Тема урока Человек и гидросфера
Цель: определить значение гидросферы для жизни человека.
Задачи:
- выяснить, почему воду называют носителем жизни;
- определить использование энергии воды человеком;
- выяснить, может ли вода лечить, и что такое отдых «на воде»;
- описать меры, необходимые для охраны гидросферы.
Планируемые личностные формирования ответственного отношения к учебе;
результаты: формирование коммуникативной компетенции в обучении со сверстниками в процессе образовательной деятельности; формирование основ экологической культуры;
метапредметные высказывать суждения, подтверждая их фактами;
формирование умения ориентироваться в окружающем мире; выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать
решения;
предметные формирование умений и навыков использования
разнообразных географических знаний в повседневной жизни для
объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
УУД: личностные: осознавать необходимость изучения темы
регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя,
оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной
задачей.
познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию,
перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом
( в малой группе и коллективе)
Тип урока урок усвоения новых знаний
ФОДУ групповая ( класс делиться на 4 рабочие группы)
ДСО атлас, учебник «География» автор А.А.Летягин, карточки –задания,
ХОД УРОКА:
Организационный мотивационный этап
1. Повторение.
- С какой географической оболочкой мы с вами знакомимся? (ГИДРОСФЕРА).
- И как любой наш урок мы с вами начнем с повторения.
Работа с картой «Географическая почта»
Отправьте географические объекты к своим адресатам (каждой группе даются конверты с названиями географических объектов: Атлантический, Нил, Байкал, Волга, Тихий, Аравийское, Дрейка, Бенгальский, Виктория, Индийский, Лена, Мексиканский, Амазонка и контурная карта)
Этап совместного открытия и усвоения новых знаний.
Проверяем.
Откройте карту Гидросфера. найдите на карте реки, которые пересекаются экватором.
Проверяем.
«Собери пазл» Cлово «пазл» от английского puzzle - загадка, головоломка. Существует неcколько версий создания первой такой одной из них, в 1767 году английский картограф Джон Спилсбери решил облегчить детям изучение географии. Он наклеил на картон карту Европы и разрезал ее на части. Вскоре появились и другие разрезные картинки, которые носили уже не только образовательный, но и развлекательный характер.
Вот и вам задание. Собрать пазл. Будьте внимательны определите, что это за объект. При необходимости используйте контурную карту, карту океанов в атласе в атласе. Затем каждая команда называет свой объект, выходит к карте, дает характеристику. Команда, давшая правильный ответ – 1 балл.
(Для пазл использовала разрезанные фрагменты карт атласа)
Амазонка, Байкал, море Бофорта, Саргассово море.
2. Изучение нового материала.
Посмотрите на доску и прочитайте китайскую пословицу СЛАЙД 1
«Вода может нести лодку, а может и перевернуть ее». Как вы понимаете значение этой пословицы?
- Какова тема нашего урока?
Тема урока Человек и гидросфера СЛАЙД 2
- Попробуйте поставить цель урока.
(Определить значение гидросферы для жизни человека) СЛАЙД 3
- Прочитайте первый абзац пункта «Живая» вода» с. 109. Объясните слова Антуана де Сент - Экзюпери. (Вода необходима человеку для жизни).
- А теперь попробуйте сформулировать основные задачи на урок. (Выяснить, почему воду называют носителем жизни;
- определить использование энергии воды человеком;
- выяснить, может ли вода лечить, и что такое отдых «на воде»;
- Охрана гидросферы.) СЛАЙД 4
Работа с текстом учебника
- Докажите утверждение писателя, что вода - «сама жизнь». Аргументы подберите на стр. 110.
(1. Тело взрослого человека состоит на 65 - 70 % из воды, а младенца - 80 - 85 %.
2. Для удовлетворения физических потребностей человеку нужно в день 2 - 3 литра воды.
3. Потеря организмом человека 6 - 8% влаги вызывает полуобморочное состояние, а с потерей 25% влаги человек погибает.
