kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Трагедия Аральского моря

Нажмите, чтобы узнать подробности

Трагедия Аральского моря. Интеграция: Биология, история Цель: формирование активной жизненной позиции в воспитании экологической культуры, основанной на принципах устойчивого развития. Помочь учащимся понять суть экологической проблемы в глобальном масштабе, их взаимосвязь.Подготовка к самостоятельному определению своей позиции в отношении социально- экономической и экологической проблемы. Задачи:1.Научить учащихся на основе собранных материалов обобщать и делать выводы, находить решения проблемных вопросов, уметь выделять главные факты,влияющие на экологическое состояние. 2.Показать единство природы, ее развитие,взаимосвязь человека с природой. Рассмотреть в группах появление и формирование земли, историю развития органического мира и экологические катастрофы. 3.Выяснить причины катастрофического высыхания Арала и предложить пути решения экологических проблем. Оборудование: физическая карта, видеоматериалы, аудиозапись. Оформление: книжная выставка «Экологические проблемы Казахстана», эпиграфы на доске, наглядные иллюстрации, рисунки учащихся. 1-я часть урока. Круглый стол «Трагедия Аральского моря» Природа - единственная книга, каждая страница, которой, полна глубокого содержания. (Гете) Участники «круглого стола» ученые : эколог, биолог, историк, археолог, географ, химик, филолог, экономист, гидромелиоратор. Присутствуют специалисты: врач, строитель, а также члены правительства и НПО. Ведущий: В Приаралье мудреное слово «трансгрессия» знают все. Оно означает наполнение и последующее усыхание водоемов земного шара. Природа словно ставит эксперименты над морями и озерами - что будет, если их немного увеличить? А если уменьшить? Историю этого явления можно проследить на примере нашего Аральского моря. Когда-то по своим размерам Арал стоял на четвертом месте в ряду озер мира после Каспийского, Верхних озер Северной Америки и озера Чад. Оно славилось богатейшими природными запасами, а зона Приаралья считалось процветающей и биологически богатой природной средой.Арал- бессточное соленое озеро-море в Узбекистане и Казахстане. К 1990 году его площадь составляла вместе с островами 36, 5 тыс. квадратных километра ( в том числе так называемое Большое море 33.5 тыс. кВ. км ); до 1960 г. площадь равнялась 66, 1 тыс. кВ. км. Наибольшая длина была-428, ширина-284 километра. Преобладающая глубина 10-15 м, наибольшая-54,5 м.Свыше 300 островов(наиболее крупные – Барсакельмес и Возрождения). Арал, претерпевший пять или шесть трансгрессий за всю историю своего существования, к началу 21 столетия оказался на пороге нового иссушения. И процесс этот на сей раз принимает необратимый характер. Несмотря на то, что проблемой Арала занимаются ведущие ученые всего мира, причины его катастрофического высыхания так до конца и неясны. В чем причины катастрофического высыхания Арала и как решить эту экологическую проблему? На эти и другие вопросы нам нужно найти ответы. Сегодня, мы пригласили вас на обсуждение актуальной темы «Трагедия Аральского моря.»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Трагедия Аральского моря »

Ф.И.О. Бакирова Р.Ш.

Предмет: Биология

Класс: 9

Тема: Трагедия Аральского моря.

Интеграция: Биология, история

Цель: формирование активной жизненной позиции в воспитании экологической культуры, основанной на принципах устойчивого развития. Помочь учащимся понять суть экологической проблемы в глобальном масштабе, их взаимосвязь .Подготовка к самостоятельному определению своей позиции в отношении социально- экономической и экологической проблемы.

Задачи:1.Научить учащихся на основе собранных материалов обобщать и делать выводы, находить решения проблемных вопросов, уметь выделять главные факты ,влияющие на экологическое состояние.

2.Показать единство природы, ее развитие ,взаимосвязь человека с природой. Рассмотреть в группах появление и формирование земли, историю развития органического мира и экологические катастрофы.

3.Выяснить причины катастрофического высыхания Арала и предложить пути решения экологических проблем.

Оборудование: физическая карта, видеоматериалы, аудиозапись.

Оформление: книжная выставка «Экологические проблемы Казахстана», эпиграфы на доске,

наглядные иллюстрации, рисунки учащихся.

1-я часть урока.

Круглый стол «Трагедия Аральского моря» Природа - единственная книга,

каждая страница, которой,

полна глубокого содержания. (Гете)

Участники «круглого стола» ученые : эколог, биолог, историк, археолог, географ, химик, филолог, экономист, гидромелиоратор. Присутствуют специалисты: врач, строитель, а также члены правительства и НПО.

Ведущий: В Приаралье мудреное слово «трансгрессия» знают все. Оно означает наполнение и последующее усыхание водоемов земного шара. Природа словно ставит эксперименты над морями и озерами - что будет, если их немного увеличить? А если уменьшить? Историю этого явления можно проследить на примере нашего Аральского моря. Когда-то по своим размерам Арал стоял на четвертом месте в ряду озер мира после Каспийского, Верхних озер Северной Америки и озера Чад. Оно славилось богатейшими природными запасами, а зона Приаралья считалось процветающей и биологически богатой природной средой .Арал- бессточное соленое озеро-море в Узбекистане и Казахстане. К 1990 году его площадь составляла вместе с островами 36, 5 тыс. квадратных километра ( в том числе так называемое Большое море 33.5 тыс. кВ. км ); до 1960 г. площадь равнялась 66, 1 тыс. кВ . км. Наибольшая длина была-428, ширина-284 километра. Преобладающая глубина 10-15 м, наибольшая-54,5 м.Свыше 300 островов(наиболее крупные – Барсакельмес и Возрождения). Арал, претерпевший пять или шесть трансгрессий за всю историю своего существования, к началу 21 столетия оказался на пороге нового иссушения. И процесс этот на сей раз принимает необратимый характер. Несмотря на то, что проблемой Арала занимаются ведущие ученые всего мира, причины его катастрофического высыхания так до конца и неясны. В чем причины катастрофического высыхания Арала и как решить эту экологическую проблему? На эти и другие вопросы нам нужно найти ответы. Сегодня , мы пригласили вас на обсуждение актуальной темы «Трагедия Аральского моря.»

Эколог: Аральский экологический кризис занимает особое место в ряде глобальных катастроф мира и является следствием самого крупного антропогенного вмешательства в природную среду на планете . В результате человеческого вмешательства, длившегося почти 40 лет(1960-1997 годы), акватория моря уменьшилась в 2 раза. Объем воды- в 3. 8 раза, береговая линия отступила на 100-150 км. Соленость воды возросла в 2,5 раза. А само море разделилось на две части -Большой Арал и Малый Арал .Одним словом, Арал высыхает, Арал умирает.

Географ: Существует множество различных мнений относительно причины исчезновения Арала. Кто-то говорит о разрушении донного слоя Арала и перетекание его в Каспийское море и прилегающие острова. Кто –то утверждает, что исчезновение Арала- процесс естественный ,связанный со всеобщим изменением климата планеты .Некоторые видят причину в деградации поверхности горных ледников, их запылении и минерализации осадков, питающих реки Сырдарью и Амударью. Однако наиболее распространенной является—неправильное распределение водных ресурсов ,питающих Арал. Реки Амударья и Сырдарья, впадающие в Аральское море, ранее являлись основными артериями, питающими водоем. Когда то они доставляли в замкнутое море 60 кубокилометров воды в год,

ныне 4-5.Несмотря на то, что проблемой Арала занимаются ученые всего мира, причины его катастрофического высыхания так до конца и неясны. Кроме бытовых версий – вода рек , впадающих в Аральское море по пути «разбирается» крестьянами для полива. Одни говорят, что в аральских трансгрессиях повинна сама Земля - дескать , море уменьшается или наполняется водой в зависимости от скорости ее вращения. Другие полагают, что из-за разрушения донного слоя Арал перетекает в Каспий. А что означает слово «Арал»?

Историк: Уникальная замкнутость и разнообразие Арала не оставляло никого равнодушным. И неудивительно, что озеро получило такое название. Ведь слово «Арал» -слово тюркское и означает- остров .Наверно наши предки считали Арал спасительным островом жизни и благополучия среди пустынных горячих песков Каракумов и Кызылкумов . Какова же предистория Арала? Первые сведения об Арале найдены историками в арабских письменах 8-века. Хорезмский ученый аль -Бируни писал об Арале в 11 веке. Другие свидетельства принадлежат Масуди ибн –Нурусти, Аль-Балхи и целому ряду других арабских писателей и исследователей -географов.

