Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
1. Благоприятный настрой на урок.
2. Актуализация опорных знаний по пройденному разделу.
2. Актуализация опорных знаний – диктант
Предлагает работу по карте
Работают по карте
3. Ориентировочно-мотивационный этап ( постановка учебной задачи)
Есть ли, дети, одеяло,
Чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватало,
Да притом не видно было?
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?!
О чем идет речь?
Как в географии называют воздушную оболочку Земли? ( атмосфера).
Сегодня мы поговорим о атмосфере. Тема сегодняшнего урока «Атмосфера, ее строение, состав воздуха». Цель урока: сформировать понятие об атмосфере как газовой оболочке Земли
Игра «Ассоциации»
Каждому из учащихся предлагается назвать свои ассоциации, которые возникают у него со словосочетанием «Воздушная одежда Земли».
Что вы знаете о воздушной оболочке земли? (Рассказ)
Что бы вам хотелось узнать? (вывешиваю на доску состав, строение, изучение)
Используя эти ассоциации составить определение атмосфера; записать его в тетрадь.
Атмосфера – воздушный слой, окружающий земной шар со всех сторон, самая верхняя оболочка Земли.
4.Изучение нового материала.
Атмосфера – газовая оболочка земли (атмо- пар, сфера – шар)
Задание 1. Есть такое высказывание «Необходим как воздух», почему же воздух так необходим, из чего же он состоит? Вы узнаете, прочитав пункт и выполнив два задания. Работа в парах.
- Выясните, из каких газов он состоит, для этого соедините карточки так, чтобы процентный состав соответствовал газовому (даю конверты )
- Постройте круговую диаграмму и запишите название газов и их процентное содержание
Оцените себя.
Работают индивидуально.самооценка
критерии самооценки
“5” – рефлексивный уровень усвоения материала (“проговаривание” его в уме);
“4” – вербальный уровень (только пересказ вслух соседу);
“3” – предметный уровень (проговаривание вслух с опорой на справочник).
Видеоролик состав воздуха в атмосфере.
Смотрят видеоролик
Задание 2. Атмосфера огибает все неровности земли и выглядит это так
По ходу изучения материала ученики зарисовывают рис 53
Атмосфера состоит из нескольких слоев. Какие это слои вы сейчас узнаете. Для этого вы поработаете в группах
1группа. Тропосфера.
Прочитайте часть текста о тропосфере и дополнительный материал и расскажите об этом слое по плану: а) мощность слоя, б) температура, в) что еще происходит в этом слое.
2группа. Стратосфера
Прочитайте часть текста о стратосфере и дополнительный материал и расскажите об этом слое по плану: а) мощность слоя, б) температура, в) что еще происходит в этом слое.
3группа верхние слои атмосферы.
Прочитайте часть текста о верхних слоях атмосферы и дополнительный материал и расскажите об этом слое по плану: а) мощность слоя, б) температура, в)что еще происходит в этом слое.
Деление происходит в результате игры «Светофор». Дети по-очереди называют цвета светофора красный, желтый, зеленый. Далее «красные» садятся в одну группу, «желтые» в другую, «зеленые» в третью. Для каждой группы будет свое задание.
Рассказ учащихся сопровождается приклеиванием на доску соответствующих карточек.
Видеоролик изучение атмосферы. Дополняется рассказом учителя
Оцените работу группы.
Смотрят видеоролик. Слушают учителя
Оценивают работу группы
5. Разминка
Задание 3. Атмосферу можно назвать оболочкой жизни. Почему?
Приведите не менее трех доказательств. Для этого используйте текст учебника стр.74 пункт 3 «Значение атмосферы». Выпишите их в тетрадь
Проверка и вывешиваю на доску (на доске круговая диаграмма, раскрашенная в разные цвета, прилепляю надписи на диаграмму)
Оцените себя
Проверяют доказательства, некоторые аргументы вывешивают на доску
Самооценка
Критерии оценки
«5» - если записали по памяти 3 аргумента
«4»- если 2
«3»- если 1
6. Закрепление изученного материала.
Игра «ПРОВЕРЬ СЕБЯ»
Выполните тест
Отвечают на вопросы
Оценка в парах
«5»- если 1 ошибка
«4» - если 2 или 3 ошибки
«3» - если 4-5 ошибок
«2» - если больше половины не выполнено
7. Подведение общего результата.
Подводит итоги, выставляет и комментирует оценки
Выставляют в дневник
8. Рефлексия
Итак, мы с вами познакомились с еще одной оболочкой Земли.
- Какой?
-Что нового вы узнали на уроке?
-Действительно ли можно назвать атмосферу – прозрачным легким покрывалом нашей планеты?
(ответы учеников)
9. Домашнее задание
Найти пословицы о воздухе или составить небольшое стихотворение об атмосфере
Записывают в дневник
Игра «ПРОВЕРЬ СЕБЯ»
1. В какой части атмосферы температура понижается на 6 гр. при подъеме на 1 км. (троп.)
Где встречаются серебристые облака? (стратосфера)
Где содержится 80% всей массы воздуха? (тропосфера)
Какая часть атмосферы так разрежена, что космонавты видят небо черным? (верхние слои атмосферы)
Догадайтесь, о каком слое атмосферы идет речь?
Слой снегов, дождей, ветров –
Атмосферы слой живой,
Восемнадцать километров
Этот самый нижний слой.
Есть здесь все, но в большей мере –
Кислород, азот, озон,
В малых долях – йод и гелий,
Водород, неон, аргон. (Тропосфера)
На какую высоту поднялся самолет, если за его бортом температура -30гр., а у поверхности
Земли +12 гр. (7 км)
Перед вами рассказ, в котором найдите ошибки: «Шар с коротышками поднимался вверх,
стало так тепло, что Незнайка снял свою шляпу и закричал:тепло то как, теплее, чем на Земле!. Вскоре показалась белая пелена.
-Это овсяный кисель, мы сейчас поедим его – обрадовался Сиропчик
- Нет, это дым и мы задохнемся, -заворчал Ворчун,
- Нет, мы его сейчас пролетим и будет легко дышаться, успокаивал всех Смекайло.
-Ой, какие красивые перышки, я хочу взять такое перышко, оно должно быть мягким и
теплы, .- решила Семицветик.
-Нет, вы всё напутали, сказал Зайка. Что же напутали герои на воздушном шаре?»
8. Это явление возникает, когда электрические заряженные частицы, излучаемые Солнцем,
сталкиваются на высоте 80-500км с атомами и молекулами, отчего последние начинают
излучать свет. Как называется это явление? (полярное или северное сияние)
9. Какой слой атмосферы называют «кухней погоды»? (тропосферу)
10. Какова высота горы, если у её подножия температура +26 градусов, а на вершине – 10 гр.?
(6 км)
Оценка в парах
«5»- если 1 ошибка
«4» - если 2 или 3 ошибки
«3» - если 4-5 ошибок
«2» - если больше половины не выполнено
Тест
Атмосфера – это оболочка
Газовая
б. Водная
в. Соленая
Самый нижний слой атмосферы:
Стратосфера
Тропосфера
Верхние слои атмосферы
Кислорода в воздухе содержится:
30%
21%
78%
В тропосфере образуются:
Облака
Ультрафиолетовые лучи
Грунтовые воды
Температура в тропосфере на каждые 1000метров высоты:
Понижается на 10 градусов
Понижается на 6 градусов
в)Повышается на 6 градусов
самопроверка(1-а, 2-б, 3- б 4-а, 5- б)
Вставить пропущенные слова
Нижний, прилегающий к Земле слой атмосферы называется ___________________. Его толщина не одинакова: в экваториальных широтах ______________ километров, а в холодных полярных до 10 километров. Температура воздуха в тропосфере на каждые 1000метров ____________________ на _____________ градусов. Выше, до высоты 50—55километров
находится ___________________________. В ней температура ______________________________ от 0 до 100С. Верхние слои атмосферы это:________________,_________________,________________.