kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие "Поморская семья" с презентцией

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель  мероприятия:

  • воспитание нравственного отношения к семейным ценностям, формирование позитивного образа семьи, побуждение к личной ответственности за свою семью;
  •  воспитание чувства благодарности, уважения к родителям;
  • учить работать в команде, соблюдая правила взаимоуважения и взаимопомощи;
  • развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной;
  • познакомить с традициями поморской семьи
  • охарактеризовать внутрисемейный отношения между родственниками в поморской семье, описать быт: хозяйство, обязанности и права в семье, особенности характера воспитания в поморской семье в отличии от семей центральной России .  

Оборудование:

  • старая домашняя утварь (самовар, керосиновая лампа, горшки, плетёная корзина, расшитые полотенца, расписной  короб)
  • ноутбук и мультимедийный проектор
  • презентация
  • музыка

       Ход мероприятия

Слайд 1.

Дорогие ребята, уважаемые родители, я поздравляю вас с праздником, желаю вам здоровья и счастья. Хочу, чтобы ваши судьбы были счастливыми.

-А вы хотите этого?

А как вы думаете, что для этого необходимо знать? И не рано ли говорить с вами об этом? (Рассуждения детей). А вы знаете, что сегодня подходящий день для нашего взрослого разговора? Ведь сегодня... День Знаний. Так давайте же поразмышляем вместе со мной о тех знаниях, которые помогают построить нашу Судьбу.

Слайд 2.

Слайд 3

Что нам стоит дом построить?

Нарисуем – будем жить...

Как вы думаете, это может быть на самом деле?

Господь - Творец создал человека по образу и подобию своему. Значит и мы Творцы, Архитекторы своей жизни. Каждый человек творит свой мир (дом, в котором он живёт) сам. Сам строит свою Судьбу.

Слайд 4

Даже в простом строительстве дома сначала архитектор мысленно представляет, а затем рисует план будущего здания. Поэтому очень важно знать, что мы собираемся строить. От этого зависит, что нас ждёт «там на неведомых дорожках».

Слайд 5

Итак. Судьба – это Путь. Другими словами... - дорога. Причём такая дорога, по которой может идти только один человек. Дороги бывают разные: бывают лёгкие и трудные, длинные и короткие, простые и сложные... Но это не влияет на то, счастливая дорога или нет. А что же тогда влияет на «комфортность» дороги? Вы как думаете?...

БАГАЖ!!! Что такое багаж? (чемодан, мешок, сумка...)

А что может понадобиться в дороге? 

Деньги. 

Вещи.

Еда.

...

Как вы думаете,  от чего будет зависеть тяжесть вашего багажа? Ну, конечно же, от его количества, массы и объёма. И, чем больше вещей мы будем укладывать в свой багаж, тем ... он будет тяжелее, правильно.

А вы знаете, ребята, что существует другой багаж. Он совсем не похож на первый. Самое интересное заключается в том, что, чем больше вы положите в него, тем легче вам будет идти по вашей жизни. Этот багаж вам никто не сможет уложить. Собрать его вы сможете только сами! Я говорю о багаже духовных жизненных  ценностей. Я говорю о великой человеческой мудрости.

Слайд 6

Что мы можем уже сложить в свой багаж ценностей. Зачем это понадобиться вам в Пути?

Любовь

милосердие

трудолюбие

вера

умение прощать

умение понимать

умение не обижаться

умение договариваться

умение слушать и говорить

умение светиться

...

( Обсуждение с детьми и родителями, почему, владея всем этим, дорога жизни становиться легче.)

Слайд 7

В прошлом году вся наша страна и весь мир отметили 300-летие М.В.Ломоносова. Среди ярких представителей поморского народа фигура ученого Михайлы Ломоносова  особо выделяется, появление которой нередко истолковывают, как неоспоримое доказательство того, что гений может возникнуть в любом климате, в самой неподходящей для развития личности социальной среде. 
Но феномен Ломоносова нельзя понять, не имея представления о его родине, о поморской социальной среде, об особенностях поморской культуры, которые в совокупности были абсолютно не похожи на феодально-крепостнические социальные отношения в России того времени.  

 Слайд 8
Беломорье - раздольный, но суровый край. Трудно определить границы Беломорья и содержание этого понятия. Это и Белое море, и его жизнь, и его берега, и человек, заселивший их, и труд его, и быт, и радость творчества. И на всём - глубокий отпечаток того же моря, с которым были связаны и жизнь, и труд, и радость, а часто и смерть помора. Во всём неповторимое своеобразие Севера. Во все времена поморскую семью отличали высокая нравственность, уважительные отношения между родителями и детьми, стремление научить своих чад грамоте, воспитать в них способность к независимым суждениям. Очевидно, поэтому поморская земля на протяжении столетий рождала свободомыслящих, крепких духом, неустрашимых людей, способных сохранять свои личностные качества в любых жизненных обстоятельствах. Традиционная поморская семья была основой социального устройства на российском севере на протяжении столетий. Главные ее отличительные особенности от традиционной русской семьи заключались в полном равноправии между поморскими мужчинами и женщинами, отлаженной системе воспитания детей (включая обязательное обучение грамоте) и в высоком уровне морали.

Слайд 9

 Равенство мужчин и женщин в Поморье было обусловлено тем обстоятельством, что поморские мужчины столетиями ежегодно уходили на промыслы, оставляя домашнее хозяйство на своих жен. Поморские «жонки», подолгу заменявшие отсутствующего хозяина-мужа, назывались «большухами», и им беспрекословно подчинялись все члены больших поморских семей. Именно эти уверенные в себе, умные и грамотные северные женщины, были примером независимого поведения для подрастающих поморов.

Слайд 10

Поморская семья - явление особенное. Роль женщины-матери в семье у поморов несколько иная, более значимая, чем у женщин Центральной России. Женщины и девушки Беломорья в решении хозяйственных и бытовых дел были самостоятельнее, чем женщины в других районах дореволюционной России.

Слайд 11

Поморки знали, опытным путем проверили, «что хозяйкой дом держится». Хозяин - он добытчик на всю семью, не легок его труд, а в повседневных хозяйственных и семейных делах он полагался на хозяйку. Девушки-невесты уже с малолетства усваивали, что «без хозяйки - дом сирота», а, молодые парни, направляемые мудрой матерью, подрастая, считали, что «без семьи у мужика не жизнь, а одно баловство». Неизбежный в условиях севера распорядок труда и быта, более суровый, чем у крестьянок Центральной России, приучал поморку к жизненной стойкости, а многие виды работ, выполняемых подчас наравне с мужчиной, - к значительной самостоятельности и независимости. 

Слайд 12
Помор на море хозяин, ему там не перечь, а поморка во дому с ним на равных, а иной раз она верх берет, больше эти дела знает. «Она в дому большуха, так у нас хозяйка зовется». «Большуха» независимо от возраста женщины значит «главная, уполномоченная, ответственная». Самостоятельность поморок была обусловлена особенностями трудового ритма поморской семьи. Муж и старшие сыновья ежегодно уходят на промысел. С мая по сентябрь на 5 месяцев, а если придется остаться на зимовку, то и на полтора года. Вернулись с промысла мужчины - наступает для них считающееся «праздным» время, когда нужно безотлагательно уладить накопившиеся за время плавания дела: распределить часть добычи между участниками промыслового похода, выделить долю поморским старикам, вдовам и сиротам, заплатить налоги, предложить часть добычи для продажи, выяснить, как прошел промысел в других артелях, подготовить судно к зимней консервации и ремонту и т.д.  
Слайд 13.
При таком трудовом ритме надеяться на помощь мужа-промышленника значительную часть года поморке не приходилось. Она вынуждена была брать на себя всю полноту ответственности за ведение хозяйства и воспитание младших детей в его отсутствии. В ее обязанности с начала мая по сентябрь-октябрь входило: вспахать поле (муж уходит в плавание, когда земля еще не оттаяла), посадить рожь, вскопать огород, заготовить сено для лошади или коровы, вырастить, сохранить и убрать урожай, запасти на зиму ягод и грибов на всю семью, приготовить запас веников для бани, лучины на зиму, лекарственных трав, обиходить дом и домашнюю животину. Перед уходом мужа на промысел обеспечить его одеждой и продуктами, собрать все необходимое.   


Слайд 14.
Кроме того, на ней лежали типично «женские» обязанности по обработке пряжи, воспитанию малолетних детей, уходу за престарелыми родителями. Она реально принимает решение за всю семью. Купить, продать, заказать, изготовить, оплатить - все это в ее компетенции. Мужа месяцами не бывает дома, значит, нужно вести себя в его отсутствии так, чтобы не возникало никаких кривотолков и поводов для подозрения в супружеской неверности.

Слайд 15

«Поморская семья - своеобразный мир, отличала его взаимная уважительность всех ее членов. Раньше Дашек да Палашек здесь не встретишь, малыши Дарьюшки да Полюшки, девушки Дашеньки да Пелагеюшки, а вышли замуж - уже и по батюшке величают»  Отца величали батюшкой, мать - мамушкой, а крестную - матушкой. У всех членов семьи был ярко выражен общий семейный интерес к делу. Работаем на строительстве дома, судна, на промысле - всей семьей. До тех пор пока не разлетались из гнезда дочери и сыновья, всем заправляли отец и мать на равных. Все подчинялись отцу-матери без прекословия, уважительно относились ко всем старшим родичам, особенно к крестным.
Слайд 16.
Мальчики с детства видели, что женщина справляется с обязанностями главы семейства наравне с мужчинами, что ее уважают и слушаются все родственники. Поэтому, становясь мужчинами, молодые поморы относились к своим собственным женам с уважением. Девочки также понимали, что от женщины зависит очень многое, и молодые поморки вели себя с большим достоинством. В поморской среде даже не употреблялось русское слово «баба», которое считалось унизительным и грубым. Матерные слова среди поморов были запрещены, и даже на дальних промыслах, в чисто мужской компании матерная брань считалась большим оскорблением для общества.
Воровство среди поморов полностью отсутствовало, и совсем еще недавно дома в Поморье не закрывались на замок. Хозяину достаточно было приставить к дверям палку, которая означала, что посторонним вход воспрещен.
Слайд 17.

Все эти особенности поведения воспитывались с детства, в семьях, а традиции общественного устройства в Поморье передавались из поколения в поколение. Повсеместно в Поморье было распространено «почитание книжное», которому детей начинали учить с наступлением отрочества – около шести или семи лет, пятилетнему ребенку родители впервые давали азбуку. Все эти особенности воспитания детей возникли не случайно и не за одно столетие. Таким образом, основой воспитания детей в поморской среде были традиционные социальные и культурные условия, которые формировали и поморскую семью, и поморский национальный характер.
Слайд 18.
Большая семья в Поморье носила в целом патриархальный характер. В поморской семье у каждого свои обязанности. Дел очень много. Каждый старательно выполняет свое дело, которое ему вменено в обязанность. Муж и жена тут, как две половинки единого целого, органично дополняющие одна другую. В поморских семьях никогда не принято было выносить сор из избы. Не мудрено, что вырастали в семьях поморских с такими неписаными правилами девушки-поморочки, родом своим гордящиеся, смелые, защищенные многочисленной родней, уверенные в себе, хозяйственные, такие всегда были желанными невестами.

Слайд 19.

Поморки нередко владели не только женскими ремеслами (уход за скотиной, ткачеством, стряпней и т.д.), но, как правило, занимались и традиционно мужскими работами. Многие «жонки» не хуже мужчин управлялись с парусами, владели основами навигации, занимались рыбной ловлей на тонях, знали грамоту и даже самостоятельно вели торговые дела. Всему этому поморские девочки учились у своих родителей. 
В свою очередь поморские мужчины не хуже женщин справлялись с традиционными женскими обязанностями. Например, все поморы умели печь хлеб и шаньги, жарить мясо и, конечно же, варить, солить, коптить и вялить рыбу. Без этих навыков на промыслах было бы не обойтись. Кроме того, каждый помор мог сшить непромокаемые кожаные сапоги-бахилы, совик или непромокаемые морские штаны - «буксы», связать шерстяную рубаху - «бузурунку» и рукавицы - «вареги». Причем мужчины, в отличие от женщин, вязали не двумя спицами, а  одной длинной и плоской иглой «грянкой».

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект Поморская семья»

Ухтостровская основная общеобразовательная школа

МБОУ «Рембуевская СОШ»

Холмогорского района

Архангельской области


Конспект внеклассного мероприятия в 5 -9 классах.

Учитель I категории – Лудкова О.Е.

«Поморская семья: законы и традиции».

Цель мероприятия:

  • воспитание нравственного отношения к семейным ценностям, формирование позитивного образа семьи, побуждение к личной ответственности за свою семью;

  • воспитание чувства благодарности, уважения к родителям;

  • учить работать в команде, соблюдая правила взаимоуважения и взаимопомощи;

  • развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной;

  • развивать познавательную активность, мышление, творческое воображение;

  • познакомить с традициями поморской семьи

  • охарактеризовать внутрисемейный отношения между родственниками в поморской семье, описать быт: хозяйство, обязанности и права в семье, особенности характера воспитания в поморской семье в отличии от семей центральной России .  

Оборудование:

  • старая домашняя утварь (самовар, керосиновая лампа, горшки, плетёная корзина, расшитые полотенца, расписной короб)

  • ноутбук и мультимедийный проектор

  • презентация

  • музыка





Ход мероприятия:

Слайд 1.

Дорогие ребята, родители поздравляю всех вас с началом нового учебного года. Здоровья вам, успехов. Хочу, чтобы ваши судьбы были счастливыми.

-А вы хотите этого?

А как вы думаете, что для этого необходимо знать? И не рано ли говорить с вами об этом? (Рассуждения детей). А вы знаете, что сегодня подходящий день для нашего взрослого разговора? Ведь сегодня... День Знаний. Так давайте же поразмышляем вместе со мной о тех знаниях, которые помогают построить нашу Судьбу.

Слайд 2.

Слайд 3

Что нам стоит дом построить?

Нарисуем – будем жить...

Как вы думаете, это может быть на самом деле?

Господь - Творец создал человека по образу и подобию своему. Значит и мы Творцы, Архитекторы своей жизни. Каждый человек творит свой мир (дом, в котором он живёт) сам. Сам строит свою Судьбу.

Слайд 4

Даже в простом строительстве дома сначала архитектор мысленно представляет, а затем рисует план будущего здания. Поэтому очень важно знать, что мы собираемся строить. От этого зависит, что нас ждёт «там на неведомых дорожках».

Слайд 5

Итак. Судьба – это Путь. Другими словами... - дорога. Причём такая дорога, по которой может идти только один человек. Дороги бывают разные: бывают лёгкие и трудные, длинные и короткие, простые и сложные... Но это не влияет на то, счастливая дорога или нет. А что же тогда влияет на «комфортность» дороги? Вы как думаете?...

БАГАЖ!!! Что такое багаж? (чемодан, мешок, сумка...)

А что может понадобиться в дороге?

Деньги.

Вещи.

Еда.

...

