Дидактическая игра по географии "Путешествие по России"
Дидактическая игра по географии "Путешествие по России"
Цель игры: проверить и закрепить знания, полученные при изучении учебного материала о России за весь учебный год; выявить самых эрудированных и активных учащихся.
Задачи:
- обучающие: углубить знания России.
-развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой.
- воспитательные: выявить самых эрудированных, активных учащихся, формирование культуры общения при работе в парах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дидактическая игра по географии "Путешествие по России"»
Дидактическая игра по географии в 8 классе
на тему:
«Путешествие по России»
Цель игры: проверить и закрепить знания, полученные при изучении учебного материала о России за весь учебный год; выявить самых эрудированных и активных учащихся.
Задачи:
- обучающие: углубить знания России.
-развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой.
- воспитательные: выявить самых эрудированных, активных учащихся, формирование культуры общения при работе в парах.
Планируемые результаты:
-личностные: понимание специфических черт географического положения России. Осознание причин уникальности природы России.
- метапредметные: умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.
-предметные: объяснять особенности географического положения природы России. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока.
Универсальные учебные действия:
- личностные: осознать необходимость изучения географии России.
-регулятивные:принимать и формулировать учебную проблему.
-познавательные:анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
-коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа с атласом и картой.
Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация, атласы, физическая карта России.
Ход игры: Организационный момент (2 минуты).
Приветствие учителя:
Сегодня у нас интересное необычное мероприятие, игра - путешествие. Наше путешествие будет наполнено всевозможными приключениями. Отправимся мы с вами в путешествие на кораблях и в 2-х командах (класс делится на 2 команды, выбирают командира и придумывают название команды).
Девиз игры (зачитывает учитель):А ещё жизнь прекрасна потому, что можно путешествовать. (Н.М.Пржевальский)
Этап 1. Задания по актуализации опорных знаний (2 минуты)
1. Вспомните (устно): Какие материки занимают первое, второе и третье места по площади? Как они называются? (ответы учащихся)
2. Какой материк самый большой? (ответы учащихся)
Этап 2. Задание для создания проблемной ситуации (2 минуты)
- А что вам известно о материке Евразия? (ответы учащихся).
Этап 3. Объявление названия мероприятия (3-4 минуты)
Учитель: На материке Евразия расположена много удивительных стран, а одна из них просто восхищает. А чтобы узнать по какой стране мы сегодня совершим путешествие, нужно хорошо знать карту и нам необходимо выполнить первое задание – собрать пазл- мозаику. Первый конкурс – картографический.
Конкурс «Собери мозаику»
Капитаны команд получают конверты с фрагментами карты России. Задача игроков как можно быстрее сложить мозаику «Карта России» (карта разрезана на небольшие куски и надо правильно собрать пазл). Команда, закончившая выполнять задание первой, получает пять баллов. Вторая – четыре.
Учитель:(Учитель подводит к определению названия мероприятия)
Этап 4.Учебные действия. Применение полученных знаний и их закрепление (25-30 минут)
Учитель: Сегодня мы отправляемся в путешествие по нашей необъятной стране, удивительно красивой, богатой природой, культурой, историей и, конечно, замечательными людьми.
Учитель. Путешествие начнем с небольшой разминки, которая поможет командам собраться с духом и мыслями.
Станция 1. Разминка (3 минуты)
Команды отвечают на вопросы учителя. Правильный ответ – 1 балл.
Вопросы
1 команде
1. С каким материком по площади можно сравнить Россию?
2. Назовите самую южную точку России?
3. Какой пролив отделяет Россию от Америки?
4. В каком полушарии не лежит Россия?
5. Какой полюс находится в России?
Вопросы
2 команде
1. Какая область России находится в окружении других государств?
2. Назовите самую восточную точку России?
3. Какой океан не омывает Россию?
4. С какой страной у России самая протяженная граница?
5. В каком климатическом поясе находится большая часть России?
Учитель: Молодцы ребята! Отправляемся в наше путешествие и вот первое препятствие, которое нас ожидает. Станция называется «Долина сомнений». У меня в руках письмо туриста и охотника, бывалого путешественника и знаменитого морского волка Афанасия Перепуткина. Он себя считает знатоком географии. Только у него фамилия подозрительная – Перепуткин. Внимательно прочитайте письмо и исправьте то, что вызовет у вас сомнения.
(Ребята работают индивидуально и в парах, используют атлас и отмечают ошибки.)
Станция 2 «Долина сомнений» (1-6 балов) (3 минуты)
(за каждое правильное исправление – 1 бал)
«Здравствуйте! Я великий путешественник, хороший знаток географии, поэтому многое знаю о России. Россия – самое большое государство в мире, её площадь составляет 30,3 млн.км². Россию омывают воды четырёх океанов, по суше она граничит с 12 государствами. В стране огромное количество природных ресурсов. Северная материковая оконечность страны – остров Рудольфа в архипелаге Земля Франца – Иосифа. Крайняя южная точка России – город Казбек. Страна располагается в арктическом, субарктическом, умеренном климатических поясах. Велика протяженность России с запада на восток. Крайняя западная оконечность находится на песчаной косе в Балтийском море, недалеко от города Калининграда. На материке крайняя восточная точка мыс Рудольфа.»
(Верные ответы: Площадь России – 17,1 млн. км²., омывают 3 океана; по суше граничит с 16 странами, включая Абхазию и Южную Осетию; северная материковая оконечность – мыс Челюскин на полуострове Таймыр; крайняя южная точка - г. Базардюзю; крайняя восточная точка – мыс Дежнева)
Учитель: Наш корабль причаливает к станции 3 «Литературная». (2-3 минуты) Много стихов сложено о нашей стране известными поэтами. На этой станции вас ждет следующие задание: по отрывкам стихотворений, отгадать о каком географическом объекте идет речь. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Учитель: Первыми встречают новый день жители Дальнего Востока. Отсюда начинает солнце свой путь над территорией нашей страны. К западу от Дальнего Востока расположена Южная Сибирь, где находится уникальное озеро нашей планеты «Байкал». Населяют эти края разные народы. Многие географические названия произошли из языков этих народов. Так, полуостров Чукотка в переводе на русский язык означает «земля чукчей», а Байкал – «северное море» или «богатое озеро» и мы с вами прибыли на станцию 4 “Творческая”. (1-5 балов). (5 минут)
Каждая команда выбирает себе задание. (Задание в конверте, капитаны выбирают конверт). Необходимо дать характеристику географического объекта: географическое положение, рельеф, полезные ископаемые, климат, внутренние воды, природные зоны, хозяйственная деятельность человека.
Географические объекты:
–полуостров Камчатка.
- озеро Байкал
(Определиться так, чтобы каждый ученик в группе участвовал в описании географического объекта.) Учащиеся работают с атласами. На работу дается 2-3 минуты, по 1 минуте – на выступление (во время выступления можно вернуться к слайдам 10,11).
Учитель: Станция 5 «Гидропутаница» (3 минуты)
В водных просторах России – переполох. Реки текут в другие моря, моря потеряли свои океаны. Вам нужно навести порядок, и вернуть реки и моря в свои океаны. Водный объект, нашедший своё место, принесет команде один балл (командам раздаются задания).
Задание 1 команде
Северный Ледовитый океан
Лаптевых
Берингово
Чукотское
Балтийское
Дон
Ангара
Тихий океан
Печора
Баренцево
Охотское
Карское
Бурея
Азовское
Атлантический океан
Белое
Черное
Амур
Японское
Восточно-Сибирское
Лена
Задание 2 команде
Северный Ледовитый океан
Карское
Балтийское
Охотское
Иртыш
Зея
Восточно-Сибирское
Тихий океан
Баренцево
Японское
Днепр
Енисей
Черное
Лаптевых
Атлантический океан
Чукотское
Азовское
Амур
Нева
Белое
Берингово
Учитель: проводит физкультминутку
Учитель: Станция 6 “Картографическая” (3 минуты)
Наш корабль прибыл на станцию «Картографическая». Капитаны ваших кораблей опытные моряки – путешественники, хорошо знающие карту.
Конкурс капитанов. “Капитаны впереди, доказать они должны в поединке благородном, что достойны, что мудры». Задание: Показать на карте перечисленные объекты.
(Учитель называет географические объекты, капитан показывает их на карте. За каждый правильный объект – 1 бал).
По картинам на слайдах необходимо определить географический объект. За каждый правильный ответ – 1 бал. Команды отвечают по очереди. Если команда не дает верного ответа, соперники могут дать правильный ответ.
Долина гейзеров на Камчатке
Шаманский камень на озере Байкал
г. Санкт-Петербург
г. Сочи
остров Кижи
остров Сахалин
горы Кавказ (вид из космоса)
река Волга (вид из космоса)
г. Оймякон (полюс холода Северного полушария)
г. Алтай (як на берегу озера)
Этап 5. Подведение итогов. Рефлексия (3-5 минут)
В конце (или в начале) мероприятия учащимся раздать карточки синего и красного цветов. На слайде представить небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Ответы записаны красным и синим цветом, ученик выбирает вариант ответа и поднимает карточку соответствующего цвета (учитель зачитывает предварительно вопросы)
1.Во время игры я работал активно / пассивно
2.Своей работой во время игры я доволен / не доволен