Класс________ Дата_________
ТЕМА: Движение вод гидросферы
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- расширить понятие гидросфера;
- сформировать понятие о ветровых волнах их строении, причине возникновения, различиях по силе и т.д.; о волне цунами, о приливах и отливах, о течениях;
- формировать диалектико-материалистическое мировоззрение учащихся;
- воспитывать эмоционально образное восприятие мира, природы и себя как ее части;
- формировать духовность, нравственные качества человека;
- развивать умения вычленять причинно-следственные связи, умение синтезировать и анализировать факты;
- развивать познавательные способности, самостоятельность, творческого мышление учащихся, работать с различными источниками информации.
- ХОД УРОКА:
Эта
пы урока
Деятельность учителя
Деятель-
ность ученика
1.
Моти
ваци
он
ный
1.АМД
Представьте, что вы стоите на высокой скале, а перед вами простирается бесконечная гладь моря. Просмотр видеосюжета, изображающего море.
-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить на уроке?
-Какие Ц и З поставим?
2.На уроке мы должны будем ответить на следующие вопросы: как построена волна? Почему она возникает? Какие бывают волны? Почувствовать красоту, величие волны и полюбить ее.
Произнесите в полголоса слово волна. Вслушайтесь в него. Что вы слышите?
Какая картина возникает перед глазами?
Представьте вы всемогущие великаны. Дотроньтесь до волны. Какая она?
А теперь попробуйте ее на вкус?
ИМД
Выполнение теста, взаимопроверка
2.
Реализация
и
осозна
ние
новых знаний
1.АОЗ
Предлагаю вам вспомнить, что же мы знаем о воде, о море, о гидросфере?
2. Изучение новой темы
Рассказ учителя мифа о Посейдоне. Давним давно, когда у людей не было научных знаний, они считали, что в море живет царь Посейдон. В припадке ярости он приводил в волнение море, создавая волны. Что бы предотвратить шторм люди приносили ему в жертву осужденного за преступления. Сейчас мы выясним, что же науке известно о волнах? Для этого проведем несколько опытов
Опыт 1. Ученику предлагается подуть с разной силой на тарелку с водой.
На основании опыта учащиеся приходят к выводу, что причиной является ветер, а следствием – волна. Выводы записываются в тетрадь.
Высота волны зависит от силы ветра.
Рассказ учителя. Существует несколько типов волн. Мертвая зыбь, здесь суда вязнут как в грязи. На глубине образуются волны между слоями воды с разной температурой и соленостью. Тягун - это остаточные волны высотой до тридцати сантиметров, на берегу мешают вести погрузку и разгрузку судов. Сейша - стоячая волна. В результате происшедшего где-то землетрясения в закрытом водоеме две три волны набегают друг на друга. Это явление часто встречается в Азовском море. По скорости волны бывают несколько видов. Слабый ветер - 1 м/с - поверхность воды не изменяется, небольшие впадины. Ветер-10 м\с – маленькие, короткие волны, бегущие параллельными рядами. Сильный ветер – исчезают правильные ряды, море беспорядочное, вихревые движения. Штормовой ветер - высокие волны бегущие параллельными рядами несущие большую энергию. При затихании ветра волны продолжают двигаться, превращаясь в остаточные. Они длинные и пологие – это мертвая зыбь. В ней суда вязнут.
Анализ таблицы со шкалой силы волн.
Опыт 2.Ученику предлагается закрытыми глазами из емкости вытащить только те камни, которые морские. Так как морские камни гладкие, учащиеся записывают в тетрадь вывод, что волна имеет силу. Рассказ учителя. Главным врагом Посейдона является берег. Ударная сила волны может достигать сорока тонн на квадратный метр. В Амстердаме волной высотой четыре метра с пирса сбросило двадцати тонную бетонную стену. В Шотландии на четыре метра сместилась дамба массой 800 тонн. В Одессе за 50 лет берег отступил на 45 метров в глубь материка. В Сочи сила удара волны зафиксирована на отметке 11-18 тонн на квадратный метр.
Работа со схемой. По висящей на доске и в учебнике схеме строения волны назвать ее части.
-Человек пытается бороться с волной и использовать ее. Приведите примеры? (электростанции, волноломы, спорт, искусство и т.д.)
Опыт 3. Привести в движение всю массу воды в чаше. Какая сила в природе может это сделать?
- Что образуется?
- Почему цунами причисляют к стихийным бедствиям?
Самостоятельное чтение текста по заданию: определить третий вид движения воды, найти. причины.
Знакомство с течениями в океане по слайд-программе.
- Что называют океаническим течением?
- По какой причине возникают течения?
- Какова закономерность распределения течений по поверхности земного шара?
- Какие бывают виды течений?
2. Закрепление изученного: заполнить схему, пользуясь текстом учебника и материалами урока.
3. Опишите физико-географическое положение течения Гольфстрим или Перуанского по плану:
План описания течения
Ответы
Название
В каком океане находится
Где образуется
В каком направлении течет
Тип течения по температуре
Участие в игре «Географическое лото»
Работа с лабораторным оборудованием, проведение эксперимента, выводы
Сам-ое заполнение схемы, озвучивание.
Рефлексия
Первичная проверка знаний
1). (Тест)
1. Назовите причину, по которой образуются приливы и отливы:
т) притяжение вод Океана Луной;
а) ветер;
г) землетрясения.
2. Перемещается ли вода при волнении моря?
е) нет;
и) да.
3. Чем сильнее ветер и глубже море, тем
б) волны меньше;
ч) волны крупнее.
4. Причина образования цунами:
а) ветер;
и) притяжение вод Океана Луной;
е) подводные землетрясения.
5. Где чаще всего происходят землетрясения?
д) на равнинах;
у) в горах;
н) в сейсмических поясах.
6. Из перечисленных названий географических объектов назовите залив
е) Берингов;
и) Бенгальский;
н) Гибралтарский.
7. Из перечисленных морей самое соленое
я) Средиземное;
и) Балтийское;
е) Красное.
- Поменяйтесь тетрадями в парах. Проверяем ответы (Слайд 3).
У кого получилось слово ТЕЧЕНИЕ - отметка “5”
ТИЧЕНЕЕ - “4”
ТИЧЕНЕЯ - “3”, у кого не получилось слов дома необходимо еще раз прочитать*41.
- Закройте тетради и отложите их на край стола. В конце урока вы их сдадите.
1. Течение - это……
2. Течение возникает под действием ……….
3. Холодное течение обозначается стрелкой (нарисуй) ……. Теплое (нарисуй) ………
4. У холодного течения температура воды ………, чем у окружающего водного потока.
5. Выпиши названия течений из карты (по три примера)
- теплые
- холодные
- Д/З: §41,42 По желанию
- выпишите из книг художественное описание какого-либо течения, волн ветровых, цунами, приливной волны
- пример использования течений людьми
- нарисуйте рисунок течения или волн
- сочините стихотворение о любом движении воды
- составьте маршрут морского путешествия, используя течения.
Запись дом.задания.