kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок географии для 8 класса по теме: "Байкал-жемчужина России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Байкал-жемчужина России"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок географии для 8 класса по теме: "Байкал-жемчужина России"»

Урок по теме: «Байкал-жемчужина России».



Представленный урок подготовлен для учащихся 8 А класса.

Тип урока: урок изучения нового материала .



Оборудование: компьютеры с доступом в Интернет, мультимедийный проектор, физическая карта России, атласы, дополнительный материал, интернет-ресурсы, фрагмент фильма « У края чарующей бездны», песня «Байкал» (автор Д.Нартов).



Цели урока:

-сформировать знания о Байкале, показать красоту, уникальность природы, ценность древнего природного комплекса и природных ресурсов.

- развивать умения всесторонне оценивать природные условия и ресурсы;

Задачи урока:

Обучающие:

Определить особенности географического положения, происхождения, климата, вод, животного мира озера; выявить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере Байкала.

Развивающие:

Формировать умение работать с источниками информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение делать логические выводы.

Воспитательные:

Воспитание патриотизма, экологического сознания, интереса к предмету.

Предполагаемые результаты обучения:

Личностные:

Раскрыть значимость знаний об озере Байкал

Метапредметные :

Самостоятельное приобретение практических умений по работе с картой, и с дополнительными источниками литературы

Предметные:

Уметь работать с картой, составлять схемы, выполнять практические задания, проводить исследования на определение протяжённости озера, глубины, уметь определять климатические показатели



Эпиграф урока:

«Чудо природы во всех отношениях»

Л. С. Берг .



Красив Байкал в любое время года!

Зимой и летом, осенью красив!

Не зря старалась матушка-природа,

Все чудеса в одно соединив!

Ход урока:

№ этапа урока

Этапы урока

УУД

Основное содержание

Деятельность учащихся

Время

1.

Организационный момент.

Личностные: построение жизненных планов во временной перспективе.:

Регулятивные: постановка учебной задачи

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками



Настрой на урок.

Деление учащихся класса на группы.( географы, химики, биологи, экологи).


1 мин.

2.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Познавательные: развитие познавательного интереса.

Регулятивные: формирование умений определения целей и задач урока.

Демонстрация фрагмента фильма

« У края чарующей бездны» фрагмент № 1

Как вы думаете , о каком географическом объекте идет речь в кинофрагменте?... Как вы уже догадались тема нашего урока?..


Просмотр фрагмента фильма.

Зрительное восприятие информации.

« У края чарующей бездны» фрагмент № 1

Определение темы урока, цели и задач урока.


3 мин.

3.

Актуализация знаний

Коммуникативные: формировать навыки инициативного сотрудничества в поиске и выборе информации.

Познавательные: формировать умение моделирования, решения проблемы, построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: -формировать умение определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Байкал- одно из уникальнейших чудес планеты, входит в состав списка Всемирного наследия который насчитывает 506 объектов из 105 стран мира. И я хочу вас пригласить на виртуальную экскурсию по жемчужине России озеру Байкал.

( ПРЕЗЕНТАЦИЯ). Вы слышали об этом озере . Предлагаю вам поработать с таблицей для того ,чтобы определить интересующие вас вопросы.






Работа учащихся с таблицей №1(графа 1 и 2).



Карточка №1



Я ЗНАЮ

ХОЧУ ЗНАТЬ

УДИВЛЕН(А)

+




+





+




+




+




+




Задают вопросы.

2 мин.

4.

Первичное усвоение новых знаний

Познавательные: формировать умения находить достоверные сведения в различных источниках географической информации.

Регулятивные:

формировать навыки анализировать собственную работу и соотносить её с планом деятельности.

Коммуникативные: формировать навыки проявления активности во взаимодействии и обмена мнениями.

Для того, чтобы наша экскурсия была интересной предлагаю вам попробовать себя в роли экскурсоводов. Мы разделились на группы (географы, химики, биологи и экологи). Группы получили задание , дополнительный материал и личную карточку экскурсовода. Работая в группах вы должны создать презентацию по вашей экскурсии. ( 4-5 слайдов). А в карточке экскурсовода отразить всю необходимую информацию. Прежде чем вы приступите к самостоятельной работе я вам расскажу легенду:

« Жили далеко в горах люди. Долго жили, но однажды разгневались на них боги и послали ночью, когда люди спали, беду великую. Зашумела земля, загудела, скалы зашатались, деревья попадали. А на утро люди увидели: расщелина в земле огромная, да бездонная, все поля под землю провалились. Но не ушли со своего места жители, выдержали беду. Зимой как всегда снег выпал, а весной растаял. И потекли в расщелину глубокую реки, заполнили её. Обрадовались люди воде. Но как на грех, лето жаркое выдалось. Стала пропадать вода, паром горячим выходить наружу. Выдержали люди и эту беду ... И вдруг вылетел из черной пучины камень большой, и хлынула вода фонтаном и за один день наполнила расщелину до самых гор. Вода чистая, студеная, такая, какую видели раньше кочевые люди в океане.

Сказывают, что Байкал соединялся с Северным Ледовитым океаном. Байкал нет-нет, да и напоминает о своем родстве, разгневается, разбушуется. От отца норов такой». Итак , каждая группа определяет Байкал-это море или

Байкал-_это озеро. Свои версии оформляете на доске.

Координирует работу учащихся.

Интернет-ресурсы:

http://images.yandex.ru/

http://ru.wikipedia.org/wiki/





(Какова ваша точка зрения, ЦБК на Байкале _это необходимость?)





Работа учащихся в группах по заданиям.

Работа с картой, учебником, дополнительным материалом, Интернет ресурсами.

СПЕЦИАЛИСТЫ-ГЕОГРАФЫ



1.ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОЗЕРА.

2.ПАРАМЕТРЫ

( ПЛОЩАДЬ, ВОЗРАСТ, РАЗМЕРЫ,ГЛУБИНА,ЗАПАС ВОДЫ)

3.ОСОБЕННОСТИ КЛИМАТА .ВЕТРЫ.

4.ЛЕДЯНОЙ РЕЖИМ

5.МОРЕ ИЛИ ОЗЕРО?

( Какой из ветров самый неприятный для местных жителей?)

СПЕЦИАЛИСТЫ-ХИМИКИ



1.ПОКАЗАТЕЛИ ВОДЫ (СОЛЁНОСТЬ,ПРОЗРАЧНОСТЬ,ТЕМПЕРАТУРА,

ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ,ОБЪЁМ ВОДЫ)

2. ПРИЧИНА УНИКАЛЬНОЙ ЧИСТОТЫ

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЗРАЧНОСТИ ТАЛОЙ ВОДЫ (ЭКСПЕРИМЕНТ)

4.МОРЕ ИЛИ ОЗЕРО?



( Почему же вода в Байкале такая чистая?)





СПЕЦИАЛИСТЫ-БИОЛОГИ



1.РАЧОК-ЭПИШУРА

2.ГОЛОМЯНКА

3.БАЙКАЛЬСКАЯ НЕРПА

4.ГУБКИ

5.БАЙКАЛЬСКИЙ ОМУЛЬ

6.МОРЕ ИЛИ ОЗЕРО?

( Кто такие эндемики?)



СПЕЦИАЛИСТЫ-ЭКОЛОГИ

1.ЦБК

2.ВЫРУБКА ЛЕСА

3.МЕРЫ ПО ОХРАНЕ

4.ЗАПОВЕДНИКИ

5. МОРЕ ИЛИ ОЗЕРО?



16 мин



5.

Первичная проверка понимания.

Познавательные: формировать умения определять термины и понятия, классифицировать объекты и явления.

Регулятивные:

Формировать умения анализировать эмоциональное состояния от успешной и неуспешной деятельности.

Коммуникативные: формирование навыков учебного сотрудничества.







Выступления групп по заданиям

Примерное содержание ответов учащихся:

Географы:

Расположено на юге Восточной Сибири и граничит на западе- с Приморским и Байкальским хребтами, на севере – с Северо- Байкальским нагорьем, на северо-востоке- с Баргузинским хребтом, на юго-востоке с хребтом Хабар- Дабан. . В 2008 г. в ходе экспедиции была зафиксирована максимальная глубина Байкала – 1680 м., а берега озера ежегодно расходятся на 2 см/год.
Площадь 31470 кв.км. Возраст 20-25 млн.лет. длина озера- 620 км, ширина- 24-79 км. Глубина средняя-730м, наибольшая 1620м.Запас воды 20% мирового запаса пресной воды и 90% российского запаса .

Климат Восточной Сибири резко- континентальный.

Самое тёплое место на Байкале бухта Песчаная ,так как Т воды среднегодовая 0,4 градуса.Летом Т воды 16-17 градусов,а на мелководье 22-23 градуса.

С середины декабря на Байкале устанавливается ледовый покров,который держится до начала мая. Толщина льда 60см.

Верховик - северный ветер, дующий из долины реки Верхней Ангары Это один из наиболее мощных и продолжительных байкальских ветров. В конце августа иногда он дует не переставая в течении 10 дней подряд. Култук - ветер, дующий от южной оконечности Байкала, вдоль Байкальской впадины, с ю-з на с-в. Сарма достигает очень большой силы и скорости ( 40 м в секунду). Баргузин дует в средней части Байкала, пересекая озеро наискосок - oт баргузинского залива к о. Ольхон.

Химики:

Байкал уникален огромным объемом воды – по объему воды равен Балтийскому морю.
(5американских озер,
2 раза озеро Танганьика,
90 раз Азовское море)
На воде Байкала все люди могут прожить 40 лет.
В Байкале содержится 20% всех пресных вод планеты.
По химическому составу вода озера очень близка к дистиллированной воде ( соленость 0,1 ‰) и богата кислородом.
Соленость вод 0,1 промиле ( близка к дистиллированной воде).Прозрачность-40м, в центре-60м.

Температура вод средняя 4 градуса. Химический состав: 40хим.Элементов,больше всего кальция, углерода ,кислорода, магния, натрия, кремния, хлора, азота, фосфора, но наблюдается дефицит йода. Причина чистоты воды: гранитное ложе озера и способность к самоочищению.

Биологи:

Голомянка

Полупрозрачное тело рыбки бледно - розового цвета с едва уловимым сиреневым отливом. Лишенная чешуи, она просвечивает на солнце насквозь. Большие черные глаза и огромный для ее размеров рот придают голомянке хищное выражение. Но особенно удивляют длинные предлинные грудные плавники - они составляют две трети самой голомянки.

Голомянка не выдерживает теплой воды и погибает при 7 - 8 С° тепла. Поэтому обычно она держится на глубине 300 - 500 м. Расправив плавники, рыбка как бы парит, дрейфуя по волне течений, и только иногда, ночью, поднимается к поверхности.

Байкальская нерпа.

Озеро Байкал -единственное место в мире, где встречается эта мелкая разновидность пресноводного тюленя. Нерпа не превышает в длину 122 см и весит около 70 кг, отличается равномерной темно - серой окраской, а детеныши появляются на свет абсолютно белыми. Нерпы питаются изобильными запасами байкальской рыбы. Существование популяции в 700000 особей можно считать большим успехом. Остается загадкой появление предков этих животных на озере Байкал.

Рачок-эпишура относится к веслоногим рачкам,размер-1,5 мм.Он составляет 90% биомассы озера. Питается зелёными водорослями. Обитает на глубине 5-50 метров. Рачки эпишура – «санитары» Байкала, которые в мире больше нигде не встречаются. Именно эти существа (тысяча таких малюток весит всего один миллиграмм) производят биологическую очистку байкальских вод. Они питаются микроорганизмами, вызывающими цветение.


Байкальские губки. Их насчитывается 16 видов. Достигают 1 метра высотой, образуя подводные леса являются средой обитания другим живым органтзмам.

Байкальский омуль относится к лососёвым рыбам и является подвидом арктического омуля. Достигает веса 1-1,5 кг ,иногда 7кг. Ценная промысловая рыба.

Экологи:

1. Засорение нерестовых рек и нерестилищ отходами лесоповала;

2. Довольно большие сбросы в Байкал промышленных отходов заводами;

3. Это и несоблюдение правил ловли и браконьерство. Неразборчиво идет улов, вылавливают молодняк (ведь икринки лишь через 8 месяцев могут превратиться в личинку, а через 9-11 лет сильных, изящных и вкусных рыб).

Баргузинский заповедник

История организации Баргузинского заповедника на Байкале теснейшим образом связана с судьбой соболя. В середине 17 века одна Восточная Сибирь давала 80000 соболиных шкурок в год. Но уже к концу 17-го века добыча соболя упала до 4,5 тысяч штук в год. Угрожающее падение заготовок соболя в начале 20-го века заставило, наконец, взяться за ум. К 1914 году на всем северо-востоке Байкальского побережья осталось буквально несколько десятков соболей.

С 1 февраля 1913 года по 15 октября 1916 года вводится полный и повсеместный запрет на добывание соболя и торговли его шкурками. Официальной датой учреждения заповедника считается 29 декабря 1916 года. Цели организации заповедника: сохранить от полного уничтожения баргузинского соболя, восстановить его ареал и численность в Баргузинском крае. В поселке Давше - центральной усадьбе заповедника и на двух кордонах живут только те, кому положено: администрация, научные сотрудники и наблюдатели.

