kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экологические проблемы Казахстана

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Раскрыть экологические проблемы Казахстана и определить пути их решения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экологические проблемы Казахстана»

КГУ «Соколовская специальная коррекционная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,с ограниченными возможностями в развитии»



Открытый урок

по географии

в 8 «а» классе

на тему:


«Проблемы экологии в Казахстане»

















Учитель: Лешкова Т.А.



Открытый урок в 8 «а» классе на тему : «Проблемы экологии в Казахстане»

Цель: Раскрыть экологические проблемы Казахстана и определить пути их решения.

Задачи: расширить знания по проблемам экологии РК;

-развивать мышление, внимание, память, речь, умение сравнивать, выявлять причины проблем;

-учить пользоваться дополнительными источниками знаний.

-воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру, навыки совместной деятельности

Оборудование : Карта физическая Казахстана; компьютер, плакаты к уроку на экологическую тему, рисунки животных , фотографии животных ,растений ,людей, страдающих от экологических проблем. На столах у ребят рабочие тетради, учебники, статистические данные по Казахстану об экологическом загрязнении Казахстана, ручки.

Тип урока : Урок-конференция.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный.

Форма: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Словарные слова: Пестициды, экология, терриконы, гарбология.


Ход урока :

I.Орг.момент Приветствие. Психологический настрой.

- Қайырлы күн, қымбатты қонақтар! Ұстаздар мен оқушылар!

-Добрый день, уважаемые гости, учителя, учащиеся!

Сегодня наш урок –конференция посвящён –«Қазақстаның экологиялық мәселелері».

«Экологическим проблемам Казахстана».

Совместно с ребятами 8 «а» класса мы раскроемглобальные экологические проблемы, которые существуют сегодня на территории Республики Казахстан.А так же поразмышляем о возможности их разрешения.

II .( На фоне музыки)

-Итак, начинаем: Учитель читает наизусть стихотворение и показывает картинки-

«Как-то собравшись с последними силами

Создал Господь планету красивую

(глобус) Дал ей форму шара большого ,

(фото животных) И посадил там деревья, цветы,

травы невиданной красоты!

Много животных там стало водиться!

Змеи ,слоны, черепахи и птицы!

(фото цветов, трав) Вот вам подарки, люди! Владейте!

Землю вспашите, зерном засейте!

Всем завещаю Вам землю отныне!

Вы берегите эту святыню!

Всё хорошо, конечно же было,

Но, цивилизация на землю наступила!

Вырвался на волю технический прогресс! (фото машин, приборов новых),

Мир научный, дремлющий доселе,

Подарил Земному населению

Новые свои изобретения! (фото предметов бытовой техники),


21 век! И мы слышим другие слова:

«Кружись,айна лаин,Земля моя!

Как никто, я сегодня тебя понимаю,

Держись,айна лайн,Земля моя!»

Олжас Сулейменов.

Вопрос учителя: -Почему в своих строках Олжас Сулейменов умоляет Землю держаться?

Ученик из класса 1.: «Нарушена вся экологическая система на нашей планете –Земля. Почему? Кто виноват?

Попробуем разобраться! Для начала рассмотрим, что означает слово «экология»?

Впервые термин «экология» ввёл немецкий зоолог Эрнст Геккель в 1866г.19век, состоит из двух корней «ойкос» (жилище), «логос» (учение), теперь это наука,изучающая закономернорсти взаимодействия человеческого общества и окружающей среды.

-Какая же причина нарушения экологического баланса?

1)увеличения населения Земли;

2) стремительный рост промышленности, транспорта, загрязнение атмосферы отработанными вредными веществами, газами;

3)нерациональное использование природных ресурсов;

4) противоохранные действия человека в отношении к природе.

Учитель: Сегодня в каждом уголке нашей планеты есть экологические проблемы и Казахстан не исключение. Какие примеры Вы можете привести?

Ученик 2 : Например, загрязнение Каспийского моря.

Ресурсы Каспийского моря обширны- промысловые рыбы, тюлени,большие залежи полезных ископаемых- нефти и газа.

Ритмичные изменения уровня воды в Каспийском море(то подъём, то спад воды) –это нормальное природное явление. Но в 1980 году люди решили вмешаться – самостоятельно регулировать уровень воды. построили платину длиной 100 метров, которая перекрыла залив Кора-Богаз –Гол, К чему это привело?

Через 3 года залив резко высох, дно его покрылось морской солью. В 1998 году уровень его резко поднялся и затопило 99 нефтяных скважин, сотни жилых посёлков. Выбросы нефти в море происходят и при авариях на морских платформах и танкерах по поверхности воды разливается нефть, гибнет рыба, тюлени – вся фауна и флора.

Учитель: Это большая проблема, кто в этом виноват? Как можно решить эту проблему? (Обсуждение ребят)

Учитель задаёт вопрос: А что происходит в районе Аральского моря?