Как вы думаете, от чего будет зависеть тяжесть вашего багажа? Ну, конечно же, от его количества, массы и объёма. И, чем больше вещей мы будем укладывать в свой багаж, тем ... он будет тяжелее, правильно.

А вы знаете, ребята, что существует другой багаж. Он совсем не похож на первый. Самое интересное заключается в том, что, чем больше вы положите в него, тем легче вам будет идти по вашей жизни. Этот багаж вам никто не сможет уложить. Собрать его вы сможете только сами! Я говорю о багаже духовных жизненных ценностей. Я говорю о великой человеческой мудрости.

Слайд 6

Что мы можем уже сложить в свой багаж ценностей. Зачем это понадобиться вам в Пути?

Любовь

милосердие

трудолюбие

вера

умение прощать

умение понимать

умение не обижаться

умение договариваться

умение слушать и говорить

умение светиться

...

( Обсуждение с детьми и родителями, почему, владея всем этим, дорога жизни становиться легче.)

Слайд 7

В прошлом году вся наша страна и весь мир отметили 300-летие М.В.Ломоносова. Среди ярких представителей поморского народа фигура ученого Михайлы Ломоносова особо выделяется, появление которой нередко истолковывают, как неоспоримое доказательство того, что гений может возникнуть в любом климате, в самой неподходящей для развития личности социальной среде. 
Но феномен Ломоносова нельзя понять, не имея представления о его родине, о поморской социальной среде, об особенностях поморской культуры, которые в совокупности были абсолютно не похожи на феодально-крепостнические социальные отношения в России того времени.

Слайд 8


Беломорье - раздольный, но суровый край. Трудно определить границы Беломорья и содержание этого понятия. Это и Белое море, и его жизнь, и его берега, и человек, заселивший их, и труд его, и быт, и радость творчества. И на всём - глубокий отпечаток того же моря, с которым были связаны и жизнь, и труд, и радость, а часто и смерть помора. Во всём неповторимое своеобразие Севера. Во все времена поморскую семью отличали высокая нравственность, уважительные отношения между родителями и детьми, стремление научить своих чад грамоте, воспитать в них способность к независимым суждениям. Очевидно, поэтому поморская земля на протяжении столетий рождала свободомыслящих, крепких духом, неустрашимых людей, способных сохранять свои личностные качества в любых жизненных обстоятельствах. Традиционная поморская семья была основой социального устройства на российском севере на протяжении столетий. Главные ее отличительные особенности от традиционной русской семьи заключались в полном равноправии между поморскими мужчинами и женщинами, отлаженной системе воспитания детей (включая обязательное обучение грамоте) и в высоком уровне морали. 


Слайд 9

Равенство мужчин и женщин в Поморье было обусловлено тем обстоятельством, что поморские мужчины столетиями ежегодно уходили на промыслы, оставляя домашнее хозяйство на своих жен. Поморские «жонки», подолгу заменявшие отсутствующего хозяина-мужа, назывались «большухами», и им беспрекословно подчинялись все члены больших поморских семей. Именно эти уверенные в себе, умные и грамотные северные женщины, были примером независимого поведения для подрастающих поморов.

Слайд 10

Поморская семья - явление особенное. Роль женщины-матери в семье у поморов несколько иная, более значимая, чем у женщин Центральной России. Женщины и девушки Беломорья в решении хозяйственных и бытовых дел были самостоятельнее, чем женщины в других районах дореволюционной России.

Слайд 11

Поморки знали, опытным путем проверили, «что хозяйкой дом держится». Хозяин - он добытчик на всю семью, не легок его труд, а в повседневных хозяйственных и семейных делах он полагался на хозяйку. Девушки-невесты уже с малолетства усваивали, что «без хозяйки - дом сирота», а, молодые парни, направляемые мудрой матерью, подрастая, считали, что «без семьи у мужика не жизнь, а одно баловство». Неизбежный в условиях севера распорядок труда и быта, более суровый, чем у крестьянок Центральной России, приучал поморку к жизненной стойкости, а многие виды работ, выполняемых подчас наравне с мужчиной, - к значительной самостоятельности и независимости. 

