kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Экологические проблемы водоёмов Казахстана: пути решения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Экологические проблемы водоёмов Казахстана: пути решения

Тип урока: урок изучения нового материала с применением ИКТ

Основная цель урока: выявить основные экологические проблемы Каспийского, Аральского морей и озера Балхаш; найти пути решения проблем.

Задачи урока:

Образовательная: сформировать у учащихся знания о сущности и причинах возникновения экологических проблем водоёмов Казахстана; формирование экологической культуры учащихся, экологических знаний и умений.

Развивающая: развивать умения и навыки самостоятельной работы, работы в группах, умение применять полученные знания на практике, развитие умений обобщать факты и делать выводы, выделять главное, составлять тезисы.

Воспитательная: продолжить формирование нравственной и гражданской позиции учащихся по вопросам решения экологических проблем, формировать навыки бережного отношения к объектам природы.

Коррекционно-компенсаторная: коррекция и развитие мыслительной деятельности (выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей), памяти, зрительных восприятий.

Методы обучения: словесный, частично-поисковый, видеометод.

Организационная форма: урок с применением ИКТ.

Вид деятельности: индивидуальная и групповая.

Межпредметные связи: биология, экология, химия, литература.

Оборудование: презентация, видеоматериалы, карты атласа, физическая карта Казахстана, анкета для проведения рефлексии.

Просмотр содержимого документа
«Поурочный план»

План урока по географии в 9 классе

Тема урока: Экологические проблемы водоёмов Казахстана: пути решения

Тип урока: урок изучения нового материала с применением ИКТ

Основная цель урока: выявить основные экологические проблемы Каспийского, Аральского морей и озера Балхаш; найти пути решения проблем.

Задачи урока:

Образовательная: сформировать у учащихся знания о сущности и причинах возникновения экологических проблем водоёмов Казахстана; формирование экологической культуры учащихся, экологических знаний и умений.

Развивающая: развивать умения и навыки самостоятельной работы, работы в группах, умение применять полученные знания на практике, развитие умений обобщать факты и делать выводы, выделять главное, составлять тезисы.

Воспитательная: продолжить формирование нравственной и гражданской позиции учащихся по вопросам решения экологических проблем, формировать навыки бережного отношения к объектам природы.

Коррекционно-компенсаторная: коррекция и развитие мыслительной деятельности (выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей), памяти, зрительных восприятий.

Методы обучения: словесный, частично-поисковый, видеометод.

Организационная форма: урок с применением ИКТ.

Вид деятельности: индивидуальная и групповая.

Межпредметные связи: биология, экология, химия, литература.

Оборудование: презентация, видеоматериалы, карты атласа, физическая карта Казахстана, анкета для проведения рефлексии.


Ход урока:

1). Организационный момент (приветствие, отсутствующие, проверка готовности класса к уроку, психологический настрой)

Психологический настрой.  «Все в твоих руках». Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю,  скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Я желаю вам удачи, ребята, и уверена в том, что каждый из вас  постарается работать  на уроке на  пять! Все в ваших руках!


2). Постановка темы урока, выделение основной цели:

- Прочитайте эпиграф урока и вдумайтесь в эти строки:

«Чтобы себя и мир спасти,

Нам нужно, не теряя годы

Забыть все культы

И ввести непогрешимый культ природы»

Василий Федоров

- Я думаю, ребята, вы уже догадались, что мы будем изучать сегодня на уроке.

- Объектом нашего изучения станут крупные водоемы Казахстана. И если на предыдущих уроках мы изучали их с вами с точки зрения географов, то сегодня мы примерим на себя другую роль – роль экологов.

Тема нашего урока: «Экологические проблемы водоемов Казахстана и пути их решения». Целью нашего занятия будет выявление основных экологических проблем Каспия, Балхаша и Арала и поиск путей решения этих серьезных проблем.

3). Этап изучения нового материала, объяснение учителя.

Я предлагаю вам приступить к работе с изучения экологических проблем Аральского моря:

4 слайд

Еще не так давно Аральское море было четвертым по величине озером в мире, славилось богатейшими природными запасами, а зона Приаралья считалась процветающей и биологически богатой природной средой. Уникальная замкнутость и разнообразие Арала не оставляли никого равнодушным. И неудивительно, что озеро получило такое название. Ведь слово "арал" в переводе с тюркского языка означает "остров". Наверное, наши предки считали Арал спасительным островом жизни и благополучия среди пустынных горячих песков Каракумов и Кызылкумов.


5 слайд


- Ребята, давайте вспомним, какие реки питают Аральское море?


6 слайд

- Совершенно верно, Аральское море питают две реки: Амударья и Сырдарья.

Эти две водные артерии ежечасно выполняли огромную работу: несли свою воду к акватории Аральского моря. И никто даже не задумывался о том, что это природное равновесие может нарушиться. Но в конце 16 – начале 17 века в странах Средней Азии начинает бурно развиваться сельское хозяйство. А в долинах рек Амударьи и Сырдарьи появляются обширные площади посевов риса, для орошения которых производится чрезмерный забор воды из рек впадающих в Арал. К чему же это привело?


7 слайд

Изменение размеров Арала


8 слайд

Акватория Арала в 2012 году


9 слайд Бесплодная пустыня - Чрезмерный забор воды для полива сельскохозяйственных угодий превратил четвёртое в мире по величине озеро-море, прежде богатое жизнью, в бесплодную пустыню…

10 слайд


Объем озера-моря с каждым днем уменьшается… …а уровень солености возрастает.


11 слайд

Число обитавших здесь видов рыб сократилось с 32 до 6!


12 слайд

Судоходство перестало существовать, т. к……вода отступила на многие километры от главных местных портов.



13 слайд

Исчезли растения …остались лишь редкие пучки галофитов и ксерофитов – растений, приспособленных к засоленным почвам и сухим местообитаниям.



14 слайд

4 января 1993г. в г. Ташкенте состоялась встреча Глав пяти государств Центральной Азии, по итогам которой стороны приняли решение о создании Международного Фонда спасения Арала.



15 слайд

Основная цель данной межгосударственной организации - разработка и финансирование экологических и научно-практических проектов и программ, направленных на экологическое оздоровление районов, подвергшихся влиянию Аральской катастрофы, а также на решение социально-экономических проблем региона.



Вывод ребят.



4). Самостоятельная работа в группах:

Класс делится на 2 группы. Каждой группе дается задание построить кластер по теме экологические проблемы Каспийского моря/ озера Балхаш и выделить пути решения этих проблем. На разработку кластера отводится 7 минут. На защиту кластера каждой группе отводится по 3 минуты.



Перед защитой кластеров проводится гимнастика для глаз:

1 упражнение: Север-юг, запад-восток.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

2 упражнение: Круг.

Представить большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. При этом можно мысленно называть страны, граничащие с Казахстаном и повторить береговую линию.

3 упражнение: Пальминг.

5). Защита кластеров. Выводы

6). Просмотр видеоролика

7). Рефлексия проводится в виде анкетирования.

8). Рефлексия остров:

Учащимся раздаются бумажные кораблики, которые они должны приклеить к островам: познания или грусти (на выбор учащихся).

9). Подведение итогов урока, выставление оценок.



















Просмотр содержимого презентации
«Презентация урока»

Экологические проблемы водоёмов Казахстана: пути решения

Экологические проблемы водоёмов Казахстана: пути решения

«Чтобы себя и мир спасти,  Нам нужно, не теряя годы  Забыть все культы  И ввести непогрешимый культ природы»   Василий Федоров

«Чтобы себя и мир спасти, Нам нужно, не теряя годы Забыть все культы И ввести непогрешимый культ природы» Василий Федоров

Аральское море и причины его гибели  Проблемы экологии

Аральское море и причины его гибели

Проблемы экологии

Еще не так давно Аральское море было четвертым по величине озером в мире, славилось богатейшими природными запасами, а зона Приаралья считалась процветающей и биологически богатой природной средой. Уникальная замкнутость и разнообразие Арала не оставляли никого равнодушным. И неудивительно, что озеро получило такое название. Ведь слово

Еще не так давно Аральское море было четвертым по величине озером в мире, славилось богатейшими природными запасами, а зона Приаралья считалась процветающей и биологически богатой природной средой. Уникальная замкнутость и разнообразие Арала не оставляли никого равнодушным. И неудивительно, что озеро получило такое название. Ведь слово "арал" в переводе с тюркского языка означает "остров". Наверное, наши предки считали Арал спасительным островом жизни и благополучия среди пустынных горячих песков Каракумов и Кызылкумов.

Основные питающие реки: Какие реки питают Аральское море?

Основные питающие реки:

Какие реки питают Аральское море?

Аральское море питают две реки:  Амударья и Сырдарья

Аральское море питают две реки: Амударья и Сырдарья

Изменение размеров моря

Изменение размеров моря

Акватория Арала в 2012 году

Акватория Арала в 2012 году

Бесплодная пустыня  Чрезмерный забор воды для полива сельскохозяйственных угодий превратил четвёртое в мире по величине озеро-море, прежде богатое жизнью, в бесплодную пустыню…

Бесплодная пустыня

Чрезмерный забор воды для полива сельскохозяйственных угодий превратил четвёртое в мире по величине озеро-море, прежде богатое жизнью, в бесплодную пустыню…

Объем озера-моря с каждым днем уменьшается… … а уровень солености возрастает .

Объем озера-моря с каждым днем уменьшается…

а уровень солености возрастает .

Число обитавших здесь видов рыб сократилось с 32 до 6!

Число обитавших здесь видов рыб сократилось с 32 до 6!

Судоходство перестало существовать, т. к… … вода отступила на многие километры от главных местных портов.

Судоходство перестало существовать, т. к…

вода отступила на многие километры от главных местных портов.

Исчезли растения… … остались лишь редкие пучки галофитов и ксерофитов – растений, приспособленных к засоленным почвам и сухим местообитаниям.

Исчезли растения…

остались лишь редкие пучки галофитов и ксерофитов – растений, приспособленных к засоленным почвам и сухим местообитаниям.

4 января 1993 г. в г. Ташкенте состоялась встреча Глав пяти государств Центральной Азии, по итогам которой стороны приняли решение о создании Международного Фонда спасения Арала.

4 января 1993 г. в г. Ташкенте состоялась встреча Глав пяти государств Центральной Азии, по итогам которой стороны приняли решение о создании Международного Фонда спасения Арала.

Основная цель данной межгосударственной организации - разработка и финансирование экологических и научно-практических проектов и программ, направленных на экологическое оздоровление районов, подвергшихся влиянию Аральской катастрофы

Основная цель данной межгосударственной организации - разработка и финансирование экологических и научно-практических проектов и программ, направленных на экологическое оздоровление районов, подвергшихся влиянию Аральской катастрофы

Задание для работы в группах:

Задание для работы в группах:

  • Составить кластер по теме «Экологические проблемы Каспийского моря/ озера Балхаш»
  • Сформулировать пути решения проблем


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока "Экологические проблемы водоёмов Казахстана: пути решения"

Автор: Салова Дарья Юрьевна

Дата: 13.09.2015

Номер свидетельства: 230370

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства