На территории Маловишерского района нам известны пока 3 историко-культурных объекта: 2 из них поклонные (культовые), особо выделяемые местным населением. Это: «Святой» ручей – в 6 км от деревни Шемякино Гарьского сельсовета, на границе двух районов, Маловишерского и Любытинского и камень вблизи деревни Горнецкое Дворищенского сельсовета и, наконец, «знаковый». «Святой» камень за д. Калмыково в 6 км от деревни Оксочи.
Мы заинтересовались этими седыми валунами, которых так много возле околиц многих деревень, в лесах и болотах, на распаханных полях, занесенных с севера ледниковыми потоками. На камне изображены разнообразные следы животных и человека.
Творческое исследование мы начали с изучения имеющейся литературы.
Цели и задачи исследования:
- Собрать необходимые сведения, научные выводы и обобщения, которыми располагает на сегодняшний день наша историческая наука о природных объектах, в частности камнях со знаками.
- Обследовать и дать более полное описание «Святого» камня у д. Калмыково: собрать фольклорный материал, зафиксировать слухи и мнения, объяснения жителей о происхождении камня.
- Привлечь внимание общественности, краеведов района к этой проблеме, приобщить к поиску и исследованию камней со знаками, популяризовать историко-культурные памятники в печати.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Заповедные места моей малой Родины. »
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
г. Малая Вишера Новгородской области
Заповедные места моей малой Родины.
Стратонникова Марина Александровна,
учитель географии
Загородняя Анастасия Игоревна,
ученица 10класса.
Касцова Ангелина Геннадьевна
ученица 9а класса
Малая Вишера
2014 г.
Оглавление.
Введение.
Место и сроки проведения.
Исторические факты.
Цели и задачи исследования.
Источники информации.
Основная часть.
Заключение.
Введение.
Источником для первоначального знакомства с предметом исследования стала статья в Интернете В.В. Виноградова, которая нас заинтересовала. Вот лишь небольшой отрывок из этой статьи:
« Остатки почитаемого камня - следовика у д. Колмыково (Маловишерский р-н Новгородской обл.). Почитаемый "исцелительный" камень-следовик, разрушенный взрывом во время борьбы с церковью (1960-е гг.), был испещрен следками различных животных: "…там следы были всех животных - и оленей, и диких, и домашних…там и ложка была, и след человека был." "Там были все копыта, кроме лошадиного, а так - все копытики, и брали водичку оттуда."
Происхождение камня (или следков на нем) связывали с явлением иконы: "Там в земле нашли, наверно, икону, и вот этот камень там был. Хотели церковь там поставить, и так оставили, и назвали праздник…"(вар. - следки появились после "литовской войны"). В праздники (Зосиму и Савватия, а т.ж. Петра и Павла, или в первое воскресение после Петра и Павла - 15 июля, по местной традиции) к нему организовывался крестный ход из деревенской часовни, и священник служил молебны. Камень помогал от глазных болезней - нужно было промыть глаза водой, скапливавшейся в следках. Кроме того, если болело какое-то домашнее животное, следовало набрать воды из соответствующего следка и дать попить ему, тогда хворь проходила»
Больше всего насудивило, что речь идёт об объекте, находящимся на территории нашего Маловишерского района. Мы захотела узнать, где находится деревня Колмыково и подошли к нашему учителю географии, она очень удивилась нашему интересу к этому объекту. Оказалось, что у неё есть очень интересные материалы об этом камне, воспоминания её родственников и удивительные истории о целебном свойстве воды с камня.
Место и сроки проведения.
Работу по исследованию объекта района мы начали поздней осенью 2013 года. Многое – по опросному листу – мы не смогли сделать из-за погодных условий, поэтому исследование продолжили в весенне-летний период.
На отдельных этапах выполнения работы использовались разные методы:
- Изучение литературы и других источников по теме.
- Изучение имеющихся документов в архиве.
- Поиск в Интернете, по проблеме исследования.
- Экспедиционный сбор материала.
В беседах с местным населением использовался вопросник, по которому выяснялось, как используется сейчас и как использовался в прошлом «святой камень», связаны ли с ним какие-то обряды, существуют ли предания. Производились фотографирование, обмер объекта.
Исторические факты.
На территории Маловишерского района нам известны пока 3 историко-культурных объекта: 2 из них поклонные (культовые), особо выделяемые местным населением. Это: «Святой» ручей – в 6 км от деревни Шемякино Гарьского сельсовета, на границе двух районов, Маловишерского и Любытинского и камень вблизи деревни Горнецкое Дворищенского сельсовета и, наконец, «знаковый». «Святой» камень за д. Калмыково в 6 км от деревни Оксочи.
Мы заинтересовались этими седыми валунами, которых так много возле околиц многих деревень, в лесах и болотах, на распаханных полях, занесенных с севера ледниковыми потоками. На камне изображены разнообразные следы животных и человека.
Творческое исследование мы начали с изучения имеющейся литературы.
Цели и задачи исследования:
- Собрать необходимые сведения, научные выводы и обобщения, которыми располагает на сегодняшний день наша историческая наука о природных объектах, в частности камнях со знаками.
- Обследовать и дать более полное описание «Святого» камня у д. Калмыково: собрать фольклорный материал, зафиксировать слухи и мнения, объяснения жителей о происхождении камня.
- Привлечь внимание общественности, краеведов района к этой проблеме, приобщить к поиску и исследованию камней со знаками, популяризовать историко-культурные памятники в печати.
Источники информации.
Письма людей, занимающихся исследованием камней-следовиков и тех, кто был свидетелем чудес, совершенных камнем (указано в приложениях).
Исследовательскую работу В. В. Виноградова (указано в приложениях).
Воспоминания жителей окрестных деревень.
В процессе изучения темы стало известно, что на территории Северо-Запада находится немало камней, деревьев, родников, холмов, урочищ и других природных объектов, почитаемых местными жителями. Среди населения до сих пор со многими из этих объектов связан ряд христианских и языческих обрядов, обычаев, суеверий, легенд и преданий. Им приписывают всевозможные магические свойства. Например, считают, что они могут влиять на судьбу человека, обладают лечебными свойствами и т.д.
Для жителей Оксочинского края такой местопочтимой святыней является «Святой» камень с изображением следов – стоп человека – взрослого и младенца, лап различных животных и домашнего скота у д. Калмыково. В наших местах подобные камни называются «ангелушкины ножки», «божья стопа», «след Богородицы», «след Иисуса Христа». Как известно, в середине прошлого века обожествляемый камень был взорван по приказу властей. Но он жив, жив в останках, пусть и разрозненных, но собранных в одном месте, и лежит он на вершине террасы, круто спускающейся к речке Веребушке. Жители окрестных деревень по-прежнему поклоняются ему и ходят за исцелением.
Узнали мы, что несмотря на то, что территория Валдайской возвышенности находилась в зоне ледников 1,5млн-13 тыс. лет назад, громадных камней здесь нет. Поэтому за каждым валуном закреплялась та или иная легенда. И аборигены, задолго до прихода сюда славян, поклонялись камням и имели свое представление о боге Камня. Так что еще в эпоху неолита камни уже являлись объектами внимания человека.
Сегодня эти камни делят на 4 основные группы по их назначению: намогильные, межевые (указатели), обетные, поклонные. Нас заинтересовали именно последние. Да они и являются самой многочисленной группой древних памятников в краю истоков трех великих рек, и еще камни-следовики. Термин «следовик» впервые ввел краевед из г. Шуи Ивановской области С. Ильин, и обозначается этим термином камни с выбитыми на них изображениями человеческих стоп.
Камень-следовик, расположенный у д. Калмыково на мысе, образованном двумя серпами, издавна почитался во многих окрестных деревнях. Наибольшее число богомольцев стекалось сюда 10 октября (н. ст.); Зосима и Савватий – престольный праздник ближайших к камню деревень Калмыково и Подгорье. В Подгорской часовне священник служил молебен, и потом все собравшиеся крестным ходом шли к камню, где тоже проходила служба.
Более ста лет назад о калмыковском камне писали: «Также на камне следы оставил Зосима Соловецкий (один из основателей Соловецкого монастыря, 15 в. – В. Д.), в 40 верстах от с. Белого, на Мсте, в Борович. у. Новг. губ., отдыхавший здесь на пути в Новгород, куда он шел для исходатайствования у веча владельческой записи на свой пустынный остров…» Это сообщение проливает свет на название праздника «Зосима». А вот происхождение следов животных остается неясным (на вершине камня ясно виден большой человеческий след, примерно 38-го размера, след младенца и много следов домашнего скота – лошади, коровы, овцы или козы).
К камню ходили по завету, молились. Он считался исцелительным: в следках всегда держалась вода, и ею мыли глаза, прикладывали компрессы на больное место, чтобы быстрей заживало, обмывали больных. К камню ходили, если скотина не водилась. И в наши дни идут люди к «Святому» камню за исцелением, как физическим, так и душевным. Идут пешком. На пути к камню, в районе деревни Подгорье, останавливаются у трех ручьев, которые текут в очень глубоком овраге, по местному «кряже» берут воду отдельно из каждого ручья, потом смешивают ее и омываются, приговаривая: «Куда бежит вода, туда и моя печаль-тоска». Емкости с водой, (а вода здесь прекрасная, прозрачная, не дает осадка) несут к камню, ставят на него, молятся, подолгу молчат. Местные жители говорят, что только с чистой душой и сердцем можно идти к этому камню, преодолев тройную водную преграду, крутой спуск и подъем, и тогда камень обязательно поможет.
О возникновении святыни на данном месте говорят по-разному. Одни утверждают, что на этом месте в земле нашли икону, хотели построить церковь. Но по-видимому, она так и не была построена, а камень для фундамента остался и к нему ходят поклоняться люди. По другой версии, что рядом с камнем, скорее всего, была когда-то церковь.
Другие говорят, что «камень упал с неба».
По предположению археологов, камень когда-то был мягким, как пластилин, и его притащил к нам со Скандинавского полуострова ледник.
Большинство людей не могут сказать ничего определенного о «начале» возникновения святыни. Возможно, такая ситуация связана с тем, что камень не сохранился до наших дней. В конце 1950-х годов по Новгородской области прокатилась волна мероприятий по борьбе с местными культами. В числе уничтоженных в это время более чем трех десятков почитаемых мест был и камень-следовик у д. Калмыково. Нам удалось найти старую фотографию, где камень ещё цел. К сожалению, следов из за низкого качества никаких не видно. Фотография была сделана в начале 60-х годов.
Среди воспоминаний о камне, записанных от представителей старшего поколения, наибольшим вниманием пользуются описания следков на валуне и чудодейственных свойств воды, копившейся в них. "Да, былa там, у eтова кaмушка. Там такaя плитa. Ну там, навeрно, цeрков рaньши-то была, навeрно, што ее там… Пристaвить уш не так [просто] эта плитa очутuлась. Овeчий следoк, карoвий слидoк на этом камню.
Высечино ли - как оно там получuлоси. И вот там в этих следoчках, там фсе врeмя дeржитца водuчка. Да. И вот эту водuчку… Вот, допyстим у миня не видетца с овeчкам - я с овeчьево следoчка бутылочку этой водuчки бра[ла]. У ковo ни видеца с корoвушкой там - бирyт оттyда с корoвьево следoчка. Там я была у етова кaмышка. Я вuдила это".
Воспоминания Туймановой (Поликарповой) Т.Н. (Приложение№1)
Камень был взорван, но его осколки тут же оказались собранными вместе, паломничество продолжалось. Тогда местные власти предприняли еще один шаг – осколки взорванного камня погрузили на трактор, увезли на некоторое расстояние и бросили их в ручей. После этого на месте прежнего валуна опять была собрана груда осколков поменьше – все, что местные жители смогли собрать во второй раз. Такое противостояние породило, по-видимому, много разговоров, отзвуки которых доходили спустя и несколько десятилетий после этих событий.
В ближайших деревнях до сих пор рассказывают о страшных наказаниях людей, поднявших руку на святыню: одного парня постигла болезнь, другого задавило поездом, кого-то из разорителей парализовало.
После уничтожения камня, почитаемое место продолжает существовать. Замена камня-следовика грудой из его осколков повлияла на внешний облик святого места. У холма из осколков был поставлен крест с распятием, прилегающее пространство каждый столб, которой с внутренней стороны помечен шестиконечным крестом обнесли оградой. Крестом также украшена калитка. Внутри огражденного участка вкопаны лавки и стол для богослужения.
У камня всегда – цветы, троицкие березки, вербы, свечи… (В зависимости от времени года и праздника). После взрыва воду от камня уже невозможно взять из чьих-либо следов, но вода, скопившаяся в неровностях камня остаётся целебной, как и мох, которым обрастает взорванный камень. Здесь служат молебны, место это по-прежнему остается святым, откуда привычно и логично возносить молитву Богу.
Хорошо, что со временем ученые признали эти природные объекты, камни со знаками, достойными серьезного научного изучения как археологические, исторические и культурные памятники.
Вывод.
Серые камни, пережившие сотни лет и десятки веков и дожившие до нашего времени достойны бережного отношения, - это бесценные исторические памятники, сохранить такие объекты – наш долг перед будущими поколениями. Огромные валуны собраны в Минском геологическом музее камней, в Литве – в поселке Мосидио. Есть все основания считать, что на Валдайской возвышенности, в частности и в нашей Новгородской области, будут открыты новые, еще не известные нам памятники. Кто знает, может и на интерес к поклонным камням позволит сделать какие-то открытия. Хорошо их иметь и в нашем краеведческом музее, но все-таки они должны находиться на своих местах, а не вырываться искусственно из своей среды, из окружающего ландшафта.
Культовые места являются национальным достоянием современных народов, это уникальные памятники старины. Будучи включёнными в культурный ландшафт определённой территории, они приобретают дополнительное звучание, и не случайно считаются одним из источников изучения прошлого и настоящего народов, проживающих на этой территории.
Наше исследование показало, что культовые объекты говорят о взаимозависимости человека, общества и природы. Эти места до сих пор наделяются людьми особой энергетикой и служат объектами поклонения местного населения вне зависимости от их этнической принадлежности. «Камни-следовики» свидетельствуют о связи христианских святынь и дошедших до нас объектов дохристианской культуры.
Свидетельством духовного развития общества является то, что такие памятники, сохранившиеся с давних времён, привлекают внимание и окружаются заботой местных жителей, возрождаются обычаи и обряды, которые были связаны с этими святыми местами.
Особую ценность этой работы видим в том, что для нас открылась совершенно новая сторона духовной культуры народа, среди которого живём и мы.
Библиография.
Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Архивные материалы из библиотеки им. А.С. Пушкина города Малая Вишера
Воспоминания местных жителей.
Приложение № 1
Аникин Алексей Павлович местный поэт написал стихотворение о святом камне. Он родился 25 февраля 1927 года, умер 18 сентября 2000 года, прожил 73 с половиной года. В деревне Подгорье и Колмыково ещё есть люди, которые помнят Алексея Павловича, помнят его замечательные стихи.- это Алексеева Галина Ивановна, Пётриева Вера Ивановна, Степанова Татьяна Ивановна). Некоторые свои стихи он опубликовывал в местной газете (раньше она называлась «За коммунизм»), но ему это не очень нравилось, так как, многие стихи были искажены, и они теряли свой первоначальный смысл. Постепенно Алексей Павлович свои стихи в газете перестал печатать.
Там, за околицей, в лесочке,
За Колмыковскою чертой,
Лежал на кромке косогора
Валун, по имени Святой.
К Святому камешку ходили
Все люди в праздничные дни,
К нему же шли и в час недуга
За исцелением они.
К Святому камешку в Изосим
Зовет традиция, мечта.
На нем же высечены были
Следы младенца и скота.
Они его обожествили
И шли с букетами цветов,
Как всемогущее лекарство
Водичку брали из следов.
Чтоб отменить обряд народный,
На совесть не беря грешок,
Решил правитель недалекий
Стереть тот камень в порошок.
И прогремело эхо взрыва
В шестидесятые года.
«Герой» расправы с мертвым камнем
Народом проклят навсегда.
Зачем глумится над народом,
Ведь жизнь его и так сложна:
37-ой, расправы, голод,
Затем тяжелая война.
Крепки традиции в народе,
Они и дальше будут жить,
Хоть что-нибудь в душе святое
У каждого должно же быть.
И невзирая на погоду,
И в летний и осенний день
Приходят на поклон старушки
Из всех окрестных деревень
Придут, перекрестятся скромно,
И в грусти постоят часок (чуток),
Посмотрят на его останки,
Поставят свечки и цветок.
Приложение № 2
Марина Александровна, здравствуйте!
Михаил Васильевич Шорин родился и живет в Великом Новгороде. Профессиональный археолог, пятнадцать лет проработавший в Новгородском музее.
У камня я побывал в 1985 и осенью 2013 года. Отец Таратухиной Нины Ивановны мне рассказывал, что у камня праздновали раньше вечером 9 и утром 10 октября на Изосима (Зосима) и Савватия , а также 15 июля -праздник Ахтырской иконы Божьей Матери. Из Оксоч шли крестным ходом, возглавляли его священнослужители. Некогда у камня стояла часовня, которую поставил зажиточный мужик, проживавший на ст. Веребье. Он ослеп , во сне получил совет сходить к камню и исцелился, делая компрессы с водой от камня. Также он поведал, что у соседки напротив Поликарповой Анны Ивановны ) дочка Наденька в детстве страдала ногами – «подкрючило» ногу, - на крик кричала, врачи не помогли, исцелилась компрессами от камня. Камень взорвали в 1959 г., - из Окуловки приехала милиция, запретили выходить из домов и взорвали камень (Бог наказал каждого). Этому предшествовала антирелигиозная работа партийных и советских органов власти (было постановление исполкома Окуловского района о ликвидации этого почитаемого места). Началось же все с постановления ЦК КПСС " О мерах по прекращению паломничества к так называемым святым местам ", областные власти составили список о 33 почитаемых объектах (куда попал и этот камень), подлежащих уничтожению. В основном это были почитаемые водные источники и лишь один этот камень. В год, когда взорвали камень, в Подгорье и в ближайших деревнях, входивших в колхоз, на 10 окт. был организован субботник по завершению уборки картофеля и власти никого к камню не допустили.
Эти материалы, думаю, Вам помогут, желаю здоровья, всего доброго, Михаил Шорин.
Приложение № 3
Из воспоминаний Туймановой (Поликарповой) Таисии Николаевны 20.04.1932. года рождения.
Что я помню о святом камне?
Папа (Поликарпов Николай Поликарпович) рассказывал, что никто не знает, откуда появился камень. Одни говорили, что он вырос, другие – что он упал с неба. Я смею предположить, что это кусок (примерно 4-5 м в длину , 2-3 м в ширину) небесного тела. Наверное, в начале он был раскаленным, потом постепенно остывал, и, в конце концов, окаменел. На нем было множество всевозможных следов: это следы и взрослого человека, и младенца, и всевозможных животных и даже птиц. Они были и очень глубокие, и мелкие и даже поверхностные, например, след птицы, которая как бы поскользнулась. В каждом следе была вода, она никогда не высыхала. Камень со временем обрастал мхом. Вода и мох обладали лечебным действием.
В нашем роду два человека излечились водой и молитвой у этого камня. Это мамина сестра Лидия, которая в 7 лет вместе со своей матерью, моей бабушкой, идя в лес, зашли на камушек, помолились, помылись водичкой из следов, а в лесу Лида вдруг спросила маму: «Мама, это кто так кричит: «Ку-ку!». А не слышала она с 4-х лет (осложнение после болезни).
Второе чудо было с моей сестрой. У нее не разгибалась нога в колене после травмы. Все, что можно было предпринять с медицинской точки зрения в войну, было сделано. Это и консилиум врачей в госпитале (военный госпиталь при детском доме им. Ушинского), и осмотр специалистами в областной больнице города Боровичи. Вердикт: болезнь неизлечима. После недели компрессов со святой водой (с камня), мама снесла мою сестру на «заклюках» к камню, где они помолились, помыли ногу-колено и обратно вернулись на своих ногах (с трудом, с отдыхом) и больше об этом недуге не вспоминали.
У камня была выстроена часовня, где проходили службы. В праздники (15 августа и 10 октября) из церкви, что находилась в Оксочах, был крестный ход к этому камню. Народу собиралось тысячи. Я часовню и крестный ход не застала. Это папа и мама рассказывали.
После войны (в 50х годах) камень был взорван партийной организацией: люди отвлекались якобы от работы. Взорвали рано утром, к обеду народ собрал осколки, разлетевшиеся во все стороны. Через день эти осколки на тракторе вывезли в трясину и несколько раз проехали по ним, чтобы они безвозвратно ушли в землю. Председателем сельсовета в то время был Яковлев Василий Яковлевич, секретарем партийной организации – Павлов Николай. Всех людей, которые издали приказ о взрыве камня и тех, которые исполняли этот приказ, Господь Бог покарал.