Цель урока: формировать у учащихся систему знаний о общих особенностях климата Африки и основных климатообразующих факторах; совершенствовать практические умения объяснять особенности климата Африки, характеризовать влияние климатообразующих факторов на его формирование, развивать коммуникативные навыки, воспитывать интерес к предмету.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Африка - солнечный материк »
7 клас
Розробив:
вчитель географії
середньої загальноосвітньої
школи №15 І-ІІІ ступенів
м.Сєвєродонецька, Луганської області
Черкашина Людмила Миколаївна
М. СЄВЄРОДОНЕЦЬК
2010
Тема. Общая характеристика климата Африки
Цель: формировать у учащихся систему знаний об общих особенностях климата Африки и основных климатообразующих факторах; совершенствовать практические умения объяснять особенности климата Африки, характеризовать влияние климатообразующих факторов на его формирование, развивать коммуникативные навыки, воспитывать интерес к предмету.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: физическая карта Африки, климатическая карта Африки, учебники, атласы, шаблоны, в рабочей тетради приготовлена картосхема Африки.
Учащиеся объединяются в 4 группы (Север, Юг, Запад, Восток)
Ход урока
І. Актуализация опорных знаний и умений
Учащиеся поделены на 4 группы. Каждая группа за активное участие получает дополнительные балы, которые выставляются на табло. Учащиеся на протяжении урока работают с листами самооценивания и выставляют себе заработанные балы. В рабочей тетради вы должны были заранее подготовить картосхему Африки.
Сегодня мы с вами отправляемся дальше в путешествие по Африке. Мы знаем, что Африка это самый солнечный материк и в этом мы сегодня убедимся. (1-2 слайды)
Но, чтобы узнать тему сегодняшнего урока нам необходимо разгадать кроссворд и мы узнаем ключевое слово нашего урока. Тогда в путь.
Географический кросс. (Разгадывание кроссворда, для определения ключевого слова, которое и будет являться темой урока)
В основе материка Африка залегает древняя … (Африкано-Аравийская платформа).
Среди форм рельефа на материке преобладают … (равнины).
На севере Африки расположены молодые горы … (Атлас).
Вдоль южного берега Африки протянулись горы … (Капские).
В Западной и Южной Африке расположены всемирно известные месторождения … (алмазы).
Название живописного вулкана в переводе с языка суахили означает Обитель божества холода … (Килиманджаро).
Многолетний режим погоды, характерный для определенной местности, называют … (Климат).
Ключевое слово мы разгадали. Открываем рабочие тетради, записываем число, классная работа, тема урока «Общая характеристика климата Африки»
ІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Зная географическое положение и особенности рельефа Африки, можно определить общие особенности климата материка. Вы уже знаете, что Африка – самый жаркий материк на Земле. В Африке нет обычных для нас холодных зим, на большей ее части зима и лето отличаются, главным образом, условиями увлажнения. Лишь в горах температуры опускаются ниже 0 0 С. Большинство жителей Африки никогда не видели снега. И даже серебристо-ледяные вершины высоких гор, сверкающие вблизи экватора, местные жители долго считали сосредоточением ценных металлов. Какие факторы обусловливают такой жаркий климат Африки и неравномерное распределение осадков на материке? Об этом вы узнаете сегодня на уроке.
Задание.
Какие основные факторы влияют на формирование климата местности? (количество солнечной энергии, циркуляция воздушных масс, характер подстилающей поверхности).
ІІІ. Изучение нового материала
1. Распределение температуры воздуха на материке.
- Почему территория Африки получает большое количество солнечного тепла?
Географическое положение Африки преимущественно в жарком тепловом поясе обусловливает поступление огромного количества солнечного тепла на ее поверхность. Солнце круглый год стоит здесь высоко над горизонтом. В тропических широтах количество солнечной радиации даже больше, чем в экваториальных, из-за безоблачного неба, отсутствия осадков и растительного покрова. Лишь в северных и южных окраинах радиация и температуры воздуха постепенно снижается.
Задание. (работа с климатической картой в учебнике, каждой группе отдельное) Рассматривая материал о климатических особенностях Африки, учащиеся обозначают их на картосхеме, которую рисуют в тетрадях с помощью шаблона и отмечают на картосхеме на доске.
По климатической карте установите:
а) (группе «Север») средние температуры января и июля возле экватора.
б) (группе «Юг») средние температуры января и июля Северного тропика.
в) (группе «Запад») средние температуры января и июля Южного тропика.
г) (группе «Восток») в каких районах Африки наблюдаются максимальные температуры воздуха.
При этом в горах, расположенных за пределами жаркого пояса, зимой случаются морозы до -100С, выпадает снег. Но холодных, обычных зим в Африке не бывает. Зима и лето отличаются преимущественно условиями увлажнения. Летом почти всюду – сезон дождей, зима – сухой, бездождевой сезон. Исключением является район экватора, где осадки выпадают на протяжении года, и пустыни, где дождей не бывает ни летом, ни зимой.
Кроме солнечной радиации, большое значение для формирования климата Африки имеют атмосферная циркуляция, характер рельефа и влияние океанических течений.
2. Распределение осадков.
- В каких поясах атмосферного давления расположена территория Африки?
Как происходит распределение атмосферных осадков в поясах с высоким и низким атмосферным давлением?
Осадки на материке распределяются неравномерно, что обусловлено отличиями атмосферного давления в разных районах. В экваториальных широтах, в областях пониженного атмосферного давления прогретый воздух поднимается вверх, образуя облака и осадки. Высокому увлажнению также способствует проникновение экваториального воздуха со стороны Атлантического океана. Для жителей бассейна реки Конго грозовые дожди – явление ежедневное, можно сказать, обязательное. Однако дождем этот небесный водопад назвать трудно. Выражение «льет как из ведра» подобному ливню соответствует точно. Теплая и влажная на протяжении года погода экваториального пояса благоприятствует развитию растений, постоянно испаряющих влагу. Влажность воздуха очень высокая – до 100%. От чрезмерного увлажнения стены домов, одежда, различные предметы покрываются плесенью, а железные изделия быстро ржавеют.
(слайд Сахара)
В тропических широтах в поясах высокого атмосферного давления преобладают тропические воздушные массы с нисходящими воздушными потоками и небольшим количеством осадков. В Восточной Сахаре установлен своеобразный рекорд безоблачности – Солнце палит здесь 354 дня в год! В Африке, в районе ливийского города Триполи, располагается Полюс Жары. Здесь была зафиксирована температура + 58 0 С в тени!
Во внутренних районах Сахары есть места, где дождей не бывает годами, а то и десятилетиями, да и то – дождь, когда он идет, бывает только на высоте, и ни одна капля не достигает земли. Из-за сильного перегрева поверхности в околоземном пространстве образуются слои воздуха с такой высокой плотностью, что возникают миражи. Низкая влажность воздуха в Сахаре континентальный тропический воздух настолько сухой, что у человека могут потрескаться губы, кожа и даже ногти.
Задание. (работа с климатической картой в учебнике, каждой группе отдельное) Рассматривая материал о климатических особенностях Африки, учащиеся обозначают их на картосхеме, которую рисуют в тетрадях с помощью шаблона и отмечают на картосхеме на доске.
По климатической карте определите:
а) (группе «Север») какое количество осадков выпадает в районе экватора.
б) (группе «Юг») какое количество осадков выпадает в районе Северного тропика.
в) (группе «Запад») какое количество осадков выпадает в районе Южного тропика.
г) (группе «Восток») объясните, почему в тропических широтах Северного полушария в Африке осадков выпадает намного меньше, чем в тропических широтах Южного полушария.
Почти весь материк находится под действием постоянных ветров – пассатов, приходящих с областей высокого давления к экватору. В Северной Африке пассаты формируются над сушей и несут сухой тропический воздух. В Южной Африке пассаты дуют со стороны Индийского океана, и приносит много влаги.
(слайд Драконовы горы и Калахари)
Часть влаги, принесенная юго-восточными пассатами с океана, выпадает на склонах Мадагаскара и Драконовых, и по мере продвижения вглубь материка воздух становится более сухим. Здесь в районе Южного тропика находится пустыня Калахари. В отличии от Сахары, осадков в Калахари выпадает больше, поэтому там довольно часто встречается травянистый покров и даже кустарники.
Однако пустыни в Африке встречаются не только внутри континента, но и на побережьях. Кроме высокого атмосферного давления, значительную роль в их образовании играют холодные течения – Канарское и Бенгальское. Они снижают температуру воздуха в прибрежной части материка, который, охлаждаясь, «зависает» в виде тумана и создает постоянно пасмурный пейзаж.
Теплые течения – Гвинейское, Мозамбикское, мыса Игольного, наоборот, способствует насыщению воздуха влагой и образованию осадков.
ІV. Закрепление изученного материала
Прием «Три предложения»
(Каждая группа самостоятельно тремя предложениями формулирует вывод о климате Африки).
Тесты.
1. Над Африкой преобладают воздушные массы:
а) экваториальные и тропические;
б) тропические и умеренные;
в) умеренные и полярные.
2. В поясах высокого давления осадков выпадает:
а) много; б) мало; в) умеренно.
3. На большей части Африки преобладает циркуляция:
а) муссонная; б) пассатная; в) циклональная.
4. На западном побережье Южной Африки расположена пустыня:
а) Калахари; б) Намиб; в) Сахара.
5. Прохождение холодного Бенгальского течения вблизи юго-западного побережья Африки:
а) смягчает и увлажняет климат побережья;
б) способствует образованию береговой пустыни;
в) никак не влияет на климат побережья.
6. Прохождение теплого Мозамбикского течения вблизи юго-восточного побережья Африки:
а) смягчает и увлажняет климат побережья;
б) способствует образованию береговой пустыни;
в) никак не влияет на климат побережья.
7. Линии на климатической карте, соединяющие точки с одинаковыми показателями температур, называют;
а) изотермами; б) изобарами; в) меридианами.
8. Постоянные ветры, дующие от тропических широт к экватору, называют:
а) муссонами; б) циклонами; в) пассатами.
9. Постоянные ветры – это:
а) пассаты; б) муссоны; в) бризы.
10. Наука, изучающая климат и его изменения в течение продолжительного времени называется:
а) гидрология; б) климатология; в) геоморфология.
11. Самая высокая температура воздуха на земном шаре +580С была зафиксирована возле города:
а) Каир; б) Триполи; в) Алжир.
12. Африка расположена в таких климатических поясах:
а) тропическом; в) умеренном; в) арктическом.
Прием «Восхождение на вершину»
Как вы думаете, есть ли снег в Африке? Давайте в этом убедимся.
(Капитаны команд выходят к доске, по очереди каждая команда задает вопросы капитанам по географическому положению. Капитаны по очереди открывают путь к вершине).
V. Подведение итогов урока
- Африка – самый жаркий материк на Земле. Географическое положение материка обусловливает поступление большого количества солнечной радиации на протяжении всего года.
- Ровная поверхность способствует свободному продвижению континентальных воздушных масс над материком, а общая приподнятость Африки над океаном, наоборот, препятствует глубокому вторжению воздушных масс с океанов.
- Течения вдоль берегов Африки формируют климатические особенности побережий. Холодные течения усиливают сухость климата, а теплые способствуют увеличению количества осадков.