ІІІ. Групповая работа. Составление мини текста на основе графического изображения состава атмосферы. Выслушать ответы всех групп учащихся. Например: состав атмосферы сложный, он состоит из смеси газов(называют состав). Посмотрите на экран. Так видят космонавты нашу атмосферу(4 слайда) . Что вы заметили? Если атмосфера воздушная оболочка, то из чего она состоит? Воздух- это смесь газов. Посмотрите на диаграмму. Что на ней обозначено?(газовый состав). Перечислите газовый состав атмосферы и его процентное соотношение. Что вы знаете об азоте?(безжизненный газ, не поддерживает дыхание и горение. А-отрицание, азот- жизнь) Кислород – поддерживает дыхание и горение. Необходим для живых организмов. Чистым кислородом нельзя дышать, происходит отравление. Находится в атмосфере в двух состояниях- кислород и озон. Аргон – малоактивный газ, такие называют инертными. Его применяют в светящихся рекламных вывесках. У него холодное синее свечение (трубка, эл.разряд, свечение) Углекислый газ- необходим для фотосинтеза растений. Что еще, кроме газов может находиться в атмосфере?(пыль, пепел, пыльца, морская соль, водяной пар). Только ли на Земле есть атмосфера?(при затруднении в ответе показать в сравнительную таблицу по планетам Солнечной системы) Почему жизнь существует только на Земле? Какое значение для жизни на Земле имеет атмосфера? Мы разобрали первую цель нашего урока - газовый состав атмосферы. Парная работа. «Дополните предложение» Какие же функции выполняют эти газы? Для чего нужен например углекислый газ? Кислород : для дыхания живых организмов для горения для окисления Азот: входит в состав белков участвует в питании растений Углекислый газ: необходим для развития растений Озон: поглощает ультрафиолетовые лучи Индивидуальная работа. Учащиеся на основе правильных ответов(возможно надо к какой –то группе или ученику оказать поддержку и дать лист с ответами) записывают и графически изображают (диаграмма) состав атмосферы в рабочую тетрадь. Групповая работа. Обсуждение критерия выполнения работы – 2 минуты. Переходим к изучению строения атмосферы. Самостоятельно в учебнике рассмотрите схему строения. О каких слоях вы узнали? Тропосфера- от греч. перемена. стратосфера- слой . настил. Посмотрите на слайд( в эл. Приложении -бегунок. Изменение температуры ). Что вы заметили? Почему температура с высотой понижается?( нагревается атмосфера от земной поверхности). У вас на столах таблицы. Название слоев располагается с низу в верх, как на ваших рисунках. Посмотрите на колонку слои атмосферы. Можно ли по названию слоя сделать вывод о его свойствах? Сейчас , используя учебник и полученные знания, заполните таблицу, которая является Бортовым журналом. Работаем по вариантам: 1 вариант – о тропосфере, 2 вариант – о стратосфере. На каком виде транспорта будете изучать тропосферу(на самолете), стратосферу (на воздушном шаре)? Слои атмосферы | С какой высоты начинается | Особенности (происходящие явления) | Изменение температуры с высотой | 3. Экзосфера (рассеивание) | | | | 2. Термосфера (область тепла) | | | | 1. Мезосфера (средний) Верхние слои атмосферы: | | | | Стратосфера (настил, слой) | | | | Тропосфера (от греч.- перемена, поворот) | | | | При проверке работы , другой вариант записывает сведения.( 2 оценки). Учитель ,в виде презентации , показывает правильность заполнения таблицы. Верхние слои атмосферы устно разбирает учитель. Мы разобрали вторую цель нашего урока – состав атмосферы. Сможете ли вы сейчас ответить на вопрос о доме тролля? На какой высоте ему надо строить дом? Предположим, что у поверхности + 18 градусов. Через сколько метров будет отрицательная температура?(на высоте от3 км- 3000 м будет отрицательная температура). | |