Задачи урока:
2. Показать связь биосферы и экологии по вопросам охраны ОС и биосферы; способствовать экологическому просвещению и воспитанию учащихся.
3. Учить выделять в изучаемом материале главное, находить пути решения проблем.
Тип урока: закрепление и изучение новых знаний о биосфере Земли.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Биосфера - оболочка жизни»
Цель урока: Закрепить имеющиеся знания учащихся из курса физической географии, биологии об оболочке жизни – биосфере, о её границах, составе и структуре, о периодах развития. Задачи урока: 2. Показать связь биосферы и экологии по вопросам охраны ОС и биосферы; способствовать экологическому просвещению и воспитанию учащихся. 3. Учить выделять в изучаемом материале главное, находить пути решения проблем. Тип урока: закрепление и изучение новых знаний о биосфере Земли. Ход урока. I. Вводно- мотивационная часть. II. Психологический настрой учащихся: Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, получите заряд положительных эмоций, которые пригодятся вам в дальнейшей работе. В ходе урока мне будет приятно, если вы продемонстрируете свою эрудицию, умение работать с картой и умение извлекать при ее анализе информацию, умение выделять только главное и существенно. Вступительное слово учителя. Удивительна природа Земли. Из космоса она кажется голубой – столько на ней воды. А какие высокие горы опоясывают материки, равнины, по которым текут реки и на которых расположены города. И воздушное одеяло, согревающее нашу Землю и защищающее её от попадания небесных тел и от солнечных лучей. И всё это великолепие заселено живыми организмами: растениями, животными, человеком. Благодаря этому Земля отличается от всех планет Солнечной системы. Об этой удивительной оболочке – биосфере сегодня наш урок. С вашей помощью мы вспомним состав и строение биосферы, этапы её развития, экологические проблемы охраны биосферы. Название оболочки, где распространена жизнь, в конце XIX в. дал австрийский геолог Эдуард Зюсс. Этот ученый ввел термин «биосфера» (от слова «биос» — жизнь, «сфера» — шар). В 20-е гг. XX в. выдающийся русский ученый Владимир Иванович Вернадский разработал целостное учение о биосфере и ноосфере» «…Сейчас в ней происходит бурный рассвет. Мы знаем только маленькую частичку этой непонятной, неясной, всеобъемлющей загадки. На земной поверхности нет силы, более могущественной, чем живые организмы…» В.И.Вернадский. По его мнению, биосфера — это не только область жизни, но и сложная природная система, которая преобразует живые организмы. -Что отличает нашу планету от других планет Солнечной системы? Это наличие на ней жизни. Класс делится на команды. Команды получают задания. 1 заданиеТестирование. 1. Биосфера возникла благодаря: а) микроорганизмам; б) растениям; в) животным; г) всему перечисленному выше. 2. По мнению учёных, в какой среде появились первые живые организмы: а) в земной коре; б) в воде; в) в воздухе; г) в ледниках. 3. В биологическом круговороте продуктами (производителями) считаются: а) животные; б) растения; в) микроорганизмы; г) все вместе выше перечисленные организмы. 4. 70% общей биомассы Мирового океана составляют: а) зоопланктон; б) нектон; в) бентос; г) фитопланктон. 5. На материках 99% всей биомассы составляют: а) зелёные растения; б) микроорганизмы; в) млекопитающие; г) птицы. 6. Основатель учения о биосфере- это: а) Э. Зюсс; б) Ч. Дарвин; в) В. Вернадский; г) Э. Леруа. 7. Благодаря этому процессу происходит преобразование в листьях зелёных растений неорганических веществ в органические: а) биологическому круговороту; б) фотосинтезу; в) круговороту воды; г) солнечной радиации. это создание:8. Наиболее важные мероприятия ЮНЕСКО в рамках программы «Человек и биосфера» а) памятников природы; б) заказников; в) национальных природных парков; г) биосферных заповедников. 9. Круговороты веществ, в том числе и биологический, на Земле происходят благодаря: а) Мировому океану; б) солнечной энергии; в) живым организмам; г) горным породам. Ответы: 1г; 2б; 3б; 4г; 5а; 6в; 7б; 8г; 9б. Задание 2 Составить схему круговорота веществ и энергии в природе. Растения из неживой природы - минеральных солей, воды и уг¬лекислого газа под воздействием солнечных лучей выделяют необ¬ходимые для жизни вещества и кислород. Травоядные животные пи¬таются растениями. В свою очередь, хищники поедают травоядных животных. После гибели животных и растений на Земле скаплива¬ются их останки. Микроорганизмы разлагают, перерабатывают их, и они снова становятся пригодными для питания растений. . Задание3Составить схему «Условия существования организмов». Задание4 - Как Вы думаете, кто на Земле преобладает? Среди животных – насекомые, среди растений – покрытосеменные. -Основную массу составляют растения, а по видовому разнообразию животные. Почему? 3/4 по видовому составу - животные, по массе живого вещества (биомассе) – растения. Некоторые виды растений и животных сохранились на нашей Земле, пережив глобальные климатические изменения и оледенения. Это – реликты древние, сумевшие приспособиться к новым условиям обитания. Ученик читает стихотворение Когда-то и я не убить не мог, Что б ни летало над головой: Садился за весла - ружье у ног, Шел в чащу - заранее взводил курок, На жатву брал дробовик с собой. Стрелял и коршуна, и воробья, Не разбираясь - друзья? Враги? А ныне На ток хожу без ружья, Катаюсь по озеру без остроги. Доверие птиц умею ценить: Бывает легко на душе, когда Случайно удастся жизнь сохранить Птенцу, упавшему из гнезда. Себя самого узнать не могу, Осинки в лесу зазря не срублю, В корнях родничок, что клад, берегу, На муравейник не наступлю, -Люблю все живое, Живых люблю. Л.Яшин. . Задание 5«Допиши слово». Растения, животные и микроорганизмы сконцентрированы в определенной части … и …. Они могут существовать между собой и с природной средой в тесной …. Основа этой связи - … Растения из неживой природы - минеральных солей, воды и уг¬лекислого газа под воздействием … выделяют необ¬ходимые для жизни вещества и кислород. Организмы, сгруппировавшись в определенной природной среде, образуют жизненные сообщества. Сообщества растений, животных и микроорганизмов, обитающих на Земле в одинаковых природных условиях, называю. … Например, биоценозом являются болота, Ключ:1 суши 2 воды 3 неразрывной связи 4 зелёные растения 5 солнечных лучей 6 биоценозом 7 озёра луга леса болота пустыни Задание6.Написать эссе «Если погибнет биосфера, то…», Подведение итогов .
Законы экологии Барри Коммонера: • природа знает лучше; • все связано со всем; • ничего не дается даром; • за все надо платить.
«…Сейчас в ней происходит бурный рассвет. Мы знаем только маленькую частичку этой непонятной, неясной, всеобъемлющей загадки. На земной поверхности нет силы, более могущественной, чем живые организмы…» В.И.Вернадский.