Просмотр содержимого документа
«Географическое положение Австралии. Рельеф и полезные ископаемые »
Тема: Географическое положение Австралии.
Рельеф и полезные ископаемые
Учебно-воспитательные задачи:
Формирование у учащихся приема составления характеристики географического положения материка с самостоятельным выбором карты нужного содержания;
Формирование умения проводить анализ карт в сочетании с другими источниками;
Совершенствование умений работать с градусной сеткой карты.
Оборудование: физическая карта Австралии, атласы, контурные карты
Ход урока:
I. Оргмомент
Эпиграф урока
Австралия – страна наоборот,
Она располагается под нами
Там очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады.
Там в январе, а не в июле лето.
Там протекают реки без воды
Они в пустыне пропадают где-то
Там в зарослях следы бескрылых птиц.
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводнение……
Учитель:
Итак, как вы уже поняли сегодня речь пойдет о загадочном и манящем материке Австралия. На вопрос: «Почему люди стремятся в Австралию?», – каждый ответил бы по-своему. А как бы вы ответили на этот вопрос?
(ответы учащихся).
Учитель:
Действительно, это очень удивительный материк, на нем:
при движении на север становится жарче, а на юг – холоднее (почему?);
здесь обитают животные и произрастают растения, которых нет на других материках;
на материке только одно государство.
Что делает Австралию Австралией: пыль и зной пустыни или яркие краски Большого Барьерного рифа, «плюшевые медвежата» коала или замечательные прыгуны кенгуру, одичавшие кролики или бесчисленные стада овец. Но главное, конечно сами австралийцы, их быт, нравы и характеры. В книге английского писателя-юмориста есть любопытные строки: «Семь- слышите, не шесть, не восемь, а именно семь! –семь универмагов, различных городах Австралии были показаны мне с аттестацией «самого большого магазина в южном полушарии». Я насчитал пять стадионов, каждый из которых по словам австралийцев был «самым крупным в южном полушарии». Меня познакомили с очень высоким рыжеволосым джентльменом, владельцем фабрики консервированных бобов. Когда он ненадолго отлучился , мой спутник заметил, что он самый высокий рыжий директор во всём южном полушарии…» ( Дж. Микеш)
Шутка, но она передаёт колорит пятого континента: ведь во многом Австралия, вправду самый …материк. Самый…Какой?
Можно сказать, что Австралия:
– самый малый по площади;
– самый сухой;
– самый малонаселенный;
– самый спокойный (нет действующих вулканов).
Австралия – «страна наоборот». С латинского языка austral – переводится «противоположный, южный» (целиком в Южном полушарии). Австралия – часть древнего материка Гондваны.
Изучение новой темы:
Итак, тема нашего урока «Физико-географическое положение Австралии. Рельеф и полезные ископаемые»
Мы начинаем работу по технологической карте, которая есть у каждого из вас на столе.
Технологическая карта для учащихся
Цель:Учащиеся должны знать и уметь:
Показывать элементы береговой линии Австралии;
Определять географическое положение материка, координаты крайних точек;
Прогнозировать (оценивать) влияние географического положения на особенности природы материка;
Выявлять связь рельефа с геологическим строением.
УЭ-1
Цель:Продолжить формирование навыков самостоятельной работы
Вопросы и задания:
Выполните практическую работу «Определение географического положения Австралии» (работа с атласом, физической картой Австралии, учебником) по плану:
Положение относительно: – экватора
– нулевого меридиана
Какими океанами омывается?
Как расположен относительно других материков?
В каких тепловых поясах располагается?
Крайние точки материка и их координаты.
Цель: Закрепить навыки работы на контурной карте
На контурной карте Австралии нанести:
Крайние точки материка;
Океаны, омывающие материк;
Моря, проливы, заливы;
Острова;
полуострова.
УЭ-2
Цель: Научить учащихся составлять характеристику исследования материала в хронологическом порядке.
Вопросы и задания:
Занесите сведения об исследовании Австралии в таблицу:
Дата
Исследователь
Открытие
УЭ-3
Цель: На основе применения теоретических знаний о рельефе Земли, сформировать общее представление об особенностях рельефа Австралии, выяснить:
Проблемный вопрос: Австралию называют самым спокойным «в геологическом» отношении материком. Справедливо ли это утверждение?
Вопросы:
В пределах какой литосферной плиты находится материк;
Какая древняя платформа лежит в основе материка;
Сделайте вывод: каким формам рельефа соответствует древняя платформа;
Чем представлена горная система Австралии;
Есть ли на материке области новой складчатости?
Составить сравнительную характеристику рельефа Африки и Австралии
Черты сходства
Черты различия
Австралия
Африка
.
Цель: Учащиеся должны уметь самостоятельно применить полученные знания по теме.
1.Как называется самый маленький материк на Земле?
а) Айсберг;
б) Атлантида;
в) Австралия;
2. К какому полушарию относится австралийский материк?
а) Южному;
б) Восточному;
в) Южному и Восточному;
3. Кто доказал, что Австралия – это единый массив суши?
а) Байрон Иоганн Иванович Мюнхаузен;
б) Абел Янсзон Тасман;
в) Николай Николаевич Миклухо – Маклай;
4. Как была названа Австралия, её первооткрывателем Янсзоном
Тасманом?
а) Эдем; б) Новая Голландия; в) Земля Санникова.
5. Кому обязано восточное побережье Австралии своим открытием?
а) Деду Мазаю; б) Куку; в) Олимпийским играм 2000 года.
6. В каком году была открыта Австралия?
а) в 1606 году; б) в 1917 году; в) это ещё предстоит сделать.
7. Что находится в основании Австралийского материка?
а) три кита; б) древняя платформа; в) фундамент.
8. В состав какого древнего материка входили Австралия
и Африка?
а) Гондвана; б) Пангея; в) Лавразия.
9. Правильно ли считают учёные, что в основании Австралии находится не только древняя платформа,
но и область древней складчатости?
а) да; б) нет; в) не знаю и знать не хочу.
10. Как называется самая высокая точка материка Австралии?
а) гора Маяшина; б) гора Костюшка; в) гора Косцюшка.
11. Какой мыс является самой восточной точкой материка Австралия?
а) мыс Байрон; б) мыс Йорк; в) мыс Игольный.
.
УЭ-5 Цель: Проверка правильности ответов по контрольной карте.