4. Почти 500 млн человек страдают от болезней, вызванных недостатком и плохим качеством питьевой воды.) СЛАЙД 5 - 8
Вода - носитель жизни, в этом мы убедились? Есть у кого - нибудь вопросы? Если нет - то ставьте плюсик на 1-ой ступеньке.
2) Беседа с учащимися
Люди давно используют энергию движущейся воды.
- Подумайте, каким образом? ( Раньше на реках люди строили плотины и водяные мельницы, в настоящее время появились ГЭС). СЛАЙД 9
Много веков совершенствовалось водяное колесо, пока не стало современной гидравлической турбиной. ГЭС производят самую дешевую ЭЭ, в 5 раз дешевле, чем на ТЭС и АЭС. Российская ГЭС вошла в 10 - ку самых крупных ГЭС в мире, она расположена на реке Енисей.
Как вы думаете, на каких реках горных или равнинных будут строить ГЭС? И почему?
- Выполните задание.
Определите, каким условным знаком обозначается ГЭС на карте. СЛАЙД 9 (щелчок)
С помощью форзаца учебника и крточки с картой определите- какие из них расположены в горах? (Красноярская, Саяно - Шушенская, Усть - Илимская, Братская, Зейская, Бурейская).
- Какие на равнинах? Чебоксарская,Воткинская, Нижнекамская,Жигулевская, Саратовская, Волжская)
Сделайте вывод.
Работа со справочным материалом - Узнайте, есть ли в вашей местности ГЭС. СЛАЙД 10
Проверяем.
Использование энергии воды человеком выяснили?
- Чем отличаются горные реки от равнинных?
На берегах каких рек горных или равнинных люди любят отдыхать? - Посмотрите на рис. 73-74 в учебнике (с. 111 -112). Составьте краткий рассказ об активном отдыхе на воде.
Какие стихийные бедствия происходят в гидросфере?
Физминутка
А сейчас мы немного отдохнем. Мировой океан является местом обитания огромного количества растений, рыб и морских животных, в том числе млекопитающих. ( По самым скромным подсчетам, вес всех живых организмов в Мировом океане достигает 60 -70 миллиардов тонн). Моря, реки, озера всегда вдохновляли поэтов. Я буду читать стихи юного поэта.
Если вы не согласны с утверждение, с ответом загадки – хлопайте в ладоши.
Самый крупный в мире он - голубой, горбатый слон.
Вечно в море он сидит – голубой, горбатый кит.
Электрический разряд вам подарит плоский скат.
И озера, и болото- это дом для бегемота.
Знает каждый океан: Волга- это океан.
В морях и океанах, где тихо, где уют
По дну передвигается медлительный верблюд.
- Прочитайте пункт «Отдых и лечение «на воде»» с. 111-112. Расскажите о местах и видах отдыха. (Курорты, пляжи, гидро - и аквапарки. Виды: купание, рыболовство, занятия спортом, туризм и т. д.).
- Есть ли в вашей местности санатории, в которых используются лечебные свойства воды? Санаторий «Бобровниково») СЛАЙД 1
Вода может лечить? И на берегах водоемов можно активно отдыхать?
- Любите ли вы отдыхать на берегах водоемов? Почему они привлекают отдыхающих? Почему водоемы нужно охранять? Как люди должны их охранять?
- В настоящее время остро стал вопрос о дефиците пресной воды. Что такое пресная вода? (вода в 1 литре которой растворено менее 1 гр. солей)
- Почему возник дефицит пресной воды? (загрязнение).
- Посмотрите видеофрагмент о загрязнении воды. Просмотр видеофильма. СЛАЙД 12
- Сделайте вывод о значении воды для человека.
- Расскажите, какие меры вы принимаете по охране водных ресурсов.
Рефлексия ВОДА.
Давайте посмотрим все ли мы успели сделать СЛАЙД 13
Все успели, молодцы!А знаете ли вы, что сегодня праздник, связанный с темой нашего урока? какое сегодня число? В это день отмечается праздник День Воды. Запомните.
Рефлексия «Чемоданчик. Мясорубка. Корзина».
4. Д/З: СЛАЙД 15
параграф 19,