kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по географии 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока Атмосфера. 

Цели: образовательныеуглубить знания об атмосфере, изучить состав воздуха, строение атмосферы и характеристики слоев, значение атмосферы для природы Земли;

развивающие – развивать универсальные учебные действия: умение самостоятельно ставить цели и планировать работу, работать с учебником, заполнять таблицы, анализировать, сравнивать;

воспитательные – продолжить формирование экологического мышления и интереса к естественным наукам, развивать умение работать в парах, давать оценку работы товарищей и самооценку

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по географии 6 класс»



Дата_______ 6 класс Урок №39



Тема: «Атмосфера, ее состав, строение и значение»



Цели: образовательныеуглубить знания об атмосфере, изучить состав воздуха, строение атмосферы и характеристики слоев, значение атмосферы для природы Земли;

развивающие – развивать универсальные учебные действия: умение самостоятельно ставить цели и планировать работу, работать с учебником, заполнять таблицы, анализировать, сравнивать;

воспитательные – продолжить формирование экологического мышления и интереса к естественным наукам, развивать умение работать в парах, давать оценку работы товарищей и самооценку



Оборудование: презентация, раздаточный материал – таблицы для самостоятельного заполнения

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие учащихся, настрой на работу



  1. Изучение нового материала



Определение темы и целей урока

Ребята, отгадайте загадку: «Мы живем на дне океана. Он, словно невидимое одеяло, окружает Землю и создает оболочку, которая называется… (атмосфера).»

Так что же мы будем изучать сегодня на уроке?

Тема урока: «Атмосфера» (слайд 1)

Что именно мы должны будем узнать об атмосфере? Предложите свои варианты целей урока

На уроке ответим на вопросы:

  1. Что называют атмосферой?

  2. Из чего она состоит?

  3. Строение атмосферы.

  4. Значение атмосферы для Земли. (Цели урока открываем на слайде 2)



Определение понятия «атмосфера»

А что же такое атмосфера? (слушаем разные версии, выбираем лучшую и записываем в тетрадь)

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Этот термин предложил М.В. Ломоносов в 1775 году.

Ребята, а какие еще оболочки Земли вы знаете?

Литосфера (дать определение)

Гидросфера (дать определение) (открыть слайд 3)



Состав атмосферы

Итак, переходим к изучению состава атмосферы. Что вы знаете по этому вопросу?

(Воздух – это смесь газов. Он состоит из кислорода, углекислого газа (возможно, кто-то из учащихся назовет и азот) (Открываю слайд 4 – диаграмму.) Интересно, каков состав атмосферы и какую долю занимает каждый из газов в атмосфере?

На несколько минут мы превратимся в химиков 17-18-го веков, изучающих этот вопрос.

  1. Кислород

Воздух невидим, и как же мы докажем, что в нем есть кислород? (Если бы не было кислорода, не было бы ни дыхания, ни горения)

Как определили, какую часть воздуха занимает кислород? (Под стеклянным колоколом, опущенным в чашу с водой, сожгли фосфор, продукты горения которого не газообразны. Вода в колоколе поднялась на 1/5 часть. Сколько же % кислорода в воздухе? Верно, 20%, а точнее – 21%) (слайд 4, по щелчку)

  1. Азот

Итак, кислорода в атмосфере 21%, а какой же газ занимает большую часть атмосферы? Найдите информацию в учебнике на рис.80 (Азот, его 78%) (слайд 4, по щелчку)



Азот в переводе значит «безжизненный». Ученый, который его обнаружил в атмосфере, посадил под колпак с азотом мышку, и она умерла. Почему умерла мышка? (Не было кислорода). Сейчас утверждают, что азот, напротив, один из самых важных элементов в живых существах. Без него не было бы ни белков, ни ДНК. Азот из воздуха улавливают почвенные бактерии и превращают его в соли, а растения впитывают его корнями из почвы.

