Разработка урока в 5 классе на тему: "Экологические проблемы и пути их решения"
Цель: расширить представление детей об экологических проблемах; способствовать воспитанию милосердия и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экологические проблемы и пути их решения »
Разработка урока в 5 классе на тему:
«Экологические проблемы и пути их решения».
Цели: расширить представление детей об экологических проблемах; способствовать воспитанию милосердия и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.
Задачи:
- Объяснить учащимся, что такое экология.
- развивать внимание, мышление, память; умение анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; готовить сообщения и выступать перед аудиторией, использовать знания в новой учебной ситуации;
- формировать активную жизненную позицию к проблеме экологического состояния окружающей среды
- воспитывать культуру общения, формирование патриотических чувств, объективность самооценки.
Планируемые результаты:
- личностные:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения;
- проявление осознанного отношения к процессу обучения;
- метапредметные:
познавательные умения:
работать с различными источниками информации: текстом, рисунками, электронными ресурсами;
преобразовывать информацию в новую форму;
регулятивные умения: ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно ученику, и того, что ещё неизвестно; контролировать результаты работы на уроке.
коммуникативные умения: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, слушать мнения других, согласованно работать в группе.
предметные: выделять, описывать и объяснять состояния воздуха, воды, почвы, влияние на них деятельности человека;
- проводить элементарные экологические исследования.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, фильм «Влияние человека на планету!» раздаточный материал, дополнительная литература
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие учителя.
- С каким настроением вы пришли на урок?
Я надеюсь, что на уроке вам будет интересно и закончите вы также с хорошим настроением
Актуализация знаний обучающихся
Класс делится на 3 группы.
Учитель Сегодня мы будем работать в группах. Для работы на уроке вам понадобятся сопроводительные листы, которые вы будете заполнять по ходу урока
Урок начинается с просмотра видеоролика (Приложение)
Ученики. Смотрят видеосюжет
Учитель. Как вы думаете, о чем этот видеоролик?
Ученики.О загрязнении на планете
Учитель Кто загрязняет нашу планету?
Ученики. Человек в результате его деятельности, идет изменение природы.
Учитель. Как выдумаете, может ли планета заболеть?
- Оказывается, может. Именно это произошло с Землёй по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего. Сегодня на уроке мы будем говорить об этом.
Учитель. Какая наука изучает загрязнение окружающей среды?
Ученики Экология
Учитель. Давайте определим, что такое экология?(Ответы детей)
-Экология – это наука об окружающей среде, которая изучает жизнь различных организмов в окружающей среде, где всё живое и неживое вокруг нас взаимодействует.
«Эйкос» - жилище, дом; « логос» - наука, знание. Экология - наука о защите дома-природы (дети делают записи в сопроводительный лист)
Ученики. Работают в заранее сформированных группах по инструктивным карточкам.
Учитель. Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов природы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.
Экологических проблем много, но на сегодняшнем уроке мы рассмотрим некоторые из них.
- загрязнение воздуха
- загрязнение почвы
- загрязнение воды
Учитель. Мы говорим «нужен, как воздух». Давайте вспомним: каково же значение воздуха для природы и жизни человека?
Учитель. Как еще люди использую воздух?
Ученики. В авиации, в освоении космоса, в производстве и т.д.
Ученики. Для дыхания всех живых организмов
Учитель.Мы дышим чистым воздухом?
Ученики. Нет
Учитель. Человеку и другим существам нужен чистый воздух для дыхания. Но в больших городах он загрязнен. Ежедневно выбрасывают заводы и фабрики из своих труб тысячи тонн сажи и вредных газов. Загрязняют воздух вредными газами и автомашины
Учитель. Какие источники загрязнения воздуха вы знаете?
Ученики. выбросы заводов, сжигание мусора, листвы (записи в сопроводительный лист)
Учитель. Как сберечь чистоту воздуха?
Учитель.Почва – плодородный верхний слой Земли. Какое значение имеет почва для жизни на Земле?
Ученики. Земля- наша кормилица. На Земле растут растения. Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве. Они высасывают из почвы воду. Вместе с водой высасывают растворенные соли. Растения дают человеку и животным пищу. Растения очищают воздух.
Учитель. Какой вред наносит человек почве?
Ученики. Человек вырубает леса, что влияет на плотность почвы. Загрязняет почву мусором, который не разлагается. Часто вспахивает землю, нарушая жизнь микроорганизмов живущих в почве. Осушают большие территории земли - Какие источники загрязнения почв вы знаете?
(записи в сопроводительный лист)
Учитель. Вода – самое распространенное неорганическое соединение на Земле. Вода является основой всех жизненных процессов. Без воды жить на Земле невозможно. Для чего нам необходима вода?
Ученики. Вода нужна не только для хозяйственных нужд человеку. Без воды не вырастит урожай на полях, не смогут работать заводы. Человеку, животным, растениям нужна вода.
Учитель. Конечно, людям требуется не любая вода, а только чистая пресная. Но чистой воды все меньше и меньше. А виноваты в этом сами люди. Расскажите, как человек использует воду?
Ученики. В производстве, сельском хозяйстве, для разведения скота и т.д.
Учитель. Но и с водой люди обходятся плохо. Загрязняют водоемы, неэкономно расходуют. Расскажите об том.
Ученики. Бросают в водоемы мусор. Фабрики и заводы выливают в водоемы использованную воду, а она бывает очень грязная, с элементами всевозможных химических веществ. Вырубают леса вокруг водоемов, что приводит к разрушению берегов, водоемы сильно мелеют. Не экономят ее в квартирах, хозяйствах.
Учитель. Воду, как и воздух надо охранять. Как это правильно сделать?
Ученики. Экономить, ставить фильтра и т.д
Учитель. К чему может привести загрязнение вод? (записи в сопроводительный лист)
Ученики. Учащиеся высказывают мнение, составляют схему «Источники загрязнения воздуха, почвы, воды
Виртуальный экологический рейд по городу Н.Тагил (Приложение)
Учитель. Сейчас мы проведём виртуальный рейд по улицам нашего города и увидим экологическую обстановку. А начнем мы его из школы…. Затем отправимся к набережной…………(презентация с фото Н.Тагила)
Заполнение таблицы о степени загрязнения Н.Тагила
Ученики. Анализируют таблицу (записи в сопроводительный лист)
Учитель. Загрязнение окружающей среды может повлиять на здоровье человека?
Влияние на здоровье человека. Выстроить цепочку как загрязнение почвы, воды и воздуха может повлиять на человека и его здоровье?
Ученики. Учащиеся высказывают мнение. Делают записи.(записи в сопроводительный лист)
Пути решения экологических проблем (записи в сопроводительный лист)
Какие меры предпринимают по охране воздуха?
Учитель. -Какие еще способы уменьшения загрязнения воздуха в городах можно предложить?
Какие меры предпринимают по охране вод?
Учитель. -Какие еще способы уменьшения загрязнения воды в городах можно предложить?
Какие меры предпринимают по охране почв?
Учитель. -Какие еще способы уменьшения загрязнения почвы в городах можно предложить?
Примерные ответы учеников.При сжигании листвы в воздух попадают ядовитые вещества, которые накопились в растениях за время их существования. При сжигании пластмассы, цветной бумаги образуются ядовитые вещества, которые попадают в воздух. Эти яды поступают в легкие, попадают на кожу, на продукты питания. Постепенно они накапливаются в организме человека и приводят к тяжелым заболеваниям.Истощение леса чрезмерными вырубками, лесные пожары, мусорные свалки. Загрязнение горючими и смазочными веществами, различный мусор, отходы промышленных предприятий
Учитель. Все это необходимо, конечно. Но самое главное, ребята, то, что необходимо вернуть человеку любовь и уважение к земле, поднимать экологическую культуру населения. Эта задача важнее всех. И ее можно назвать экологией нравственной. Мы должны бороться за возрождение экологически чистой, здоровой среды обитания. Если не сумеем сохранить Землю, мы погибнем, не только как биологический вид, а как уникальная форма разумной жизни, оказавшейся недостаточно разумной чтобы выжить.
Поэтому мы должны иметь полную и правдивую информацию о состоянии природы, чтобы не повторять чужих ошибок, и всеми усилиями стараться предотвратить возможную катастрофу.
Работа в группах. «Обращение от имени Природы».
Учитель: Сегодня мы узнали об экологической обстановке. К сожалению, многие загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте напишем письма - обращения от имени природы.
Первая группа нарисует обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.
Вторая группа подготовит обращение к учёным.
Третья группа нарисует памятку ученикам нашей школы.
Ученики.Учащиеся работают в группе. Высказывают мнение. (записи в сопроводительный лист)К доске выходят представители групп и читают обращения.
Выводы: вы ребята, будущие рабочие, служащие, директора предприятий. Очень скоро от вас будет зависеть обеспечение сохранности природы. Я верю, что вы внесете в это благородное дело свой вклад. Помните, что бережное отношение к природе - это долг каждого гражданина. Сами выполнять, и с других требовать выполнение правил поведения на природе. Мы должны бороться за возрождение экологически чистой, здоровой среды обитания. Поэтому мы должны иметь полную и правдивую информацию о состоянии природы, чтобы не повторять чужих ошибок, и всеми усилиями стараться предотвратить возможную катастрофу.
Рефлексия.
Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора?
Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?
- Что нового узнали на уроке?
- Продолжите фразу «Я знаю, что…»
- «Мне больше всего понравилось…»
Учащиеся обсуждают то, чего достигли на уроке. Продолжают фразу. Высказывают свои впечатления от урока.
Домашнее задание.
Нарисовать запрещающий знак по теме
1вариант «Охрана воздуха».
2 вариант «Охрана почвы»
3 вариант «Охрана воды»
Написать сочинение или составить компьютерную презентацию на тему: «Мои предложения по переработке (или утилизации, вторичному использованию) бытовых отходов».
Ученики. Записывают домашнее задание в дневник
Стали люди сильными, как боги, И судьба Земли у них в руках. Но темнеют старые ожоги У земного шара на боках. Мы давно освоили планету, Широко шагаем в новый век. На Земле уж белых пятен нету- Черные сотрешь ли, человек?
Приложение Фамилия Имя________________________________
Первая группа нарисует обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.
К жителям города
6. Оценка работы на уроке
- Что нового узнали на уроке?_____________________________________________
- Продолжите фразу «Я знаю, что…»_______________________________________
- «Мне больше всего понравилось…»_______________________________________
Домашнее задание.
Нарисовать запрещающий знак по теме «Охрана почвы»
Написать сочинение или составить компьютерную презентацию на тему: «Мои предложения по переработке (или утилизации, вторичному использованию) бытовых отходов».
- Что нового узнали на уроке?_____________________________________________
- Продолжите фразу «Я знаю, что…»_______________________________________
- «Мне больше всего понравилось…»_______________________________________
Домашнее задание.
Нарисовать запрещающий знак по теме «Охрана воздуха».
Написать сочинение или составить компьютерную презентацию на тему: «Мои предложения по переработке (или утилизации, вторичному использованию) бытовых отходов».
Третья группа нарисует памятку ученикам нашей школы.
К жителям города
6. Оценка работы на уроке
- Что нового узнали на уроке?_____________________________________________
- Продолжите фразу «Я знаю, что…»_______________________________________
- «Мне больше всего понравилось…»_______________________________________
Домашнее задание.
Нарисовать запрещающий знак по теме «Охрана воды»
Написать сочинение или составить компьютерную презентацию на тему: «Мои предложения по переработке (или утилизации, вторичному использованию) бытовых отходов».