Ученик 3: «Обмеление Арала ».С 1960 года в Узбекистане ,Туркменистане и Казахстане для полива рисовых и хлопковых полей воду в неограниченном количестве стали брать из рек Амударьи и Сырдарьи. А поля обрабатывали пестицидами –химическими веществами для уничтожения паразитов растений.

-Что произошло? К 1985 году лишь малая часть рек стала доходить до Арала,реки имели жёлтый цвет, они были загрязнены пестицидной пылью с полей.

Вода в Аральском море отступила на несколько километров.С высохшего дна стало подниматься ежегодно 13 тонн ядовитых соле пылевых частиц, это нанесло и наносит вред населению и всему живому,увеличилась смертность,заболевание раком дыхательных путей, рождаются экологические инвалиды,сельское хозяйство в упадке,не стало хватать питьевой воды.

Учитель: Кто повинен в этой проблеме? Как её решить ?(Обсуждение ребят)

Какие проблемы существуют в районе озера Балхаш?

Ученик 4 : «Экологические проблемы озера Балхаш» В озеро Балхаш впадают реки Жетысу, Или, Каратал, Лепсы,Аксу ,Аягоз. Но не все реки доходят до берегов озера в последнее время, так как их используют для орошения полей. В 1970 году на реке Или было построено Капчагайское водохранилище, -результат – река Иле имеет малый сток.

Крупные Экологические проблемы Балхаша возникли из-за комбината «Балхашмедь» и Текелийского свинцово-цинкового комбината, выбросы этих предприятий отрицательно влияют на здоровье людей.


Учитель: Какие проблемы южного экономического региона затронули Вас?

Ученик 5: Во многих населённых пунктах Южного Казахстана использование речных вод, загрязнённых промышленными стоками привело к увеличению инфекционных заболеваний-гепатиту, например, на втором месте здесь –рак, лейкемия, анемия, а так же заболевания верхних дыхательных путей.

Учитель: -Кто повинен в этой проблеме? Как её решить ? (Обсуждение ребят)

Сравнивая статистические данные по Казахстану , а также анализируя тематические карты с экологически неблагоприятным регионами Казахстана можно сделать вывод, какие регионы экологически благоприятные для проживания людей ,а какие нет?

Ученик 6:

  1. К районам с очень неблагоприятными экологическими условиями относятся зоны месторождений нефти, газа, угля, промышленные города, Приаралье, зона Семипалатинского полигона.

  2. К районам со средне неблагоприятными экологическими условиями относятся: сельскохозяйственные районы из-за неверного(нерационального) использования земельных и водных ресурсов.

  3. К районам относительно благоприятными экологическими условиями относят лесные массивы и горные районы, малоизменённые человеком.


Учитель: -Ребята, какие у вас будут дополнения? (Дополнения ребят)

-Ребята,остаются ли проблемы в районе бывшего Семипалатинского полигона?


Ученик 7: Бывший Семипалатинский полигон расположен в Восточном Казахстане –город Курчатов. С 1949 –по 1962 годах было произведено 230 наземных взрывов и 118 подземных . 29августа 1991года решением Правительства РК ядерный полигон был закрыт. В опасных зонах полигона радиоактивный фон превышает норму в десятки раз, а на полигоне до сих пор живут люди,пасут скот и собирают радиоактивный металлолом.

ВИДЕОРОЛИК.(Фрагмент взрыва радиоактивной бомбы на полигоне Семипалатинска в 1959 году.)

Учитель: -Посмотрите на эту фотографию: демонстрация фото «гора из отходов промышленного производства» Это терриконы. –насыпи из отходов и шлаков различных производств.

Сообщение ученика 8: Промышленные предприятия в городах –Караганда, Экибастуз, Рудный, Жезказган, Риддер просто выбрасывают токсичные промышленные отходы, образуя целые горы, называемые терриконы. не соблюдая экологических норм и требований. Почва, подземные воды и поверхностные воды подвержены сильному загрязнению.(Обсуждение этой проблемы)

Ученик 9: Внимание! Запомните, сколько нужно времени до полного разложения бытового мусора:

А) до полного разложения бумаги - 2 года;

Б) до полного разложения консервной банки90 лет;

В) до полного разложения фильтра от сигарет - 100лет;

Г) до полного разложения полиэтиленового пакета -200лет;

Д) до полного разложения алюминиевой кружки -500лет;

Е) до полного разложения пенопласта -80 лет;

Ж) до полного разложения бутылки пластиковой - никогда !.....(должна подвергаться специальной утилизации.) всем и этими вопросами занимается Гарбология –наука о мусороведении.( Видеофрагменты мусорных свалок в разных районах и регионах нашего Казахстана

(Фотографии с мусором на территории села)


Учитель:- Давайте проанализируем, по вашим наблюдениям, в каких местах нашего села люди бросают мусор? Где в селе Соколовка отведены места для свалок? Как они обозначены? Что предпринимают инспектора по охране окружающей среды с нарушителями порядка? (обсуждение)

- По видео наблюдениям сделаем вывод, какой из регионов нашего Казахстана можно назвать чистым? Менее загрязнённым, чем другие? Почему Вы так решили, объясните? (обсуждение).

