План урока по географии в 9 классе
Тема урока: Экологические проблемы водоёмов Казахстана: пути решения
Тип урока: урок изучения нового материала с применением ИКТ
Основная цель урока: выявить основные экологические проблемы Каспийского, Аральского морей и озера Балхаш; найти пути решения проблем.
Задачи урока:
Образовательная: сформировать у учащихся знания о сущности и причинах возникновения экологических проблем водоёмов Казахстана; формирование экологической культуры учащихся, экологических знаний и умений.
Развивающая: развивать умения и навыки самостоятельной работы, работы в группах, умение применять полученные знания на практике, развитие умений обобщать факты и делать выводы, выделять главное, составлять тезисы.
Воспитательная: продолжить формирование нравственной и гражданской позиции учащихся по вопросам решения экологических проблем, формировать навыки бережного отношения к объектам природы.
Коррекционно-компенсаторная: коррекция и развитие мыслительной деятельности (выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей), памяти, зрительных восприятий.
Методы обучения: словесный, частично-поисковый, видеометод.
Организационная форма: урок с применением ИКТ.
Вид деятельности: индивидуальная и групповая.
Межпредметные связи: биология, экология, химия, литература.
Оборудование: презентация, видеоматериалы, карты атласа, физическая карта Казахстана, анкета для проведения рефлексии.
Ход урока:
1). Организационный момент (приветствие, отсутствующие, проверка готовности класса к уроку, психологический настрой)
Психологический настрой. «Все в твоих руках». Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Я желаю вам удачи, ребята, и уверена в том, что каждый из вас постарается работать на уроке на пять! Все в ваших руках!
2). Постановка темы урока, выделение основной цели:
- Прочитайте эпиграф урока и вдумайтесь в эти строки:
«Чтобы себя и мир спасти,
Нам нужно, не теряя годы
Забыть все культы
И ввести непогрешимый культ природы»
Василий Федоров
- Я думаю, ребята, вы уже догадались, что мы будем изучать сегодня на уроке.
- Объектом нашего изучения станут крупные водоемы Казахстана. И если на предыдущих уроках мы изучали их с вами с точки зрения географов, то сегодня мы примерим на себя другую роль – роль экологов.
Тема нашего урока: «Экологические проблемы водоемов Казахстана и пути их решения». Целью нашего занятия будет выявление основных экологических проблем Каспия, Балхаша и Арала и поиск путей решения этих серьезных проблем.
3). Этап изучения нового материала, объяснение учителя.
Я предлагаю вам приступить к работе с изучения экологических проблем Аральского моря:
4 слайд
Еще не так давно Аральское море было четвертым по величине озером в мире, славилось богатейшими природными запасами, а зона Приаралья считалась процветающей и биологически богатой природной средой. Уникальная замкнутость и разнообразие Арала не оставляли никого равнодушным. И неудивительно, что озеро получило такое название. Ведь слово "арал" в переводе с тюркского языка означает "остров". Наверное, наши предки считали Арал спасительным островом жизни и благополучия среди пустынных горячих песков Каракумов и Кызылкумов.
5 слайд
- Ребята, давайте вспомним, какие реки питают Аральское море?
6 слайд
- Совершенно верно, Аральское море питают две реки: Амударья и Сырдарья.
Эти две водные артерии ежечасно выполняли огромную работу: несли свою воду к акватории Аральского моря. И никто даже не задумывался о том, что это природное равновесие может нарушиться. Но в конце 16 – начале 17 века в странах Средней Азии начинает бурно развиваться сельское хозяйство. А в долинах рек Амударьи и Сырдарьи появляются обширные площади посевов риса, для орошения которых производится чрезмерный забор воды из рек впадающих в Арал. К чему же это привело?
7 слайд
Изменение размеров Арала
8 слайд
Акватория Арала в 2012 году
9 слайд Бесплодная пустыня - Чрезмерный забор воды для полива сельскохозяйственных угодий превратил четвёртое в мире по величине озеро-море, прежде богатое жизнью, в бесплодную пустыню…
10 слайд
Объем озера-моря с каждым днем уменьшается… …а уровень солености возрастает.
11 слайд
Число обитавших здесь видов рыб сократилось с 32 до 6!
12 слайд
Судоходство перестало существовать, т. к……вода отступила на многие километры от главных местных портов.
13 слайд
Исчезли растения …остались лишь редкие пучки галофитов и ксерофитов – растений, приспособленных к засоленным почвам и сухим местообитаниям.
14 слайд
4 января 1993г. в г. Ташкенте состоялась встреча Глав пяти государств Центральной Азии, по итогам которой стороны приняли решение о создании Международного Фонда спасения Арала.
15 слайд
Основная цель данной межгосударственной организации - разработка и финансирование экологических и научно-практических проектов и программ, направленных на экологическое оздоровление районов, подвергшихся влиянию Аральской катастрофы, а также на решение социально-экономических проблем региона.
Вывод ребят.
4). Самостоятельная работа в группах:
Класс делится на 2 группы. Каждой группе дается задание построить кластер по теме экологические проблемы Каспийского моря/ озера Балхаш и выделить пути решения этих проблем. На разработку кластера отводится 7 минут. На защиту кластера каждой группе отводится по 3 минуты.
Перед защитой кластеров проводится гимнастика для глаз:
1 упражнение: Север-юг, запад-восток.
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
2 упражнение: Круг.
Представить большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. При этом можно мысленно называть страны, граничащие с Казахстаном и повторить береговую линию.
3 упражнение: Пальминг.
5). Защита кластеров. Выводы
6). Просмотр видеоролика
7). Рефлексия проводится в виде анкетирования.
8). Рефлексия остров:
Учащимся раздаются бумажные кораблики, которые они должны приклеить к островам: познания или грусти (на выбор учащихся).
9). Подведение итогов урока, выставление оценок.