Мотивация к учебной деятельности. | Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Слайд.1 Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь - слушай» -Если вы хотите, чтобы жизнь вам улыбалась, подарите ей сначала хорошее настроение. -Какие качества нужны ученику на уроке окружающего мира? Вывод: Самый 1-й шаг к познанию мира – наблюдательность и внимательность. Только наблюдательный человек может сделать открытия. Сегодня мы будем работать над развитием этих качеств. И в конце экскурсии посмотрим, кто какие открытия смог сделать. | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. Проговаривают девиз урока, определяют тип урока. Устные ответы детей. Диалог учитель-ученик | 2мин. |
Формулирование темы экскурсии, постановка цели Физкультминутка. | – Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на ракете. Слайд 2 – Чтобы наша ракета могла взлететь, нам нужно пристегнуться (движение пристегивания) и отгадать загадки. Кто-то утром не спеша Надувает красный шар, А как выпустит из рук – Станет вдруг светло вокруг. (Солнце)
Украшал ночную синь Серебристый апельсин, А прошла неделя только – От него осталась долька. (Луна) – Сравните эти слова, что у них общего? (Все это мы можем увидеть на небе). – Как вы думаете, о чем пойдет речь на экскурсии? Какова цель нашего путешествия? - Чтобы проверить, правильно ли вы предположили, прочитайте тему урока (учебник стр.18) Мы в ракеты быстро сели, (дети выполняют движения руками, имитируя бег на месте) В космос дружно полетели. (дети поднимают руки над головой и соединяют свои ладошки, образуя над головой конус) Там красот вокруг немало! (дети разводят руки в стороны) Земля вдали, как точка стала. (дети соединяют указательный и большой палец каждой руки, а затем соединяют руки вместе. Соединение четырёх пальцев (указательных и больших пальцев левой и правой рук показывает, какой маленькой кажется планета) Вышли в космос – невесомы, Всё совсем не так, как дома! (Во время звучания этих двух строк дети выполняют замедленные произвольные движения, имитируя движение в невесомости) Возвращаемся скорей, (дети выполняют левой и правой рукой круговое движение к себе) Чтоб не скучать нам без друзей! (дети поднимают указательный палец) |
Устные ответы детей, Устные ответы детей, Размышление над темой и целями урока. Вывод темы урока и целей. Работа с учебником Повторяют движения за подготовленной группой учащихся | 3мин. |
Работа по теме . Сбор материала | – На старт, внимание, марш. Наша ракета взлетает, входит в атмосферу, и мы пролетаем … облака. Слайд 4: – Что такое облако? – Какие бывают облака? Дождевые, кучевые, перистые. Слайд 5-6: Кучевые облака – плотные, ярко-белые, образуются летом. (Вряд ли пойдет дождь) – Какие облака самые тяжелые? Грозовые, дождевые. На какой вопрос отвечают эти названия ?Сколько звуков обозначает букваЕ в последнем слоге и почему.Подбор родственных слов .Выделите общую часть родственных слов.
– Какого они цвета? Почему – Они будут располагаться ближе к Земле или выше? Почему?
– Какие облака самые легкие?
В левой части нашего бортового листа расположите облака. Какие облака будут выше всех? Почему? Какие облака будут ниже всех? Почему? – Наша ракета проходит через слой облаков и выходит в открытый космос. – Мимо чего мы пролетим в первую очередь? Мимо Луны. Слайд 7: – Что такое Луна? Это спутник Земли. – Когда мы можем видеть Луну? – Что еще можно увидеть ночью? Звезды. Предлагаю вам полюбоваться красотой ночного неба. Слайд 8 (несколько слайдов со звездным небом): – Что такое созвездие? Скопление ярких звезд, похожее на какую-нибудь фигуру. Слайд 9: – Какое созвездие самое знаменитое? Большая Медведица. – Какую форму оно имеет?(Форму ковша с ручкой). Сколько звезд входит в это созвездие?(7) – Эта Медведица живет высоко-высоко в небе. Хотите узнать почему? Я расскажу вам древнюю сказку. «Жили-были на белом свете красавица Каллисто и ее сын – охотник Аркас. Однажды злая волшебница узнала о необыкновенной красоте девушки и превратила ее в медведицу. Медведица поселилась в лесу и жила среди диких зверей. Случилось так, что сын красавицы Аркас отправился на охоту. Он сразу заметил медведицу, которая совершенно не испугалась охотника. Аркас решил выстрелить. Еще секунда, и меткий выстрел охотника погубил бы медведицу. Но случилось чудо. Добрый волшебник спас жизнь животному. Волшебник схватил медведицу за хвост и поднял на небо, где превратил в созвездие».
| Устные ответы детей. Ответ подготовленного ученика ( Облако-это множество мелких капель воды, поднятых в воздух теплым потоком воздуха. Ответ учеников. Ответ учеников. ( Облака тёмного цвета из-за большого количества воды, из которой они состоят.Они будут распологаться ближе к земле. Они тяжёлые.). Ответ учеников(Перистые. Они будут находиться в самом верху. Образуются в очень холодном воздухе, в виде тонких, белых нитей.) Учащиеся рисуют стрелочки в бортовом журнале. Рассматривают звёздное небо. Раскрашивают созвездие Большой Медведицы. | |
Физкультминутка. | Пальчиковая гимнастика.или презентация « КОСМОС»(гимнастика для глаз) Раз, два, три, четыре , пять, (хлопаем в ладоши) планеты будем мы считать. К Солнцу ближе всех Меркурий, (загибаем пальцы на каждое название планеты) На Венеру полюбуюсь, Вот Земля — наш дом родной, Шар любимый голубой. Мимо Марса пролетаю, И Юпитер наблюдаю. Вот Сатурн и Уран Показали кольца нам. Вот Нептун, А вот Плутон, Дальше всех от Солнца он. Все планеты хороши, (хлопаем в ладоши) полетали от души! (пальцы сжаты, большой палец вверх) | Повторяют движения за учителем | |
V. Работа детей с собранным материалом Сбор материала Контролирующее задание Рефлексия учебной деятельности на уроке | Из какого ковша Не пьют, не едят, А только на него глядят. Во второй части бортового листа нарисуйте ковш Большой медведицы. С чего нужно начать его рисовать? (сначала начертить прямоугольник со сторонами 3см,4см, 2см ,2см. По углам прямоугольника нарисовать звёзды. А хвос Медведицы –это ломаная состоящая из трёх звеньев по 2см.)
Слайд 10: – Пролетев Луну и звезды, мы приблизились к раскаленному шару. – Как он называется? Что вы о нем знаете? Обсудите в парах. Солнце – это звезда. Чем отличается звезда от планеты? ( Планета – холодная и не дает свет и тепло, а звезда дает и свет, и тепло) Слайд 11: А можем ли мы долететь до Солнца? Почему? Оно находится очень далеко, оно очень горячее. Солнце родилось из обширного облака пыли и газа около 5 миллиардов лет назад. Температура Солнца 15 млн. градусов Солнце производит свой собственный свет, тепло и энергию. Свет от Солнца, может достигнуть Земли всего за 8 минут! Это и есть скорость света. Солнце находится на расстоянии от Земли почти 93 миллиона миль (это около 150 млн км) . Солнце является настолько большим, что Земля может легко поместиться внутри Солнца миллион раз. Слайд 12 О чем вы узнали из рассказа о Солнце? Сколько лет нашему Солнцу? А что будет, если Солнце погаснет? Обсудите в парах
Во время экскурсии вы узнали о том, что у нас над головой. Что же? Слайд 12 Давайте займем наши места. И так ребята наше путешествие подходит к концу. Так как запас топлива истекает мы возвращаемся домой. Хорошо под небесами. Словно в лодке с парусами, Вместе с верными друзьями Плыть куда глаза глядят. По дороге с облаками, По дороге с облаками Очень нравится, когда мы Возвращаемся назад Учитель предлагает вспомнить тему и цели. -С каким настроением вы вернулись на планету Земля? - Кому можем сказать спасибо за урок? Что показалось наиболее интересным? Появилось ли у тебя желание продолжить работу по этой теме? Я научился… Узнал… Мне понравилось… Затруднялся, когда… Поделюсь… Расскажу… В третьей части своего бортового листа нарисуйте звездочку. Тем ребятам кому урок понравился, много узнали интересного нарисуют оранжевую звездочку. Те ребята, которым было что- то непонятно, трудно нарисуют синюю звездочку! Слайд13
| Учащиеся пользуютя чертёжными принадлежностями. Обсуждение в парах. Ответы учащихся. Ответы учащихся. Осуждение в парах Ответы учащихся. (Жизнь на Земле прекратится, т.к. без тепла все живое замерзнет, а без света погибнут растения, и значит, не будет кислорода для дыхания) (Ответы детей). Учащиеся рисуют звёзды. Ответы детей | |