Атмосферное давление. Основные пояса атмосферного давления на Земле.
Атмосферное давление. Основные пояса атмосферного давления на Земле.
Тема: Атмосферное давление. Основные пояса атмосферного давления на Земле.
Цель: сформировать понятие «атмосферное давление»;
дать представление об изменении в атмосферном давлении;
познакомить с приборами для измерения атмосферного давления;
формировать знание о поясах давления на Земле;
воспитывать интерес к географии.
Тип урока – урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая. Ход урока:
Ι. Организационный момент.
IIОпрос домашнего задания (взаимопроверка)
Ребята, перед нами стоят новые задачи, которые мы должны решить.
Оказывается есть старинной кладки колодец, "предсказывающий" погоду, который находится на плато Устюрт, в Казахстане. Перед дождем, туманом или снегопадом он втягивает в себя воздух, а в погожий, сухой солнечный день, наоборот, выталкивает его наружу. Если в этот момент кинуть в колодец шапку, она, не достигнув воды, вылетит обратно. Колодец-феномен, выложенный долбленными известковыми плитами, служит Гурьевским чабанам природным барометром. Он исправно оповещает их о приближающемся ненастье.
Как вы думаете, в чём секрет колодца?
III. 1. Деление учащихся на группы
1 группа – Азот
2 группа – Кислород
3 группа – Углекислый газ.
2. Работа в группе.( версии ответов)
Ответ учащихся: связано с атмосферой.
Учитель: Ребята, появилось слово «атмосфера».
Мы должны выяснить все, что связано со словом «атмосфера».
IV. Введение в новую тему.
Группы выясняют значение слова «атмосфера».(от гр. «атмос» - пар, «сфера» - шар).
Учитель:
- Ребята, наша новая тема связана со словом «атмосфера».
Перед нами стоят следующие задачи, которые мы должны решить.
Что такое атмосфера?
Из чего состоит атмосфера?
Каково строение атмосферы?
Какое значение имеет атмосфера для жизни на Земле?
Атмосферное давление.
V. Работа с текстом учебника. ( каждая группа работает самостоятельно).
Какие выводы вы можете сделать? Ответы по группам, чья группа быстрее и правильнее ответит на заданные вопросы. Проговаривают, записывают в тетрадь.( примерные записи в тетрадях).
Рефлексия: Если глобус диаметром 35 см мысленно окружить слоем воздуха толщиной 3см, то получилась бы модель, показывающая сравнительные размеры Земли и атмосферы. Наша атмосфера имеет толщину более 1000км.Атмосфера Земли состоит из смеси различных газов. Азота (78 %), кислорода (21%), примеси углекислого газа, воды. Атмосфера создает благоприятный климат на Земле. Газы,воды необходимы для всего живого на Земле.По решению Международного геофизического союза (1951г.) принято считать, что атмосфера Земли состоит из 5 слоев: тропосферы, стратосферы, мезосферы, термосферы и экзосферы. Есть атмосферное давление.
Проблемная ситуация: необходимы доказательства о том, что есть атмосферное давление.
Постановка опыта.
Наполнить стакан до краев водой. Стакан накройте листом плотной бумаги. Резко, не проливая воды, прижимая лист к стакану, переверните стакан, осторожно убираете руку от листа бумаги. Вода останется в стакане.
Воздух имеет вес, поэтому оказывает давление на земную поверхность. Атмосферное давление измеряется с помощью барометра, единицей измерения атмосферного давления является миллиметр ртутного столба. Нормальное атмосферное давление над уровнем моря при температуре 0 градусов составляет 760 мм рт ст. На каждый километр подъема атмосферное давление понижается на 100 мм рт ст.
Проблемная ситуация: как измеряют атмосферное давление.
Группы выдвигают версии.
Подготовленный ученик рассказывает и демонстрирует прибор.
Итальянский ученый Э. Торричелли в 1634 году изобрел прибор, который состоит из стеклянной трубки, запаянной сверху и сосуда с ртутью. Уровень ртути в рубке менялся с высотой. Это связано с атмосферным давлением.
Стеклянную трубку высотой 1 метр он разделил на 1000 делений (1 мм). Этот прибор называется ртутный барометр. Ртутные барометры самые точные, но громоздкие и хрупкие. Позднее был изобретен барометр – анероид.
Работа в группах
Выявить закономерности атмосферного давления. Варианты ответов.
Вывод:
-Первая закономерность- : с увеличением высоты над уровнем моря давление снижается.
-Вторая закономерность- атмосферное давление меняется не только с высотой.
- Третья закономерность- давление теплого воздуха меньше, чем холодного
- Четвёртая закономкрность- низкое давление приносит сырую погоду
- Пятая закономерность-при высоком обычно устанавливается ясная погода.
Проблемная ситуация
- Что вы можете сказать об основных поясах атмосферного давления на Земле.
Варианты ответов.
Вывод:
Образование поясов с преобладанием низкого и высокого давления связано со способностью воздуха изменять объем и массу в зависимости от температуры. На Земле образуются три пояса с преобладанием низкого давления: в районе экватора, умеренных широтах, и четыре – с преобладанием высокого давления: в районах тропиков и полюсов.
Пояса атмосферного давления чередуются начиная с северного полюса так: В - Н - В - Н - В - Н – В
VIII. Итог урока. Контролирует за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися. Систематизирует и обобщает совместное достижение.
IX. Проводит рефлексию.
- Понравился ли вам урок?
- Что было трудным для вас?
- Что вам больше понравилось?
Рефлексия
-Оцените свою работу на уроке
Я доволен собой, у меня все получилось.
У меня не все получилось, нужно повторить.
Многое не получилось, нужно повторить.
X.Домашнее задание
Ответить на вопрос : - Почему человек не чувствует атмосферное давление?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Атмосферное давление. Основные пояса атмосферного давления на Земле.»
Разработка урока по географии для 6 класса
Составил учитель географии средней школы имени Т. Рыскулова Города Шу Жамбылской области Жылкыбай Н. Т.
Тема: Атмосферное давление. Основные пояса атмосферного давления на Земле.
Цель: сформировать понятие «атмосферное давление»;
дать представление об изменении в атмосферном давлении;
познакомить с приборами для измерения атмосферного давления;
формировать знание о поясах давления на Земле;
воспитывать интерес к географии.
Тип урока –урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока:
Ι. Организационный момент.
II Опрос домашнего задания (взаимопроверка)
Ребята, перед нами стоят новые задачи, которые мы должны решить.
Оказывается есть старинной кладки колодец, "предсказывающий" погоду, который находится на плато Устюрт, в Казахстане. Перед дождем, туманом или снегопадом он втягивает в себя воздух, а в погожий, сухой солнечный день, наоборот, выталкивает его наружу. Если в этот момент кинуть в колодец шапку, она, не достигнув воды, вылетит обратно. Колодец-феномен, выложенный долбленными известковыми плитами, служит Гурьевским чабанам природным барометром. Он исправно оповещает их о приближающемся ненастье.
Как вы думаете, в чём секрет колодца?
III. 1. Деление учащихся на группы
1 группа – Азот
2 группа – Кислород
3 группа – Углекислый газ.
2. Работа в группе.( версии ответов)
Ответ учащихся: связано с атмосферой.
Учитель: Ребята, появилось слово «атмосфера».
Мы должны выяснить все, что связано со словом «атмосфера».
IV. Введение в новую тему.
Группы выясняют значение слова «атмосфера».(от гр. «атмос» - пар, «сфера» - шар).
Учитель:
- Ребята, наша новая тема связана со словом «атмосфера».
Перед нами стоят следующие задачи, которые мы должны решить.
Что такое атмосфера?
Из чего состоит атмосфера?
Каково строение атмосферы?
Какое значение имеет атмосфера для жизни на Земле?
Атмосферное давление.
V.. Работа с текстом учебника. ( каждая группа работает самостоятельно).
Какие выводы вы можете сделать? Ответы по группам, чья группа быстрее и правильнее ответит на заданные вопросы. Проговаривают, записывают в тетрадь.( примерные записи в тетрадях).
Рефлексия: Если глобус диаметром 35 см мысленно окружить слоем воздуха толщиной 3см, то получилась бы модель, показывающая сравнительные размеры Земли и атмосферы. Наша атмосфера имеет толщину более 1000км.Атмосфера Земли состоит из смеси различных газов. Азота (78 %), кислорода (21%), примеси углекислого газа, воды. Атмосфера создает благоприятный климат на Земле. Газы,воды необходимы для всего живого на Земле..По решению Международного геофизического союза (1951г.) принято считать, что атмосфера Земли состоит из 5 слоев: тропосферы, стратосферы, мезосферы, термосферы и экзосферы. Есть атмосферное давление.
Проблемная ситуация: необходимы доказательства о том, что есть атмосферное давление.
Постановка опыта.
Наполнить стакан до краев водой. Стакан накройте листом плотной бумаги. Резко, не проливая воды, прижимая лист к стакану, переверните стакан, осторожно убираете руку от листа бумаги. Вода останется в стакане.
Воздух имеет вес, поэтому оказывает давление на земную поверхность. Атмосферное давление измеряется с помощью барометра, единицей измерения атмосферного давления является миллиметр ртутного столба. Нормальное атмосферное давление над уровнем моря при температуре 0 градусов составляет 760 мм рт ст. На каждый километр подъема атмосферное давление понижается на 100 мм рт ст.
Проблемная ситуация: как измеряют атмосферное давление.
Группы выдвигают версии.
Подготовленный ученик рассказывает и демонстрирует прибор.
Итальянский ученый Э. Торричелли в 1634 году изобрел прибор, который состоит из стеклянной трубки, запаянной сверху и сосуда с ртутью. Уровень ртути в рубке менялся с высотой. Это связано с атмосферным давлением .
Стеклянную трубку высотой 1 метр он разделил на 1000 делений (1 мм). Этот прибор называется ртутный барометр. Ртутные барометры самые точные, но громоздкие и хрупкие. Позднее был изобретен барометр – анероид.
Работа в группах
Выявить закономерности атмосферного давления. Варианты ответов.
Вывод:
-Первая закономерность- : с увеличением высоты над уровнем моря давление снижается.
-Вторая закономерность- атмосферное давление меняется не только с высотой.
- Третья закономерность-- давление теплого воздуха меньше, чем холодного
- Четвёртая закономкрность- низкое давление приносит сырую погоду
- Пятая закономерность-при высоком обычно устанавливается ясная погода.
Проблемная ситуация
- Что вы можете сказать об основных поясах атмосферного давления на Земле.
Варианты ответов.
Вывод:
Образование поясов с преобладанием низкого и высокого давления связано со способностью воздуха изменять объем и массу в зависимости от температуры. На Земле образуются три пояса с преобладанием низкого давления: в районе экватора, умеренных широтах, и четыре – с преобладанием высокого давления: в районах тропиков и полюсов.
Пояса атмосферного давления чередуются начиная с северного полюса так: В - Н - В - Н - В - Н – В
VIII. Итог урока. Контролирует за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися. Систематизирует и обобщает совместное достижение.
IX. Проводит рефлексию.
- Понравился ли вам урок?
- Что было трудным для вас?
- Что вам больше понравилось?
Рефлексия
-Оцените свою работу на уроке
Я доволен собой, у меня все получилось.
У меня не все получилось, нужно повторить.
Многое не получилось, нужно повторить.
X.Домашнее задание
Ответить на вопрос : - Почему человек не чувствует атмосферное давление?