Влияние географического положения на жизнь людей нашего района
Влияние географического положения на жизнь людей нашего района
Влияние географического положения на жизнь людей нашего районаВлияние географического положения на жизнь людей нашего районаВлияние географического положения на жизнь людей нашего районаВлияние географического положения на жизнь людей нашего района
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
8. Список использованных источников……………………………….................................... 25
9. Приложение
Введение Транспортное сооружение, автомобильная дорога, при функционировании оказывает воздействие на окружающую среду, вызывая в ней многочисленные изменения. Дорога может улучшить условия жизни людей, эстетику ландшафта, и в то же время создает условия для разрушительного воздействия на окружающую природную среду. Стабильная природная экологическая система за миллионы лет эволюции сформировалась в определенных условиях и приобрела способность к регенерации. Экологическая система будет отторгать все, что может нарушить ее установившиеся внутренние и внешние связи, либо изменятся сама, чтобы сохранится в новых условиях.
Основными видами воздействия дороги на окружающую природную и социальную среду являются:
- воздействия на ландшафт, гидрогеологию, климат, социально-экономические условия, традиционный уклад жизни и природопользование местного населения;
- загрязнение компонентов окружающей среды (воздуха, воды, почвы, растительности) химическими веществами, пылью, твердыми отходами;
- воздействие шума, вибрации, электромагнитных полей и ионизирующих излучений на компоненты окружающей среды, население и животный мир;
- динамическое воздействие механизмов и машин на людей, животный и растительный мир.
Существенной составляющей загрязнения воздушной среды городов являются выхлопные газы автотранспорта. Известно, что автотранспорт выбрасывает в воздушную среду более 200 компонентов, среди которых угарный газ, углекислый газ, окислы азота и серы, альдегиды, кадмий и концерогенная группа углеводородов (бензопирен и бензоантроцен). При этом наибольшее количество токсичных веществ выбрасывается автотранспортом в воздух на малом ходу, на перекрестках, остановках перед светофорами. Так, на небольшой скорости бензиновый двигатель выбрасывает в атмосферу 0,05% углеводородов, а на малом ходу - 0,98% углеводородов, окиси углерода соответственно -5,1% и 13,8%. Загрязнение атмосферного воздуха отработанными газами автомобилей удобно оценивать по концентрации окиси углерода в мг/м³. [1]
Общий эффект загрязнения становится больше, чем простая сумма воздействий этих загрязнителей, вследствие воздействия их друг на друга. В присутствии солнечного света такие компоненты выхлопных газов, как оксид азота и углеводороды, вступают в реакцию и образуют новые, еще более ядовитые вещества: переоксиацетилнитрат (PAN) + ОЗОН (O3) [2]
Целью проведенных исследований является определение степени загруженности территории основных магистралей города транспортными потоками и оценка загрязнения окружающей среды химическими веществами и шумом, что до настоящего времени никем не исполнялось. При этом последовательно решаются следующие задачи:
1. Изучить литературу и методические руководства по данному вопросу.
2. Определить и обосновать объект исследований и его структуру
( модель города). Выбор контрольных пунктов и определение точек наблюдения.
3. Организовать наблюдения на опорных точках.
4. Произвести компьютерную обработку материалов.
5. Вычислить уровень шума и уровень загрязнения оксидом углерода.
6. Проанализировать полученные результаты.
7. Оформление выводов.
Изучение экологии транспортных средств [1,2,3] дало представление об общей степени и видах воздействия транспорта на окружающую среду, что позволило выдвинуть гипотизу о воздействии этих факторов на селитебную среду города Старый Оскол, вызывая в ней многочисленные изменения. Объектом исследования являются центральные автомагистрали города Старый Оскол.
Предмет исследования: загруженность основных магистралей, загрязнение окружающей среды химическими веществами и шумом.
Одним из первых методов изучения обстановки является древнейший метод исследования – наблюдение. Инструментальные методы исследования можно было бы провести с помощью шумомеров и газоанализаторов, однако, данный вариант осложняется отсутствием аппаратуры в наличии и дороговизной ее для учебных заведений. Кроме того метод наблюдений, согласно использованным литературным источникам[2,3] не требует специальной аппаратуры и достаточен по результативной точности.
Рассматривая модель города из рисунка №1 видно, что основной транспортной магистралью, связывающей все жилые массивы города, является Проспект Комсомольский. Этот проспект проходит через весь город с юго-запада на северо–восток и пересекает основные внутренние магистрали Северо-восточного района города (Проспект металлургов) - первый опорный пункт наблюдения, Исторического центра города (улица Ленина и улица Пролетарская) - второй опорный пункт наблюдения, и Юго-западного района (Улица Ватутина – проспект Губкина) - третий опорный пункт наблюдения.
План проекта:
№
п/п
Проводимые мероприятия
Сроки проведения
1.
Изучение литературы и методического руководства по влиянию автотранспорта на окружающую среду
Сентябрь
2.
Создать план-схему города Старый Оскол с указанием центральных автомагистралей. Выбрать контрольные пункты и определить точки наблюдения.
Октябрь
3.
Наблюдение за потоком автотранспорта на опорных точках
Ноябрь
4.
Компьютерная обработка материалов, вычисление уровня шума и уровня загрязнения оксидом углерода
Ноябрь -Декабрь
5.
Проанализировать полученные результаты.
Оформление выводов и заключения
Декабрь
6.
Просветительские мероприятия по донесению до населения возможных экологических рисков
Регулярно
Краткая физико-географическая характеристика участка работ
Город Старый Оскол расположен в южной части Среднерусской возвышенности. Административно Старый Оскол входит в состав Белгородской области Росси.
Современная территория Приосколья представляет собой всхолмленную равнину, изрезанную оврагами, балками и речными долинами. Наиболее возвышенной частью территории является междуречье рек Оскол и его притока Осколец, где и располагается Исторический центр города Старый Оскол. Это холмы с относительным превышением до 30м. и абсолютной отметкой в районе участка работ 182 м. Именно в этой части города проходила древняя дорога на Курск, Белгород и далее на юг, которая существовала до начала строительства ОЭМК и разработки КМА, что изменило социально-бытовую и промышленную структуру города. Селитебный ландшафт участка характеризуется наличием жилого массива, расположенного в овражной системе юго-западного склона района Исторического центра города Старый Оскол. Жилой массив Исторического центра по долинам рек окружен слободами Ямская, Стрелецкая, Ламская.
Площадь участка «Юго-западный район» расположена к юго-западу от исторического центра города Старый Оскол, на правобережье реки Осколец. (Приложение 1)
Поверхность участка характеризуется сравнительно ровным рельефом с уклоном в сторону реки Осколец.
Климат района умеренно-континентальный, с умеренно-холодной зимой и жарким летом. Среднегодовая температура +8.3°C. Господствуют в районе ветры восточного направления.
В экономическом отношении район является промышленно-развитый. В юго-западном направлении от города расположены: железорудные карьеры Стойленского и Лебединского ГОКов, завод металлургического машиностроения. На юго-востоке - Оскольский электрометаллургический комбинат.
По мере расширения промышленного строительства возникли новые жилые районы Юго-Западный район по правобережью реки Осколец в направлении Стойленского и Лебединского ГОКов и Северо-Восточного в направлении ОЭМК, что определило направление транспортных путей города.
.
Методика проведения исследований
Для получения данных о величине автотраспортной нагрузки проводятся наблюдения за напряженностью и структурой транспортных потоков в часы “пик” в рабочие дни недели; при этом фиксируются также дорожные условия, характер застройки и озеленения. При оценочных работах может использоваться расчетная методика, которая позволяет определить приближенные значения уровня шума и загрязнения атмосферы СО в зависимости от численности населения города, уровня автомобилизации и значимости улиц, с внесением поправок для учета особенностей планировки города, уклона улиц, доли грузового и общественного транспорта. Для осуществления данных исследований необходимо выбрать контрольные точки для наблюдения в количестве и качестве достаточном для получения статистически значимой выборки.
Как отмечалось ранее структура города включает район исторический центр ( улица Ленина и прилегающие слободы), юго - западный район и северо - восточный район связанные магистральной улицей с многоэтажной застройкой с двух сторон при ширине улицы между домами более 50 метров, тип дорожного покрытия – асфальтобетон, средняя скорость движения 60 км/час, практически полное отсутствие лесозащитных насаждений. Магистральная дорога (Проспект Комсомольский) пересекается с Проспектом металлургов, определяющем Северо-восточный участок района города, улицы Ленина и Пролетарская (Исторический центр), Проспект Губкина и улица Ватутина ( Юго-западный район). Кроме того, магистральная трасса проходит по улице Октябрьская. Все улицы имеют разделительную полосу между проезжими частями шириной не более 3 метров. Регулируемый перекресток на проспекте Комсомольский на пересечении с ул. Пролетарская и Ленина. Продольный уклон дороги на этом перекрестке достигает 4%..
Для оценки уровня загрязнения окружающей среды в городе были выбраны три опорных пункта наблюдения соответствующих районам города. Для каждого пункта были выбраны пять контрольных точек наблюдения и учета проходящего транспорта.
В соответствии с приведенными условиями контрольные точки для наблюдений выбраны: для Исторического центра на въезде в центр со стороны Юго-запаного района (точки 1 - 2), в районе мэрии – точка 4, на перекрестке улиц Ленина – Октябрская – точка 3 и перекрестка около ЦРБ, точка 5.
На улице Ленина располагаются учебные заведения Кооперативный техникум, геологоразведочный техникум, сбербанк, мэрия. На проспекте Комсомольский (Исторический центр) – Центральная районная больница, поликлиника ЦРБ, Судебные органы, подъем дороги, уклон до 4%, светофор.
Для оценки уровня загрязнения окружающей среды в районе Юго – западного участка контрольные точки были выбраны на проспекте Комсомольский (точки 1-2), Проспекте Губкин – точка 3, точка 4 на проспекте комсомольский – Горняк и точка 5 – улица Ватутина. В северо-восточном районе контрольные точки 1,2,3,4 и 9 расположены вдоль основной магистрали Проспект металлургов, трасса основной загрузки, остальные контрольные точки (5 - 15) расположены на второстепенных по загрузке улицах.
В результате проведенных исследований были отработаны три опорных пункта, в которых были проведены наблюдения в пятнадцати контрольных точках.
Обработка результатов наблюдений
Уровень шума в децибелах (дБ) определяется для условных точек, расположенных на расстоянии 7,5м от оси движения, на высоте 1,2м, по формуле: Lа = Lа1+Lхп + Lду + Lхз [2, стр124-130]
Где Lа – расчетный эквивалент уровня звука по числу транспортных единиц в час;
Lа1 – исходная величина расчетного эквивалентного уровня звука (дБ) , зависящая от числа транспортных средств за час (таб 7).
Lхп – поправка на характеристику потока (количество карбюраторного транспорта в %)
Lду – поправка на дорожные условия (дорожное покрытие и условия)
Lхз – поправка на характер застройки
Оценка концентрации окиси углерода (Ксо) рссчитывается по формуле:
Сводные результаты по участку Северо - восточный район города
по контрольным точкам
№ точек наблюдения
Поток
транспортных
средств
Коэффициент токсичности
Концентрация
СО
в мг/м³
Уровень шума в
децибеллах
1/1
2825
1,121
70
78
2 /3
3085
1,12
75,7
78
3/7
2911
1,129
72,7
78
4/6
2465
1,06
57,5
78
5 /15
739
1,00
17,15
75,5
6/10
1753
1,08
41,78
77,5
7/5
1295
1,137
32,88
77
8/8
1488
1,084
35,8
77
9/9
1665
1,029
37
77,5
10/13
1292
1,06
30,7
77
11/14
968
1,096
24,47
76
12/12
1404
0,963
30,3
77
13/11
2144
1,219
57,6
77,5
14/2
2603
1,205
68,8
78
15/4
3260
1,114
79,5
79,6
∑
29947
1,094
48,79
77,44
Результаты наблюдения за потоком транспорта по участку
Юго-западный район города по контрольным точкам
Точка наблюдения 1 Проспект Комсомольский – проспект Губкина
Вид транспорта
Время наблюдения
Всего транспорта
Коэффициенты
Pi
Kti
Kt
Легковые автомобили
3061
0,907
1
0,907
Автобусы
84
0,025
3,7
0,093
Дизельный
9:40-11:40
44
0,013
0,2
0,003
Ср. грузовой
65
0,019
2,9
0,055
Лег. Грузовой
122
0,036
2,3
0,083
Всего
3376
1,000
1,140
Поток транспорта за час 168
Точка наблюдения 2 Проспект Комсомольский – Ватутина
Вид транспорта
Время наблюдения
Всего транспорта
Коэффициенты
Pi
Kti
Kt
Легковые автомобили
2392
0,90
1
0,900
Автобусы
9:40-11:40
98
0,037
3,7
0,137
Дизельный
20
0,008
0,2
0,002
Ср. грузовой
54
0,020
2,9
0,058
Лег. грузовой
86
0,032
2,3
0,074
Всего
2650
1,098
1,170
Поток транспорта за час 1325
Точка наблюдения 3 Проспект Губкина – Горняк
Вид транспорта
Время наблюдения
Всего транспорта
Коэффициенты
Pi
Kti
Kt
Легковые автомобили
9:40-11:40
2504
0,900
1
0,900
Автобусы
61
0,022
3,7
0,081
Дизельный
54
0,019
0,2
0,004
Ср. грузовой
75
0,027
2,9
0,078
Лег. Грузовой
89
0,032
2,3
0,074
Всего
2783
1,000
1,137
Поток транспорта за час 1392
Точка наблюдения 4 Проспект Комсомольский – Горняк
Вид транспорта
Время наблюдения
Всего транспорта
Коэффициенты
Pi
Kti
Kt
Легковые автомобили
9:40-11:40
2509
0,90
1,00
0,93
Автобусы
61
0,02
3,70
0,08
Дизельный
54
0,02
0,20
0,00
Ср. грузовой
75
0,03
2,90
0,08
Лег. Грузовой
89
0,03
2,30
0,07
Всего
2788
1,00
1,14
Поток транспорта за час 1394 Точка наблюдения 5 Улица Ватутина – Проспект Комсомольский
Вид транспорта
Время наблюдения
Всего транспорта
Коэффициенты
Pi
Kti
Kt
Легковые автомобили
9:40-11:40
3232
0,891
1
0,891
Автобусы
122
0,034
3,7
0,126
Дизельный
73
0,020
0,2
0,004
Ср грузовой
68
0,019
2,9
0,055
Лег. Грузовой
133
0,037
2,3
0,085
Всего транспорта
3628
1,000
1,161
Юго - западный район города
Расчет уровня шума La в децибеллах
т. 1 La1=77-3+1+1=76,
т. 2 La1=77-3+1+1=76
т. 3 La1=77,5-3+1+1=76,5
т. 4 La1=77-3+1+1=76
т. 5 La1=77,5-3+1+1=76,5
Результаты расчета загрязнения Ксо по участку Юго – западный район города по контрольным точкам
т. 1
Ксо=(0,5+0,01*1688*1,14)*1*1,06*2*1*1,9 = 79,53
т. 2
Ксо=(0,5+0,01*1345*1,17)*1*1,06*2*1*1,9 = 65,43
т. 3
Ксо=(0,5+0,01*1734*2,36)*1*1*2*1*1,9 = 157,4
т. 4
Ксо=(0,5+0,01*1392*1,137)*1*1*2*1*1,9 = 74,4
т. 5
Ксо=(0,5+0,01*1814*1,161)*1*1*2*1*1,9 = 81,9
Сводные результаты по участку Юго - западный район города по контрольным точкам
№ точек наблюдения
Поток
транспортных
средств
Коэффициент токсичности
Концентрация
СО
в мг/м³
Уровень шума в
децибелах
1
1688
1,14
79,5
76,5
2
1325
1,17
65,4
76
3
1734
2,364
157,4
76,5
4
1392
1,137
74,4
76,5
5
1814
1,161
81,9
76,5
сумма/
сред
∑7953
1,394
91,7
76,3
Анализ результатов проведенных исследований.
Исследование полученных результатов целесообразно начинать с объединенных материалов по участкам Исторический центр и Юго-западный район. Как видно из схемы города, точки 1-2 и одного и второго районов связаны единой трассой и практически имеют, одинаковый вход-выход потока машин.(3013-3470). При этом коэффициент токсичности соответственно 2,28-2,31, а загрязнение CO -145 – 187,4мг/ м³., что свидетельствует о изрядной загрузке данного отрезка трассы. В центральном районе значительное влияние оказывает поток транспорта через контрольную точку 3, где количество машин составляет в центре – 1718, на юго-западе (проспект Губкина) - 1734, коэффициент токсичности соответственно 1,124 и 2,364, а загрязнение CO – 79,8 и 157,4 мг/м³, что объясняется пространственным положением контрольных точек. Четвертая точка в центре (возле мэрии) – поток транспорта 1819 машин в час, коэффициент токсичности -1507 и загрязнение CO – 113,5 мг/м³. Контрольная точка 5 центра располагается в наиболее сложном в экологическом отношении месте: регулируемый перекресток Комсомольского проспекта с улицей Пролетарской на подъеме к улице Ленина, где располагаются Центральная районная больница, поликлиника, прокуратура. Согласно [ 1 таблиц №4] [5 таблица 2.11] ПДК оксида углерода максимально должна быть не более 5 мг/м³.
Продолжая рассматривать обстановку в Юго-западном районе следует отметить интенсивную загрузку проспекта Губкина, где интенсивность транспортного потока составляет 2136 маш/ч, коэффициент токсичности – 2,36 и загрязнение CO – 157,4 мг/м³. Поток транспорта по улице Ватутина составляет 1814 машин/час, коэффициент токсичности – 1,16 и загрязнение CO – 81,9 мг/м³.
В Северо-восточном районе города на основной магистрали (Проспект Комсомольский) расположены контрольные точки 7-1 с выходом на магистраль Проспект металлургов точки 9 - 1 – 2 – 3 – 4, которые и определяют экологическую обстановку района. Как видно из сводной ведомости по району отмеченные точки имеют следующие характеристические значения :
- точка 9 контрольная точка на входе в город со стороны ОЭМК – поток транспорта в час составляет 1665 машин, коэффициент токсичности – 1,03, загрязнение CO – 37 мг/м ;
- точки 7,1,2,3,4 имеют соответственно поток транспорта - 2911,2825,2603,3085, 2465 и коэффициент токсичности – 1.13, 1.12, 1.2, 1.12, 1.11 , загрязнение CO – 72, 70, 68,8, 75,7, 79,5 мг/м треть и четвертая точки расположены вблизи путепровода и автовокзала, что вызывает некоторый застой воздушной среды ;
- Следует отметить, что загрязнение CO порядка 70 мг/м³. концентрируется по центральной магистрали ( точки 1,2,3,4 ) c выбросами на точках 7,10,11. За этой границей коэффициент токсичности практически равен 1, что можно считать нормой.
При рассмотрении материалов по исследованию загрязнения окружающей среды шумом следует отметить, что наибольшим уровнем шума, порядка 83,5 децибел, характеризуется Исторический центр города.
В остальных районах уровень загрязнения составляет, как указывалось выше в среднем 77,4 (северо-восток) и 76,3 дБ - юго-запад при допустимом уровне 50 дБ [5, табл № 2.11 ] .
Таким образом по шумовому загрязнению обстановка в городе распределилась следующим образом: уровень шума Юго-западном районе в среднем составляет 76,4 дБ при норме для административных и лечебных организаций не более 50 дБ. Концентрация СО в среднем 81,9 мг/м³ при ПДК не более 5 мг/м³ и Коэффициент токсичности -до 2,36
По району Исторический центр уровень шума в среднем 83,3 дБ, СО – доходит до 113,49 мг/м³ , Коэффициент токсичность – до 1,5
По участку Северо – Восточный район города уровень шума в среднем 77,44 дБ, СО – от 17 до 79 мг/м³ (сред 48,8 мг/м³) , Коэффициент токсичности -до 1,1 ср.
Как видно из полученных результатов шумовое загрязнениедля Северо-востока и Юго-запада наименьшее по городу и не превышает 78 дБ, в то время как для Исторического центра оно достигает 83,5 дБ, что связано с архитектурным строением города ( ширина улиц).
Концентрация СО для Юго-запада колеблется 65 – 157 при коэффициенте токсичности 1,1 – 2,36 (Проспект Губкина ).
Таким образом, наиболее засоренным является Исторический центр города: вследствие своей архитектуры – узкие улицы, и неправильно организованного движения транспорта.
Выводы
Таким образом, в соответствии с поставленной задачей по полученным материалам определились следующие результаты:
1. Степень загруженности территории основных магистралей города транспортными потоками:
Исторический центр города – 8453 авто/час;
Юго-западный район города - 7953 авто/час;
Северо-восточный район города – для узловой точки магистрального объекта поток составляет 3260 авто/час;
В целом для Северо-восточного района в связи с обширностью территории района по площади поток составляет 29947 авто/час;
Из приведенной информации видно, что максимальная транспортная загрузка по магистралям соответствует Историческому центру и Юго-западному району.
2. Оценка загрязнения окружающей среды оксидом углерода.
Исторический центр города – в среднем 90,4 мг/м³
Юго-западный район города – в среднем 91,7 мг/м³
Северо-восточный район города - – в среднем 48,8 мг/м³ , максимально – 79,5 на узловой точке.
Таким образом, максимальное загрязнение оксидом углерода соответствует потоку транспорта и превышает ПДУ в 16 раз.
Оценка загрязнения окружающей среды шумом дает следующий результат.
Исторический центр города – в среднем 83,3 децибел
Юго-западный район города – в среднем 76,3 децибел
Северо-восточный район города - – в среднем 77,4 децибел
Этот результат показывает равномерное распространение шумового загрязнения при полуторном превышении допустимого уровня.
Таким образом, наиболее засоренным является Исторический центр города (вследствие своей архитектуры – узкие улицы) и неправильно организованного движения транспорта
Заключение
Для разрешения экологической ситуации материалы исследовательской работы направлены в администрацию г. Старый Оскол с предложением разгрузить основную магистраль города.
В настоящее время запланирована постройка кольцевой дороги, что сыграет положительную роль в решении экологического вопроса по загрязнению окружающего пространства автотранспортом.
Список использованных источников:
1. Федорова А.И., А.Н. Николаевская А.Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды.: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.-288 с.
2. Стурман В.И. Экологическое картографирование : Учебное пособие. – М.: ЗАО Издательство “Аспект Пресс”,2003. -251 с.
3. Павлова Е.И., Экология транспорта: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа,2006. – 344 с.: ил. Стр 167 - 194
4. Ю.В. Трофименко. Экология: Транспортное сооружение и окружающая среда: учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений-М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 400 с.
5. Алексеенко В.А.. Геохимия ландшафтов и окружающая среда.- М.: “Недра”,1990. – 142 с.: ил.
6. Бояркина М.В., Комплексные поурочные планы по экологии: - Волгоград: ИТД “Корифей”, 2006, - 112 с. стр - 102
object(ArrayObject)#871 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(273) "Методическая разработка урока по географии в 8 классе по теме "Географическое положение Нижегородской области и его влияние на природу и хозяйство". "
["seo_title"] => string(172) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-ghieoghrafii-v-8-klassie-po-tiemie-gieoghrafichieskoie-polozhieniie-nizhieghorodskoi-oblasti-i-iegho-vliianiie-na-prirodu-i-khoziaistvo"
["file_id"] => string(6) "158695"
["category_seo"] => string(10) "geografiya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1421774211"
}
}