kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках географии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное казахстанское общество претерпевает быстрые и значимые изменения в экономической, политической, социальной и культурной сферах. Это связано с процессами глобализации, информатизации, изменениями на рынке труда, инновационной политикой правительства и др.  Важным фактором изменений являются вызовы и угрозы 21 века, которые заставляют общество своевременно и адекватно на них реагировать. Все это не может не отражаться на развитии образования. В этих условиях модернизации перед казахстанскими педагогами выдвигаются новые профессиональные задачи. К

этим задачам относятся: развитие у школьников правовой грамотности и культуры, навыков критического мышления, формирование информационной  и коммуникативной компетенций

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках географии»»

О бухова Н.В.,

учитель географии высшей категории,

Педагог-исследователь

КГУ «Средняя школа № 12»

ГУ «Управление образования акимата Житикаринского района»

Г. Житикара


«воспитание гражданственности и патриотизма на уроках географии»


Современное казахстанское общество претерпевает быстрые и значимые изменения в экономической, политической, социальной и культурной сферах. Это связано с процессами глобализации, информатизации, изменениями на рынке труда, инновационной политикой правительства и др. Важным фактором изменений являются вызовы и угрозы 21 века, которые заставляют общество своевременно и адекватно на них реагировать. Все это не может не отражаться на развитии образования. В этих условиях модернизации перед казахстанскими педагогами выдвигаются новые профессиональные задачи. К

этим задачам относятся: развитие у школьников правовой грамотности и культуры, навыков критического мышления, формирование информационной и коммуникативной компетенций и др.

Результатом современного, обновленного образования должен стать человек, который умеет быстро адаптироваться к новым условиям, умеет находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляет гибкость и творческий подход, не теряется в ситуации неопределенности, умеет налаживать эффективные социальные связи и при этом демонстрирует высокие моральные качества.

Характерной особенностью современного состояния воспитания в организациях образования Казахстана является направленность на обновление его содержания с позиции социально востребованных ценностей, традиций, поведенческого опыта.

В формировании духовно-нравственной личности школьников важную роль играют семья, среда и школа, в которой они проводят большую часть времени. Поэтому большое значение имеет воспитательный аспект урока. Уроки истории обладают в этом плане большими педагогическими возможностями.

В первую очередь этому способствует содержательный компонент уроков истории. Изучение процесса развития общества осуществляется через изучение экономических явлений, культурных достижений, локальных и мировых войн, национально-освободительных движений, политики правителей древних и современных государств и др. Это дает возможность создать на уроке условия для формирования у школьников патриотизма, гуманизма, ответственности за будущее своей страны.

Так, формированию патриотизма способствуют уроки, в ходе которых ученики знакомятся с возникновением географических названий вокруг нас. Ребята не только знакомятся с историческими событиями минувших дней, но и осмысляют вклад исследователей территории Казахстана в географию, как науку. Такая учебная ситуация вызывает у ребят чувство гордости географическим прошлым своей страны, учит ценить мужество, которое было необходимо в те далёкие времена для создания экспедиций и осуществления исследовательских маршрутов.

Важное значение имеет воспитание у учеников негативного отношения к социальным конфликтам, как способу решения международных или внутренних вопросов и проблем страны. Ведь такие конфликты, безусловно возникали во все исторические эпохи. И, при изучении таких ситуаций, изучая биографию и путь исследователя, ведущий к открытиям, ученики пытаются определить те чувства, которые испытывает человек, оказавшийся в гуще таких событий. Как правило, ребята называют страх, горе, болезни, голод, переживания, лишения, страдания и др. Они так же отмечают, что не хотели бы пережить такое. В таких ситуациях аналогия с современными событиями (войнами, социальными конфликтами) и подводит учеников к выводу о том, что мир, будущее во многом будет зависеть от современных школьников, как они научатся мирно разрешать проблемы и конфликты как внутри страны, так и с другими народами, насколько они будут готовы к сотрудничеству. Такие уроки дают возможность воспитывать ценностное отношение к человеческой жизни, гуманизм, сострадание, милосердие.

Большое значение для воспитания школьников имеет изучение исследователей родной земли различных эпох и времён с древности до современности. Изучение жизни, деятельности, мыслей, творческого наследия исторических личностей, которые оставили значительный след в истории своей страны, своего народа, является основой для воспитания ценностных ориентиров современных школьников. Например, при изучении истории путешествия Шокана Уалиханова в Кашгарию ученики сами определяют актуальные для нашего времени его личностные качества: любовь к родине, дальновидность, дипломатичность, уважительное отношение к традициям и обычаям своего народа, организаторские способности. Знакомство с действительными фактами непростой личной судьбы и истории открытий и исследований, для учеников является примером той большой ответственности, которую взяли на себя первооткрыватели, добиваясь признания своего труда для казахского народа и государства. Большим воспитательным потенциалом обладают уроки, на которых ученики знакомятся с героями- участниками Великой Отечественной войны, например, лётчик Сургутанов, открывший богатейшее Соколовско-Сарбайское месторождение магнетитовой железной руды в Костанайской области. Примеры мужества и героизма, проявленные казахстанцами на полях сражений, готовность к самопожертвованию ради общей победы, трудовой подвиг тружеников тыла и помощь, оказанная всему советскому народу в тяжелые годы войны (Переоборудование Павлодарского тракторного завода в танковый), всё это не просто достойно уважительного отношения. Именно на таких примерах должно формироваться понятие о личной ответственности человека за судьбу своего народа и за будущее своей страны.

