Африка. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод.
Африка. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод.
Тема: Африка. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод.
Цели и задачи урока:
- сформировать знания учащихся о населении Африки, об уровне его социально-экономического развития;узнать, как распределяются основные народы Африки по материку; выявить основные занятия жителей Африки, их образ жизни,
- совершенствовать умения и навыки при работе с атласом и контурными картами;
- прививать интерес учащихся к изучению мира, стран, народов, к изучаемому предмету.
- продолжить формирование общеученических и общечеловеческих компетенций.
-расширять мировоззрение учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные:
-формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об Африке: уровне её социально-экономического развития, населении и его занятиях; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
Метапредметные:
- формирование умений: 1) осуществлять смысловое чтение; 2) строить логическое рассуждение и делать выводы; 3) работать с текстом и картами; 4) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 5) работать индивидуально или в группе; 6) владеть устной речью;
Личностные:
- формирование познавательного интереса к изучению Африки и народов, её населяющих.
Средства обучения: тетрадь, учебник, атлас, контурная карта, игра – викторина
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Африка. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод.»
Тема: Африка. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод.
Цели и задачи урока:
- сформировать знания учащихся о населении Африки, об уровне его социально-экономического развития;узнать, как распределяются основные народы Африки по материку; выявить основные занятия жителей Африки, их образ жизни,
- совершенствовать умения и навыки при работе с атласом и контурными картами;
- прививать интерес учащихся к изучению мира, стран, народов, к изучаемому предмету.
- продолжить формирование общеученических и общечеловеческих компетенций.
-расширять мировоззрение учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные:
-формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об Африке: уровне её социально-экономического развития, населении и его занятиях; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
Метапредметные:
- формирование умений: 1) осуществлять смысловое чтение; 2) строить логическое рассуждение и делать выводы; 3) работать с текстом и картами; 4) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 5) работать индивидуально или в группе; 6) владеть устной речью;
Личностные:
- формирование познавательного интереса к изучению Африки и народов, её населяющих.
Средства обучения: тетрадь, учебник, атлас, контурная карта, игра – викторина «Достопримечательности мира».
Ход урока:
1. Организационный момент. Концентрация внимания учащихся
(звучит отрывок мелодии из программы «Клуб путешественников»)
Учитель: Вы слышите эту музыку? Она зовет нас в увлекательное путешествие по Африке, но прежде нам следует наилучшим образом настроиться и вспомнить, что мы уже знаем про этот материк.
2. Проверка знаний.
- Предлагаю разминку на тему «Чем славится Африка. Какие рекорды ей принадлежат?»
Самая длинная река (Нил);
Самая высокая вершина (Килиманджаро);
Самый крупный остров (Мадагаскар);
Самая северная точка (мыс Бен-Секка);
Самое высокое животное (Жираф);
Самый большой залив (Гвинейский);
Самая южная точка (мыс Игольный);
Самая полноводная река (Конго);
Самая большая пустыня (Сахара);
Самое тёплое море (Красное);
Самый большой полуостров (Сомали);
Самая западная точка (мыс Альмади);
Самое большое по площади озеро (Виктория);
Самый страшный ветер (самум);
Самое быстрое животное (гепард);
Самый твёрдый минерал (Алмаз);
Самое длинное озеро (Танганьика);
Самая восточная точка (Мыс Рас-Хафун);
Самый широкий водопад (Виктория).
Блиц-опрос «НЕМАЯ КАРТА»
-Дополните название географического объекта, относящееся к Африке:
1. Море (Красное);
2. Пролив (Баб-эль-Мандебский);
3. Канал, перешеек (Суэцкий);
4. Мыс (Игольный);
5. Пустыня (Намиб);
6. Вулкан (Кения);
7. Горы (Атлас);
8. Река (Конго);
9. Река (Оранжевая);
10. Озеро (Ньяса);
11. Течение (Гвинейское);
12. Пролив (Мозамбикский)
13. Остров (Мадагаскар)
14. Нагорье (Тибести)
3. Подготовка к работе на основном этапе.
Итак, на данный момент мы знаем, что:
- Африка – самый жаркий материк, т.к. лежит по обе стороны от экватора, её пересекают Северный и Южный тропики;
- Африку пересекает не только экватор, но и нулевой меридиан;
- Африка богата полезными ископаемыми, такими как: алмазы, золото, платина, железные и марганцевые руды, бокситы, нефть и газ и др.
4. Подготовка к основному этапу
3.1. Вопрос: «О чем мечтает рассказчик из предыдущего задания ?»
Вспоминают текст, отвечают, что он мечтает о знакомстве с обычаями и традициями знаменитых народов Африки.
3.2. Как вы думаете, что будет предметом нашего изучения на уроке?
(если будет заминка можно прочесть стихотворение)
Прочтение стихотворения:
Не так названье важно для страны
И очертания не так важны
Как важно то, кто в том краю живет,
Зачем живет и чем живет народ!
Узнать любой страны особый нрав
Мы сможем, лишь людей ее узнав,
Чья Африка? Спросите у меня,
И я отвечу вам «Она моя!»
До смерти, до скончания времен -
Родная мать для всех, кто здесь рожден!»
Учитель: совершенно верно. Тема нашего урока: «Африка в мире». Нам понадобятся атласы и контурные карты.
5. Изучение нового материала и первичное закрепление
Итак, сегодня на уроке мы должны:
- познакомиться с населением Африки, странами;
- уровнем их социально-экономического развития;
- изучить занятость населения в хозяйстве страны;
-Прежде чем приступить к изучению населения Африки, давайте вспомним определение, что такое раса.
Расы - это исторически сложившиеся группы людей, связанные единством происхождения, имеющие сходные признаки: цвет кожи, глаз и волос, размер и форма глаз, строение век, форма головы, скелета, которые передаются по наследству.
-Какие расы вы знаете?(австралоидная, негроидная, монголоидная, европеоидная).
Многие ученые считают Африку прародиной современного человека.
Здесь в породах найдены орудия труда и костные останки человека, имеющие возраст 27 млн лет. Предполагают, что он был небольшого роста, имел сильные зубы и питался растительной пищей.
Современное население Африки относится к трем человеческим расам: европеоидной, экваториальной и монголоидной.
-Предлагаю вам наше исследование о народах, населяющих Африку. Я проведу краткий экскурс по территории материка, а вы, не теряя времени, запоминая информацию, будете отражать её на контурных картах. Таким образом, мы разместим представителей разных рас по регионам Африки. Итак, вперёд!
- По природным условиям, составу населения материк можно разделить на четыре части: Северную Африку, Западную и Центральную Африку, Восточную Африку, Южную Африку.
Основную часть жителей материка составляет коренное население, относящееся к представителям двух больших рас: негроидной (экваториальной) и монголоидной, а также переселенцы европейского происхождения (европеоидная раса). Они составляют незначительную часть населения материка и живут в местах с климатическими условиями, приближенными к европейским.
Представители европеоидной расы живут в основном на севере Африки. Это арабские народы (алжирцы, марокканцы, египтяне), которые исповедуют ислам, а так же берберы, говорящие на берберском языке. Нанести на контурную карту
В пустыне Сахара кочуют туареги, бедуины. Нанести на контурную карту
Большую часть материка южнее Сахары заселяют негроиды, которые составляют африканскую ветвь экваториальной расы. Среди негроидов имеются значительные различия в цвете кожи, росте, чертах лица, форме головы.
Например, самые высокие народы - тутси, масаи, нилоты – имеют средний рост 180-200 см.
В районе верховья Нила негроиды отличаются очень темным, почти черным цветом кожи.
Народы зоны экваториальных лесов – пигмеи, малорослы (ниже 150 см) – это самый малочисленный народ Африки, численность которого неуклонно падает.
В пустынях и полупустынях Южной Африки живут бушмены и готтентоты, относящиеся к монголоидной расе. Нанести на контурную карту
Пришлое население живет в районах с лучшими климатическими условиями: на побережье Средиземного моря (это французы), и на самом юге материка – африканеры - (потомки переселенцев из Нидерландов ) и англичане. Нанести на контурную карту
6. Физминутка
Закройте глаза
Расслабьте тело
Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!
Теперь в океане дельфином плывете,
Теперь в саду яблоки спелые рвете.
Налево, направо, вокруг посмотрели-
Открыли глаза
И снова за дело!
- внимательно прочитайте текст, найдите и зачеркните неправильные суждения о материке Африка. После выполнения - взаимопроверка в парах.
«И вот сбылась моя мечта! Волны Тихого океана плещутся о берег Африки. Ах, Африка - самый большой материк планеты! Как же я мечтал тебя увидеть; эти шапки снегов по берегам реки Нил, а эти проливные дожди, длящиеся по три месяца на севере материка? Да, Африка, ты навсегда останешься в моей памяти, как обладатель самых высоких и удивительно красивых гор мира - Драконовых! А население, всегда мечтал познакомиться с обычаями и традициями знаменитых племен пигмеев и нилотов! Я обещаю тебе - я вернусь!» (анализ ошибок)
- Многие страны Африки имеют древнейшую культуру (Египет, Эфиопия, Гана, Судан). Сохранились замечательные памятники искусства: египетские пирамиды – чудо строительной техники, резьба по слоновой кости и дереву, скульптура из бронзы.
Некоторые ученые считают, что первыми успехами в развитии культуры человечество обязано главным образом Африке.
Что знают об Африке в мире?
- Африка обладает богатейшими природными ресурсами, в лесах ценные породы деревьев, жаркий климат позволяет собирать несколько урожаев в год. Но, несмотря на это, Африка остаётся беднейшим регионом мира. Назовите основные причины?
- Пустыни, непроходимые экваториальные леса, порожистые реки, малопродуктивные земли и опасные тропические болезни затрудняют освоение континента.
Современная политическая карта Африки сложилась несколько лет назад. На территории материка находятся 55 государств, из них самые большие по площади: Судан, Алжир, Конго, Ливия и др. Самая крупная страна по населению - Нигерия. Большинство стран имеют выход к морям и океанам.
5 самых больших стран Африки по площади
Алжир — 2 381 740 км². Алжир входит в 10 самых больших стран мира;
Демократическая республика Конго — 2 345 410 км²;
Судан — 1 886 068 км²;
Ливия — 1 759 540 км²;
Чад — 1 284 000 км². Нанесите на контурную карту
7.Игра «Менеджер по туризму».
-Предлагаю вам попробовать себя в такой профессии как «Менеджер по туризму». Я раздам вам карточки. На одной стороне вопросы, на другой – значками, картинками кратко дана информация о данной стране. Ваша задача, ответив на вопросы, рассказать о ней, можно дополнить информацию, полученную из различных источников или изученную на предыдущих уроках. Порекомендуйте нам страну так, чтобы каждый обязательно захотел ее посетить.
8. Обобщение и систематизация знаний
К каким основным расам относится население Африки?
Назовите народы Африки?
Где они проживают?
Почему Африка считается беднейшим регионом мира ?
9. Подведение итогов
- Сегодня мы с вами совершили путешествие на второй по площади материк Африка, попробовали себя в роли менеджеров. После знакомства с некоторыми странами, действительно появилось желание их посетить и увидеть всю красоту своими глазами.
10. Рефлексия:
- Перед вами на столах конверт с карточками трех цветов:
Желтая карточка: самооценка (как вы сами оцениваете свою активность на уроке по 5ти бальной системе)
Зеленая карточка: понравился ли вам урок, полезная информация, в доступной форме ли была предоставлена информация, были затруднения или нет (по 5ти бальной системе)
Голубая карточка: оцените мою работу (можно пожелание).
Смуглая кожа, темная окраска волос и глаз, удлиненный череп, узкий нос и овальное лицо
2. Экваториальная раса
Тутси, нилоты, масаи
Пигмеи
Саванны в северной части материка
Зона экваториальных лесов
Очень темная, почти черная кожа, рост 180-200 см.
Кожа менее темная, губы тонкие, широкий нос, коренастые, малорослые (150см)
3.Монголоидная
Бушмены, готтентоты
Полупустыни, пустыни
Желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо
4.Промежуточная раса
Эфиопы
Малагасийцы
Эфиопское нагорье, восток материка
О. Мадагаскар
Более светлая, но с красноватым оттенком кожа
Смешение монголоидной и негроидной рас
«И вот сбылась моя мечта! Волны Тихого океана плещутся о берег Африки. Ах, Африка - самый большой материк планеты! Как же я мечтал тебя увидеть; эти шапки снегов по берегам реки Нил, а эти проливные дожди, длящиеся по три месяца на севере материка? Да, Африка, ты навсегда останешься в моей памяти, как обладатель самых высоких и удивительно красивых гор мира - Драконовых! А население, всегда мечтал познакомиться с обычаями и традициями знаменитых племен пигмеев и нилотов! Я обещаю тебе - я вернусь!»