Хозяйственная деятельность. Охрана вод

Чтобы сохранить неповторимую природу озера необходимо наладить единую систему разумного использования всей территории. Не все районы бассейна играют одинаковую роль в формировании водного запаса Байкала. Посмотрите, северный район: здесь преобладают гольцы и горная тайга. Если в этих местах вырубать лес, текучие воды могут размыть склоны гор и тогда начнутся оползни, обвалы, лавины... Поэтому в этом районе надо стараться сохранить природу такой, какая она есть. А Центральный район - это горная степь, лесостепь: здесь можно строить, пасти скот, рубить лес, конечно, тоже осторожно. А вот два других района - Юго-Восточный и Юго-Западный, где тоже распростерлась горная тайга и еще в этих районах склоны разной крутизны. Поэтому ученые дают разные рекомендации: где можно, например, пахать землю, а где - нет, где расположить постройки, рубить лес... и т. д. Кстати, ежегодный прирост леса в бассейне Байкала едва ли не самый низкий на земном шаре: всего около полутора кубических метров на гектар. Так что руби да оглядывайся.

Главные источники загрязнения вод Байкала - целлюлозно-бумажные комбинаты Селенгинский и Байкальский. На этих заводах и на других более мелких предприятиях, расположенных вдоль рек, которые несут свои воды в озеро, ведутся работы по созданию мощных очистных сооружений, создана системы оборотного водопотребления. При ней отработанные воды проходят необходимую очистку и вновь используются в том же производстве. Создается замкнутый круг водопотребления, и прекращается сброс в водоемы сточных вод.

Большой вклад в изучение и сохранение природы Байкала вносит Лимнологический институт Сибирского отделения АН России.









12 мин

6.

Первичное закрепление

Познавательные: формирование умений выделять общее и частное, существенное и несущественное.

Регулятивные: развивать умение оценивать свою работу на уроке.

Коммуникативные : формирование навыков учебного сотрудничества.

Итак , экскурсия подходит к концу. Предлагаю вам записать отзыв и заполнить 3 графу в таблице, что вызвало ваше удивление и поразило вас?







Работа учащихся с таблицей №1( графа №3)



Я ЗНАЮ

ХОЧУ ЗНАТЬ

УДИВЛЕН(А)









+









+



2 мин

7.

Рефлексия

Познавательные:

Формирование и развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Регулятивные: развивать умение осуществлять личностную рефлексию.

Коммуникативные: формирование умений корректного сотрудничества.

1. На все ли ваши вопросы мы сегодня ответили?






Составление синквейна на тему:

« Байкал- жемчужина Сибири»

СИНКВЕЙН:

1.ОЗЕРО БАЙКАЛ

2.2 ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

3.3 ГЛАГОЛА

4.ПРЕДЛОЖННИЕ ПО ТЕМЕ

5.1 СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Прослушивание песни «Байкал»




5 мин

8.

Домашнее задание

Познавательные:

формирование умений информационного поиска, умение работать с текстовым компонентом.

Регулятивные: формировать умения и навыки контроля своей деятельности.

Коммуникативные:

Развитие ИКТ- компетенции.

Параграф 39, разгадать кроссворд по теме « Озеро Байкал» или составить свой кроссворд на тему « Байкал- чудо природы»



Озеро Байкал"  
1. Какое самое знаменитое и глубокое озеро в мире?  
 2. Как называют " меньшего" брата Байкала?  
 3. Река,  вытекающая из Байкала?  
 4. Какая рыба обитает только в Байкале и состоит на 50% из жира?  
 5. Как называется единственное млекопитающее на Байкале?  
 6. Деликатесная рыба Байкала? 
 7. Какая самая плодовитая рыба Байкала?  
 8. Какие живые организмы самые древние в Байкале?



Определяют свое домашнее задание.

1мин.

9.

Подведение итогов.

Регулятивные: закреплять умения оценивать свою работу на уроке.

Коммуникативные:

развивать умения сравнивать свои результаты с результатами одноклассников.

Выставление отметок за урок.



Самооценка учащихся в группах.( выставляют на карту экскурсовода).

1 мин



Материалы к уроку:

«Чудо природы во всех отношениях» Л. С. Берг .



Красив Байкал в любое время года!

Зимой и летом, осенью красив!

Не зря старалась матушка-природа,

Все чудеса в одно соединив!



Старожилы рассказывали следующую легенду об образовании этого озера:

« Жили далеко в горах люди. Долго жили, но однажды разгневались на них боги и послали ночью, когда люди спали, беду великую. Зашумела земля, загудела, скалы зашатались, деревья попадали. А на утро люди увидели расщелину огромную, да бездонную, все поля под землю провалились. Но не ушли со своего места жители, выдержали беду. Зимой как всегда снег выпал, а весной растаял. И потекли в щель глубокую реки, заполнили её. Обрадовались люди воде. Но как на грех, лето жаркое выдалось. Стала пропадать вода, паром горячим выходить наружу. Выдержали люди и эту беду ... И вдруг вылетел из черной пучины камень большой, и из хлынула вода фонтаном и за один день наполнила расщелину до самых гор. Вода чистая, студеная, такая, какую видели раньше кочевые люди в океане.

Сказывают, что Байкал соединялся через эту дыру с Северным Ледовитым океаном. Байкал нет-нет, да и напоминает о своем родстве, разгневается, разбушуется. От отца норов такой»

Географы:

Расположено на юге Восточной Сибири и граничит на западе- с Приморским и Байкальским хребтами, на севере – с Северо- Байкальским нагорьем, на северо-востоке- с Баргузинским хребтом, на юго-востоке с хребтом Хабар- Дабан. Тектонического происхождения . В 2008 г. в ходе экспедиции была зафиксирована максимальная глубина Байкала – 1680 м., а берега озера ежегодно расходятся на 2 см/год.
Площадь 31470 кв.км. Возраст 20-25 млн.лет. длина озера- 620 км, ширина- 24-79 км. Глубина средняя-730м, наибольшая 1620м.Запас воды 20% мирового запаса пресной воды и 90% российского запаса .

Климат Восточной Сибири резко- континентальный.

Самое тёплое место на Байкале бухта Песчаная ,так как Т воды среднегодовая 0,4 градуса. Летом Т воды 16-17 градусов,а на мелководье 22-23 градуса.

С середины декабря на Байкале устанавливается ледовый покров,который держится до начала мая. Толщина льда 60см. Самый большой остров Ольхон.

Ветер «Верховик»

Верховик - едва не самый главный ветер на Байкале. К северу от полуострова Святого Носа его зовут « Ангарой».

Верховик - северный ветер, дующий из долины реки Верхней Ангары. Верховиком его называют потому, что он дует с верхнего, северного конца озера. Он может захватить озеро на всем его протяжении, но летом до южных берегов долетает только в исключительных случаях.

Это один из наиболее мощных и продолжительных байкальских ветров. В конце августа иногда он дует не переставая в течении 10 дней подряд. И тогда озеро пустеет. В это время никто не рискнет выйти в озеро на лодке.

`Верховик - ветер сухой, он дует в ясную, солнечную погоду.

Ветер «Култук»

Култук - ветер, дующий от южной оконечности Байкала, вдоль Байкальской впадины, с ю-з на с-в. Название получил по названию залива.Иногда его называют низовиком, так как дует он от нижнего, южного конца озера.

Свое влияние он распространяет до самых северных берегов и везде умеет заставить относиться к себе со всей серьезностью. Он несет с собой штормы самих высоких баллов, хотя он не бывает столь, продолжительным как верховик.

Продвигаясь вдоль озера к северу, култук охлаждается и насыщается влагой. Это сырой ветер, предвестник пасмурной, дождливой погоды.

Култук может неожиданно отступить, отдав поле боя верховику.

Там, где встречаются два этих грозных гиганта, рождаются так называемые «толкуны» волны, в беспорядке толкающиеся на одном месте и взлетающие своими гребнями - фонтаном прямо вверх.

И верховик и култук относятся к так называемым продольным, проходным ветрам.

Ветер «Сарма»

Хотя из всех байкальских ветров, несомненно, более знаменит баргузин, но на самом Байкал гораздо большей популярностью пользуется сарма.

Переваливая через вершины горных хребтов, этот ветер пытается найти удобные лазейки, он находит их в глубоких разрывах гор - в долинах рек. Именно из долины реки Сармы, впадающей Малое море, и вырывается сарма.

Много преступлений на совести этого коварного ветра, велика летопись его злодеяний. Если летом, неожиданно возникнув, сарма может также внезапно и кончиться, то осенью она дует иногда целыми сутками. Верхние слои воздуха, срываясь с гор, давят на нижние, уплотняют их, в результате чего сарма достигает очень большой силы и скорости ( 40 м в секунду).

Это хорошо знают старожилы-байкальцы. Сарма начинается мгновенно и часто тогда, когда её не ждёшь.

Ветер «Баргузин» Легендарный ветер баргузин вырывается к Байкалу с с-в, из грандиозной тектонической впадины - Баргузинской долины. Он дует в средней части Байкала, пересекая озеро наискосок - oт баргузинского залива к о. Ольхон.

Баргузин - могучий ветер, он дует мощно, ровно и широко, но его продолжительность и cuла заметно уступают верховику и култуку.Ветер баргузин называют полуночником, потому что он часто принимает форму береговое бриза и дует ночью.





Химики:

Байкал уникален огромным объемом воды – по объему воды равен Балтийскому морю.
(5американских озер,
2 раза озеро Танганьика,
90 раз Азовское море)
На воде Байкала все люди могут прожить 40 лет.
В Байкале содержится 20% всех пресных вод планеты.
По химическому составу вода озера очень близка к дистиллированной воде ( соленость 0,1 ‰) и богата кислородом.
Соленость вод 0,1 промиле ( близка к дистиллированной воде).Прозрачность-40м.

Температура вод средняя 4 градуса. Химический состав: 40хим.Элементов,больше всего кальция, углерода ,кислорода, магния, натрия, кремния, хлора, азота, фосфора, но наблюдается дефицит йода. Причина чистоты воды: гранитное ложе озера и способность к самоочищению.





   Из-за постоянной циркуляции и перемешивания ветровыми течениями химический состав воды  сравнительно однороден. Так как озеро заполняется поверхностными водами, неуспевающими насытиться солями, байкальская вода слабой минерализации и соответствует стандартам на самую высококачественную питьевую воду. Это мягкая вода гидрокарбонатного класса. В среднем на долю гидрокарбонатов кальция и магния приходится 84%, хлоридов и сульфатов - 7% и щелочных металлов - 9% эквивалент ионов. Поступающие в озеро воды претерпевают при метоморфизации глубокие изменения в своем химическом составе, в результате чего вода Байкала принадлежит к гидрокарбонатно-кальцево-сульфатной (НСО-3 - Са2+ - SО42+) гидрохимической фации. Имеет слабощелочную реакцию из-за наличия в ней натрия, кальция, магния, калия и низкого содержания свободной углекислоты. РН в пределах 7,0-8,5 ед., с глубиной снижается. Также в зимнее время происходит сдвиг в сторону нейтральной реакции (рН 7), а летом щелочной (рН 8,5). В поверхностных слоях донных отложений озера до глубины 5-20 см идут окислительные процессы (гидроксилы железа), глубже идут восстановительные процессы (сульфаты железа, пирит). В байкальской воде содержится около 40 химических элементов (в очень малых количествах), больше других - кальция, углерода, кислорода, магния, натрия, калия, кремния, серы, хлора, азота, железа, фосфора, но ощущается дефицит йода. Она обладает агрессивностью и высокой растворяющей способностью, которая с глубиной возрастает. Поэтому все твердые останки животных: млекопитающих, рыб, моллюсков, быстро разлагаются, не оставляя следов.

Биологи:

Голомянка.Полупрозрачное тело рыбки бледно - розового цвета с едва уловимым сиреневым отливом. Лишенная чешуи, она просвечивает на солнце насквозь. Большие черные глаза и огромный для ее размеров рот придают голомянке хищное выражение. Но особенно удивляют длинные грудные плавники - они составляют две трети самой голомянки.

Голомянка не выдерживает теплой воды и погибает при 7 - 8 С° тепла. Поэтому обычно она держится на глубине 300 - 500 м. Расправив плавники, рыбка как бы парит, дрейфуя по волне течений, и только иногда, ночью, поднимается к поверхности.

Байкальская нерпа

Озеро Байкал -единственное место в мире, где встречается эта мелкая разновидность пресноводного тюленя. Нерпа не превышает в длину 122 см и весит около 70 кг, отличается равномерной темно - серой окраской, а детеныши появляются на свет абсолютно белыми. Нерпы питаются изобильными запасами байкальской рыбы. Существование популяции в 700000 особей можно считать большим успехом. Остается загадкой появление предков этих животных на озере Байкал. Нет никаких свидетельств того, что море когда-либо занимало Байкальский район Сибири, однако колоссальное внутреннее море, известное как Паратефис, существовало когда-то на территории, которую занимают теперь Каспийское, Черное и Аральское моря. Предполагают, что именно оттуда произошли предки байкальской нерпы и близкородственного каспийского тюленя, а когда Паратефис стал сокращаться, то одна часть из них осталась в Каспийском море, а другие отправились в Северный Ледовитый океан. По другой версии считается, что часть этих тюленей пришла в озеро Байкал из Арктики во время последнего ледникового периода, когда речная система Енисей - Ангара соединила Байкал с Северным Ледовитым океаном.