Слайд 12


Помор на море хозяин, ему там не перечь, а поморка во дому с ним на равных, а иной раз она верх берет, больше эти дела знает. «Она в дому большуха, так у нас хозяйка зовется». «Большуха» независимо от возраста женщины значит «главная, уполномоченная, ответственная». Самостоятельность поморок была обусловлена особенностями трудового ритма поморской семьи. Муж и старшие сыновья ежегодно уходят на промысел. С мая по сентябрь на 5 месяцев, а если придется остаться на зимовку, то и на полтора года. Вернулись с промысла мужчины - наступает для них считающееся «праздным» время, когда нужно безотлагательно уладить накопившиеся за время плавания дела: распределить часть добычи между участниками промыслового похода, выделить долю поморским старикам, вдовам и сиротам, заплатить налоги, предложить часть добычи для продажи, выяснить, как прошел промысел в других артелях, подготовить судно к зимней консервации и ремонту и т.д.   


Слайд 13.


При таком трудовом ритме надеяться на помощь мужа-промышленника значительную часть года поморке не приходилось. Она вынуждена была брать на себя всю полноту ответственности за ведение хозяйства и воспитание младших детей в его отсутствии. В ее обязанности с начала мая по сентябрь-октябрь входило: вспахать поле (муж уходит в плавание, когда земля еще не оттаяла), посадить рожь, вскопать огород, заготовить сено для лошади или коровы, вырастить, сохранить и убрать урожай, запасти на зиму ягод и грибов на всю семью, приготовить запас веников для бани, лучины на зиму, лекарственных трав, обиходить дом и домашнюю животину. Перед уходом мужа на промысел обеспечить его одеждой и продуктами, собрать все необходимое.   


Слайд 14.


Кроме того, на ней лежали типично «женские» обязанности по обработке пряжи, воспитанию малолетних детей, уходу за престарелыми родителями. Она реально принимает решение за всю семью. Купить, продать, заказать, изготовить, оплатить - все это в ее компетенции. Мужа месяцами не бывает дома, значит, нужно вести себя в его отсутствии так, чтобы не возникало никаких кривотолков и поводов для подозрения в супружеской неверности.

Слайд 15

«Поморская семья - своеобразный мир, отличала его взаимная уважительность всех ее членов. Раньше Дашек да Палашек здесь не встретишь, малыши Дарьюшки да Полюшки, девушки Дашеньки да Пелагеюшки, а вышли замуж - уже и по батюшке величают» Отца величали батюшкой, мать - мамушкой, а крестную - матушкой. У всех членов семьи был ярко выражен общий семейный интерес к делу. Работаем на строительстве дома, судна, на промысле - всей семьей. До тех пор пока не разлетались из гнезда дочери и сыновья, всем заправляли отец и мать на равных. Все подчинялись отцу-матери без прекословия, уважительно относились ко всем старшим родичам, особенно к крестным.

  
Слайд 16.


Мальчики с детства видели, что женщина справляется с обязанностями главы семейства наравне с мужчинами, что ее уважают и слушаются все родственники. Поэтому, становясь мужчинами, молодые поморы относились к своим собственным женам с уважением. Девочки также понимали, что от женщины зависит очень многое, и молодые поморки вели себя с большим достоинством. В поморской среде даже не употреблялось русское слово «баба», которое считалось унизительным и грубым. Матерные слова среди поморов были запрещены, и даже на дальних промыслах, в чисто мужской компании матерная брань считалась большим оскорблением для общества.
Воровство среди поморов полностью отсутствовало, и совсем еще недавно дома в Поморье не закрывались на замок. Хозяину достаточно было приставить к дверям палку, которая означала, что посторонним вход воспрещен. 


Слайд 17.


