Чистые вещества и смеси. Демонстрация чистых веществ и смесей.
Чистые вещества и смеси. Демонстрация чистых веществ и смесей.
Природоведение, 5 класс, урок 13
Тема: Чистые вещества и смеси. Демонстрация чистых веществ и смесей.
Цель: сформировать понятие о чистых веществах и смесях, выяснить их отличия; развивать умение распознавать чистые вещества и смеси, память,
мыслительную деятельность, познавательный интерес; воспитывать чувство осторожности при обращении с бытовым газом, лекарствами и вредными для здоровья смесями.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: беседа, проблемное изложение, мозговой штурм, исследование.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Оборудование: дистиллированная вода, морская вода, лекарства, гранит, различные смеси.
Ход урока:
Организация класса, приветствие. Девиз урока – от простого к сложному
Объявление темы и задач урока
Актуализация: а) запишите в столбик слова и дополните предложения:
Вещества – это… (то, из чего состоят тела). Вещества состоят из … (атомов и молекул). Наименьшая частица вещества - …( молекула).
б) Вещества делят на группы: 3 ученика на доске составляют 3 схемы:
Вещества – созданные природой и человеком
Вещества – простые и сложные
Вещества – органические и неорганические
в) Игра 3й лишний: в каждой группе слов найди лишнее и объясни, почему? Водород, кислород, вода. Водород, кислород, воздух. Кислород, алюминий, железо.
4. Мотивация: Веществ на Земле огромное множество. Мы живем среди веществ, состоим из веществ – наше тело, его кожа, мышцы, кровь, волосы состоят из веществ как дом из кирпичей. Сегодня мы узнаем еще 1 классификацию веществ – чистые вещества и смеси.
5. Этап изучения новых знаний.
Загадка: В морях и реках обитает, но часто по небу летает
А как наскучит ей летать – на Землю падает опять ( вода).
Поговорим о воде: Это вещество? – да. Простое или сложное? (сложное, т.к.состоит из атомов разных элементов). Замерзает при температуре? – 0, закипает при? – 100 градусах. А вот морская вода замерзает при -2, а закипает при 105 градусах. Как вы думаете, почему? ( мозговой штурм) – дети высказывают предположение, что температуру изменяет соль.
- Работа с учебником: найти и выписать определение чистых веществ. Чистые вещества состоят из частиц одного вещества и характеризуются постоянными физическими свойствами.
- Демонстрация чистых веществ: хлор в запаянной ампуле, золото, дистиллированная вода. Рассказать интересные факты об этих веществах и обратить внимание на то, что в природе и повседневной жизни чистые вещества практически не встречаются, так как взаимодействуют между собой и образуют смеси.
- Работа с учебником: найти и записать определение смеси – это 2 или больше веществ, смешенных между собой.
Покупая в магазине соль, сахар, крахмал, сок, мы думаем, что это чистые вещества,но на самом деле – это смеси.
Составляем схему « Агрегатные состояния смесей» - в столбик
Твердые – гранит, мрамор, сера и другие горные породы
Газообразные - воздух, газ метан (рассказать о примесях, которые придают бытовому газу особый запах, чтобы люди могли обнаружить утечку газа, что несет большую опасность), освежитель воздуха.
Примеры смесей в быту: чай, компот, мыльный раствор, йогурт, молоко, тесто, вода+сода и т.д.
Вещества в составе смеси называют компонентами. Если компоненты видны – смесь неоднородная, если не видны – однородная. Компоненты можно увидеть в граните, в молоке – под микроскопом (белки, жиры, углеводы), а в морской воде компоненты увидеть невозможно.
Среди множества смесей есть вредные, они могут вызывать аллергические реакции. Это моющие средства, средства для мытья машин, лекарства без назначения врача, бытовой газ при неосторожном пользовании. Обратить внимание детей на необходимость осторожного обращения с незнакомыми смесями.
6. Закрепление: 1) Дополнить схемы (на доске и в тетрадях) - продолжить
Смеси Смеси
Природные созданные людьми однородные не однородные
-воздух… тесто… чай… вода+посное масло…
2) Тест – выбрать 1 вариант ответа на вопрос: В каком случае речь идет о воде как о чистом веществе: а) морская вода соленая на вкус
б) дистиллированная вода получается при охлаждении водяного пара +
в ) минеральная вода применяется для лечения заболеваний?
3) Выбери смесь, основным компонентом в которой является газ: а) кислород, б) углекислый газ, в) азот, г) воздух +
7. Итоги урока, оценки за урок
8. Домашнее задание: прочитать параграф 11, письменно ответить на вопросы 4,5, стр.49, написать мини-сочинение на тему «Смеси в моей жизни»
Просмотр содержимого документа
«Чистые вещества и смеси. Демонстрация чистых веществ и смесей. »
Природоведение, 5 класс, урок 13
Тема: Чистые вещества и смеси. Демонстрация чистых веществ и смесей.