-Сегодня на уроке мы попытались рассмотреть как глобального масштаба экологические проблемы- Каспий, Арал, Балхаш, Семипалатинск, так и региональные –это крупные города и регионы, в которых развита промышленность. Это места добычи полезных ископаемых .обычные районы, где живут люди.

Экологи Казахстана и прилегающих ближних зарубежных государств решают эти проблемы и предлагают разные проекты, выход из сложившейся ситуации.

Я предлагаю вам принять в этом активное участие. У меня в руках несколько вариантов решений экологических проблем. Я вам их зачитаю, а вы постарайтесь определить к каком регионе можно решать данную проблему и насколько быстро её разрешить. (прикрепить на карте место объекта)

1.Решение проблемы: следить за качеством воды, следить за концентрацией углекислого газа в атмосфере.

2.Решение проблемы: Использовать подземные воды, ограничить площади поливных земель.

3.Решение проблемы :Соблюдать правила техники безопасности при добыче полезных ископаемых, не доводить до аварийных ситуаций.


4.Решение проблемы: Рациональное использование рек для орошения рисовых полей, для увеличения уровня воды – построить водоканал, чтобы шла пресная вода из одного источника в другой.

5 Решение проблемы: Использовать подземные воды для нормального баланса солёности в водоёме.

6. Решение проблемы. Соблюдение санитарных норм и требований при утилизации токсичных отходов, продумать организацию вторичного использования отходов (переработки),чтобы их не было вообще.

7.Решение проблемы: каждому предприятию поставить очистительные фильтры на трубах заводов и фабрик, фильтры для очищения воды.

8.Решение проблемы: разработать новые технологии по переработке отходов, развитие промышленности с безотходным производством.

9.Решение проблемы: временное переселение людей в более чистые регионы, использовать экологические чистый транспорт (велосипед, лошадь- гужевой) топливо. Каждую минуту охранять окружающую нас природу (не ломать деревья, не убивать диких животных ,не разбрасывать мусор )

(Ученики прикрепляют на карту Казахстана карточки с решением проблем)

-Какие предложения по решению проблем будут у вас? (Устно ученики дополняют учителя, предлагая свои решения данных проблем)


Учитель достаёт пакет ,в котором находятся разные бытовые отходы.

Задание: угадать по описанию учителя ,что в пакете.

  1. Это то, без чего не можем сегодня прожить, оно нужно нам почти каждый день. Когда это попадает в воду, то образуется много пены. Это убивает рыбу ,потому что химические вещества в нём, может уничтожить растение. (Моющее средство ,стиральный порошок, мыло).

  2. Это легче воды, плавает на воде и не тонет. В речке этого много, когда в ней моют транспорт. Это мешает дышать рыбам. Это надо удалять с поверхности воды. (Машинное масло).

  3. Его делают из песка. Чаще всего оно прозрачное. Когда падает, образуются осколки. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара. (Стекло).

  4. Она бывает разноцветной, мало весит. когда она горит, появляется много дыма, вредного. Её нельзя выбрасывать, так как в природе она сама по себе не разлагается ( Пластмасс, пластик)

  5. Её изобрели китайцы. Чаще используют в школе, много бросают в мусор. Она белого цвета, легко горит. (Бумага)

III.Заключительный этап урока: Подходит к завершению наш урок. Всем понятно, что природа и человек – неразрывны. От нас с вами зависит будущее природы. Сегодня мы затронули с вами много экологических проблем ,которые нужно решать .В наших руках наше будущее. Будем охранять природу, любить и беречь для будущих поколений.

Оценивание учащихся. Сообщение Д/з.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Экологические проблемы Казахстана

Автор: Лешкова Татьяна Анатольевна

Дата: 10.03.2015

Номер свидетельства: 184102

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "План конспект урока тема "Экологические проблемы Казахстана" "
    ["seo_title"] => string(66) "plan-konspiekt-uroka-tiema-ekologhichieskiie-probliemy-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "100779"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402393203"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Экологические проблемы Казахстана пресс-конференция"
    ["seo_title"] => string(58) "ekologhichieskiieprobliemykazakhstanapriesskonfierientsiia"
    ["file_id"] => string(6) "319374"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460810461"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Материалы открытого классного часа на тему: «Экологические проблемы Казахстана». "
    ["seo_title"] => string(87) "matierialy-otkrytogho-klassnogho-chasa-na-tiemu-ekologhichieskiie-probliemy-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "198299"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1428392776"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока   Экологические проблемы Казахстана "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-ekologhichieskiie-probliemy-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "101478"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402418671"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Открытый урок на городском семинаре среди учителей истории на тему "Глобальные экологические проблемы в Казахстане""
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_na_ghorodskom_sieminarie_sriedi_uchitieliei_istorii_na_tiemu_globa"
    ["file_id"] => string(6) "405149"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1490892438"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства