Просмотр содержимого документа
«Беседа по теме «Что изучает предмет краеведение?»»
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр эстетического воспитания детей»
Республика Мордовия, город Саранск
Беседа по теме
«Что изучает предмет краеведение?»
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Калиниченко Анжелика Николаевна
Саранск 2023 г
Цель: сформировать представление о краеведении
Задачи
Образовательные:
- изучить основные понятия краеведения как науки
Развивающие:
- развитие умений анализировать, выявлять причинно-следственные связи, объяснять различные понятия
Воспитательные:
- повысить интерес к изучению малой Родины, формировать научное мировоззрение
Оборудование: мультимедийная презентация
Методы проведения занятий:
Словесные: рассказ; беседа; объяснение.
Ход мероприятия
I. Организационный момент
Сегодня мы начинаем изучение нового для вас предмета «Краеведение». Познакомимся с объектами, задачами и направлениями данной науки! Тема сегодняшнего урока: «Что изучает предмет краеведение?».
II. Изучение нового материала
Актуализация знаний и умений:
- Ребята, а как вы считаете, что такое краеведение? От каких слов образовано это слово?
Краеве́дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений
Краеведение - это наука, изучающая историю, природу, культуру, быт, язык людей, экономику какой-либо небольшой территории (области, района, города, села, деревни и даже одной улицы или одного района большого города).
Особенность краеведения заключается в том, что занимающийся им почти всегда сталкивается с явлениями или фактами, о которых не написано никаких работ или существовавшие сведения совершенно забыты. Таким образом, исследователь становится еще и своего рода первооткрывателем.
Виды краеведения
- Географическое краеведение (Сущность географического краеведения заключается во всестороннем изучении природы, населения, хозяйства в их динамике, в особенностях данной местности на основе использования доступных методов исследования)
- Историческое краеведение (Данный вид краеведения изучает прошлое края, памятники истории. Объектами исследования исторического краеведения являются памятники, памятные места, связанные с историческими событиями, с деятельностью отдельных личностей, произведения материального и духовного творчества)
- Археологическое краеведение (Этот вид краеведения связан с изучением древнего периода жизни человечества путём реконструкции исторического прошлого по вещественным остаткам)
- Литературное краеведение (Литературное краеведение предусматривает изучение разного рода печатных источников, литературных изданий об изучаемой территории — монографий, справочников, сборников статей, учебных пособий, а также периодических изданий (особенно местных), посвящённых данному району и конкретной теме)
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КРАЯ ФОРМЫ КРАЕВЕДЕНИЯ
- Литературный;
- картографический;
- архивный;
- статистический;
- экспедиционный (полевые наблюдения);
- археологические раскопки;
- анкетирование;
- встречи с ветеранами, участниками событий;
- фото и киносъемка, зарисовки;
- аудиозаписи.
НАПРАВЛЕНИЯ КРАЕВЕДЕНИЯ
Историческое краеведение изучает прошлое края, памятники истории.
Природоведческое краеведение помогает увидеть и оценить красоту природы, формирует навыки экологической культуры.
Экономическое краеведение
Искусствоведческое краеведение
ИСТОЧНИКИ ЗНАНИЙ О РОДНОМ КРАЕ
Краеведческая библиография
Произведения печати
Статистические сведения
Картографические источники
Архивные документы
Устные источники
Наблюдение объектов и процессов природы
Для каждого представляется возможность наиболее полно выявить взаимосвязь своей местности, так называемой "малой родины", с другими регионами отечества, и через личную сопричастность глубже осознать значение исторических событий любого масштаба, воспитать в себе чувство гражданственности и высокой нравственности.
Общественное движение краеведов зародилось ещё в дореволюционной России. Большую роль в его развитии сыграли Вольное экономическое общество (с 1765) и особенно Русское географическое общество (с 1845). Ими были проведены крупные исследования Крайнего Севера, Сибири, Кавказа.
Когда говорится о всестороннем изучении края, то, прежде всего, имеется в виду:
изучение природы и всех ее элементов (геология, рельеф, богатства недр, почва, климат, водоемы, растительность, животный мир) в их взаимной связи, взаимообусловленности и взаимодействии;
естественные процессы в жизни природы, некоторые из них частично обусловлены человеческой деятельностью (карстовые процессы, оползни, рост речных долин, изменение русла рек, рост оврагов, эрозия почв и т. д.);
историческое прошлое и демография (этнография города и селения, топонимика и т. д.);
экономическая жизнь, связь между природной средой и хозяйством, связь между отдельными сторонами хозяйства, хозяйственное строительство и т. д.;
культурная и духовная жизнь, и творческая деятельность населения (народное искусство, фольклор, архитектура, художественные промыслы).
III. Закрепление изученного материала
Какие виды краеведения вы запомнили?
Ребята, а теперь скажите, что вы знаете о своем родном крае?