Цель: ознакомление учащихся с физико-географическими особенностями Аральского моря и его бассейном
Задачи:
Через стратегию ЗХУ (Знаю. Хочу узнать. Узнал.) побудить интерес учащихся к изучению материала;
Через стратегию INSERT развивать познавательные способности учащихся;
Формировать экологическое сознание к трагедии Аральского моря и Приаралья через стратегии Пятистишье и Эссе.
Проблема: Почему Аральское море и Приаралье превратились в зону экологической катастрофы?
Оборудование: физическая карта Казахстана, экологическая карта Приаралья, текст учебника, контурные карты, дополнительная литература.
Ожидаемый результат: усвоение полученных знаний, применение на практике номенклатуры Аральского моря и Приаралья при работе с контурной и физической картой.
Ход урока
Психологический настрой
Побуждение
С самым крупнейшим бессточным соленым озером Каспийское море мы с вами познакомились на прошлом уроке. А знаете ли вы, что Аральское море по своей площади занимает второе место на территории Казахстана и СНГ, а в мире четвертое после Каспия, Верхнего озера в Северной Америке, Виктории в Африке. А что вы еще, ребята, знаете об этом молодом озере. Почему я говорю молодое, потому что возраст Аральского моря составляет всего 8-10 тыс. лет. Ну а для того, чтобы узнать, что же вы знаете, мы прибегнем к стратегии ЗХУ.
Индивидуально каждый заполняет графу «Знаю» в ЗХУ, затем общаются в парах, дополняя друг друга. Я веду запись в данную графу у доски с помощью детей.
А чтобы вы хотели бы еще узнать? Каждый работает опять индивидуально, заполняя вторую графу «Хочу узнать», затем работают в парах и сообщают мне итоги своего труда, которые я фиксирую у доски.
Ну а теперь, чтобы пополнить наш багаж знаний и найти ответы на свои вопросы я предлагаю вам текст об Аральском море.
II.Реализация
Применение стратегии INSERT.
Дети читают текст. Затем делают пометы V знаю, + новое, - совпало,
? удивило.
А теперь посмотрите, пожалуйста, снова на свою табличку и подумайте, нашли ли вы ответы на свои вопросы. Если да то отметьте их, если нет, то я сама сейчас попытаюсь ответить на них.
Когда вы знакомились с текстом, заинтересовала
Конечно же у меня, слушателя курсов, не все сразу получалось: это во- первых не укладывалась в 45 минут урока, нужно было все подрассчитать, распределить стратегии так, чтобы они с одной стороны соответствовали теме, с другой стороны, чтобы не занимали очень много времени. Во- вторых, это оценивание. Как правильно поставить оценку?
Сейчас я перед собой ставлю следующие задачи, которые я хочу решить с помощью проекта критическое мышление:
Привить познавательный, исследовательский интерес к предмету;
Научить ребят работать с учебником и дополнительной литературой
Добиться прочных знаний по предмету.
ли вас такая проблема как -почему Аральское море и Приаралье превратились в зону экологической катастрофы? (ответы детей)
Трагедия Арала- межгосударственная. И поэтому требует усилий всех стран Средней Азии.
Ну а теперь заполним третью графу нашей таблицы «Узнал».
По ходу чтения текста и ответов на вопросы детей, показываю номенклатуру Аральского моря: Сырдария, Амударья, заповедник Барсакельмес, пески Большие и Малые Барсуки, Приаральские Каракумы, полуострова- Барсакельмес, Возрождения, Кокарал, Туранская низменность, Шардаринское водохранилище, Аральская котловина.
III.Рефлексия
А теперь, чтобы подвести итог нашего урока я предлагаю вам составить Пятистишье по новой теме и выступить на Авторском стуле.
Например: Арал
Молодой, красивый.
Ухудшается, уменьшается, превращается.
Аральскому морю грозит опасность.
Трагедия.
IV.Оценивание
Подведение итогов.
V. Домашнее задание
На контурную карту нанести номенклатуру Арала и Приаралья.