Байкальская эпишура — вид планктонных ракообразных из подкласса веслоногих . Размер взрослого рачка составляет около 1,5 мм. Один из наиболее известных эндемиков озера Байкал. Эпишура играет важнейшую роль в экосистеме пелагиали, населяя всю толщу вод и формируя до 90 % и более биомассы. Эпишура потребляет основную массу байкальских водорослей и является важным объектом питания байкальского омуля

.Губки - беспозвоночные неподвижные животные, являются самыми древними организмами Байкала. Особый интерес представляют большие, сходные с морскими, губки, которые произрастают как на мелководье, так и на больших глубинах. предпочитают воды открытого Байкала и колонизируют практически весь спектр глубин (от 1,5 до 900 м и, возможно, ниже). Наиболее массовые поселения встречаются на глубинах от 1,5 до 40 м, где колонии самой крупной ветвистой губки Любомирскии байкальской образуют подводные леса. Ветвящиеся ветви губки поднимаются на высоту 60-70см. и имеют зеленую окраску. Цвет ветвей обусловлен симбиозам с зеленой водорослью зоохлореллой. Губки, добытые с глубины, лишены зеленой окраски. Они хорошо видны в спокойную погоду с лодки или катера. Губка рода байкалоспонгия не ветвится, но образует мощные наросты на каменистых и твердых предметах в форме бокалов, кубков или корок на глубинах от 4 м и глубже.

Байкальский омуль — эндемик озера Байкал, в сентябре — ноябре выходит на нерест в реки. Питается в основном пелагическими рачками, донными беспозвоночными и молодью рыб. Ценная промысловая рыба[2].

Байкальский омуль традиционно рассматривался как подвид арктического омуля . При исследовании происхождения байкальского омуля существовали две основные гипотезы:

  • происхождение от арктического омуля и проникновение в Байкал из Северного Ледовитого океана по рекам в межледниковый период,

  • происхождение от предковой формы, обитавшей в тепловодных водоёмах 

Экологи:

Баргузинский заповедник История организации Баргузинского заповедника на Байкале теснейшим образом связана с судьбой соболя. В середине 17 века одна Восточная Сибирь давала 80000 соболиных шкурок в год. Но уже к концу 17-го века добыча соболя упала до 4,5 тысяч штук в год. Угрожающее падение заготовок соболя в начале 20-го века заставило, наконец, взяться за ум. К 1914 году на всем северо-востоке Байкальского побережья осталось буквально несколько десятков соболей.

С 1 февраля 1913 года по 15 октября 1916 года вводится полный и повсеместный запрет на добывание соболя и торговли его шкурками. Официальной датой учреждения заповедника считается 29 декабря 1916 года. Цели организации заповедника: сохранить от полного уничтожения баргузинского соболя, восстановить его ареал и численность в Баргузинском крае. В поселке Давше - центральной усадьбе заповедника и на двух кордонах живут только те, кому положено: администрация, научные сотрудники и наблюдатели.

Байкало-Ленский заповедник. Самый крупный и самый молодой заповедник Байкала. С севера территория Байкало-Ленского заповедника ограничена мысом Елохин, с юга - рекой Хейрем. Протяженность береговой линии 110 км. Создан в 1986 году и занимает западное побережье Байкала, территория Качугского и Ольхонского районов Иркутской области, южная часть Байкальского хребта. Площадь 660000 га

Байкальский заповедник Байкальский заповедник - единственный из заповедников на берегах Байкала, не имеющий непосредственного выхода на берег озера, - северная граница заповедника образована рукотворными преградами - шоссейной и железной дорогами, проложенными вблизи берега Байкала.. Протяженность заповедника вдоль береговой линии Байкала около 60 км.Заповедник создавался с целью сохранения уникальной природы хребта Хамар-Дабан, теперь в нем вынуждены изучать влияние воздушных выбросов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината на заповедные леса. При заповеднике действует Музей Природы.

Дата создания:

сентябрь 1969 г.

Площадь:

165724 га.

Географическое положение:

юго-восточное побережье Байкала, Республика Бурятия, центральная часть хребта Хамар-Дабан.

Хозяйственная деятельность. Охрана вод

Чтобы сохранить неповторимую природу озера необходимо наладить единую систему разумного использования всей территории. Посмотрите, северный район: здесь преобладают гольцы и горная тайга. Если в этих местах вырубать лес, текучие воды могут размыть склоны гор и тогда начнутся оползни, обвалы, лавины... Поэтому в этом районе надо стараться сохранить природу такой, какая она есть. А Центральный район - это горная степь, лесостепь: здесь можно строить, пасти скот, рубить лес, конечно, тоже осторожно. А вот два других района - Юго-Восточный и Юго-Западный, где тоже распростерлась горная тайга и еще в этих районах склоны разной крутизны. Поэтому ученые дают разные рекомендации: где можно, например, пахать землю, а где - нет, где расположить постройки, рубить лес... и т. д. Кстати, ежегодный прирост леса в бассейне Байкала едва ли не самый низкий на земном шаре: всего около полутора кубических метров на гектар. Так что руби да оглядывайся. Главные источники загрязнения вод Байкала - целлюлозно-бумажные комбинаты Селенгинский и Байкальский. На этих заводах и на других более мелких предприятиях, расположенных вдоль рек, которые несут свои воды в озеро, ведутся работы по созданию мощных очистных сооружений, создана системы оборотного водопотребления.



Карта экскурсовода Ф.И.О_______________________________________________________________________

Таблица №1

Я ЗНАЮ

ХОЧУ ЗНАТЬ

УДИВЛЕН(А)

















Географическое положение озера Байкал ( подписать на карте) .Расположено на юге Восточной Сибири и граничит на западе- с Приморским и Байкальским хребтами, на севере – с Северо- Байкальским нагорьем, на северо-востоке- с Баргузинским хребтом, на юго-востоке с хребтом Хабар- Дабан.







Заполните таблицу : характеристика озера Байкал

№п/п

Основные характеристики

Ответы

1.

Происхождение озера


2.

Возраст


3.

Площадь


4.

Наибольшая глубина


5.

Прозрачность воды


6.

Температура воды


7.

Названия ветров


8.

Эндемики


9.

Заповедники


10.

Экологические проблемы


Синквейн

1. Байкал

2. прилаг_____________________________________________________________________________

3.глагола_____________________________________________________________________________

4.предложение потеме____________________________________________________________________

5.1существ.__________________________________________________________________________

Самооценка по работе в группе____________________ Подпись:__________________________ Интернет-ресурсы:

http://images.yandex.ru/

http://ru.wikipedia.org/wiki/

Задания группам:



СПЕЦИАЛИСТЫ-ГЕОГРАФЫ



1. ОПРЕДЕЛИТЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОЗЕРА.( показать на карте)

2.ПАРАМЕТРЫ

( ПЛОЩАДЬ, ВОЗРАСТ, РАЗМЕРЫ,ГЛУБИНА,ЗАПАС ВОДЫ)

3.ОСОБЕННОСТИ КЛИМАТА .ВЕТРЫ.

4.ЛЕДЯНОЙ РЕЖИМ

5.МОРЕ ИЛИ ОЗЕРО? ( ваши доводы)



СПЕЦИАЛИСТЫ-ХИМИКИ



1.ПОКАЗАТЕЛИ ВОДЫ (СОЛЁНОСТЬ,ПРОЗРАЧНОСТЬ,ТЕМПЕРАТУРА,

ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ,ОБЪЁМ ВОДЫ)

2. ПРИЧИНА УНИКАЛЬНОЙ ЧИСТОТЫ

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЗРАЧНОСТИ ТАЛОЙ ВОДЫ (ЭКСПЕРИМЕНТ)

4.МОРЕ ИЛИ ОЗЕРО?( ваши доводы)





СПЕЦИАЛИСТЫ-БИОЛОГИ



1.РАЧОК-ЭПИШУРА

2.ГОЛОМЯНКА

3.БАЙКАЛЬСКАЯ НЕРПА

4.ГУБКИ

5.БАЙКАЛЬСКИЙ ОМУЛЬ

6.МОРЕ ИЛИ ОЗЕРО?( ваши доводы)





СПЕЦИАЛИСТЫ-ЭКОЛОГИ

1.ЦБК

2.ВЫРУБКА ЛЕСА

3.МЕРЫ ПО ОХРАНЕ

4.ЗАПОВЕДНИКИ

5. МОРЕ ИЛИ ОЗЕРО?( ваши доводы)




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок географии для 8 класса по теме: "Байкал-жемчужина России"

Автор: Гарина Анжела Владимировна

Дата: 22.01.2018

Номер свидетельства: 451790


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства