kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Африка. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Африка. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод.

Цели и задачи урока:

- сформировать знания учащихся о населении Африки, об уровне его социально-экономического развития; узнать, как распределяются основные народы Африки по материку; выявить основные занятия жителей Африки, их образ жизни,

- совершенствовать умения и навыки при работе с атласом и контурными картами;

- прививать интерес учащихся к изучению мира, стран, народов, к изучаемому предмету.

- продолжить формирование общеученических и общечеловеческих компетенций.

-расширять мировоззрение учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные:

-формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об Африке: уровне её социально-экономического развития, населении и его занятиях; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

Метапредметные:

- формирование умений: 1) осуществлять смысловое чтение; 2) строить логическое рассуждение и делать выводы; 3) работать с текстом и картами; 4) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 5) работать индивидуально или в группе; 6) владеть устной речью;

Личностные:

- формирование познавательного интереса к изучению Африки и народов, её населяющих.

Средства обучения: тетрадь, учебник, атлас, контурная карта, игра – викторина

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Африка. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод.»

Тема: Африка. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод.

Цели и задачи урока:

- сформировать знания учащихся о населении Африки, об уровне его социально-экономического развития; узнать, как распределяются основные народы Африки по материку; выявить основные занятия жителей Африки, их образ жизни,

- совершенствовать умения и навыки при работе с атласом и контурными картами;

- прививать интерес учащихся к изучению мира, стран, народов, к изучаемому предмету.

- продолжить формирование общеученических и общечеловеческих компетенций.

-расширять мировоззрение учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные:

-формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об Африке: уровне её социально-экономического развития, населении и его занятиях; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

Метапредметные:

- формирование умений: 1) осуществлять смысловое чтение; 2) строить логическое рассуждение и делать выводы; 3) работать с текстом и картами; 4) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 5) работать индивидуально или в группе; 6) владеть устной речью;

Личностные:

- формирование познавательного интереса к изучению Африки и народов, её населяющих.

Средства обучения: тетрадь, учебник, атлас, контурная карта, игра – викторина «Достопримечательности мира».

Ход урока:

1. Организационный момент. Концентрация внимания учащихся

 (звучит отрывок мелодии из программы «Клуб путешественников»)

Учитель: Вы слышите эту музыку? Она зовет нас в увлекательное путешествие по Африке, но прежде нам следует наилучшим образом настроиться и вспомнить, что мы уже знаем про этот материк.

2. Проверка знаний.

- Предлагаю разминку на тему «Чем славится Африка. Какие рекорды ей принадлежат?»

  1. Самая длинная река (Нил);

  2. Самая высокая вершина (Килиманджаро);

  3. Самый крупный остров (Мадагаскар);

  4. Самая северная точка (мыс Бен-Секка);

  5. Самое высокое животное (Жираф);

  6. Самый большой залив (Гвинейский);

  7. Самая южная точка (мыс Игольный);

  8. Самая полноводная река (Конго);

  9. Самая большая пустыня (Сахара);

  10. Самое тёплое море (Красное);

  11. Самый большой полуостров (Сомали);

  12. Самая западная точка (мыс Альмади);

  13. Самое большое по площади озеро (Виктория);

  14. Самый страшный ветер (самум);

  15. Самое быстрое животное (гепард);

  16. Самый твёрдый минерал (Алмаз);

  17. Самое длинное озеро (Танганьика);

  18. Самая восточная точка (Мыс Рас-Хафун);

  19. Самый широкий водопад (Виктория).

Блиц-опрос «НЕМАЯ КАРТА»

-Дополните название географического объекта, относящееся к Африке:

1. Море (Красное);

2. Пролив (Баб-эль-Мандебский);

3. Канал, перешеек (Суэцкий);

4. Мыс (Игольный);

5. Пустыня (Намиб);

6. Вулкан (Кения);

7. Горы (Атлас);

8. Река (Конго);

9.  Река (Оранжевая);

10. Озеро (Ньяса);

11. Течение (Гвинейское);

12. Пролив (Мозамбикский)

13. Остров  (Мадагаскар)

14. Нагорье  (Тибести)

3. Подготовка к работе на основном этапе.

 Итак, на данный момент мы знаем, что:

- Африка – самый жаркий материк, т.к. лежит по обе стороны от экватора, её пересекают Северный и Южный тропики;

- Африку пересекает не только экватор, но и нулевой меридиан;

- Африка богата полезными ископаемыми, такими как: алмазы, золото, платина, железные и марганцевые  руды, бокситы, нефть и газ и др.

4. Подготовка к основному этапу

3.1. Вопрос: «О чем мечтает рассказчик из предыдущего задания ?»

Вспоминают текст, отвечают, что он мечтает о знакомстве с обычаями и традициями знаменитых народов Африки.

3.2. Как вы думаете, что будет предметом нашего изучения на уроке?

(если будет заминка можно прочесть стихотворение)

Прочтение стихотворения:

Не так названье важно для страны

И очертания не так важны

Как важно то, кто в том краю живет,

Зачем живет и чем живет народ!

Узнать любой страны особый нрав

Мы сможем, лишь людей ее узнав,

Чья Африка? Спросите у меня,

И я отвечу вам «Она моя!»

До смерти, до скончания времен -

Родная мать для всех, кто здесь рожден!»

Учитель: совершенно верно. Тема нашего урока: «Африка в мире». Нам понадобятся атласы и контурные карты.

 5. Изучение нового материала и первичное закрепление


Итак, сегодня на уроке мы должны:

познакомиться с населением Африки, странами;

- уровнем их социально-экономического развития;

- изучить занятость населения в хозяйстве страны;

-Прежде чем приступить к изучению  населения Африки, давайте вспомним определение, что такое раса.

Расы -  это исторически сложившиеся группы людей, связанные единством происхождения, имеющие сходные признаки: цвет кожи, глаз и волос, размер и форма глаз, строение век, форма головы, скелета, которые передаются по наследству.

-Какие расы вы знаете?(австралоидная, негроидная, монголоидная, европеоидная).

         Многие ученые считают Африку прародиной современного человека.

Здесь в породах найдены орудия труда и костные останки человека,  имеющие возраст 27 млн лет. Предполагают, что  он был небольшого роста, имел сильные зубы и питался растительной пищей.

Современное население Африки относится к трем человеческим расам: европеоидной, экваториальной и монголоидной.

-Предлагаю вам наше исследование о народах, населяющих Африку. Я проведу краткий экскурс по территории материка, а вы, не теряя времени, запоминая информацию, будете отражать её на контурных картах. Таким образом, мы разместим представителей разных рас по регионам Африки. Итак, вперёд!

- По природным условиям, составу населения материк можно разделить на четыре части: Северную Африку, Западную и Центральную Африку, Восточную Африку, Южную Африку.

Основную часть жителей материка составляет коренное население, относящееся к представителям двух больших рас: негроидной (экваториальной) и монголоидной, а также переселенцы европейского происхождения (европеоидная раса). Они составляют незначительную часть населения материка и живут в местах с климатическими условиями, приближенными к европейским.

Представители европеоидной расы живут в основном на севере Африки. Это арабские народы (алжирцы, марокканцы, египтяне), которые исповедуют ислам, а так же берберы, говорящие на берберском языке. Нанести на контурную карту

В пустыне Сахара  кочуют туареги, бедуины. Нанести на контурную карту

Большую часть материка южнее Сахары заселяют негроиды, которые составляют африканскую ветвь экваториальной расы. Среди негроидов имеются значительные различия в цвете кожи, росте, чертах лица, форме головы.

Например, самые высокие народы - тутси, масаи, нилоты – имеют средний рост 180-200 см.

В районе верховья Нила негроиды отличаются очень темным, почти черным цветом кожи.

Народы зоны экваториальных лесов – пигмеи, малорослы (ниже 150 см) – это самый малочисленный народ Африки, численность которого  неуклонно падает.

В пустынях и полупустынях Южной Африки живут бушмены и готтентоты, относящиеся к монголоидной расе. Нанести на контурную карту

Пришлое население живет в районах с лучшими климатическими условиями: на побережье Средиземного моря (это французы), и на самом юге материка – африканеры - (потомки переселенцев из Нидерландов ) и англичане. Нанести на контурную карту

6. Физминутка

Закройте глаза

Расслабьте тело

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели-

Открыли глаза

И снова за дело!

- внимательно прочитайте текст, найдите и зачеркните неправильные суждения о материке Африка. После выполнения - взаимопроверка в парах.

«И вот сбылась моя мечта! Волны Тихого океана плещутся о берег Африки. Ах, Африка - самый большой материк планеты! Как же я мечтал тебя увидеть; эти шапки снегов по берегам реки Нил, а эти проливные дожди, длящиеся по три месяца на севере материка? Да, Африка, ты навсегда останешься в моей памяти, как обладатель самых высоких и удивительно красивых гор мира - Драконовых! А население, всегда мечтал познакомиться с обычаями и традициями знаменитых племен пигмеев и нилотов! Я обещаю тебе - я вернусь!» (анализ ошибок)


- Многие страны Африки имеют древнейшую культуру (Египет, Эфиопия, Гана, Судан). Сохранились замечательные памятники искусства: египетские пирамиды – чудо строительной техники, резьба по слоновой кости и дереву, скульптура из бронзы.

Некоторые ученые считают, что первыми успехами в развитии культуры человечество обязано главным образом Африке.

Что знают об Африке в мире?      

- Африка обладает богатейшими природными ресурсами,  в лесах ценные породы деревьев, жаркий климат позволяет собирать несколько урожаев в год. Но, несмотря на это,  Африка остаётся беднейшим регионом мира. Назовите основные причины?

- Пустыни, непроходимые экваториальные леса, порожистые реки, малопродуктивные земли и опасные тропические болезни затрудняют освоение континента.

       Современная политическая карта Африки сложилась несколько лет назад. На территории материка находятся 55 государств, из них самые большие по площади: Судан, Алжир, Конго, Ливия и др. Самая крупная страна по населению - Нигерия. Большинство стран имеют выход к морям и океанам.

5 самых больших стран Африки по площади

  1. Алжир — 2 381 740 км². Алжир входит в  10 самых больших стран мира;

  2. Демократическая республика Конго — 2 345 410 км²;

  3. Судан — 1 886 068 км²;

  4. Ливия — 1 759 540 км²;

  5. Чад — 1 284 000 км². Нанесите на контурную карту

7.Игра «Менеджер по туризму».

-Предлагаю вам попробовать себя в такой профессии как «Менеджер по туризму». Я раздам вам карточки. На одной стороне вопросы, на другой – значками, картинками кратко дана информация о данной стране. Ваша задача, ответив на вопросы, рассказать о ней, можно дополнить информацию, полученную из различных источников или изученную на предыдущих уроках. Порекомендуйте нам страну так, чтобы каждый обязательно захотел ее посетить.

8. Обобщение и систематизация знаний

  • К каким основным расам относится население Африки?

  • Назовите народы Африки?

  • Где они проживают?

  • Почему Африка считается беднейшим регионом мира ?

9. Подведение итогов

- Сегодня мы с вами совершили путешествие на второй по площади материк Африка, попробовали себя в роли менеджеров. После знакомства с некоторыми странами, действительно появилось желание их посетить и увидеть всю красоту своими глазами.

10. Рефлексия:

- Перед вами на столах конверт с карточками трех цветов:

Желтая карточка: самооценка (как вы сами оцениваете свою активность на уроке по 5ти бальной системе)

Зеленая карточка: понравился ли вам урок, полезная информация, в доступной форме ли была предоставлена информация, были затруднения или нет (по 5ти бальной системе)

Голубая карточка: оцените мою работу (можно пожелание).

- Спасибо за урок.




Название расы

Народы

Место проживания

Характерные черты

1.Европеоидная

Арабы (алжирцы, марокканцы, египтяне), берберы туареги

Север Африки

Пустыня Сахара

Смуглая кожа, темная окраска волос и глаз, удлиненный череп, узкий нос и овальное лицо

2. Экваториальная раса

Тутси, нилоты, масаи

Пигмеи

Саванны в северной части материка

   

  Зона экваториальных лесов

Очень темная, почти черная кожа, рост 180-200 см.

Кожа менее темная, губы тонкие, широкий нос, коренастые, малорослые (150см)

3.Монголоидная

Бушмены, готтентоты

Полупустыни, пустыни

Желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо

4.Промежуточная раса

Эфиопы

Малагасийцы

Эфиопское нагорье, восток материка

О. Мадагаскар

Более светлая, но с красноватым оттенком кожа

Смешение монголоидной и негроидной рас



«И вот сбылась моя мечта! Волны Тихого океана плещутся о берег Африки. Ах, Африка - самый большой материк планеты! Как же я мечтал тебя увидеть; эти шапки снегов по берегам реки Нил, а эти проливные дожди, длящиеся по три месяца на севере материка? Да, Африка, ты навсегда останешься в моей памяти, как обладатель самых высоких и удивительно красивых гор мира - Драконовых! А население, всегда мечтал познакомиться с обычаями и традициями знаменитых племен пигмеев и нилотов! Я обещаю тебе - я вернусь!»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Африка. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод.

Автор: Кузема Ирина Васильевна

Дата: 30.05.2025

Номер свидетельства: 670913

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Африка. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод."
    ["seo_title"] => string(57) "afrika_osnovnye_cherty_relefa_klimata_i_vnutrennikh_vod_1"
    ["file_id"] => string(6) "670916"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1748610423"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Урок обобщения по теме "Африка""
    ["seo_title"] => string(32) "urokobobshchieniiapotiemieafrika"
    ["file_id"] => string(6) "272397"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451977191"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока по теме "Внутренние воды Африки" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-po-tiemie-vnutrienniie-vody-afriki"
    ["file_id"] => string(6) "151085"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420632471"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока "Природные зоны Южной Америки" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-prirodnyie-zony-iuzhnoi-amieriki"
    ["file_id"] => string(6) "239330"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444756563"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства