kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Байкал - жемчужина России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится в форме семинара, используется технология проблемного изложения материала. Организуется знакомство учащихся с историей открытия и изучения озера Байкал, раскрывается уникальность природы озера  и причины уникальности, рассматриваются экологические проблемы Байкала и пути их решения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Байкал - жемчужина России»

Кузьменок А.В., учитель географии

МБОУ СОШ №1 г.Суража Брянской области


Открытый урок географии в 8 классе
Байкал - жемчужина Сибири


Цели:

  1. Раскрыть уникальность природы озера Байкал и причины уникальности;

  2. Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал.

  3. Рассмотреть экологические проблемы озера и пути их решения.

  4. Развивать эмоционально-ценностную сферу каждого ребенка, познавательные способности и качества личности обучающихся.

  5. Совершенствовать умение работать самостоятельно и в коллективе.

  6. Способствовать воспитанию интереса к географии, любви к природе.


Оборудование: физическая карта России, картины с изображением Байкала, карточки с вопросами.

Оформление доски:

1) слова Л.С. Берга: «Чудо природы во всех отношениях»;

2) план изучения темы:


1. Географическое положение озера.

2. История открытия.

3. Геологическая история происхождения котловины озера и характер ее берегов.

4. Климат озера Байкал.

5. Уникальность воды озера

6. Органический мир озера.

7. Экологические проблемы Байкала.


Ход урока

1. Организационный момент

Класс делится на группы специалистов, целью работы которых является изучение природы Байкала и его проблем.


1 группа. Геологи и геоморфологи.

2 группа. Гидрологи или лимнологи.

3 группа. Историки.

4 группа. Зоологи, ботаники.

5 группа. Климатологи.

6 группа. Экологи.


2. Вступительное слово учителя

Мы продолжаем на уроках географии изучать особенности регионов нашей страны. И сегодня отправимся с вами в пояс гор юга Сибири, к удивительному озеру. Л. С. Берг называл его «чудом природы во всех отношениях». Сибиряки говорят: «Кто его не видел, тот в Сибири не бывал».

- О каком озере пойдёт речь?

Формулирование темы и целей урока

- Что называют жемчужиной? Когда так говорят?

- Какие цели вы перед собой поставите?


3. Самостоятельная работа учащихся по теме урока

Группы специалистов получают карточки - инструкции или программы изучения своей проблемы и работают с материалами учебника, источниками дополнительной информации, картами в течение 10 -15 минут, и с отчетом выступает от группы либо делегат, либо по указанию (выбору учителя, либо вся группа).

1 карточка – геологам и геоморфологам


Определить возраст котловины озера Байкал.

Какие очертания имеет озеро и почему?

Почему озеро является самым глубоким?

Каков характер берегов озера?

Какими породами сложены берега?

Какие острова находятся в озере?


2 карточка - гидрологам или лимнологам


В чем уникальность воды Байкала?

Прозрачность воды.

Химический состав воды.

Реки, впадающие в озеро.

Реки, вытекающие из озера.

Ледовый режим, температуры воды

Движение воды.

Наука, изучающая природу озер, называется лимнология.


3 карточка - историкам


Как называю Байкал буряты - коренное население побережья
озера?

Когда впервые на берегах озера появились русские?

Что такое « Житие протопопа Аввакума?»

Какое отношение к озеру имеет Курбат Иванов?

Кто из ученых занимался изучением Байкала?

Какой статус имеет озеро Байкал в настоящее время?



4 карточка - зоологам, ботаникам.


В чем уникальность фауны озера Байкал?

Какую роль играет планктон озера?

Чем уникальна рыбка голомянка?

Назовите представителей фауны озера?

Какие животные имеют промысловое значение?
Что такое эндемики? Назовите эндемиков Байкала.

Каков тип растительности Прибайкалья?

5 карточка – климатологам


Каков климат Прибайкалья? Назовите климатический пояс, тип
климата, средние температуры воздуха зимой и летом.
Какие местные ветры возникают на озере? В чем их различие
(баргузин, верховик, сарма, култук)?


6 карточка - экологам

Какие экологические проблемы возникли и требуют срочного
решения?

В чем причины изменения природы озера Байкал?

Каковы пути решения проблем Байкала?

Какой статус имеет озеро в настоящее время?


К карточкам предлагается как источники информации: учебник, хрестоматия, справочники, карты и др. имеющаяся информация. На обсуждение группам дается 10 -15 минут. Главный консультант или бригадир в течение этого времени распределяет вопросы между членами группы и координирует работу группы. Через 8-10 минут внутри групп начинается работа по подведению итогов изучения задания, т.е. готовится к отчетам по изучаемым вопросам. Если по какому вопросу ученик или ученики не нашли ответа, им помогает консультант или он просит помощи учителя.



4. Отчёты групп

Далее предоставляется слово группам специалистов. Остальные учащиеся слушают и кратко конспектируют.

Геологи и геоморфологи

Байкал находится в очень древней котловине. Возраст озера - 15 – 20 млн. лет (другие озера обычно имеют возраст 5-15 тысяч лет).
Котловина озера образовалась в результате разлома земной коры (грабен), т.е. имеет тектоническое происхождение.
Очертания озера продолговатые - соответствуют разлому. Длина озера около 620 км, а ширина - от 24- 79 км.
Байкал - самое глубокое озеро мира. Наибольшая глубина - 1637 м, средняя - уровня Мирового океана, а уровень зеркала воды на 453 м выше. Причина большой глубины озера в его происхождении (тектонический разлом). Несмотря на то, что возраст озера очень древний, на территории котловины и его берегов до сих пор происходят движения земной коры. Землетрясение было силой в 9 баллов.
Породы берегов Байкала кристаллические, берега гористые.
На Байкале 27 островов, самый большой остров Ольхон ( 73 км в длину и 11 км в ширину).

Гидрологи или лимнологи

Озера изучает наука лимнология.
Озеро имеет уникально чистую прозрачную воду. Белый диск, с помощью которого определяют степень прозрачности воды, виден при погружении в озеро до глубины 40 метров. По химическому составу вода близка к дистиллированной (в 1 литре менее 0,1 г солей, т. е. соленость воды равна 0,1%) и богата кислородом. В чистоте и прозрачности - уникальность воды озера.
В озеро впадает около 350 рек. Самая крупная из них - река Селенга. И лишь одна река Ангара (приток Енисея) вытекает из озера Байкал.

Индивидуальное сообщение (легенда)

Одна из древних легенд гласит, что в очень давние времена в этих местах жил суровый богатырь по имени Байкал. И было у него несколько сот сыновей и всего одна дочь – Ангара, самая красивая девушка на свете. Сыновья день и ночь трудились, не покладая рук. В горах топили снега и ледники, со всей округи собирали и гнали хрустальную воду в огромную котловину. И вот однажды услышала Ангара от странствующих певцов о том. Что за соседними горами проживает юный богатырь, красавец Енисей. Полюбила Ангара Енисея и сбежала из хрустального дворца со дна подводного царства, куда ее заключил строгий отец. Узнав о побеге, Разъяренный Байкал бросился в погоню, схватил огромную каменную глыбу и кинул ее в непокорную дочь, но промахнулся. С тех пор и лежит эта глыба у выхода реки из озера, называют ее сейчас Шаманским камнем. В конце концов прибежала Ангара к Енисею и обняла его, и потекли они вместе к студеному северному морю.

Вода в озере круглый год холодная (температура -10-12 градусов). Замерзает озеро поздно, в конце декабря, но и вскрывается Байкал поздно. До конца мая по воде плавают льды, в июне льды тают у берегов. Озеро редко бывает спокойным. У берегов волны с шумом и грохотом разбиваются о скалы. Шторм на озере поднимает сарма - ураганный ветер, дующий с северо-запада с гор поперек озера.
Байкал уникален и огромным объемом воды, который можно сравнить с объемом вод в Балтийском море. В Байкале содержится 1/10 пресных вод планеты.

Историки


Буряты называют Байкал - «Байгал-далай», что означает «Байкал - море».
Русские на берегах появились в 1643 году - один из зимовщиков, казачий пятидесятник Курбат Иванов вышел к Байкалу и открыл остров Ольхон. Окончательно укрепились русские на Байкале после основания Иркутска в 1661 году. В 18 веке Иркутск стал центром освоения русскими Восточной Сибири. В записях « Житие протопопа Аввакума» содержатся об озере интересные сведения.
Протопоп Аввакум был сослан в Забайкалье и был на озере в 1656 году.
Байкал изучали: И.Д, Черский, И.Г. Гмелин, Л.С.Берг, П.С. Паллас, В.А. Обручев, Жак Ив Кусто совершал изучение вод озера с помощью подводных спускаемых аппаратов (тарелок). Озеро является объектом Всемирного природного наследия и имеет статус озера - заповедника. Ученые до сих пор не пришли к общему единому мнению о происхождение котловины озера Байкал; одни считают, что это тектонический разлом, другие считают, что впадина озера - результат медленного прогибания земной коры.

Зоологи, ботаники

Уникален органический мир Байкала. В озере встречается около 1500 видов животных и более 1000 видов растений, большая часть растений - водоросли.
70% обитателей озера - эндемики, т.е. организмы, не встречающиеся нигде более, только в Байкале. К таким видам относится голомянка - живородящая рыбка, не имеющая чешуи. Она розовато - белая, полупрозрачная состоит в основном из жира. Раньше голомянку собирали с поверхности воды (мертвая она не тонет, т.к. жир легче воды) и вытапливали из нее жир, который использовали для освещения и в лечебных целях. Голомянка глубоководная рыба, она может опускаться на глубину 1000 м, но чаще всего плавает на глубинах 250 -500 м, а ночью поднимается до глубины 50 - 100 м. Длина рыбки 18-20 см.
Из рыбных ресурсов Байкала наиболее ценных хариус, сиг, и, конечно, знаменитый байкальский омуль. Омуля ловят больше, чем другой рыбы (около 70% улова - омуль). Ловят омуля больше летом, чем зимой из-подо льда. Сети из прочной капроновой нити в длину от 1,5 - 2 км, а в высоту 4 - 5 м. Летом, чтобы сети не опускались глубоко (омуль кормится косяками в верхних 5-10 метровых слоях воды), их привязывают к поплавкам. Вечером забрасывают сети и ждут рассвета, утром их выбирают. Омуль невелик по размерам: длина рыбы 30-40см, а вес 2-4 кг.
Обитает в озере и тюлень - байкальская нерпа. Она точь-в-точь похожа на тюленя, обитающего в морях Северного Ледовитого океана. Пресноводный тюлень - это загадка для зоологов. Истребляли тюленя из-за его ценного меха, и стал редкостью на Байкале.
Берега Байкала заняты тайгой - из кедра, сосны, лиственницы. В тайге обитают кабарга, соболь, лиса, бурый медведь, лось и другие. Уникальное по своей природе озеро имеет живописные берега и острова. Байкал является рекреационным объектом Сибири. Чистый воздух минеральные источники, чистая прозрачная вода озера привлекает множество туристов. Озеро Байкал с уникальным органическим миром может раскрыть многие тайны эволюции животных и растений. Озеро богато рыбными ресурсами, а хребты Прибайкалья имеют огромные запасы древесины - кедра, сосны, лиственницы. Кедр - это ценные орехи, масло кедровых орехов используется в медицине и в оптике, служит пищей для обитателей тайги и для человека.


Климатологи
Климат Прибайкалья умеренный резко - континентальный. Зима очень холодная - средняя температура января -24 градуса, а на побережье теплее градусов на10:-14-17.А лето на берегах прохладное т.к. (озеро поглощает тепло медленно и отдает, остывая, тепло байкальская вода) +15 градусов - средняя температура июля. Из-за неравномерного нагрева суши и вод озера образуются перепады атмосферного давления, в результате возникают местные ветры. Ураганный ветер - сарма, поднимает штормовые волны на озере. Скорость ветра достигает 60 метров в секунду. Северо -восточный ветер - баргузин или верховик - дует вдоль озера.
На Байкале чаще солнечная погода. Зимой в котловине господствует антициклон.

Экологи

В 20 веке построены на берегах Байкала целлюлозно - бумажные комбинаты, которые в значительной степени загрязняют воду озера. На реке Ангаре построили иркутскую ГЭС, тем самым подпрудили озеро Байкал, что привело к подъему уровня воды на 1 метр, смыву с берегов грязи, к помутнению воды, к гибели главного фильтра байкальской воды - планктона.
Необходимые природоохранные мероприятия:
Регулировать рубку леса в бассейнах рек, впадающих в озеро.

