Ребята, прежде чем мы начнем урок, мне хотелось Вам напомнить о том, что вы должны следить за своей осанкой во время урока. Напоминаю вам основные правила посадки за столом: (СЛАЙД №1)
Сидите прямо, слегка наклонив голову вперед.
Не упирайтесь грудью в край стола. Расстояние между вами и краем стола должно равняться ширине ладони.
Обе ноги ставьте на пол подошвой.
Если вы будете их выполнять, то будете стройными и красивыми. При правильной осанке нормальное дыхание, хорошо работает сердце, кровь свободно движется по телу.
II. Сообщение темы урока.
- Ребята, тема нашего урока: «Географическое положение Африки, омывающие ее океаны и моря». (СЛАЙД 2) (Учащиеся открывают тетради, записывают число, тему урока, записывают домашнее задание). (СЛАЙД 3)
- Эпиграфом нашего урока является это четверостишие: (СЛАЙД 4)
Сердце Африки пенья полно и пыланья,
И я знаю, что, если мы видим порой.
Сны, которым найти не умеем названья,
Это ветер приносит их, Африка, твой!
Николай Гумилев.
III.Изложение нового материала.
- Всего на земном шаре 6 материков, давайте их найдем на физической карте полушарий в атласе. Более подробно узнаем, что же выделяет среди других материков материк Африку. (СЛАЙД 5) Африка занимает 2 место после Евразии – 30,3 млн.км2, это самый жаркий материк на земном шаре.(Учащиеся записывают в тетрадь).
- Слово «Африка», как полагают учение, происходит от названия берберского племени афригии, которое жило в одном из районов на севере материка. Впоследствии это название распространилось на весь материк. Африка когда-то входила в состав Гондваны древнего гигантского материка. В основании Гондваны, как и в основании всех материков, лежал твердый кристаллический фундамент, в местах разломов которого формировались ровные, высокие и обрывистые берега материков южного полушария.
- С помощью плана учебника стр.311(ФГП материка),физической карты Африки, дадим характеристику физико-географического положения материка. (Учащиеся открывают карты атласа, работают с планом, отвечают на вопросы плана и делают запись в тетрадь по пунктам плана).Протяженность с севера на юг 7437 км, а с запада на восток – 3774 км. 100 с.ш. – самое широкое место, найдите его на карте и покажите. (СЛАЙД 6).
ФИЗМИНУТКА (СЛАЙД 7).
1.повороты влево-вправо (5 раз)
2. упражнение «Мельница» (5 раз)
3. Круговые движения головы (5 раз)
4. упражнение для глаз (5 раз)
5. глубокий вдох – выдох.
- Продолжаем работать с физической картой Африки. Африка со всех сторон омывается морями и океанами, и только на северо-востоке узким перешейком соединяется с Азией. Назовите этот перешеек – Суэцкий. Через этот перешеек прорыт судоходный канал – Суэцкий. Его длина 160км. Строился он в середине 19 века в течение 10 лет. Воды, омывающие Африку богаты рыбой. Здесь водятся дельфины, громадные черепахи, особенно много их в водах Красного моря. А теперь поработаем с контурными картами. Мне хотелось бы Вам напомнить, что контурные карты являются основой для обозначения географических объектов, изображать объекты на них нужно также точно и аккуратно, как это сделано на печатных географических картах. Открываем контурные карты, страница 4. Учащиеся по руководством учителя подписывают крайние точки, моря, океаны, экватор, начальный меридиан 100 с.ш. – самое широкое место- 7 тыс. км. (СЛАЙД 8).
- А сейчас мы совершим небольшое воображаемое путешествие вокруг Африки, на восток от Гибралтарского пролива. (Учащиеся работают группами, каждая группа получает индивидуальное задание – найти географические объекты, показать на карте, подписать на контурной карте). (СЛАЙД 9).
- Мы сегодня хорошо поработали на уроке. Давайте вспомним, что нового мы узнали на уроке? (Если остается время, разгадываем кроссворд) .
IY. Рефлексия
- А пока давайте вспомним, о чем же мы узнали сегодня на уроке?
Y. Подведение итогов урока.
- Сегодня за работу на уроке получили оценки следующие ученики….
YI. Организация на перемену.
- Собрали портфели. Встаньте, можно идти на перемену.