  1. Углекислый газ (Слайд 4, по щелчку)

Какие же газы занимают оставшийся 1% на диаграмме? (Углекислый газ и другие) Как мы докажем, что в воздухе есть углекислый газ? (Живые существа выделяют его при дыхании; если бы его не было, у растений бы не было фотосинтеза) Как вы думаете, много ли углекислого газа в воздухе? (Мало) Почему? (Его поглощают растения) Верно, углекислого газа в воздухе очень мало, всего 0,03%. Как пополняются запасы углекислого газа, кроме дыхания? (Горение топлива и извержение вулканов)

На заре зарождения нашей планеты соотношение газов атмосферы было совсем иным. Углекислого газа было много, а кислорода не было совсем. Отчего же изменился состав атмосферы? (Появились живые существа, растения изменили состав атмосферы)

Углекислый газ, кроме участия в фотосинтезе, играет еще одну важную роль на Земле: вместе с водяным паром он сохраняет тепло в атмосфере (рассказ о парниковом эффекте, слайд 5)

  1. Примеси воздуха

Что же еще входит в состав атмосферы? Найдите информацию в тексте учебника. (Это водяные пары и озон)

Озон – это видоизмененный кислород, его молекулы состоят не из двух, а из трех атомов химического элемента кислорода.

С помощью текста учебника ответьте на вопросы: -Откуда берется озон в атмосфере? (Образуется из кислорода при грозе) - Какую он играет роль? (Образует озоновый слой на высоте 20-30 км, этот озоновый экран защищает все живое от губительного излучения солнца (добавляю – УЛЬТРАФИОЛЕТОВОГО излучения солнца, которое вызывает ожоги и рак) (слайд 6)



А какие твердые частички есть в воздухе? (Конечно, это и пыль, и споры растений, и пыльца, и микроорганизмы. Их называют твердыми примесями воздуха. Они играют свою роль вместе с водяным паром при образовании облаков).



Строение атмосферы

По вопросу о строении атмосферы, ее слоях и их особенностях я предлагаю поработать самостоятельно в парах с текстом стр.89 и рисунком 82 и через 5 минут доложить результаты поиска и ответить на вопросы, которые я вам раздам.

Работа в парах (малых группах) по вопросам, используя слайд 7, рисунок 82 и текст учебника на стр.89. После 5-минутной подготовки переход к обсуждению, затем к самостоятельному заполнению таблиц (слайд 8) с последующей их самопроверкой (слайд 8, по щелчку):



Строение атмосферы

Слои атмосферы

Верхняя граница (км)

Особенности воздуха

Наличие влаги и облаков

Особенности температуры

Тропосфера

8-10 или 16-18 км

Содержит 4/5 всего воздуха

Содержится почти вся влага и много облаков

С высотой понижается, достигая -550С

Стратосфера

55 км

Содержит разреженный воздух

Очень мало влаги, почти нет облаков

С высотой повышается, достигая 00С

Верхние слои атмосферы

Примерно 1000 км

Воздуха почти нет

Влаги и облаков нет

Температура с высотой понижается до -2700С





Вопросы для самостоятельной работы:

1-я группа:

-Как называется самый нижний слой атмосферы? Какова его толщина на полюсах и над экватором? Предположите, почему толщина этого слоя разная. Как определяют, где именно заканчивается этот слой? (Тропосфера; на полюсах 8-10 км, над экватором 16-18 км. Этот слой содержит 4/5 всего атмосферного воздуха, и температура в нем убывает с высотой, достигая у верхней границы -550С. Учитель должен дополнить, что, например, 8 км – это как от Лемешкино до Новокрасино, а 18 км – до Садового. И температура тогда, например, в Лемешкино 00, а в Садовом -550)



2-я группа:

-Какой слой атмосферы называют фабрикой погоды? Где расположен этот слой? Почему его так называют? Приведите два-три доказательства, что это действительно верное утверждение. (Это тропосфера – нижний слой атмосферы. Доказательства того, что тропосфера – фабрика погоды: 1) Это самый нижний слой атмосферы, поэтому он отвечает за погоду на поверхности земли 2) Здесь сосредоточена вся влага атмосферы, поэтому здесь формируются облака и осадки. 3) Здесь происходит постоянное движение воздуха и образуется ветер, приносящий холодный или теплый воздух.)



3-я группа:

Как называется второй (от поверхности земли) слой атмосферы? На какой высоте находятся верхняя и нижняя границы этого слоя? По каким признакам установили, что именно это и есть границы данного слоя? (Это стратосфера; нижняя граница от 8 до 18 км, в зависимости от положения над полюсами или экватором; верхняя граница – на высоте 55 км. Границы тропосферы установили по таким признакам: 1) в ней еще есть разреженный воздух 2) в ней есть очень мало водяного пара и облаков 3) в ней температура воздуха растет с высотой от -550 до 00.



4-я группа:

В каком слое атмосферы располагается слой озона? На какой высоте над землей он расположен? Почему озоновый слой называют озоновым экраном? Почему ниже этого слоя можно встретить признаки живых существ – споры, пыльцу, микроорганизмы – а выше него признаков жизни нет? (Озоновый экран расположен в нижней части стратосферы, на высоте 20-30 км. Он отражает от себя ультрафиолетовые лучи, поэтому называется защитным экраном. Выше озонового слоя все живые существа сгорают в ультрафиолетовом излучении)



5-я группа:

Что нагревается сильнее – поверхность земли или воздух? В каком слое атмосферы температура с высотой понижается? Почему? Что происходит с температурой воздуха в следующем слое атмосферы? Почему это происходит? (Для ответа на вопрос вспомните, что часть солнечного света проходит сквозь атмосферу, а часть отражается от облаков – см. рис. 83 на стр. 91) Почему в самых верхних слоях атмосферы стоит космический холод – температура почти -2700? (В тропосфере температура с высотой понижается, так как солнце нагревает землю сильнее, чем воздух, и чем ближе к земле, тем воздух от земли прогревается сильнее. Выше тропосферы, в стратосфере, становится теплее, потому что часть солнечных лучей отражается от плотного воздуха тропосферы и от озонового экрана; эти лучи и нагревают разреженный воздух стратосферы. На самой большой высоте воздуха практически нет, там вакуум, а он не способен поглощать солнечные лучи и нагреваться ими.)



6-я группа:

По рисунку 81 расскажите о значении атмосферы на нашей планете. Почему на других планетах Солнечной системы нет жизни?

(-Защита от вредного солнечного и космического излучения;

-условие для жизни растений и животных;

-защита поверхности земли от перегрева и переохлаждения;

-условие для образования звуков, ветров, осадков;

-возможность выветривания твердых горных пород (образования на их месте песка, глины и почвы)

-защита от падения метеоритов

На других планетах нет такой атмосферы, нет воды и нет нормальных для жизни температур.) (слайд 9)

  1. Закрепление. Ответьте на вопросы (слайд 10):

  1. Какого газа в воздухе больше всего? (Азота)

  2. Какой газ воздуха нужен для фотосинтеза? (Углекислый газ)

  3. Какой газ воздуха нужен для горения, гниения и дыхания? (Кислород)

  4. Почему озоновые дыры – это опасное явление? (УФ-лучи губительны для жизни)

  5. Как называется слой атмосферы, где живем мы с вами? (Тропосфера)

  6. Почему для полетов в стратосфере к запасу горючего берут и запас кислорода в баллонах? (Там разреженный воздух, и горение топлива было бы невозможно)

  1. Рефлексия. Подведите итоги сегодняшнего урока. Что мы узнали нового? Все ли цели урока достигнуты? (слайд 11) Кому, на ваш взгляд, можно сегодня поставить оценки за урок? Какие оценки вы поставили бы себе сами?



  1. Домашнее задание (слайд 12)

П.23 учить, п 24 (стр.90-91) прочитать. Найти в интернете информацию о названии более высоких слоев атмосферы и их характеристиках.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по географии 6 класс

Автор: Ковалева Наталья Алексеевна

Дата: 19.04.2017

Номер свидетельства: 410221

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Использование ИКТ на уроках географии "
    ["seo_title"] => string(42) "ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "235274"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443637440"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Инновационно-исследовательская работа по теме "Формирование основ гражданской идентичности на уроках географии" "
    ["seo_title"] => string(124) "innovatsionno-issliedovatiel-skaia-rabota-po-tiemie-formirovaniie-osnov-ghrazhdanskoi-idientichnosti-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "122732"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414333002"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "использование информационных технологий на уроках географии "
    ["seo_title"] => string(69) "ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "124583"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414745761"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Игровые технологии как средство мотивации учащихся на уроках географии "
    ["seo_title"] => string(87) "ighrovyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-motivatsii-uchashchikhsia-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "176084"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424360184"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Методы интеграции 7 модулей в уроки географии"
    ["seo_title"] => string(47) "mietodyintieghratsii7modulieivurokighieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "295643"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455858645"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства