Индийского океана. В верхнем течении она несет свои воды по ровной поверхности и поэтому судоходна. Ниже по течению множество водопадов и порогов. В нижнем течении Замбези – крупная судоходная река.

Лимпо́по́ (в верхнем течении Крокоди́л) — река в Южной Африке на территории ЮАР, Ботсваны, Зимбабве и Мозамбика. Этимология неизвестна. Буры назвали её «крокодиловой рекой» из-за обилия крокодилов. Начинается южнее Претории в горах Витватерсранд (1800 м), затем пересекает горы Могали и принимает приток Марико. Пройдя 1750 км и приняв в себя множество притоков, впадает в Индийский океан к северу от залива Делагоа. Образуется при слиянии рек Марико и Крокодил

















Таблица 1. «Проведение географической игры-физкультминутки»

Текст игры

Движения

1.По Африке, по Африке мы весело идём

И много интересного

все вместе узнаём

Ходьба на месте

-Ой, что это?

Прикладывают руку козырьком к голове, в это время учитель показывает карточку с надписью «Лимпопо», или любой другой реки Африки.

- Это река!

Ответы детей (если дети затрудняются ответить. Учитель даёт краткое пояснение, что это)

Её не обойдёшь,

Обводящее движение рукой вперед - в сторону, описывают рукой дугу сбоку.

Над ней не пролетишь,

Движение рукой от себя вверх описывают рукой дугу сверху.

Под ней не проползёшь,

Движение рукой от себя вперед-вниз описывают рукой дугу снизу.

Надо напрямик!

Рукой разрубают воздух прямо перед собой. Далее имитируют плавание.

2.

По Африке, по Африке

мы весело идём

И много интересного

все вместе узнаём.

Ходьба на месте

-Ой, что это?

Прикладывают руку козырьком к голове, в это время учитель показывает карточку с надписью «Сёдд», или любого другого болота Африки.

- Это болото.

Ответы детей. (Если дети не могут сказать, что это, учитель даёт короткое пояснение: «Это нильское болото в южной части Судана»)

Его не обойдёшь, над ним не пролетишь, под ним не проползёшь,

Повторяются движения как в первой части.

Надо напрямик!

Рукой разрубают воздух прямо перед собой. Затем имитируют переход через болото: высоко поднимая ноги со звуком «чав-чав», при этом сжимая и разжимая пальцы на согнутых в локтях руках).

По Африке, по Африке

мы весело идём

И много интересного все вместе узнаём!

Повторяются движения как в первой части

- Ой, что это?

(показывается рисунок с изображением любого хищника. Например, крокодила).

- Это крокодил!

Ребята, побежали обратно!

(Далее повторяются и имитируются в обратном порядке переход через болото, ледник, реку).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Гидрография Африки

Автор: Бучкова Наталья Владимировна

Дата: 13.12.2022

Номер свидетельства: 620248

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Гидрография Африки"
    ["seo_title"] => string(21) "gidrografiia_afriki_1"
    ["file_id"] => string(6) "620250"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1670959307"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Cтраны Южной Африки "
    ["seo_title"] => string(21) "ctrany-iuzhnoi-afriki"
    ["file_id"] => string(6) "108057"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403541954"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Презентация для урока географии по теме "Африка - материк коротких теней". "
    ["seo_title"] => string(83) "priezientatsiia-dlia-uroka-ghieoghrafii-po-tiemie-afrika-matierik-korotkikh-tieniei"
    ["file_id"] => string(6) "111843"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1407976410"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Урок Гидрография Африки(обобщающий урок)"
    ["seo_title"] => string(48) "urok_gidroghrafiia_afriki_obobshchaiushchii_urok"
    ["file_id"] => string(6) "432049"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1507808313"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Краеведческий подход в преподавании географии "
    ["seo_title"] => string(54) "kraieviedchieskii-podkhod-v-priepodavanii-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "165561"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422814761"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства