Просмотр содержимого документа
«Географическое положение Австралии»
Тема урока: Австралия. Географическое положение. История открытия.
1.Организационный этап (1 минута)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Зовут меня, Короткова Мария Владимировна и сегодня урок географии проведу у вас я. На наш урок я пригласила Жака Паганеля - героя романа знаменитого писателя Ж. Верна «Дети капитана Гранта», послушаем что он нам расскажет. В класс входит « Паганель» – литературный герой романа «Дети капитана Гранта» Ж. Верна.
«Здравствуйте ребята! …А я клянусь вам, что этот край – самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, природа, растения и животные, климат и воды – все это удивляло, удивляет и еще удивит ученых всего мира…». «Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших». Земля парадоксальная, опровергающая законы природы!»
В ходе урока нам придётся подтвердить или опровергнуть слова из книги Ж. Верна. А для того, чтобы нам это было легче сделать, мы должны отправиться в экспедицию к берегам самого удивительного континента нашей планеты и провести небольшое исследование. Я буду капитаном, в каждой команде помощник капитана и его команда. Прошу всех подняться на борт нашего судна. Итогом нашей работы будет заполнение «Бортового журнала».
А к каким неведомым берегам мы поплывем, вам поможет узнать отрывок из стихотворения ленинградской поэтессы Г. Усовой.
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год,
Там расцветают в октябре сады,
Там в октябре, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне протекают где-то)
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют,
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшнее, чем наводненье.
Учитель: Как вы думаете, о каком географическом объекте идёт речь?
Ученик: Материк Австралия.
Учитель. Запишем в бортовой журнал тему нашего путешествия . Как, вы считаете, как она должна звучать?
Ученик. «Австралия, её географическое положение и история исследования»
Учитель. Тема нашего урока «Австралия. Географическое положение. История открытия» (запись темы урока.
Учитель. Для того, чтобы наше исследование было выполнено успешно необходимо выявить его цель. Какова цель нашего урока? На какие вопросы мы постараемся ответить сегодня на этом и последующем уроке.
Ученик. Познакомиться с географическим положением и историей открытия Австралии.
Учитель. Цель урока «Познакомиться с географическим положением и историей открытия Австралии».
Перед вами план изучения материка
Географическое положения
История открытия материка
Рельеф и полезные ископаемые
Климат
Внутренние воды
Природные зоны
Изучение нового материала.
Наш корабль причалил к берегу. (появляется контур Австралии). Будем знакомиться с самым загадочным, таинственным и любопытным материком! «Терра Аустралис Инкогнито», как в старину называли Австралию – Земля Южная неизвестная, и сейчас остается для нас землей, полной загадок, сюрпризов и сокровищ. Как ни одно другое место на планете, Австралия поражает своим многообразием.
Столетие назад путешествие из Европы в Австралию занимало от 7 месяцев до 1 года в настоящее время, чтобы добраться от Москвы до Сиднея на самолете потребуется около 40 часов
Учитель. Перед Вами карта мира. Сравните, как расположена Австралия относительно других материков?
Ученики. Удалена практически от всех материков.
Учитель. Если материк находится далеко от других материков, то он самый необычный. Наша задача – проплыть вокруг Австралии и собрать сведения о материке. Для этого мы разделились на научные группы, моим помощникам необходимо решить, кто будет отчитываться.
1 группа географы и Историки 2 группа Геоморфологи Геоморфология- наука о рельефе. Она изучает историю развития рельефа, происхождение, возраст, формы рельефа. Её данные используют в поиске полезных ископаемых. 3 группа Климатологи и Гидрологи Гидрология- наука, занимающаяся изучением природных вод. Гидрология составляет прогноз будущего состояния вод, решает вопросы разумного использования воды.
4 группа Зоогеографы Зоогеография изучает распространение животных по земному шару, закономерности их размещения
На каждом столе расположены задания, пользуясь атласами, учебником необходимо их выполнить сообща. Время выполнения 4 минуты. Задания для групповой самостоятельной работы . Задание для 1.
Определить ГП по плану и занести полученные сведения в информационную карту. анализируют физическую карту Австралии. Определяют крайние географические точки материка и их координаты. Индивидуальное задание для…..
Название
Широта
Долгота
С
Мыс Йорк
11° ю. ш.,
143° в. д.;
Ю
Саут-Ист-Пойнт
38° ю. ш.,
147° в. д.;
В
Мыс Байрон
28° ю. ш.,
154° в. д
З
Мыс Стип-Пойнт
26° ю. ш.,
114° в. д
Заполните пропуски, зачитайте, что у вас получилось.
Текст.(Слайд) Относительно экватора Австралия расположена в южном полушарии, относительно нулевого меридиана – в восточном полушарии. Материк пересекает южный тропик. Австралия омывается Индийским и Тихим океанами. Ближе всего находится материк Евразия. Протяженность с севера на юг = 2997 км., с запада на восток 4000 км;.
Задание для 2 . 1. Что лежит в основании материка? Определить по карте «Строение земной коры» Древняя австралийская платформа 2. Полезные ископаемые материка?( учебник стр.152, атлас стр.5) австралия богата природными ресурсами. Особенно много на материке местоположений ценных полезных ископаемых?:
осадочных пород на древней платформе- руды различных металлов, бокситы, нефть, газ, каменный уголь. магматические породы в областях складчатости : алмазы, хромовые руды, Определить по Физической карте 3. Основные формы рельефа? В рельефе различают 3 части. на западе возвышенности и плоскогорья центральную низменность Вдоль восточной части материка протянулись средневысотные горы
Единственная горная система Австралии- Большой водораздельный хребет. Наивысшая точка материка- гора Костюшко 2228 м.
Задание для 3 1.В каких климатических поясах расположен материк( атлас стр.12) Большая часть в тропическом континентальном климате На севере материка субэкваториальный Южная часть материка имеет субтропический климат средиземноморского и континентального климата 2. Здесь встречаются «крики», что это такое?( стр. 151 учебника) Крики- сухие русла рек, эпизодически наполняющиеся водой.
3. Озеро Эйр-Норт - « мёртвое сердце Австралии». Почему его так называют?( учебник стр.151) Большую часть года они покрыты соляными корками. Во время дождей превращается в огромный водоем , а в засушливые годы вода сохраняется лишь в немногих впадинах.
Задание для 4.
1. В Австралии водятся животные , давно вымершие на других материках. Чем это можно объяснить?( учебник стр.151) Здесь много эндемиков, Длительная изоляция от других способствовала сохранению тех видов растений и животных которые населяли Землю и исчезли на других материках. 2. Расскажите о наиболее типичных представителях животного и растительного мира Австралии.( учебник стр.151) Яйцекладущие млекопитающие- утконос и ехидна. Сумчатые- кенгуру, коала, сумчатый крот. Своеобразен растительный мир: символ- эвкалипт, акации, бутылочные деревья, пальмы, древовидные папоротники 3. Разнообразен и богат мир птиц в Австралии.( учебник стр.151): страус эму, лирохвост, попугай.
Выполняют работу в инструкционных картах, отчитываются устно о результатах работы.
Текст
Главная мысль
1.Площадь материков:
Евразии – 54900 тыс. кв. км,
Африка – 30320 тыс. кв. км,
Северная Америка –
4250 тыс. кв. км,
Южная Америка –
17830 тыс. кв. км,
Антарктида – 14110 тыс. кв. км,
Австралия - 7687 тыс. кв. км,
Самый маленький материк
2. В Австралии выпадает наименьшее количество осадков
Самый засушливый материк
3. Отсутствуют вулканы, не случаются землетрясения
Самый спокойный материк
4. 75 % растений и 95 % животных встречаются только в Австралии. Много животных, которые вымерли на других материках и сохранились только здесь
Самый удивительный материк
Учитель. Итак, материк Австралия полностью находится в южном полушарии. Какие еще материки расположены в южном полушарии? Какой материк вы уже изучили?
Учитель. Найдите сходства в географическом положении Африки и Австралии.
Физкультминутка А теперь, ребята, выпрямим спинки, наберем в грудь морского воздуха, посмотрим налево, посмотрим направо, посмотрим за линию горизонта, не видна ли там Земля!
Нас встречают коренные жители- аборигены (смотрите какие симпатичные, с жителями этого континента более подробно мы познакомимся на следующем уроке), они приготовили для вас задание. (слайд). Чтобы выйти на берег мы должны правильно отметить его объекты на контуре материка. (1 участник по очереди выходит, берет название объекта и помещает его на карту).Работа с МЭШ
Итак, вы обратили внимание на то, что материк Австралия удален от всех остальных материков. Этот факт сыграл не маловажную роль в истории открытия материка.
История открытия и исследования Австралии
Учитель. Теперь дальше отправляемся в экспедицию. Вот, наконец, достигли мы берегов Австралии, но до нас здесь уже побывали. Вы должны не просто слушать, а запомнить путешественников, которые были до нас, их открытия и заполнить в бортовом журнале
- “Еще древние ученые предполагали, что южнее южного тропика существует неизвестная земля. В XVI веке картографы изображали на картах и глобусах огромную “Неведомую южную землю”
Сообщение учащихся с каждой группы выступает по 1.
1. - В 1606 году испанец Торрес открыл самую северную оконечность материка и пролив отделяющий его от Новой Гвинеи. Позже этот пролив назвали Торресов. В первой половине 17 века голландцы открыли северный и западный берег и назвали эту землю Новой Голландией
2. - В 1642 году Абель Тасман обошел Новую Голландию вдоль северного, западного и южного побережья. Он открыл остров, который затем назвали Тасманией и доказал, что это особый континент.
3.- Завершил открытие материка английский мореплаватель Джеймс Кук. В 1770 гг. на корабле “Индевор” он обошёл берега Новой Зеландии, установив её островное положение, и обследовал пролив
между Северным и Южным островами, открыл Большой Барьерный риф и восточное побережье Австралии.
4. Российский ученый Николай Николаевич Миклухо-Маклай в 1870-х занимался изучением быта, обычаев, религиозных обрядов аборигенов (папуасов )Новой Гвинеи.
Запись в лист
Год
Исследователь
1606г.
Луис Ваэс де Торрес
1642-1643гг.
Абель Тасман
1770г.
Джеймс Кук
1870-1880гг.
Николай Николаевич Миклухо-Маклай
Учитель. Как вы считаете, почему я выделила «маленький материк. Посмотрите на физическую карту Австралии сколько всего «большого» на «маленьком» материке Австралия?
- Большой Барьерный риф,
- Большой Водораздельный хребет, мощная горная система, протянувшаяся с севера на юг примерно на 3500 км вдоль восточного и юго-восточного побережий Австралии, от полуострова Кейп-Йорк на севере до Бассова пролива на юге. Национальный парк «Уоллеми» — одна из достопримечательностей горной системы.. Это единственное место на планете, где растут сосны Воллемия. находятся несколько крупных городов, в том числе столица Австралии Канберра
- Большой артезианский бассейн, Является самым большим и самым глубоким артезианский бассейн в мире, единственный источник пресной воды на большей части материковой части Австралии
- Большая песчаная пустыня, Большая Песчаная пустыня занимает площадь, практически равную площади Японии Это самый жаркий регион Австралии: Пустыня покрыта песками красного цвета. Постоянного населения на территории пустыни почти нет, за исключением нескольких групп аборигенов.
- Большая пустыня Виктория, Эта самая большая пустыня Австралии, и является охраняемой территорией Западной Австралии. в пустыне не ведется никакой сельскохозяйственной деятельности. Большая пустыня Виктория заселена несколькими группами австралийских аборигенов, название в честь британской королевы Виктории.
- Большой Австралийский залив. Около 280-160 млн лет назад между Австралией и Антарктидой, на тогда еще едином материке Гондвана, появилась и стала разрастаться рифтовая долина. 100 млн лет назад материки разошлись — и так образовался Большой Австралийский залив
Учитель. Черная коробочка
Морское путешествие таит много неожиданностей, когда наш корабль причалил волны выбросили сундук с драгоценностями . Задавая вопросы, должны угадать, что находится в этом сундуке и является одной из визитной карточкой материка Происходит свободное обсуждение.
Вопросы:
1. Это можно встретить на суше? (нет).
2. Это можно встретить в воде? (да).
3. Это можно встретить как под водой, так и над ней? (да).
4. Это – морские растения? (нет).
5. Это – морские животные? (да).
6. Это – отмершие животные? (да).
7. Это – представляется опасным для кораблей? (да).
8. Это – представляет часть удивительного объекта – Большого Барьерного рифа? (да).
Что это? Ответ:
В сундуке кусочек кораллового рифа.
Учитель. Почему выделен Большой Барьерный риф?
Ученик. Самый большой в мире.
Большой Барьерный риф является самой крупной коралловой системой на планете Земля. В его пределах обитает более 2000 видов рыб, здесь и знаменитая китовая акула которая занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая крупная рыба планеты. Риф является домом для нескольких видов китов касатки, морских черепах. Более 300 видов птиц гнездятся на коралловых островах. Большой Барьерный риф – это восьмое чудо света, достойное восхищения и требующее бережного отношения. Он поддерживает жизнь и биоразнообразие живых организмов, благодаря чему в 1981 году был выбран ЮНЕСКО в качестве объекта Всемирного наследия. Большая часть рифов находится под защитой Морского национального парка, который помогает ограничить вред от результатов человеческой деятельности – рыбалки, загрязнения окружающей среды, туризма. .Рефлексия по всему изученному.
Учитель. Перед вами конверт с загадкой попробуйте ее разгадать и собрать пазл ответа
1. •Он полётам не обучен, Зато в беге – самый лучший. От любой большой проблемы Убегает страус ...ЭМУ 2. В листьях эвкалипта достаточно влаги, чтобы это животное могло обходиться без воды. Его название, взятое из языка одного австралийского племени, означает "не пить". Австралийский ленивец. (Коала)
3. Австралия - родина этих маленьких птичек с ярким зелёным оперением, живущих огромными стаями. Назовите их. (Попугаи) 4. То эволюции игрушка, -Яйцекладущая зверушка.В иголках вся, не безобидна,В Австралии живёт (ехидна)
5. Подведение итогов урок: Итак, мы познакомились с ГП Австралии и ее первооткрывателями и должны вернуться к заданию, которое прозвучало в начале урока. «Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших» слова Ж. Верна». Вы согласны?
Вот и подошло к концу наша экспедиция и мне хотелось бы узнать: Понравилось ли оно Вам? У вас на столах лежат стихиры 3-х разных цветов (красный- мне понравилось, зеленый - мне было интересно, синий не очень интересно) и кораблики. Возьмите стихиры и приклейте к парусам кораблика тот цвет, который отражает ваше настроение и соответствует сегодняшнему уроку – экспедиции. Мы посетили материк полон сюрпризов и неожиданностей, собрали информацию и получаем за это сундук с драгоценностями.
6. Домашнее задание. П.28. стр.5.
1. Ознакомиться с параграфом 33 ответить на вопросы для закрепления 2. Вычислите протяженность материка с севера на юг по 130 в.д. и запада на восток и по 30 ю. ш. в градусах и километрах. 3.Составить сиквейн к пройденному материку
Вопросы к игре «По Австралии»
Вопрос
Ответ
Пролив между Австралией и Новой Гвинеей
Торресов
Русский путешественник и этнограф, который жил и работал в Австралии в 19 веке
Н.Н. Миклухо-Маклай
Крупный остров, расположенный севернее Австралии
Новая Гвинея
Самая высокая точка Австралии
Гора Косцюшко
На крайнем юго-востоке горы Большой Водораздельный хребет достигают наибольшей высоты и имеют другое название. Какое?
Австралийские Альпы или Снежные горы
Скрэб – это…
Заросли сухих кустарников
Животные, завезенные в Австралию в 1859 г., и которые “страшней, чем наводненье”
Кролики
Что такое эндемики?
Уникальные виды животных и растений, встречающиеся на ограниченной территории
Бортовой журнал корабля «Географы» Геогра́фия — комплекс естественных и общественных наук, изучающих структуру, функционирование и эволюцию географической оболочки.
По физической карте Австралии, заполните пропуски
Относительно экватора Австралия расположена в_________ полушарии, относительно нулевого меридиана – в _____________полушарии. Материк пересекает ________тропик. Австралия омывается ______________ и ______________океанами. Ближе всего находится материк ______________ . 2. Протяженность с севера на юг = 2997 км., с запада на восток 4000 км;. Определить крайние точки материка Австралии и их координаты
Название
Широта
Долгота
С
Ю
В
З
В основании материка лежит древняя __________________________платформа. По всему восточному побережью проходит горная цепь _______________. Здесь же находится самая высокая вершина _______________________, высота которой достигает ________ метров. Материка находится в __________________________________________________ ____________________________________________________климатических поясах. Крики-__________________________________________________________________ Органический мир представлен эндемиками. Наиболее типичные предста- вители животного мира:__________________________________________________ Своеобразен растительный мир:___________________________________________
Книга рекордов материка:
Текст
Главная мысль
1.Площадь материков:
Евразии – 54900 тыс. кв. км,
Африка – 30320 тыс. кв. км,
Северная Америка – 4250 тыс. кв. км,
Южная Америка – 17830 тыс. кв. км,
Антарктида – 14110 тыс. кв. км,
Австралия - 7687 тыс. кв. км,
Самый материк
2. В Австралии выпадает наименьшее количество осадков
Самый _____________________материк
3. Отсутствуют вулканы, не случаются землетрясения
Самый _____________________материк
4. 75 % растений и 95 % животных встречаются только в Австралии. Много животных, которые вымерли на других материках и сохранились только здесь
Самый _____________________материк
История открытия и исследования материка. 1. В первой половине 17 в._________________открыл самую северную оконечность материка.
2. В 1642 г. была совершена исследовательская экспедиция по северу и северо-западу Австралии. Ей руководил _________________________
3. Восточное побережье Австралии первым исследовал_______________
4. Изучал жизнь и быт народов острова Новая Гвинея________________
Дата:_________Тема урока:________________________________________ Бортовой журнал корабля «Геоморфологи »
Геоморфология- наука о рельефе. Она изучает историю развития рельефа,происхождение, возраст, формы рельефа. Её данные используют в поиске полезных ископаемых. Географическое положение материка Относительно экватора Австралия расположена в_________ полушарии, относительно нулевого меридиана – в _____________полушарии. Материк пересекает ________тропик. Австралия омывается ___________ и ______________океанами. Ближе всего находится материк ___________ . Протяженность с севера на юг = 2997 км., с запада на восток 4000 км;. 1. Определить по карте атласа «Строение земной коры» , учебник стр.151 Что лежит в основании материка? (определить по атласу «Строение земной коры») _________________________________________________________________
2. Полезные ископаемые материка? (Акцентировать внимание на размещение осадочных пород на платформах, а магматических – в складчатых областях) __________________________________________________________________
3. Определить по Физической карте Австралии, учебник стр.151 Основные формы рельефа?_______ _______________________________ Единственная горная система_____________________________________ наивысшая точка _______________________________
Материка находится в _____________________________________________ _____________________________________________ климатических поясах
Крики-___________________________________________________________ Органический мир представлен эндемиками. Наиболее типичные представители животного и растительного мира: ____________________ __________________________________________________________________
Книга рекордов материка:
Текст
Главная мысль
1.Площадь материков:
Евразии – 54900 тыс. кв. км,
Африка – 30320 тыс. кв. км,
Северная Америка – 4250 тыс. кв. км,
Южная Америка – 17830 тыс. кв. км,
Антарктида – 14110 тыс. кв. км,
Австралия - 7687 тыс. кв. км,
Самый материк
2. В Австралии выпадает наименьшее количество осадков
Самый _____________________ материк
3. Отсутствуют вулканы, не случаются землетрясения
Самый _____________________материк
4. 75 % растений и 95 % животных встречаются только в Австралии. Много животных, которые вымерли на других материках и сохранились только здесь
Самый ____________________ материк
История открытия и исследования материка. 1. В первой половине 17 в._________________открыл самую северную оконечность материка.
2. В 1642 г. была совершена исследовательская экспедиция по северу и северо-западу Австралии. Ей руководил _________________________
3. Восточное побережье Австралии первым исследовал_______________
4. Изучал жизнь и быт народов острова Новая Гвинея________________
Дата:_________Тема урока:________________________________________ Бортовой журнал корабля «Климатологи, Гидрологи»
Гидрология- наука, занимающаяся изучением природных вод. Климатоло́гия — наука, изучающая климат многолетний режим погоды, свойственных определённому месту или Земному шару в целом.
Относительно экватора Австралия расположена в_________ полушарии, относительно нулевого меридиана – в _____________полушарии. Материк пересекает ________тропик. Австралия омывается ______________ и ______________океанами. Ближе всего находится материк __________________ . Протяженность с севера на юг = 2997 км., с запада на восток 4000 км;. В основании материка лежит древняя __________________________платформа. По всему восточному побережью проходит горная цепь _______________. Здесь же находится самая высокая вершина _________________, высота которой достигает ________ метров. Назовите основные климатические пояса и факторы, влияющие на климат Австралии. ______________________________________________________ _________________________________________________________________________Чем объяснить, что в Австралии мало рек и озёр? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________Что такое «крики»?______________________________________________________ Озеро Эйр Норт- « мёртвое сердце Австралии». Почему его так называют __________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Органический мир представлен эндемиками. Наиболее типичные представители животного и растительного мира:___________________________ _________________________________________________________________________
Книга рекордов материка:
Текст
Главная мысль
1.Площадь материков:
Евразии – 54900 тыс. кв. км,
Африка – 30320 тыс. кв. км,
Северная Америка – 4250 тыс. кв. км,
Южная Америка – 17830 тыс. кв. км,
Антарктида – 14110 тыс. кв. км,
Австралия - 7687 тыс. кв. км,
Самый материк
2. В Австралии выпадает наименьшее количество осадков
Самый _____________________ материк
3. Отсутствуют вулканы, не случаются землетрясения
Самый _____________________материк
4. 75 % растений и 95 % животных встречаются только в Австралии. Много животных, которые вымерли на других материках и сохранились только здесь
Самый ____________________ материк
История открытия и исследования
1. В первой половине 17 в._________________открыл самую северную оконечность материка. 2. В 1642 г. была совершена исследовательская экспедиция по северу и северо-западу Австралии. Ей руководил _________________________ 3. Восточное побережье Австралии первым исследовал_______________ 4. Изучал жизнь и быт народов острова Новая Гвинея________________
Дата:_________Тема урока:________________________________________ Бортовой журнал корабля «Зоогеографы и ботаники»
Зоогеография - наука, изучающая распространение животных на планете Земля. Бота́ника — наука о растениях, раздел биологии. Относительно экватора Австралия расположена в_________ полушарии, относительно нулевого меридиана – в _____________полушарии. Материк пересекает _________тропик. Австралия омывается __________ и _______________океанами. Ближе всего находится материк __________. Протяженность с севера на юг = 2997 км., с запада на восток 4000 км;.
В основании материка лежит древняя _____________________платформа. По всему восточному побережью проходит горная цепь _______________. Здесь же находится самая высокая вершина _________________, высота которой достигает ________ метров. Материка находится в _____________________________________________
В Австралии органический мир своеобразен, чем это можно объяснить? ________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Расскажите о наиболее типичных представителях животного и растительного мира Австралии. ________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Разнообразен и богат мир птиц в Австралии_______________________ ____________________________________________________________________
Книга рекордов материка:
Текст
Главная мысль
1.Площадь материков:
Евразии – 54900 тыс. кв. км,
Африка – 30320 тыс. кв. км,
Северная Америка – 4250 тыс. кв. км,
Южная Америка – 17830 тыс. кв. км,
Антарктида – 14110 тыс. кв. км,
Австралия - 7687 тыс. кв. км,
Самый материк
2. В Австралии выпадает наименьшее количество осадков
Самый _____________________ материк
3. Отсутствуют вулканы, не случаются землетрясения
Самый _____________________материк
4. 75 % растений и 95 % животных встречаются только в Австралии. Много животных, которые вымерли на других материках и сохранились только здесь
Самый ____________________ материк
История открытия и исследования материка. 1. В первой половине 17 в._________________открыл самую северную оконечность материка.
2. В 1642 г. была совершена исследовательская экспедиция по северу и северо-западу Австралии. Ей руководил _________________________
3. Восточное побережье Австралии первым исследовал_______________
4. Изучал жизнь и быт народов острова Новая Гвинея________________