Цель: сформировать понятие о чистых веществах и смесях, выяснить их отличия; развивать умение распознавать чистые вещества и смеси, память,
мыслительную деятельность, познавательный интерес; воспитывать чувство осторожности при обращении с бытовым газом, лекарствами и вредными для здоровья смесями.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: беседа, проблемное изложение, мозговой штурм,
исследование.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Оборудование: дистиллированная вода, морская вода, лекарства, гранит, различные смеси.
Ход урока:
Организация класса, приветствие. Девиз урока – от простого к сложному
Объявление темы и задач урока
Актуализация: а) запишите в столбик слова и дополните предложения:
Вещества – это… (то, из чего состоят тела). Вещества состоят из … (атомов и молекул). Наименьшая частица вещества - …( молекула).
б) Вещества делят на группы: 3 ученика на доске составляют 3 схемы:
Вещества – созданные природой и человеком
Вещества – простые и сложные
Вещества – органические и неорганические
в) Игра 3й лишний: в каждой группе слов найди лишнее и объясни, почему? Водород, кислород, вода. Водород, кислород, воздух. Кислород, алюминий, железо.
4. Мотивация: Веществ на Земле огромное множество. Мы живем среди веществ, состоим из веществ – наше тело, его кожа, мышцы, кровь, волосы состоят из веществ как дом из кирпичей. Сегодня мы узнаем еще 1 классификацию веществ – чистые вещества и смеси.
5. Этап изучения новых знаний.
Загадка: В морях и реках обитает, но часто по небу летает
А как наскучит ей летать – на Землю падает опять ( вода).
Поговорим о воде: Это вещество? – да. Простое или сложное? (сложное, т.к.состоит из атомов разных элементов). Замерзает при температуре? – 0, закипает при? – 100 градусах. А вот морская вода замерзает при -2, а закипает при 105 градусах. Как вы думаете, почему? ( мозговой штурм) – дети высказывают предположение, что температуру изменяет соль.
- Работа с учебником: найти и выписать определение чистых веществ. Чистые вещества состоят из частиц одного вещества и характеризуются постоянными физическими свойствами.
- Демонстрация чистых веществ: хлор в запаянной ампуле, золото, дистиллированная вода. Рассказать интересные факты об этих веществах и обратить внимание на то, что в природе и повседневной жизни чистые вещества практически не встречаются, так как взаимодействуют между собой и образуют смеси.
- Работа с учебником: найти и записать определение смеси – это 2 или больше веществ, смешенных между собой.
Покупая в магазине соль, сахар, крахмал, сок, мы думаем, что это чистые вещества ,но на самом деле – это смеси.
Составляем схему « Агрегатные состояния смесей» - в столбик
Твердые – гранит, мрамор, сера и другие горные породы
Газообразные - воздух, газ метан (рассказать о примесях, которые придают бытовому газу особый запах, чтобы люди могли обнаружить утечку газа, что несет большую опасность), освежитель воздуха.
Примеры смесей в быту: чай, компот, мыльный раствор, йогурт, молоко, тесто, вода+сода и т.д.
Вещества в составе смеси называют компонентами. Если компоненты видны – смесь неоднородная, если не видны – однородная. Компоненты можно увидеть в граните, в молоке – под микроскопом (белки, жиры, углеводы), а в морской воде компоненты увидеть невозможно.
Среди множества смесей есть вредные, они могут вызывать аллергические реакции. Это моющие средства, средства для мытья машин, лекарства без назначения врача, бытовой газ при неосторожном пользовании. Обратить внимание детей на необходимость осторожного обращения с незнакомыми смесями.
6. Закрепление: 1) Дополнить схемы (на доске и в тетрадях) - продолжить
Смеси Смеси
Природные созданные людьми однородные не однородные
-воздух… тесто… чай… вода+посное масло…
2) Тест – выбрать 1 вариант ответа на вопрос: В каком случае речь идет о воде как о чистом веществе: а) морская вода соленая на вкус
б) дистиллированная вода получается при охлаждении водяного пара +
в ) минеральная вода применяется для лечения заболеваний?
3) Выбери смесь, основным компонентом в которой является газ: а) кислород, б) углекислый газ, в) азот, г) воздух +
7. Итоги урока, оценки за урок
8. Домашнее задание: прочитать параграф 11, письменно ответить на вопросы 4,5, стр.49, написать мини-сочинение на тему «Смеси в моей жизни»