В 16 веке , Книга большого чертежа, составленная в Москве, упоминает о Синем море и впадающей в него реке Сыре .Есть это море и на более точной карте, составленной в 1740 году. Результаты этих работ были обобщены в 1908 году Л.Бергом в известном труде «Очерк истории исследований Аральского моря».

Только с первой половины 19 века Арал стал объектом многочисленных экспедиций и работ географического общества и различных научных организаций российского государства. Известное значение для науки имела экспедиция 1848-1849 годов Г.С.Карелина на берег Каспийского моря и капитана -лейтенанта А. Бутакова к Аральскому морю. Они изучали берег а Сырдарьи, уточняли глубину Аральского моря и впадающий в него Сырдарьи ,составляли карты .С этого времени научные экспедиции для изучения Арала стали постоянными.

Филолог: А ведь в 19 веке, в этом краю был в ссылке Т.Г.Шевченко. И оказывается, он жил в раю: рос камыш, водилась рыба, деревья сажал и они приживались. Теперь же по инициативе нашего казахстанского писателя Мухтара Шаханова для оказания помощи жителям Приаралья организован комитет по проблемам Арала и Балхаша.

Биолог: В северной части Аральского моря расположен заповедный остров Барсакельмес. Знаменит заповедник своими редкими животными: антилопами-сайгаками, джейранами, куланами, которых осталось очень мало на земле. Сайгаков в зоопарках Европы и Америки нет, вот почему в обмен на них можно получить из-за границы обезьян и других тропических животных.

Археолог: Не так давно ученые обнаружили на участках иссушенной земли руины древних поселений .Современные ученые открыли не одну загадку»новой суши»,пополняя список памятников материальной культуры Казахстана.

Химик: Как результат образуется новая пустыня Арал-кум, которая станет продолжением пустынь Каракумы и Кызылкумы.В се большее количество соли и различных высокотоксичных ядов будут в течение многих десятилетий разноситься по всему земному шару, отравляя воздух и разрушая озоновый слой планеты.С высохшей акватории моря ежегодно, как из кратера вулкана,разносятся свыше 100 тысяч тонн и тонкодисперсной пыли с примесями различных химикатов и ядов,пагубно влияя на все живое.Эффект загрязнения усиливается тем, что Арал расположен на пути мощного струйного течения воздуха с запада на восток,способствующего прогнозу полного исчезновения моря к 2010-2015 году.

Гидромелиоратор: В первую очередь в этой ситуации страдает население Приаралья. Прежде всего оно испытывают острую нужду в воде. Так ,при средней норме 125 литров в день, местные жители получают только 15-20 литров .Арал всегда был одним из богатейших поставщиков морепродуктов. Теперь же уровень солености воды настолько велик, что большинство видов рыб погибло. В тканях тех рыб, которые вылавливаются ныне, нередко обнаруживают непомерно высокий уровень пестицидов, что конечно сказывается на здоровье приаральцев, не говоря уже о том, что происходит угасание рыболовной и перерабатывающей промышленности, люди остаются без работы. Говоря об Арале, следует вести речь о двух морях, образовавшихся в результате понижения его уровня. Цельного моря уже не существует. Чем больше мелеет море, тем больше обнажается дно, насыщенное ядохимикатами и солями, превращаясь в источник пыльных бурь. С этой безжизненной территории ветром разносятся десятки миллионов тонн соляной пыли, что приводит к деградации природных сенокосов и пастбищ, засорению орошаемых земель.

Географ: Исчезновение Арала грозит также резкими изменениями климатических условий прилегающих к нему территорий и всего региона в целом .Здесь уже сейчас заметно сильное ужесточение и без того резко континентального климата. Лето в Приаралье стало более сухим и коротким, а зима более холодной и длинной.

Биолог: В Кзыл - Ординской области списана десятая часть орошаемых земель. В Каракалпакии выпал из оборота каждый пятый поливной гектар. Уровень соленых грунтовых вод дошел до критических отметок, с 30-50 метров до 1500-1000 м. Деревья на этой земле гибнут, соль выступает на ветках. Урожаи кукурузы упали за десятилетия с 48 до 30 центнеров.

Врач: Главной и наиболее уязвимой жертвой экологического дисбаланса этого региона стал человек. Сегодня он страдает и от нищеты, голода, а также от различных эпидемий и болезней.

В Приаралье с каждым годом растет уровень инфекционных, онкологических и сердечно - сосудистых заболеваний населения, увеличивается детская и материнская смертность .Статистика настолько тревожна, что дает основания говорить об угрозе генофонду, проживающих здесь людей. В Кзыл - Ординской области только за пять лет заболеваемость брюшным тифом возросла почти в пять раз. Желтухой здесь переболело 60 тысяч человек. Эти люди на всю жизнь остались инвалидами (поражена печень).В Приаралье свирепствует дизентерия, обыденными стали болезни, о которых давно забыл цивилизованный мир .Детская смертность в 20 раз выше, нежели в Японии. Из тысячи новорожденных сто умирают , не прожив и года. Стали рождаться уроды: без анального отверстия, с укороченным кишечником, с врожденным слабоумием, без одной конечности. Без черепа - в лицевой части кости на затылке кожа и все. Это трагедия 20 века! Трагедия для всего мира!

Эколог: Экологическому кризису подверглись и районы, непосредственно примыкающие к казахстанской части Аральского моря .Они объявлены зоной экологического бедствия. Кризис расширяется и может принять планетарный характер. Что предпринять в такой ситуации?

Член правительства: Сознавая ответственность перед своими народами и перед всем миром за сохранения природной среды, главы пяти центрально-азиатских государств в 1993 году подписали соглашение о совместных действиях по решению проблемы Аральского моря, экологическому оздоровлению и обеспечению социально-экономического развития данного региона.

Историк: Также в 1993 году был создан Международный фонд спасения Арала (МФСА).в 1994 г. В Париже была проведена Международная конференция стран-доноров по проблемам Аральского моря. Было выделено финансирование в виде безвозмездных ссуд 35,5 млн. долларов для начала прединвестиционных работ и разработки первой фазы работ.

Эколог: 25.5 млн.долларов на выполнение программы «Чистая вода и здоровье».

Член правительства: Одним из первых откликнулись Германия и Южная Корея. ФРГ выделила Казахстану 15 млн. дойчмарок. Для реконструкции и строительства 2-х установок по подготовке питьевой воды.

Химик: Правительство Республики Корея передало мини-лабораторию для проведения химических анализов воды в полевых условиях, стоимостью 50 тыс.долларов.

Экономист: Всемирный банк в свою очередь одобрил дополнительную программу о и предоставлении 2 млн. долларов на поддержку государственных структур и финансировании 2-ой фазы финансирования. В 1996 году совместно с Всемирным банком разработана и выполнена программа неотложной помощи населению. В рамках этой программы в эпицентр Аральского региона направлены 70 машин скорой медицинской помощи, 44 автоводовоза,5,2 тыс. фильтров для очистки воды,3,5 тыс. комплектов рыболовных снастей, техническое оснащение, оборудование для детских и лечебных учреждений и конкретная материальная помощь.

Представитель НПО: в июне 1997 г в Казахстане стала действовать Программа малых грантов техническая поддержка деятельности экологических общественных организаций. В 19987 году выделен грант ГЭФ в 46 тыс. долларов на восстановлении е и сохранение биологического разнообразия экосистем саксаула и тамариска; создание ландшафтных и охраняемых оазисов и зеленой защитной полосы в Юго-западной и восточной частях города АРАЛЬСКА. НПО «Энвирс» (Алматы) и НПО «Кокжиек» (Аральск) приступили к осуществлению проекта «Оазис»,финансируемый ГЭФ..До этого Казахстан уже получил от ГЭФ 200 тыс.долларов на улучшение окружающей среды .В период с сентября 1997 г-май 1998г ПМГ выделила 14 различных грантов на сумму от 300 до 50 тыс.долларов США.

Эколог: На сегодняшний день существует пять программ по экологической и социально-экономической реабилитации бассейна Аральского моря, разработанных под эгидой Всемирного банка . Осуществление программ планируется завершить к 2012-2015 годам.

Строитель: Одним из путей решения по спасению Арала, стало разделение его на два моря: Большое и Малое. В 1993 году построена перемычка, которая в 1999 году была разбита штормом. В 2005 году вновь была построена. Над проектом работали ученые из разных стран и организаций мира, включая ООН, НАТО и Всемирный банк; потрачено 86 млн.долларов .Эта плотина –Кокаральская -понизила уровень Большого Арала на 5-10 сантиметров, но зато дала не меньше двух метров Малому. И в результате произошло чудо возрождения старого моря и прежней экосистемы. Теперь в море увеличилось количество пресноводной рыбы. Согласно расчетам площадь Малого Арала увеличится на 360 квадратных километра, и тогда , как ожидается, вода практически вернется к городу Аральску, от которого в свое время она отодвинулась на 120 километров.

Биолог: Сейчас на море живут стаи пеликанов, над головами носятся чайки. В Приаралье вернулись рыбаки. В Аральске работает завод по переработке камбалы. Его продукция отправляется на экспорт в города России и Украины.

Историк: В Приаралье ждут, когда на воду выйдут не только маленькие рыболовецкие лодки, но и катера. И уйдет в прошлое кладбище кораблей, фотографии которого давно обошли весь мир - как символ экологической катастрофы.

Ведущая: Земля умирает, если ее убивать

Земля оживает, если ее возрождать

Смысл сегодняшней деятельности в том, чтобы делать земле посильные нагрузки. Беря от нее, давать ей. Нанеся раны лечить. Видеть в ней не временный, мгновенный объект добычи, а постоянный плацдарм жизнедеятельности. Битва за сохранение жизни на Земле «требует участия каждого» и что «медлить больше нельзя ,завтра уже может быть слишком поздно».Страстным призывом к современникам звучат строки поэта С. Куняева :

«Я люблю тебя, большое время

Но – прошу прислушайся ко мне,

Не убей последнего тайменя

Пусть гуляет в темной глубине

Не губи последнего болота

Загнанного волка пощади

Чтобы на земле осталось что-то

От чего щемит в моей груди»

2-я часть урока. Творческая работа в группах:

1-группа - «Появление Земли»

2-я группа - «Формирование Земли»

3-я группа - «История и развитие мира»

4-я группа - «Экологические катастрофы»

В ходе работы учащихся звучит домбра. Тихое исполнение кюя «Толгау» С.Туруспекова.

Задание: Каждая группа работает над определенным вопросом. Раскрыть свой вопрос, применяя знания по биологии и истории. Выполнить следующее:

1.составить концепты (схемы)

2.рисунок-концепт

3.устное выступление

4.Синквейн по теме

Рефлексия в виде пятистишья.

Домашнее задание: творческое задание: написать рассказ, поэму, эссе «Экологические проблемы Шахтинска».

Список использованной литературы:

1.Современный Казахстан: цифры и факты – Алмата, 1998

2.Экоотклик - Моска; 1990

3.Зверев М.Среди непуганых птиц – Алмата, 1999

4.Периодическая печать. Статьи-2008








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Трагедия Аральского моря

Автор: Бакирова Рашида Шайкеновна

Дата: 14.05.2015

Номер свидетельства: 211257

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Трагедия Аральского моря. "
    ["seo_title"] => string(29) "traghiediia-aral-skogho-moria"
    ["file_id"] => string(6) "211254"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431594282"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Аральское море "
    ["seo_title"] => string(16) "aral-skoie-morie"
    ["file_id"] => string(6) "198375"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428400195"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Арал-наша боль. "
    ["seo_title"] => string(14) "aral-nasha-bol"
    ["file_id"] => string(6) "211267"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431595670"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Международный онлайн урок "Природные объекты на границе России и Казахстана""
    ["seo_title"] => string(72) "miezhdunarodnyionlainurokprirodnyieobiektynaghranitsierossiiikazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "324886"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1462720797"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока по познанию мира на тему "Реки и озёра Казахстана" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-na-tiemu-rieki-i-oziora-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "105570"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402886781"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства