Цель мероприятия:
- воспитание нравственного отношения к семейным ценностям, формирование позитивного образа семьи, побуждение к личной ответственности за свою семью;
- воспитание чувства благодарности, уважения к родителям;
- учить работать в команде, соблюдая правила взаимоуважения и взаимопомощи;
- развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной;
- познакомить с традициями поморской семьи
- охарактеризовать внутрисемейный отношения между родственниками в поморской семье, описать быт: хозяйство, обязанности и права в семье, особенности характера воспитания в поморской семье в отличии от семей центральной России .
Оборудование:
- старая домашняя утварь (самовар, керосиновая лампа, горшки, плетёная корзина, расшитые полотенца, расписной короб)
- ноутбук и мультимедийный проектор
- презентация
- музыка
Ход мероприятия
Слайд 1.
Дорогие ребята, уважаемые родители, я поздравляю вас с праздником, желаю вам здоровья и счастья. Хочу, чтобы ваши судьбы были счастливыми.
-А вы хотите этого?
А как вы думаете, что для этого необходимо знать? И не рано ли говорить с вами об этом? (Рассуждения детей). А вы знаете, что сегодня подходящий день для нашего взрослого разговора? Ведь сегодня... День Знаний. Так давайте же поразмышляем вместе со мной о тех знаниях, которые помогают построить нашу Судьбу.
Слайд 2.
Слайд 3
Что нам стоит дом построить?
Нарисуем – будем жить...
Как вы думаете, это может быть на самом деле?
Господь - Творец создал человека по образу и подобию своему. Значит и мы Творцы, Архитекторы своей жизни. Каждый человек творит свой мир (дом, в котором он живёт) сам. Сам строит свою Судьбу.
Слайд 4
Даже в простом строительстве дома сначала архитектор мысленно представляет, а затем рисует план будущего здания. Поэтому очень важно знать, что мы собираемся строить. От этого зависит, что нас ждёт «там на неведомых дорожках».
Слайд 5
Итак. Судьба – это Путь. Другими словами... - дорога. Причём такая дорога, по которой может идти только один человек. Дороги бывают разные: бывают лёгкие и трудные, длинные и короткие, простые и сложные... Но это не влияет на то, счастливая дорога или нет. А что же тогда влияет на «комфортность» дороги? Вы как думаете?...
БАГАЖ!!! Что такое багаж? (чемодан, мешок, сумка...)
А что может понадобиться в дороге?
Деньги.
Вещи.
Еда.
...
Как вы думаете, от чего будет зависеть тяжесть вашего багажа? Ну, конечно же, от его количества, массы и объёма. И, чем больше вещей мы будем укладывать в свой багаж, тем ... он будет тяжелее, правильно.
А вы знаете, ребята, что существует другой багаж. Он совсем не похож на первый. Самое интересное заключается в том, что, чем больше вы положите в него, тем легче вам будет идти по вашей жизни. Этот багаж вам никто не сможет уложить. Собрать его вы сможете только сами! Я говорю о багаже духовных жизненных ценностей. Я говорю о великой человеческой мудрости.
Слайд 6
Что мы можем уже сложить в свой багаж ценностей. Зачем это понадобиться вам в Пути?
Любовь
милосердие
трудолюбие
вера
умение прощать
умение понимать
умение не обижаться
умение договариваться
умение слушать и говорить
умение светиться
...
( Обсуждение с детьми и родителями, почему, владея всем этим, дорога жизни становиться легче.)
Слайд 7
В прошлом году вся наша страна и весь мир отметили 300-летие М.В.Ломоносова. Среди ярких представителей поморского народа фигура ученого Михайлы Ломоносова особо выделяется, появление которой нередко истолковывают, как неоспоримое доказательство того, что гений может возникнуть в любом климате, в самой неподходящей для развития личности социальной среде.
Но феномен Ломоносова нельзя понять, не имея представления о его родине, о поморской социальной среде, об особенностях поморской культуры, которые в совокупности были абсолютно не похожи на феодально-крепостнические социальные отношения в России того времени.
Слайд 8
Беломорье - раздольный, но суровый край. Трудно определить границы Беломорья и содержание этого понятия. Это и Белое море, и его жизнь, и его берега, и человек, заселивший их, и труд его, и быт, и радость творчества. И на всём - глубокий отпечаток того же моря, с которым были связаны и жизнь, и труд, и радость, а часто и смерть помора. Во всём неповторимое своеобразие Севера. Во все времена поморскую семью отличали высокая нравственность, уважительные отношения между родителями и детьми, стремление научить своих чад грамоте, воспитать в них способность к независимым суждениям. Очевидно, поэтому поморская земля на протяжении столетий рождала свободомыслящих, крепких духом, неустрашимых людей, способных сохранять свои личностные качества в любых жизненных обстоятельствах. Традиционная поморская семья была основой социального устройства на российском севере на протяжении столетий. Главные ее отличительные особенности от традиционной русской семьи заключались в полном равноправии между поморскими мужчинами и женщинами, отлаженной системе воспитания детей (включая обязательное обучение грамоте) и в высоком уровне морали.
Слайд 9
Равенство мужчин и женщин в Поморье было обусловлено тем обстоятельством, что поморские мужчины столетиями ежегодно уходили на промыслы, оставляя домашнее хозяйство на своих жен. Поморские «жонки», подолгу заменявшие отсутствующего хозяина-мужа, назывались «большухами», и им беспрекословно подчинялись все члены больших поморских семей. Именно эти уверенные в себе, умные и грамотные северные женщины, были примером независимого поведения для подрастающих поморов.
Слайд 10
Поморская семья - явление особенное. Роль женщины-матери в семье у поморов несколько иная, более значимая, чем у женщин Центральной России. Женщины и девушки Беломорья в решении хозяйственных и бытовых дел были самостоятельнее, чем женщины в других районах дореволюционной России.
Слайд 11
Поморки знали, опытным путем проверили, «что хозяйкой дом держится». Хозяин - он добытчик на всю семью, не легок его труд, а в повседневных хозяйственных и семейных делах он полагался на хозяйку. Девушки-невесты уже с малолетства усваивали, что «без хозяйки - дом сирота», а, молодые парни, направляемые мудрой матерью, подрастая, считали, что «без семьи у мужика не жизнь, а одно баловство». Неизбежный в условиях севера распорядок труда и быта, более суровый, чем у крестьянок Центральной России, приучал поморку к жизненной стойкости, а многие виды работ, выполняемых подчас наравне с мужчиной, - к значительной самостоятельности и независимости.
Слайд 12
Помор на море хозяин, ему там не перечь, а поморка во дому с ним на равных, а иной раз она верх берет, больше эти дела знает. «Она в дому большуха, так у нас хозяйка зовется». «Большуха» независимо от возраста женщины значит «главная, уполномоченная, ответственная». Самостоятельность поморок была обусловлена особенностями трудового ритма поморской семьи. Муж и старшие сыновья ежегодно уходят на промысел. С мая по сентябрь на 5 месяцев, а если придется остаться на зимовку, то и на полтора года. Вернулись с промысла мужчины - наступает для них считающееся «праздным» время, когда нужно безотлагательно уладить накопившиеся за время плавания дела: распределить часть добычи между участниками промыслового похода, выделить долю поморским старикам, вдовам и сиротам, заплатить налоги, предложить часть добычи для продажи, выяснить, как прошел промысел в других артелях, подготовить судно к зимней консервации и ремонту и т.д.
Слайд 13.
При таком трудовом ритме надеяться на помощь мужа-промышленника значительную часть года поморке не приходилось. Она вынуждена была брать на себя всю полноту ответственности за ведение хозяйства и воспитание младших детей в его отсутствии. В ее обязанности с начала мая по сентябрь-октябрь входило: вспахать поле (муж уходит в плавание, когда земля еще не оттаяла), посадить рожь, вскопать огород, заготовить сено для лошади или коровы, вырастить, сохранить и убрать урожай, запасти на зиму ягод и грибов на всю семью, приготовить запас веников для бани, лучины на зиму, лекарственных трав, обиходить дом и домашнюю животину. Перед уходом мужа на промысел обеспечить его одеждой и продуктами, собрать все необходимое.
Слайд 14.
Кроме того, на ней лежали типично «женские» обязанности по обработке пряжи, воспитанию малолетних детей, уходу за престарелыми родителями. Она реально принимает решение за всю семью. Купить, продать, заказать, изготовить, оплатить - все это в ее компетенции. Мужа месяцами не бывает дома, значит, нужно вести себя в его отсутствии так, чтобы не возникало никаких кривотолков и поводов для подозрения в супружеской неверности.
Слайд 15
«Поморская семья - своеобразный мир, отличала его взаимная уважительность всех ее членов. Раньше Дашек да Палашек здесь не встретишь, малыши Дарьюшки да Полюшки, девушки Дашеньки да Пелагеюшки, а вышли замуж - уже и по батюшке величают» Отца величали батюшкой, мать - мамушкой, а крестную - матушкой. У всех членов семьи был ярко выражен общий семейный интерес к делу. Работаем на строительстве дома, судна, на промысле - всей семьей. До тех пор пока не разлетались из гнезда дочери и сыновья, всем заправляли отец и мать на равных. Все подчинялись отцу-матери без прекословия, уважительно относились ко всем старшим родичам, особенно к крестным.
Слайд 16.
Мальчики с детства видели, что женщина справляется с обязанностями главы семейства наравне с мужчинами, что ее уважают и слушаются все родственники. Поэтому, становясь мужчинами, молодые поморы относились к своим собственным женам с уважением. Девочки также понимали, что от женщины зависит очень многое, и молодые поморки вели себя с большим достоинством. В поморской среде даже не употреблялось русское слово «баба», которое считалось унизительным и грубым. Матерные слова среди поморов были запрещены, и даже на дальних промыслах, в чисто мужской компании матерная брань считалась большим оскорблением для общества.
Воровство среди поморов полностью отсутствовало, и совсем еще недавно дома в Поморье не закрывались на замок. Хозяину достаточно было приставить к дверям палку, которая означала, что посторонним вход воспрещен.
Слайд 17.
Все эти особенности поведения воспитывались с детства, в семьях, а традиции общественного устройства в Поморье передавались из поколения в поколение. Повсеместно в Поморье было распространено «почитание книжное», которому детей начинали учить с наступлением отрочества – около шести или семи лет, пятилетнему ребенку родители впервые давали азбуку. Все эти особенности воспитания детей возникли не случайно и не за одно столетие. Таким образом, основой воспитания детей в поморской среде были традиционные социальные и культурные условия, которые формировали и поморскую семью, и поморский национальный характер.
Слайд 18.
Большая семья в Поморье носила в целом патриархальный характер. В поморской семье у каждого свои обязанности. Дел очень много. Каждый старательно выполняет свое дело, которое ему вменено в обязанность. Муж и жена тут, как две половинки единого целого, органично дополняющие одна другую. В поморских семьях никогда не принято было выносить сор из избы. Не мудрено, что вырастали в семьях поморских с такими неписаными правилами девушки-поморочки, родом своим гордящиеся, смелые, защищенные многочисленной родней, уверенные в себе, хозяйственные, такие всегда были желанными невестами.
Слайд 19.
Поморки нередко владели не только женскими ремеслами (уход за скотиной, ткачеством, стряпней и т.д.), но, как правило, занимались и традиционно мужскими работами. Многие «жонки» не хуже мужчин управлялись с парусами, владели основами навигации, занимались рыбной ловлей на тонях, знали грамоту и даже самостоятельно вели торговые дела. Всему этому поморские девочки учились у своих родителей.
В свою очередь поморские мужчины не хуже женщин справлялись с традиционными женскими обязанностями. Например, все поморы умели печь хлеб и шаньги, жарить мясо и, конечно же, варить, солить, коптить и вялить рыбу. Без этих навыков на промыслах было бы не обойтись. Кроме того, каждый помор мог сшить непромокаемые кожаные сапоги-бахилы, совик или непромокаемые морские штаны - «буксы», связать шерстяную рубаху - «бузурунку» и рукавицы - «вареги». Причем мужчины, в отличие от женщин, вязали не двумя спицами, а одной длинной и плоской иглой «грянкой».