Все эти особенности поведения воспитывались с детства, в семьях, а традиции общественного устройства в Поморье передавались из поколения в поколение. Повсеместно в Поморье было распространено «почитание книжное», которому детей начинали учить с наступлением отрочества – около шести или семи лет, пятилетнему ребенку родители впервые давали азбуку. Все эти особенности воспитания детей возникли не случайно и не за одно столетие. Таким образом, основой воспитания детей в поморской среде были традиционные социальные и культурные условия, которые формировали и поморскую семью, и поморский национальный характер. 


Слайд 18.


Большая семья в Поморье носила в целом патриархальный характер. В поморской семье у каждого свои обязанности. Дел очень много. Каждый старательно выполняет свое дело, которое ему вменено в обязанность. Муж и жена тут, как две половинки единого целого, органично дополняющие одна другую. В поморских семьях никогда не принято было выносить сор из избы. Не мудрено, что вырастали в семьях поморских с такими неписаными правилами девушки-поморочки, родом своим гордящиеся, смелые, защищенные многочисленной родней, уверенные в себе, хозяйственные, такие всегда были желанными невестами.


Слайд 19.

Поморки нередко владели не только женскими ремеслами (уход за скотиной, ткачеством, стряпней и т.д.), но, как правило, занимались и традиционно мужскими работами. Многие «жонки» не хуже мужчин управлялись с парусами, владели основами навигации, занимались рыбной ловлей на тонях, знали грамоту и даже самостоятельно вели торговые дела. Всему этому поморские девочки учились у своих родителей. 
В свою очередь поморские мужчины не хуже женщин справлялись с традиционными женскими обязанностями. Например, все поморы умели печь хлеб и шаньги, жарить мясо и, конечно же, варить, солить, коптить и вялить рыбу. Без этих навыков на промыслах было бы не обойтись. Кроме того, каждый помор мог сшить непромокаемые кожаные сапоги-бахилы, совик или непромокаемые морские штаны - «буксы», связать шерстяную рубаху - «бузурунку» и рукавицы - «вареги». Причем мужчины, в отличие от женщин, вязали не двумя спицами, а одной длинной и плоской иглой «грянкой».

Слайд 20.

С 5-6 лет девочки шили и ухаживали за младшими детьми, мальчики вязали сети, ловили на удочку рыбу, помогали родителям. С 10-12 лет мальчиков брали на промысел, и начиналась для них сложная и опасная морская страда. «С малолетства трудиться приучены, шесть лет исполнилось - помогай отцу, он учил конопляное прядено ткать, сеть вязать. Не шутя каждодневный урок отец дает, сполнил - вот там и на улку бежать забавляться можно. Сестер мать и бабка учили перво-наперво вязать, шерсть трепать на цапахах, заплатки разные класть, одёжу чинить. Девки с пяти лет маленьких нянчили. У всех поморов порядок такой. А не так - это у непутевого какого». Образ жизни поморской семьи был образовательным и воспитательным пространством, в котором из поколения в поколение формировались, передавались, сохранялись и развивались традиции и обычаи. Эта микросреда способствовала как стихийному так  и целенаправленному формированию личности помора. Особая сила влияния этих традиций и норм состояла в том, что ребенок с самого раннего детства осваивал их незаметно для самого себя, естественно и просто, намного раньше, чем начинал понимать их содержание и смысл. У поморов имелся свой "кодекс" человеческих совершенств, так называемых этикетных качеств личности, которыми в идеале должен обладать истинный помор. Анализ коммуникативного поведения поморов позволил выделить следующие этикетные качества:

1). Почитание старших;

2). Почитание женщины, её особое положение в семье и обществе (эти два качества будут нами уже рассмотрены выше);

3). Гостеприимство и щедрость.

4). Честность и коллективизм.

5). Чувство собственного достоинства.

6). Доброжелательность и уважение между членами семьи и другими людьми.

7) Активное неприятие нравственных изъянов в человеке и неправильных отношений людей друг с другом. В них была обозначена мера ответственности каждого перед родственниками, перед семьей, деревней и, в конце концов, перед государством.


Сумей преодолеть преграды,

И боль, и призрачный успех.

Живи, не требуя награды,

За свой поступок ради всех.

Еще печалью мир простужен,

Исподтишка разит беда.

Ты должен быть кому-то нужен

Всегда – как хлеб или вода.

Быть добрым надо по привычке,

Не по расчету. Пригодись

Хотя бы маленькой синичке –

Пусти ее из клетки ввысь.

Н. Рачков




6


Просмотр содержимого презентации
«Поморская семья»

1  сентября Урок Знаний: Поморская семья: законы и традиции

1 сентября

Урок Знаний:

Поморская семья: законы и традиции

Что нам стоит дом построить? Нарисуем – будем жить...

Что нам стоит дом построить?

Нарисуем – будем жить...

Архитектор

Архитектор

БАГАЖ

БАГАЖ

ЛЮБОВЬ МИЛОСЕРДИЕ ТРУДОЛЮБИЕ ВЕРА УМЕНИЕ ПОНИМАТЬ УМЕНИЕ УМЕНИЕ ДОГОВАРИВАТЬСЯ УМЕНИЕ СЛУШАТЬ СВЕТИТЬСЯ И ГОВОРИТЬ УМЕНИЕ НЕ ОБИЖАТЬСЯ УМЕНИЕ ПРОЩАТЬ  БАГАЖ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛУЧЕЙ У СОЛНЦА – БЕСКОНЕЧНОЕ МНОЖЕСТВО… ДОПОЛНИМ САМИ…

ЛЮБОВЬ

МИЛОСЕРДИЕ

ТРУДОЛЮБИЕ

ВЕРА

УМЕНИЕ

ПОНИМАТЬ

УМЕНИЕ

УМЕНИЕ

ДОГОВАРИВАТЬСЯ

УМЕНИЕ

СЛУШАТЬ

СВЕТИТЬСЯ

И ГОВОРИТЬ

УМЕНИЕ

НЕ ОБИЖАТЬСЯ

УМЕНИЕ ПРОЩАТЬ

БАГАЖ ДУХОВНЫХ

ЦЕННОСТЕЙ

ЛУЧЕЙ У СОЛНЦА – БЕСКОНЕЧНОЕ МНОЖЕСТВО… ДОПОЛНИМ САМИ…

Плохо человеку, когда он один. Горе одному, один не воин.  В.Маяковский

Плохо человеку, когда он один. Горе одному, один не воин. В.Маяковский

«Ступень порядочности»

«Ступень порядочности»

  • Не навреди другому
  • Помоги другому, даже в ущерб себе
  • Живи по совести
Пословицы о семье

Пословицы о семье

  • Где любовь и совет, там и горя нет.
  • Семья сильна, когда над ней крыша одна.
  • Добро по миру не рекой течет, а семьей живет.
  • Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
«Ты бойся словом хрупким мир разрушить»   Друзья мои! Внушайте людям веру! И чаще говорите «Добрый день!» И следуйте хорошему примеру: Продляйте добрым словом Жизнь людей!    В. Боков

«Ты бойся словом хрупким мир разрушить»

Друзья мои!

Внушайте людям веру!

И чаще говорите «Добрый день!»

И следуйте хорошему примеру:

Продляйте добрым словом

Жизнь людей!

В. Боков

Храните, люди, семейный очаг, В нём сила ваша и крепость – Это было, это и есть так, и это Так будет вечность.

Храните, люди, семейный очаг,

В нём сила ваша и крепость –

Это было, это и есть так, и это

Так будет вечность.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
внеклассное мероприятие "Поморская семья" с презентцией

Автор: Лудкова Ольга Евгеньевна

Дата: 17.10.2014

Номер свидетельства: 120022


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства