Учитель географии и его система методической работы
Учитель географии и его система методической работы
Я очень люблю и свою профессию, и свой предмет. Ни у одного учителя нет такой возможности, как у географа - открывать мир. Как мне кажется, география является центральным школьным предметом. Она способна активизировать класс и выявить у учащихся качества и способности, о которых никто никогда не подозревал, потому что географические исследования позволяют найти связь между жизнью ребенка и жизнью целого мира. За время обучения в школе ребенок познает человеческую жизнь в ее различных проявлениях. Так возникает единство всех изучаемых предметов и целостная картина мира. Любая из дисциплин неизбежно содержит ссылки на географию, а география занимается вопросами, которые более углубленно изучают другие науки (биология, история, физика и др.)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Учитель географии и его система методической работы »
Республика Казахстан
Алматинская область, Уйгурский район, село Чунджа
КГУ «Чунджинская средняя школа №1»
учитель географии
Исмаилов Адилжан Муталимович
Система методической работы учителя географии
Изведав мучения жажды,
Я попробовал вырыть колодец,
Чтобы из него черпали и другие.
Э. Сетон- Томпсон
Я очень люблю и свою профессию, и свой предмет. Ни у одного учителя нет такой возможности, как у географа - открывать мир. Как мне кажется, география является центральным школьным предметом. Она способна активизировать класс и выявить у учащихся качества и способности, о которых никто никогда не подозревал, потому что географические исследования позволяют найти связь между жизнью ребенка и жизнью целого мира. За время обучения в школе ребенок познает человеческую жизнь в ее различных проявлениях. Так возникает единство всех изучаемых предметов и целостная картина мира. Любая из дисциплин неизбежно содержит ссылки на географию, а география занимается вопросами, которые более углубленно изучают другие науки (биология, история, физика и др.)
Я считаю, что главная моя цель – привить детям любовь к нашей науке, сделать так, чтобы они хотели узнать больше о нашей планете, обо всех ее уголках, чтобы они полюбили свою Родину. Обучение предмету, прежде всего, преследует цель передачи знаний, ознакомления школьников с новыми для них фактами, теоретическими основами науки. Поэтому образовательная цель обучения географии заключается в познании Земли, земной поверхности, тех объектов, которые на ней находятся, и происходящих явлений. С этой точки зрения учителя можно сравнить с Прометеем, который несет огонь знаний в сердца, стремится показать суть рассматриваемых явлений, вскрыть недосягаемые до этого времени тайны природы и общества.
Образовательная цель превалирует при изучении предмета, но, обучая, мы еще и воспитываем. Часто на своих уроках мы стремимся лишь дать как можно новых знаний, забывая о том, что знания должны оказывать воздействие на сознание человека, доходить до глубины его души, а затем претворятся в новые идеи, поступки, мысли. Воспитательная цель изучения географии состоит в формировании личностных качеств школьников. Наиболее важными компонентами воспитания на уроках географии, по моему мнению, могут быть экологическая, экономическая и гражданская составляющая.
Изучая объект природы и общества, стараюсь подчеркнуть их хрупкость перед воздействием человека и его производственной деятельностью, формирую потребность задуматься о необходимости бережного отношения к ним и недопустимости их исчезновения с поверхности нашей планет. Знакомя школьников с различными народами, их религией, бытом, традициями обязательно подчеркиваю их равноправие между собой. Формирование толерантности по отношению к представителям других народов, религий, культур является одной из важнейших воспитательных задач географии, тем более в условиях нашей многонациональной республики.
Развивающая цель обучения географии состоит в том, чтоб показать учащимся непосредственное использование полученных ими знаний в различных жизненных ситуациях. Развивающий потенциал географии заключается в том, что школьники овладевают непосредственно на уроках в ходе изучения предмета многими умениями. К ним можно отнести умение ориентироваться на местности, вести наблюдение за природой, знать и читать географическую карту, правильно вести себя в случае стихийных бедствий, оперировать статистическими данными.
Современный преподаватель географии должен обладать большими и разнообразными знаниями. Он должен владеть и традиционными методами обучения и новыми технологиями. А каждый ученик должен чувствовать себя на уроке комфортно. В это понятие я вкладываю следующий смысл:
- максимально, как только возможно, способствовать самостоятельному получению знаний учащимися.
- не следует ругать за ошибки, нужно хвалить за правильные решения.
- создавать на уроке ситуацию успеха, так строить задания, чтобы каждый ученик мой добиться успеха и даже у совсем слабых учеников пропал « комплекс двоечника».
- организовывать работу таким образом, чтобы дети получали навык не только индивидуальной работы, но и работы в коллективе, учить их терпимости, взаимопониманию и взаимовыручке.
- заниматься отдельно после уроков с учениками, которые хотят знать больше.
Урок – часть жизни ученика, поэтому главное на уроке – воспитание любознательности, которое формируется всей системой учебно-воспитательной работы. Реальный результат урока определить очень сложно, и скорее всего, невозможно. Для меня, как учителя, очень важно: что унес с собой школьник с урока? Чем обогатился его интеллектуальный уровень? Сможет ли он в дальнейшем применить полученные знания и умения в дальнейшей учебной деятельности?
Исходя из ожидаемых результатов, для себя сформулировала важнейшие аспекты урока:
- единая логическая деятельность учителя и учащихся.
- рациональное сочетание теоретической и практической деятельности на уроке.
- увеличение времени на выполнение самостоятельной учебной деятельности.
- умения творчески применять знания и умения в новых видах деятельности.
При проведении уроков стараюсь использовать нетрадиционные, нестандартные формы обучения. Так, например, одним из путей который позволяет поддержать интерес к предмету является проведение уроков- путешествий, уроков-экспедиций, уроков-экскурсий. Главным принципом этих уроков является удивление. Чем раньше удивишь, заинтригуешь, поманишь тайной, тем более устойчивым оказывается интерес к предмету. При проведении уроков данного типа стараюсь учитывать возрастные особенности учащихся. Так, в 7 классе, при проведении урока- путешествия по Африке мною были использованы элементы психотренинга ( учащиеся под звуки пения птиц пытались погрузиться в объятия влажного экваториального леса) , а учащиеся 8 класса при проведении урока- экспедиции по природным зонам России выполнили объемную работу по различным направлениям.(приложение)
Другая не менее интересная форма проведения уроков - игры. Ситуации, в которых можно использовать игры могут быть следующие:
Ситуации
Итоговый результат
1.Обусловленные содержанием
учебного материала
Теоретический и объективно сложный материал имеет практическую направленность, его желательно «отработать» в действии, т.е. в игровой ситуации, краеведческий материал.
2.Обусловленные практическими задачами.
Необходимо уметь обобщать новый материал, углублять и отрабатывать полученные ранее знания, применять их в новой учебной ситуации.
3. Связанные с усиленным вниманием к воспитательным задачам.
Воспитание ответственного отношения к природе, воспитание бережного, разумного отношения к природным ресурсам, умение отстаивать свое мнение.
Для учащихся средних и старших классов игра – прекрасный стимул более качественного усвоения материала.