Просмотр содержимого документа
«Аральское море. 8 классс»
Класс 8
Предмет: география
Тема урока: Аральское море
Цель: определить проблему Аральского моря, найти пути ее решения.
Задачи:
1.Формировать экологическое сознание, бережное отношение к природе.
2. Развивать навыки работы в группе, навыки критического мышления.
3. Совершенствовать умение систематизировать и визуализировать информацию, навык аргументированного оценивания.
Результаты обучения: Учащиеся знают и понимают экологические проблемы Казахстана , способны предложить пути решения экологических проблем , умеют работать в группах.
- Когда рядом друг нам легко все переносить. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте доброго, хорошего настроения.
Актуализация знаний
Стратегия «Мозговой штурм»
-Вспомните, какой водоем называют озером?
-От чего зависит расположение озер?
Почему на территории Казахстана озера расположены неравномерно?
От чего зависит неравномерность распределения озер?
-Какие озера бывают по происхождению котловин?
-От чего зависит соленость озер? Какими единицами измеряется соленость?
Неужто завтра замрут моря?
Умолкнут птицы, застынут сосны?
Уже не сможет взойти заря,
И спросит небо: неужто поздно?...
Н. Добронравов
Чтобы наш урок прошел интересно и продуктивно, мы должны разделиться на группы.
Прием «Составь картину» ( учащиеся выбирают картинки, доктор Айболит, знак «SOS», контур Казахстана, озеро).
Вопрос группам: О чем пойдет речь сегодня на уроке? (ответы учащихся).
- Чтобы конкретизировать проблему нашего урока, обратимся к эпиграфу (чтение эпиграфа)
Как вы понимаете смысл эпиграфа? Какой проблемы мы коснемся на уроке?
(Ответы учеников).
-Какова цель урока?
II Информационно-операциональный этап
Тема нашего урока «Аральское море».
«Я – ты –мы» (групповая форма работы)
1. Учащиеся самостоятельно обдумывают задания и выполняют его.
2. Обмениваются идеями с партнёром.
3. Делятся идеями с другой парой в группе.
4. Обсуждают идею в группе, выбирают выступающего, который презентует позицию группы.
Инструктивная карточка № 1
Аральское море являлось регулятором тепла. Его влияние ощущалось более чем за 400 км.
Вопрос 1.
Обозначьте территорию, на которую влияло Аральское море, на карте. Какие города и области в нее входят?
Вопрос 2.
Предположите, как изменится климат в ближайшее время? Повлияют ли возможные изменения климата на хозяйство этих областей?
Инструктивная карточка № 2
Площадь высохшего дна моря составляет 26 тыс. км2. С этой площади ежегодно уносится до 75 млн. тонн песка и пыли!
Вопрос 1. Какие явления при этом образуются? Повлияют ли эти выносы на состав и
качество воздуха?
Вопрос 2. Предположите, на что еще могут повлиять пылевые бури?
Инструктивная карточка № 3
Хлопчатник – культура, нуждающаяся в искусственном орошении. В то время как норма полива на 1 га хлопкового поля составляет 10 тыс. м3 воды, в настоящее время на орошение 1 га выливается 16 тыс. м3, что соответствует столбу воды высотой 2-3 метра.
Хлопок
Вопрос 1. Какую величину составляет избыток воды, используемой на полив хлопчатника? К каким последствиям приводит избыток воды на полях?
Вопрос 2. В чем заключается взаимосвязь между чрезмерными поливами и естественным плодородием почв?
Инструктивная карточка № 4
С 60х годовой сток Амударьи и Сырдарьи изменился. В настоящее время их вода почти полностью разбирается на орошение. Так, Каракумский канал забирает из Амударьи 12 км3 в год. Потери на фильтрацию и испарение составляет от 3 до 5-7 км3.
Вопрос 1. Каковы последствия этих потерь?
Выступление спикеров групп.
Просмотр видеоролика «Аральское море»
Вопрос классу: можно ли помочь Аральскому морю?
Рефлексия.
Чему научились на уроке?________________________________________________ Что показалось лёгким? ___________________________________________________ В чём испытывали затруднения? ___________________________________________ Над чем ещё нужно поработать? ____________________________________________ Как оцениваете свою работу? _______________________________________________