Изучение жизни и деятельности путешественников и исследователей разных эпох, поступки и дела которых оцениваются по-разному, учат школьников извлекать уроки из прошлого, определять отрицательные и положительные последствия их деятельности. На таких уроках ученики учатся прогнозировать последствия своих поступков и действий. Дискуссионные уроки, позволяют ученикам не только осмыслить и оценить роль личности в истории, высказать свое суждение и отношение к ним. Тем самым создается ситуация для воспитания активной жизненной позиции учеников, их готовности к принятию самостоятельных решений, проявлению инициативы.

В наше время, эпоху всеобщего потребления, актуальным является воспитание уважительного отношения к труду, формирование ценностного отношения к труду как важной составляющей жизни человека. В среднем звене при изучении тем «Народные промыслы Казахстана» ученики, на примере изучения жизни и деятельности земледельцев, скотоводов, ремесленников получают представление о важности этих социальных групп для развития и процветания государства, что только труд человека превращал пустынные или малопригодные для жизни территории в цветущие земли.

В старших классах воспитанию ценностного отношения к труду способствует ряд тем по географии Казахстана: «Индустриализация»,

«Становление отраслей промышленности и сельского хозяйства», «Освоение целины», «новые отрасли химической промышленности» и др. Ученики не только знакомятся с примерами самоотверженного труда, значением важнейших достижений, но и делают вывод, что только трудовые усилия всего народа способны изменить страну, поднять её на новый технический, хозяйственный уровень. Многие ученики отмечают, что тогда люди и условия были другие, сегодня так, с большим энтузиазмом, уже никто не работает. Но всегда находятся ребята, которые уверены в том, что, если возникнет такая необходимость, люди будут готовы и к такому тяжелому труду. Это особенно ценно, когда в обществе у определенных социальных групп все больше распространяются иждивенческие настроения, надежда на социальную поддержку государства, пусть и незначительную.

Особые воспитательные возможности дают способы организации деятельности учащихся на уроке. Каждый урок является средой, где происходит воспитание культуры общения. Ученики учатся слушать и слышать не только учителя, но и друг друга, умение наладить диалог, и посредством него, не только общаться, но и обучаться. В ходе групповой, парной форм работы ученики учатся совместно работать над проектом или решением общей проблемы, происходит взаимообучение. И такие уроки бывают эффективнее, чем традиционные. Даже слабые ученики раскрываются с новой стороны, успешно справляются с учебной задачей.

Важным элементом коллективной работы является терпимость, готовность к сотрудничеству. Ученики учатся преодолевать разногласия и личную неприязнь. Эти качества, сформированные в школе, подвигнут учеников в дальнейшем к толерантному восприятию мира и отдельного человека, признания права на другое мнение, осознание прав другого человека и границ своей свободы, умение договариваться. Создание условий для воспитания лидерских качеств учеников осуществляется через их вовлеченность в самоорганизацию на уроке, инициативность, умение направлять деятельность своих одноклассников.

Урок географии обладает важным потенциалом: способствовать воспитанию личности учеников. Воспитательные возможности урока предусматривают и использование содержания учебного материала, и оптимальный выбор технологий обучения, а также продуманность форм организации познавательной деятельности. Эффективное сочетание этих возможностей способствует формированию и развитию с социальных, культурных, коммуникативных и других значимых компетенций личности школьников, которые станут активными участниками процессов, происходящих в стране и мире.


Литература:
  1. Концептуальные основы воспитания условиях реализации программы «Рухани жаңғыру», 2019 г. https://nao.kz/

  2. Жилбаев Ж. и др. О некоторых аспектах воспитания детей в Казахстане. Вестник КарГУ, 2016 г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках географии»

Автор: Обухова Надежда Викторовна

Дата: 19.11.2020

Номер свидетельства: 563766

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Воспитательный аспект урока английского языка в условиях реализации требований ФГОС"
    ["seo_title"] => string(80) "vospitatelnyi_aspekt_uroka_angliiskogo_iazyka_v_usloviiakh_realizatsii_trebovani"
    ["file_id"] => string(6) "642431"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702655573"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Проект эколого-краеведческого воспитания учащихся "Человек. Мировоззрение. Природа" "
    ["seo_title"] => string(98) "proiekt-ekologho-kraieviedchieskogho-vospitaniia-uchashchikhsia-chieloviek-mirovozzrieniie-priroda"
    ["file_id"] => string(6) "108096"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403548255"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Статья "Эколого-краеведческое воспитание учащихся" "
    ["seo_title"] => string(62) "stat-ia-ekologho-kraieviedchieskoie-vospitaniie-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "108147"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403590476"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Открытый урок на тему: "Монголо-татарское нашествие" "
    ["seo_title"] => string(55) "otkrytyi-urok-na-tiemu-mongholo-tatarskoie-nashiestviie"
    ["file_id"] => string(6) "131123"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416078152"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Презентация для урока. Роль машиностроительного комплекса Иркутской области "
    ["seo_title"] => string(82) "priezientatsiia-dlia-uroka-rol-mashinostroitiel-nogho-komplieksa-irkutskoi-oblasti"
    ["file_id"] => string(6) "105323"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402841468"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства