Цель (когнитивная): Сформировать знания о физико-географических условиях гор северо-востока Казахстана; 2) Развивать умение давать сравнительную характеристику;
3) Патриотическое воспитание, чувство любви к своей Родине
Цель (исследовательская): Апробирование методик развития саморегуляции на уроках
В: Ученики могут объяснять способ нахождения неизвестного компонента.
С: Ученики могут решать проблему.
Метод обучения: словесный
Форма организации:коллективная
Тип урока:комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Этап урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Ресурсы
Оценивание для обучения
Модули
Мотивационный
Выйти на тему урока, создать мотивацию у учащихся, пробудить интерес
10 мин
Организовать группы .
Определить вместе с учащимися цели нПроблемный вопрос:кроссворд Алтай
1)часть рельефа с четко выраженной вершиной , склонами и подошвой
2)Драгоценный металл желтого цвета
3)Самая крупная река в казахстане
4)Олень с крупными ветвистыми рогами обитает в горах (панты используются в китайской медицине)
5) Город и одноименые горы в Восточном Казахстане
-какую вы установили связь между словами в кроссворде?
-Правильно- ключевое слово Алтай, все это находится в удивительной по красотеи разнообразию горной местности. Что вы знаете об этой Ф.Г.Е.?
Ситуация успеха (Бодрячок – «Команда»)
Учащиеся выполняют
упражнение
Постановка целей урока детьми
Игра на сплочение: «Поверь в мечту»
Дети пишут на листочках мечту, три шага к ней и складывают в конверт. Затем выбирая, листок с чьей-то мечтой дают советы автору.
Деление на группы - стратегия «Цитата» - на цветной бумаге, двух цветов, написаны цитаты, разрезанные на две части-предположительные ответы: это горы, Ертыс течет с Алтайских гор, есть полезные ископаемые, и т. д.
-сегодня изучая тему «Алтай» мы подробнее узнаем о Казахстанской части Саяно–Алтайских гор, самой крупной горной системы по протяженности в Евразии.
Каким методом мы воспользуемся для этого?
Стратегия «Дополни..»
Клип «Команда»
Флипчарт
«Цитаты»
ФО
«Большой палец»
Использование ИКТ
Оценивание для обучения. Критическое мышление
Операционный
Изучение нового материала с использованием новых подходов в обучении
10
Совместная выработка критериев успешности работы в группах
Организовать работу групп: карточка
Организует письменную работу.
1 группа
Какие можно привести доказательства неотектонических процессов в горах Алтая?
2 группа
Работа с вопросами на стр. 191 в учебнике.
3группаРаботасо схемой высотных поясов на стр. 190
4 группаВыяснить почему большинство полезные ископаемые находят в Рудном Алтае
Выброс результатов работы групп (Правильные ответы в флипчарте)
Карточка №1
карточка
ФО сигналы рукой
Критическое мышление
Новыеподхо-ды в обучении: Диалоговое обучение
Обучение талантливых и одарённых
Оценивание для обучения
Рефлексивный
Закрепление изученного материала, систематизация знаний, контроль знаний
Д/З
22 мин
Организует работу в группах
Наблюдение за выполнением заданий
Направляет на выполнение заданий
1 Стратегия «Точка зрения» -
2. Стратегия «Слушающая тройка»
3..Стратегия «Три правды, одна ложь» фрагмент флипчарта
Рефлексия:
Карточки
Флипчарт
Стикеры
Формативное оценивание стикерами.
Вывод: Если горы Мугоджары являются низкими, то Алтай – высокими горами и в них проявляется закономерность высотной поясности
Использование ИКТ
Критическое мышление Обучение талантливых и одарённых.
Критическое мышление
3 мин
.
Вопрос учителя- Какая горная цепь расположена на юге страны, наити на карте?
Дети записывают домашнее задание в дневники.§ 45,На контурной карте укажите направление горных хребтов Атлас «Физико-географич»схема на стр. 190, таблица ответы учащихсяНа следущем уроке мы будем изучать не менееудивительную горную страну Жетысуский Алатау и сравним высотную поясность этих гор с Алта
Оборудование: 1. Физическая карта Казахстана. 2. Книга «Заповедники Казахстана».
3. флипчарт«Алтай»
I.Организационный момент. Приветствие. Знакомство с классом. (Игра «Снежный ком»)
II.Проверка домашнего задания.
1. Географическое положение (Мугоджары; протяженность 450 км, ширина 30 км, средняя высота 450-500 м; высшая точка – Большой Боктыбай (657 м и Айрык (633 м))
2. Рельеф и геологическое строение (в отличие от Урала, в Мугоджарах пологие восточные склоны и крутые западные; сложены в палеозое – герцинская складчатость; сложены осадочными, магматическими и метаморфическими породами палеозоя и мезозоя; из-за экзогенных процессов – низковысотные; разделены на западную и восточную часть впадиной Бершогыр; западная часть – главная, уклон с севера на юг)
4. Климат (горы препятствуют циркуляции воздуха, осадки выпадают чаще, чем в соседних районах; температура января минимум – 42°; температура июля максимум +38°; осадков 300 мм; часты сильные ветра, зимой – снежные бураны)
5. Реки и озера (Эмба, Иргиз, Орь, Тобол, Талды; питание талыми снегами; подземные воды – 700 млрд. м³)
6. Природные зоны (степь, полупустыня; почвы светло-каштановые в сухих степях и каштановые, темно-каштановые в северных частях; западная часть – под посевы, восточные – под пастбища)
III вывод Муголжарыдревние сильно разрушенные низкие горы
IV.Подготовка к объяснению новой темы..дети самостоятльноопределяют цель урока (сравнительные хар-ки гор, изучение рельефа )
Проблемный вопрос:кроссворд Алтай
1)часть рельефа с четко выраженной вершиной , склонами и подошвой
2)Драгоценный металл желтого цвета
3)Самая крупная река в казахстане
4)Олень с крупными ветвистыми рогами обитает в горах (панты используются в китайской медицине)
5) Город и одноименые горы в Восточном Казахстане
-какую вы установили связь между словами в кроссворде?
-Правильно- ключевое слово Алтай, все это находится в удивительной по красотеи разнообразию горной местности. Что вы знаете об этой Ф.Г.Е.?
-предположительные ответы: это горы, Ертыс течет с Алтайских гор, есть полезные ископаемые, и т. д.
-сегодня изучая тему «Алтай» мы подробнее узнаем о Казахстанской части Саяно–Алтайских гор, самой крупной горной системы по протяженности в Евразии.
Каким методом мы воспользуемся для этого?
Схема1
V.Объяснение новой темы. (Учитель) Показ флипчарта
1. Географическое положениеАлтая (часть саяно-Алтайских гор; принадлежат 3 государствам – России, Казахстану, Монголии; в Казахстане – юго-западная часть; на юге – Черный Иртыш и Зайсан, на западе – Калбинский хребет)
2. Рельеф и геологическое строение (три части – Южный, Рудный Алтай, Калбинский хребет; Маркакольская котловина между хребтами Азутау и Сарытау; в Калбинском хребте высшая точка Сарышокы (1558 м); герцинская складчатость и Альпийская; сложен глинисто-кремниевыми сланцами, известняком, гранитами)
4. Климат (умеренно континентальный; температурная инверсия; в котловинах -40°С; в июле в низкогорьях +19+22°С, в горах +6+7°С; зимой средняя температура в Усть-Каменогорске -15°С; среднегодовое количество осадков в предгорьях 300-400 мм в год, в горах 1000-1500мм; зимой снег до 3 м; лавины, сель)
5. Реки, озераи ледники (Ертыс, Бухтарма, Курчум, Уба, Ульба; ГЭС; много озер площадью меньше 1 км², самое крупное Зайсан (5510 км²) и Маркаколь (455 км²) – в 1976 году организован заповедник; 328 ледников площадью 89,6 км² на высоте больше 2600 м)
6. Природные зоны (высотная поясность с полупустынной зоны, на северо-западе со степной; горно-лесной пояс – 2100-2300 м; субальпийские луга – 2500-2600 м, выше ледники; выпас скота, пчеловодство; мараловодство
VI.Усвоение новой темы. работа в группах (т-я ЖИГСО)
1 группа
Какие можно привести доказательства неотектонических процессов в горах Алтая?
2 группа
Работа с вопросами на стр. 191 в учебнике.
3группаРаботасо схемой высотных поясов на стр. 190
4 группаВыяснить почему большинство полезные ископаемые находят в Рудном Алтае
Выброс результатов работы групп (Правильные ответы в флипчарте)
Рефлексия:
VII.Домашнее задание.
VIII.Итог урока.Комментирование оценок.
Вывод: Если горы Мугоджары являются низкими, то Алтай – высокими горами и в них проявляется закономерность высотной поясности.
Вопрос учителя- Какая горная цепь расположена на юге страны, наити на карте? ответы учащихсяНа следущем уроке мы будем изучать не менееудивительную горную страну Жетысуский Алатау и сравним высотную поясность этих гор с Алта
прилож
Дидактический материал:
I. Кроссворд «Алтай»
г
о
р
а
з
о
л
о
т
о
е
р
т
ы
с
м
а
р
а
л
р
у
д
н
ы
й
1)Часть рельефа местности с четко выраженной подошвой , склонами и вершиной.
2)Драгоценный металл желтого цвета
3)Самая крупная река в казахстане
4)Олень с крупными ветвистыми рогами обитает в горах (панты используются в китайской медицине)
5) Город и одноименые горы в Восточном Казахстане.
IIФлипчарт 3 Схема 1 Метод изучения ,Флипчарт 4 Схема2: Высотная поясность Алтая
III.Всесторонняя проверка знаний.
1. Основные пояса (экваториальный, тропический, умеренный)
2. Водные объекты на географических картах обозначены каким цветом? (синим)
3. Туранская низменность располагается на … Казахстана (юго-западе и юге)
4. Почва плодородная в (степи)
5. Наибольшие летние суточные амплитуды температуры наблюдаются (пустыне)
6. Антропогенный природный комплекс – это (пруды и парки)
7. Водохранилища Казахстана предназначены для (ирригации, энергетических целей)
8. Сколько ландшафтных зон в Казахстане? (9)
9. Биосфера – это (часть географической оболочки, заселённая и изменённая организмами)
10. Часть земной поверхности, которая видна нам видна вокруг нас на открытом уровне пространства(горизонт)
12. Физическая карта мира по охвату территории относится к группе (мировых карт)