kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование хозяйства Центральной России

Нажмите, чтобы узнать подробности

При изучении темы «Центральная Россия» урок следует после рассмотрения состава и ЭГП региона. Материал изучается в форме эвристической беседы, с использованием частично – поискового метода, предполагающего активное привлечение учащихся в процесс решения проблемы под руководством учителя.        

Для создания более яркого образа территорий используется мультимедийная презентация, материалы для которой приведены разработке урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование хозяйства Центральной России »

Формирование хозяйства Центральной России

  1. Постановка проблемы.

На вопрос, в каком из районов Центральной России условия для жизни и хозяйственной деятельности более благоприятны, учащиеся единодушно отмечают Центрально –Чернозёмный район (упоминаются безусловно, чернозёмы, более мягкий климат, открытые пространства).

Для проверки гипотезы, школьникам предлагается работа с текстом рассказа И.С.Тургенева «Хорь и Калиныч» (Алексеев А.И. География: население и хозяйство России: учебник для 9кл. М.:2006, с.239-240). Учащиеся описывают орловского и калужского крестьянина, его род деятельности, особенности жилища и природы. При обсуждении результатов заполняется таблица, которая может выглядеть следующим образом:

Показатели качества жизни крестьянина


Калужская губерния (ЦР)



Орловская губерния (ЦЧР)








Внешний вид

Высок, смел, весел, чист. По праздникам ходит в сапогах.

Л. Толстой среди крестьян на ярмарке






Невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, носит лапти.




Крестьянин.

Севский уезд, Орловская губерния.


Род занятий


Торгует маслом и дёгтем, платит оброк.


Лошкарный базар в Семёнове


Не торгует, ходит на барщину.







Жилище

Просторные сосновые избы, крытые тёсом.


Плотина
Жуковский С. Ю.


Дрянные осиновые избёнки, крытые гнилой соломой.


Село в Орловской губернии
Клодт М. К.





Особенности природы

Леса, болота

У омута
Левитан И. И.


Поля, овраги



Вечерний вид в деревне. Орловская губерния

Клодт М. К.


Анализ полученной информации позволяет учащимся сделать вывод, что их предположения были ошибочны.



  1. Формулирование проблемно –учебного вопроса.

Почему территория, имевшая более благоприятные природные условия оказалась, в состоянии экономического упадка?



3. Актуализация знаний и получение новой информации

Кратко схема рассуждений в диалоге учителя и учащихся представлена в таблице:

Центральный район

Центрально –Чернозёмный район

Почвы средне –плодородны (дерново-подзолистые), максимум осадков в конце лета. Мелко контурные участки, пересечённая местность

Условия для растениеводства малоблагоприятны, наиболее эффективно животноводство

Сенокос
Сергеев Н. А.

Чернозёмы, достаточно тепла, огромные участки для пашни


Главная хлебная база (XVII –XIX века) для Центрально –Промышленного района, вывоз хлеба по рекам, на санях

На пашне

Клодт М.К.


Необходимость дополнительного заработка, обилие природного материала

Занятия кустарными прмыслами: обработка льна, шерсти, кожи, древесины (предприимчивость, смекалка, изворотливость)


Производство деревянной посуды




Плетение рыболовных сетей


К началу XX века сохранились пережитки крепостничества: необходимость отработки за право пользования землёй (покорность, преклонение перед барином, безынициативность)

Освоение степей Южной Украины и Северного Кавказа, поставки более дешёвого хлеба в промышленный Центр

Упадок в хозяйстве:

отток активного населения- запущенность хозяйства - падение урожайности- распашка новых земель- рост овражной сети- аграрное перенаселение





Крестьянский обед в поле

Маковский К. Е.

Формирование высококвалифицированных рабочих, умеющих трудиться коллективно

Швейная мастерская


Торговля с Западной Европой, Уралом, Сибирью

Алексеевская ярмарка



Разнообразие видов хозяйственной деятельности, накопление капитала, способствовало развитию мануфактур и заводов

Развитие промышленности к началу XX века

Испытания плугов Брянского завода



Фабрика Товарищества ситцевой мануфактуры

А. Гюбнера




Однообразие видов сельскохозяйственной деятельности, чрезмерная эксплуатация почвенных ресурсов, пережитки крепостничества

Полное оскудение района к началу XX века


Крестьянка

Клодт М. К.



  1. Обоснование решения

Формированию хозяйства Центрального района способствовало максимально полное, рациональное использование географического положения и природных ресурсов, развитие разнообразных видов хозяйственной деятельности, трудовые навыки и традиции населения.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Формирование хозяйства Центральной России

Автор: Иус Марина Николаевна

Дата: 23.05.2015

Номер свидетельства: 214650

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Поурочный план по географии на тему: География хозяйства, транспортные условия. 9 класс "
    ["seo_title"] => string(96) "pourochnyi-plan-po-ghieoghrafii-na-tiemu-gieoghrafiia-khoziaistva-transportnyie-usloviia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "201568"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429089635"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Конспект урока "Европейский Север" "
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt-uroka-ievropieiskii-sievier"
    ["file_id"] => string(6) "111264"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407311979"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "внеклассное мероприятие "Поморская семья" с презентцией "
    ["seo_title"] => string(65) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-pomorskaia-siem-ia-s-priezienttsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "120022"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413569928"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Формирование информационной компетенции на уроках истории. "
    ["seo_title"] => string(63) "formirovaniie-informatsionnoi-kompietientsii-na-urokakh-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "206243"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430137784"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Внеклассное мероприятие Мероприятие «Воспитание верой.Традиции казачества.Казачий круг.» "
    ["seo_title"] => string(100) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-mieropriiatiie-vospitaniie-vieroi-traditsii-kazachiestva-kazachii-krugh"
    ["file_id"] => string(6) "234836"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1443536234"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства