Урок "Географическое положение Австралии. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые"
Урок "Географическое положение Австралии. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые"
Цель урока: создать условия для формирования знаний учащихся об особенностях географического положения Австралии, истории открытия, рельефе и полезных ископаемых материка.
Образовательные.
1. Предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут владеть следующими умениями:
- давать характеристику географического положения Австралии;
- называть основные этапы открытия и исследования материка;
- называть основные формы рельефа и закономерности их размещения;
- сравнивать рельеф Австралии и Африки;
- наносить на контурную карту объекты вдоль береговой линии Австралии и основные формы рельефа.
2. Планируется, что по окончанию урока ученики смогут выполнить тематический тест по изучаемой теме.
Развивающие: создать условия для развития:
- умений работать с разными источниками географических знаний;
- навыков самостоятельной работы;
- умений и навыков работы с тематическими и контурными картами;
- умений анализировать карты, выделять главное, обобщать и делать выводы умения применять знания на практике.
Воспитательная. Воспитывать внимательность, сосредоточенность, умение работать самостоятельно.
Основные понятия: экватор, тропики, крайние точки, географические координаты, моря, полуострова, острова, климатические пояса, платформа, древняя складчатость, Большой Водораздельный хребет, Большой Барьерный риф, Центральная низменность.
План урока:
Географическое положение материка;
История открытия и исследований;
Рельеф Австралии;
Полезные ископаемые.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок "Географическое положение Австралии. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые" »
«Географическое положение Австралии. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые». 7 класс
В.И. Зражва, ФГКОУ СОШ № 162, г. Хабаровск 47
Цель урока: создать условия для формирования знаний учащихся об особенностях географического положения Австралии, истории открытия, рельефе и полезных ископаемых материка.
Образовательные.
1. Предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут владеть следующими умениями:
- давать характеристику географического положения Австралии;
- называть основные этапы открытия и исследования материка;
- называть основные формы рельефа и закономерности их размещения;
- сравнивать рельеф Австралии и Африки;
- наносить на контурную карту объекты вдоль береговой линии Австралии и основные формы рельефа.
2. Планируется, что по окончанию урока ученики смогут выполнить тематический тест по изучаемой теме.
Развивающие: создать условия для развития:
- умений работать с разными источниками географических знаний;
- навыков самостоятельной работы;
- умений и навыков работы с тематическими и контурными картами;
- умений анализировать карты, выделять главное, обобщать и делать выводы умения применять знания на практике.
Воспитательная. Воспитывать внимательность, сосредоточенность, умение работать самостоятельно.
Основные понятия: экватор, тропики, крайние точки, географические координаты, моря, полуострова, острова, климатические пояса, платформа, древняя складчатость, Большой Водораздельный хребет, Большой Барьерный риф, Центральная низменность.
План урока:
Географическое положение материка;
История открытия и исследований;
Рельеф Австралии;
Полезные ископаемые.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний. Вступительное слово учителя: Ребята, с каким материком мы познакомились на прошлых уроках?
Мы совершили виртуальное путешествие по Африке, побывали в самых разных ее уголках. Познакомились с особенностями ее географического положения, с природы, изучили жизнь, обычаи и нравы местного населения.
Слайд 1. Попробуйте определить, о каком континенте идет речь в стихотворении?
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами.
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады.
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц.
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц.
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры.
Там кролики страшней, чем наводнение …
Г. Усова
Ответ: Австралия
Изучение нового материала
Географическое положение
Наша цель определить географическое положение Австралии, Мы сделаем это через сравнение географического положения Африки и Австралии.
Слайд 2.
Задание 1. Практическая работа №1. "Сравните географическое положение двух материков». Работа в 4-х группах. Время выполнения – 6 минут.
Африка
Австралия
Группы
Расположение по отношению:
- к экватору;
- тропикам;
- начальному меридиану
1
Расположение в пределах климатических поясов
2
Близость к другим материкам.
Какими океанами омываются берега материков.
Степень изрезанности береговой линии.
3
Определение крайних точек и их географических координат
4
Выводы: как формируют данные критерии для определения географического положения материка.
Задание 2.
- Нанесите на контурную карту океаны, моря, заливы, проливы, острова и полуострова вдоль береговой линии Австралии.
- Отметьте на контурной карте крайние точки Австралии и подпишите их географические координаты.
- Определите протяженность материка по южному полярному кругу и 140 градусу в.д.
Слайд 3.
Проверяем заполнение таблицы.
Положение относительно экватора:
Вспомним, что такое экватор (Экватор – это воображаемая линия, условно проведенная на поверхности Земли, на равном расстоянии от полюсов)
Ответ: Относительно экватора Австралия располагается в одном полушарии, южном
Положение относительно тропиков.
Вспомним, что такое тропики (Тропики – параллели 23,5о с. ш. и 23,5о ю. ш.)
Ответ: Австралию почти посередине пересекает южный тропик.
Положение относительно начального меридиана.
Вспомним, что такое меридиан? Какой меридиан мы называем начальным?
Ответ: Меридиан – это воображаемая линия, условно проведенная по поверхности Земли от Северного полюса к Южному полюсу. Начальным меридианом называют меридиан 0 , или Гринвичский, или Лондонский
Положение относительно других материков.
Ответ: удалена от всех континентов.
Положение относительно океанов и морей.
Ответ: Индийский океан омывает южное и западное побережья материка
Тихий океан омывает восточное побережье материка
Северное побережье омывает Арафурское море, Тиморское море; юго-восточное побережье омывает Коралловое море; северо-восточное побережье омывает Тасманово море
6. Береговая линия: полуострова и острова, заливы.
7. Крайние точки материка (географические координаты):
А) северная – м. Йорк
Б) южная – м. Юго-Восточный
В) западная – м. Стип–Пойнт
Г) восточная – м. Байрон
Слайд 4.
Выводы:
Австралия расположена в 2-х полушариях, южном и восточном
Австралию почти посередине пересекает Южный тропик, т. о. климат – жаркий и сухой.
Австралия удалена от других материков.
Береговая линия Австралии слабо изрезана.
ГП материка является определяющим.
История открытия и исследования
Работа с текстом с. 149 учебника.
Слайд 5.
Ответьте на вопросы:
- какой народ первым открыл Австралию? (голландцы)
- голландский мореплаватель, который исследовал северные и северо-западные берега Австралии, открыл остров у юго-восточного побережья Австралии? (Абель Тасман)
- путешествия какого британского мореплавателя доказали окончательно, что Австралия – самостоятельный материк? (Джеймс Кук)
Рельеф и полезные ископаемые
Дайте определение понятия «рельеф».
Рельеф – совокупность всех неровностей земной поверхности.
Слайд 6.
Задание 4. Практическая работа №2. «Заполнение блок-схемы «Рельеф Австралии».
Заполните схему и ответьте на вопросы:
- Какой общий характер поверхности (преобладающие формы рельефа)?
- Какие виды земной коры лежат в основе территории континента?
- Частью какого древнего материка была Австралийская платформа?
- Как расположены формы рельефа на изучаемой территории?
- В области какой складчатости расположены горы Австралии? Какая наибольшая и преобладающая высота?
- Есть ли на материке вулканы и современное оледенение?
Рельеф Австралии
Типы земной коры
Формы рельефа и полезные ископаемые
Слайд 7.
Схема «Рельеф Австралии»
Западная часть
Центральная часть
Восточная часть
Большая пустыня Виктория
h - 250 м
Индийский
океан
Центральная равнина
h – 100 м
Озеро Эйр
h -12 м
Большой Водораздельный хребет h – 1500м
Тихий океан
Австралийская платформа
Выводы:
Самый плоский материк, представляет равнину, приподнятую по краям.
В основании лежит Австралийская платформа.
На Западе – горы древней складчатости – Большой Водораздельный хребет.
Единственный на земле материк, где нет вулканизма и современного оледенения.