Запретить рубку леса на склонах хребтов, обращенных к Байкалу.

Запретить молевой сплав древесины по рекам.

Построить очистные сооружения на предприятиях, расположенных на берегах озера и рек, впадающих в Байкал.

Создать базы отдыха с организованными посещениями озера туристами

( опасен «дикий туризм»).

Поднять экологическую культуру населения.

В 1996 году Байкал был объявлен территорией Всемирного наследия ЮНЕСКО. В Байкальском регионе 5 заповедников, 3 национальных парка, 25 заказников, более 200 памятников природы и других уникальных объектов.


После заслушивания отчетов в тетрадях у учащихся должна быть краткая запись.
Термины записаны в тетрадях и на доске: тектонический разлом, грабен, Баргузин, сарма, эндемики, голомянка, омуль, Ангара, Ольхон, нерпа.

5. Закрепление изученного материала

  1. Почему Байкал называют “озером чудес”?

  2. В чем неповторимость озера Байкал?

  3. Что в нем удивительного, такого, чего нет в обычных озерах?

  4. А чем удивительна Ангара? Почему ее называют “дочерью Байкала”?

5. Каков климат вокруг Байкала?

6. Какими природными ресурсами славится бассейн озера?

7. Какую роль играют леса в сохранении чистоты вод Байкала?

8. Какие меры предпринимаются для сохранения Байкала и рационального использования его ресурсов?

9. Какая река приносит наибольшее количество воды в озеро?

10. Что сейчас происходит с озером Байкал?

11. Какие бедствия и почему происходят с его водами, как меняется климат вокруг него?

12. Почему создана комиссия по охране Байкала?

13. Почему общественность решительно выступает за сохранение природы Байкала?

14. Назовите признаки, характеризующие Байкал как озеро тектонического происхождения.

15. Какие меры вы бы предложили для уменьшения загрязнения озера?

6. Выразительное чтение стихотворения

М. Сергеев

БАЙКАЛ

Лесистых гор полуовалы,
Касанье голубых лекал,
И скалы, срезанные валом.
И небо, павшее в Байкал,
И сам он величав и вечен,
В гранитной раме вырезной,
И весь - до донышка - просвечен,
И весь до капельки родной.
И Ангары полет строптивый,
И ветра крик, и гул турбин,
И птицы - сосны над обрывом,
И дикий ветер баргузин –
В этом без чего не в силах
Быть далью даль и ширью ширь,
И ты немыслима Россия,
И ты немыслима, Сибирь.

7. Итог урока

- В чем же уникальность Байкала? (Происхождение озера, глубина, чистота, прозрачность и состав воды, органический мир, живописные берега).

- Согласны ли вы со словами Л. С. Берга?

Оценивание учащихся с комментированием


8. Рефлексия

- Что особенно понравилось на уроке?

- Что вызвало удивление?

- Какие вопросы вызвали затруднения?


9. Домашнее задание: параграф 39, вопросы.

Составить 5 вопросов, которые бы начинались со слова «Почему».

7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Байкал - жемчужина России

Автор: Кузьменок Анатолий Васильевич

Дата: 12.12.2021

Номер свидетельства: 594315

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Урок географии для 8 класса по теме: "Байкал-жемчужина России""
    ["seo_title"] => string(69) "urok_ghieoghrafii_dlia_8_klassa_po_tiemie_baikal_zhiemchuzhina_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "451790"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1516654650"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Байкал-жемчужина России "
    ["seo_title"] => string(27) "baikal-zhiemchuzhina-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "159564"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421923800"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Презентация "Байкал - жемчужина России" "
    ["seo_title"] => string(43) "priezientatsiia-baikal-zhiemchuzhina-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "230028"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441957808"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Методическая разработка урока географии по теме: "Байкал – жемчужина Сибири" "
    ["seo_title"] => string(84) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-ghieoghrafii-po-tiemie-baikal-zhiemchuzhina-sibiri"
    ["file_id"] => string(6) "112463"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408642402"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Презентация к классному часу "Байкал - жемчужина Сибири" "
    ["seo_title"] => string(61) "priezientatsiia-k-klassnomu-chasu-baikal-zhiemchuzhina-sibiri"
    ["file_id"] => string(6) "171408"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423669543"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства