kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебные задачи на формирование логических умений учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание №1.

Учебные задачи на формирование логических умений учащихся.

  1. Определите, какое понятие «лишнее». Объясните свой выбор.

Континентальный

Муссонный

Умеренно-континентальный

Умеренный

Деятельность учащихся направлена на выделение признаков понятий и их сравнение.

Континентальный  - тип климата

Муссонный-  тип климата свойственный областям Земли, в которых атмосферная циркуляция имеет муссонный характер (муссоны).

Умеренно-континентальные- Умеренно-континентальный климат характерен для европейской части России и крайнего северо-запада умеренного пояса в пределах Западной Сибири. В эти районы часто поступает атлантический воздух, поэтому зима здесь не так сурова, как в более восточных районах. Умеренный континентальный климат формируется только в Северном полушарии.

Умеренный – климатический пояс. Умеренный климат, или климат умеренных широт, характерен для умеренного географического пояса преимущественно Северного полушария, Умеренный климат бывает разнообразным по свойствам зимы и лета, но обычно умеренный климат делят на:

морской

умеренно-континентальный климат

резко континентальный климат

муссонный климат

Если сформулировать  более точный вопрос, то  изменится содержание деятельности учеников.  Например, «Назовите тип климата характерный для Русской равнины»

2 Сравните  два типа климата России (по выбору) и объясните, какие признаки вы выбрали для сравнения и почему?

Деятельность ученика будет  направлена на формулирование «логического закона»: содержание понятия обратно пропорционально его объему

3 Проанализировать текст, проследить цепочку изменений в погоде характерные для прохождения циклонов и антициклонов и составить прогноз на следующий день:

« К вечеру усилился ветер, появились перистые облака, а утром кучевые. Они растут и принимают форму высоких башен или гор.»

Конкретизируем вопросы.

  1. Какой фронт,  приближается?
  2. С какой областью высокого или низкого давления связано усиление ветра?
  3. Как изменится погода в ближайшие сутки.

4. Для нашей области характерен Континентальный климат умеренного пояса. Что вы можете сказать о его свойствах.

- исходя изособенностей природных условий формирования климата и его свойств, предложите и обоснуйте использование этой территории в сельском хозяйстве.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учебные задачи на формирование логических умений учащихся. »

Задание №1.

Учебные задачи на формирование логических умений учащихся.

  1. Определите, какое понятие «лишнее». Объясните свой выбор.

Континентальный

Муссонный

Умеренно-континентальный

Умеренный



Деятельность учащихся направлена на выделение признаков понятий и их сравнение.

Континентальный - тип климата

Муссонный- тип климата свойственный областям Земли, в которых атмосферная циркуляция имеет муссонный характер (муссоны).

Умеренно-континентальные- Умеренно-континентальный климат характерен для европейской части России и крайнего северо-запада умеренного пояса в пределах Западной Сибири. В эти районы часто поступает атлантический воздух, поэтому зима здесь не так сурова, как в более восточных районах. Умеренный континентальный климат формируется только в Северном полушарии.

Умеренный – климатический пояс. Умеренный климат, или климат умеренных широт, характерен для умеренного географического пояса преимущественно Северного полушария, Умеренный климат бывает разнообразным по свойствам зимы и лета, но обычно умеренный климат делят на:

морской

умеренно-континентальный климат

резко континентальный климат

муссонный климат



Если сформулировать более точный вопрос, то изменится содержание деятельности учеников. Например, «Назовите тип климата характерный для Русской равнины»

2 Сравните два типа климата России (по выбору) и объясните, какие признаки вы выбрали для сравнения и почему?

Деятельность ученика будет направлена на формулирование «логического закона»: содержание понятия обратно пропорционально его объему

3 Проанализировать текст, проследить цепочку изменений в погоде характерные для прохождения циклонов и антициклонов и составить прогноз на следующий день:



« К вечеру усилился ветер, появились перистые облака, а утром кучевые. Они растут и принимают форму высоких башен или гор.»

Конкретизируем вопросы.

  1. Какой фронт, приближается?

  2. С какой областью высокого или низкого давления связано усиление ветра?

  3. Как изменится погода в ближайшие сутки.

4. Для нашей области характерен Континентальный климат умеренного пояса. Что вы можете сказать о его свойствах.

- исходя из особенностей природных условий формирования климата и его свойств, предложите и обоснуйте использование этой территории в сельском хозяйстве.



Задание №2.

Учебные задачи на формирование читательской грамотности учащихся.

1.Прочитайте текст и ответьте на вопросы.



Эрозия почвы разрушение водой и ветром верхнего слоя почвы, смыв или развеивание его частиц и осаждение в новых местах. Водная и ветровая (дефляция) эрозия почвы уменьшает площадь пашни, снижает плодородие почвы, затрудняет обработку полей, разрушает дороги и другие сооружения, заиливает каналы и водохранилища. Меры борьбы: почвозащитные севообороты, правильная обработка почвы, снегозадержание, защитные насаждения, террасирование склонов, оврагоукрепительные работы и др

Общая характеристика эрозии почв на территории России. Неблагоприятное воздействие на почвенный покров оказывает эрозия почв, которая заключается в разрушении и сносе почвы и подстилающих пород потоками воды или ветра. Это процессы, приводящие к нарушению экологического равновесия. Эрозия невероятно активизировалась в связи с антропогенной деятельностью, которая связана с неправильным ведением хозяйства. Ускорение эрозии почв может быть обусловлено многими причинами. Это использование слишком обширного поля, неправильная его обработка, отсутствие противоэрозионных мероприятий или их неверное проведение, уничтожение растительного покрова при распашке, строительстве, добыче полезных ископаемых, перевыпасе скота и т.д. Для России характерны следующие закономерности. Наибольшее распространение получила водная эрозия. Она проходит широкой полосой через всю территорию страны и присуща достаточно увлажненным земледельческим землям. Южнее, на более засушливых территориях, располагается зона распространения ветровой эрозии. Очень сложная ситуация складывается в областях совместного распространения водной и ветровой эрозий. В этих регионах разрушение почвенного покрова наиболее интенсивно. Охарактеризуем типы эрозии почв и их распространение в пределах России.

О степени пораженности территории оврагами можно судить: а) по проценту площади, непосредственно занимаемой оврага7 ми; б) по суммарной протяженности оврагов на 1 км2; в) по количеству оврагов, находящихся на площади 1 км2; г) по степени расчлененности склонов оврагами, определяемой по среднему расстоянию между двумя оврагами.

В составе земель всех учетных категорий России овраги занимают площадь 1,7 млн га. По данным [18], ежегодный рост площади оврагов составляет 80—100 тыс. га. Е.Ф. Зорина и коллеги [23] предлагают разделять территорию России по степени за-овраженности на основании совместного анализа густоты (в километрах на 1 км2) и плотности (в единицах на 1 км2) оврагов. На карте (9, цв. вкл.) ясно видно, что наиболее подвержены овражной эрозии южные возвышенные территории европейской части России, а также северные области Западной Сибири. Это связано с интенсивной антропогенной деятельностью, наложившейся на благоприятные для развития эрозионных процессов природные условия.[

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ



1Разрушение плодородного слоя почвы водой и ветром.

разъедать

эрозия

муть

2 Разрушение плодородного слоя почвы водой и ветром.

разрушение

эрозия

размытие

3 Эрозия, разрушающая почву под действием ветра.

водная

ветровая

пылевая

4. Эрозия почв - зто

А) природное явление

Б) жизнедеятельность человека

Эрозия почв –это

А) разрушительные последствия окружающей среды

Б) процессы в почве не приводящие к изменениям окружающей среды.

Эрозия почв это- это

А) процесс их разрушения

Б) разрушение водой и ветром верхнего слоя почвы, смыв или развеивание его частиц и осаждение в новых местах



Часть В.

Допишите предложения.

-Чтобы повысить плодородность почвы, необходимо…



ТРАДИЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

-Сформулируйте определение, что такое «Эрозия почв»?

- Что является причиной «эрозии почв»?

- В чем проблемы расширения эрозии почв в России?

- Какие виды эрозии можно выделить?

Такие задания формируют простейшие сопоставление текста вопроса и предложенного текста.

Прочитайте текст « Эрозия почв России» и ответе на вопросы.



-почему распространение эрозии почв стало актуальной проблемой человечества?

-Какие последствия для могут быть если не принимать никаких мер для предотвращения эрозий?

- Эрозия почв – это проблема всего человечества или отдельных государств



Форма такого типа заданий позволяет формировать у учащихся читательскую грамотность, путем извлечения и анализа информации из текста, которая не сообщается на прямую.

Формирует умение различать в тексте главное и второстепенное, устанавливать взаимосвязи( пространственные, временные, причинно –следственные)

Прочитайте текст « Эрозия почв России».

Ответьте на вопросы.

- Разделяете ли вы угрозу распространения эрозии почв или это всего лишь преувеличение

- Исходя из особенностей природных условий нашей местности предложите наиболее эффективные меры по борьбе с эрозией почвы. Обоснуйте свои предложения.

Доступность, конкретность и прикладная направленность задач на внимание читательской грамотности у учащихся предполагает осмысление и оценивание прочитанного с опорой на знания, опыт, собственные убеждения. Такие задачи развивают и повышают уровень подготовки, а так же интерес к географии.







Эрозия почв — это процесс их разрушения. Различают водную и ветровую эрозию.



Водная эрозия происходит под воздействием временных потоков атмосферных вод (ливневые дожди, талые воды и т. д.). Различают плоскостную, или поверхностную, и линейную, или глубинную, водную эрозию.



Плоскостная эрозия проявляется в сносе поверхностными водами верхних, наиболее богатых гумусом и элементами питания горизонтов почвы. В результате этого процесса почва лишается самого плодородного слоя, а на поверхность выходит материнская порода.



Линейная эрозия — это размыв почвы с образованием вначале небольших промоин, развивающихся впоследствии в громадные овраги. Некогда ценные сельскохозяйственные угодья расчленяются многочисленными рытвинами и оврагами и переходят в разряд бросовых земель. Линейная эрозия развивается вслед за плоскостной и охватывает незначительную площадь, но более заметна, чем эрозия плоскостная.



Разрушение почвы текущими водами наблюдается и в условиях орошаемого земледелия. Здесь оно проявляется в систематическом выносе почвенных частиц оросительными водами, за что этот вид эрозии и получил название ирригационный.



Водная эрозия распространена в районах с сильнорасчлененным рельефом. У нас она наиболее выражена в лесостепной и степной зонах и в горных областях страны.



Ветровая эрозия, или дефляция, сопровождается выдуванием мелких почвенных частиц ветром и переносом их на значительные расстояния. В местах выдувания посевы гибнут из-за обнажения корневой системы растений, и засекания их движущимися с большой скоростью частицами, тогда как в зоне отложения мелкозема посевы оказываются погребенными под толстым слоем пылевидных наносов. В период сильных ветров в воздух на большую высоту поднимается такое громадное количество пыли, что становится темно, как в сумерки. Такие бури называют пыльными (или черными) они могут возникать в любое время года.



Пыльные бури не только губят посевы, но и сильно снижают плодородие почвы. Нередко на ветробойных участках, где сила ветра бывает максимальной, почвы в течение нескольких дней полностью теряют перегнойный горизонт. В то же время, по подсчетам X. Беннета, на восстановление гумусового слоя толщиной 2,5 см естественной растительностью требуется от 300 до 1000 лет.



Ветровая эрозия наиболее распространена в слабооблесненных и открытых для ветров степных районах.



Причин возникновения эрозии много. Основная из них — нерациональное использование сельскохозяйственной территории, выражающееся прежде всего в уничтожении естественной растительности.



Растительный покров предохраняет почву от чрезмерного иссушения, резко снижает скорость ветра у поверхности почвы, защищает почвенные агрегаты от механического разрушения каплями дождя. Корневая система растений не только скрепляет почвенные частицы, препятствуя их выдуванию и смыву, но и спо­собствует образованию водопрочной структуры. Накапливающийся на поверхности почвы слой влагоемких органических остатков в виде лесной подстилки или дернины препятствует возникновению потоков текущих вод даже в период обильного увлажнения. Этому благоприятствует также хорошая водопроницаемость почв, которые под покровом растений меньше промерзают зимой и быстрее оттаивают весной.



Существенное влияние на интенсивность проявления эрозии почв оказывают также рельеф территории, климат, состав и свойства почв. Пересеченность местности, обилие ливневых осадков, высокая скорость ветра, сильное иссушение почвы и незначительное содержание гумуса в ней, содержание в почве большого количества пылеватых и песчанистых частиц, карбонатность материнских пород усиливают процессы разрушения почв.

Для борьбы с эрозией почв необходим комплекс мер: землеустроительных (распределение угодий по степени их устойчивости к эрозионным процессам), агротехнических (почвозащитные севообороты, контурная система выращивания сельскохозяйственных культур, при которой задерживается сток, химические средства борьбы и т. д.), лесомелиоративных (полезащитные и водорегулирующие лесные полосы, лесные насаждения на оврагах, балках и т. д.) и гидротехнических (каскадные пруды и т. д.).[ ..









Задание №3.

Учебные задачи на формирование речевого развития учащихся.



Задачи работы по развитию речи учащихся на уроках географии сводятся к следующему:

1. Развитие географической речи;

2. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса;

3. Развитие умения грамматически правильно оформлять предложения;

4. Коррекция недостатков и совершенствование диалогической и монологической форм устной речи;

5. Выработка умения связно и логично излагать свои мысли в письменной форме.

В 8 классе при изучении темы «Климат » предлагаю задание: сделайте художественное или научное описание погоды за окном.

Например

Научное описание

Сейчас безоблачно. Небо ясное, температура воздуха около ноля градусов, ветер отсутствует, давление выше нормы. Это признаки антициклонального типа погоды. Так как давление растёт, то, скорее всего, в ближайшие дни такая погода сохранится.

Художественное описание

За окном ясный весенний день. Солнце улыбается и так нагревает класс, что хочется скорее на улицу. Но эта погода обманчива: и небо ясное, и ветерочка нет, но воздух очень холодный. У нас в Сибири так часто бывает: кажется, что пасмурно и холодно, а на самом деле тепло. Думаешь, что за окном день солнечный, жаркий, а там – Арктика холодом дохнула или Азиатский антициклон своего посланника к нам отправил.

В 6 шестом классе при изучении темы «Гидросфера» даётся задание «Путешествие капельки». Дети должны не только образно представить себе, какой путь пройдёт капелька по пути к океану, но и написать об этом путешествии рассказ-сказку, который они потом зачитывают всему классу.



Опережающее задание:

Подбери дома и запиши в тетрадь 10 характерных слов для составления рассказа о Сахаре, Западной Сибири и т.п.



Для пополнения словарного запаса, развития эмоциональной сферы детей и формирования географического мышления огромное значение имеет использование художественной литературы. Чтение вслух на уроке отрывков из произведений Джека Лондона (о белом безмолвии Арктики), Н.В. Гоголя (описание степи), Стефана Цвейга (о странствиях Магеллана и разочаровании Роберта Скотта) – отличный и многофункциональный материал! Даже «Маугли» Р. Киплинга помогает отлично показать смены сухого и влажного сезонов года (сюжет о водяном перемирии).

Художественный текст может стать на уроке предметом обсуждения и исследования.

Газеты и журналы сегодняшнего дня изобилуют географической терминологией и топонимами.



отрывок текста из учебника для 7 класса об Амазонке:

«…В Атлантический океан несёт свои воды Амазонка, имеющая самый большой речной бассейн в мире, площадь которого равна площади всей Австралии. Амазонка отличается сложным режимом. Подъём воды в её северных и южных притоках происходит в разное время года. Это сглаживает колебания уровня Амазонки, поэтому она полноводна круглый год. Воды Амазонки поднимаются на 12-15 м, разливаются на десятки и даже стони километров, затопляя обширные пространства, образуя непроходимые болота.

Если считать от главного истока, который питает реку Укаяли и несёт воду в Амазонку, то её длина превышает длину Нила. У Амазонки много полноводных притоков (Мадейра, Риу-Негру, Тапажос и др.); 20 из них имеют длину от 1500 до 3500 км; более сотни притоков Амазонки судоходны. Океанские пароходы поднимаются по амазонке из Атлантики до Икитоса, расположенного близ Анд.

Ширина русла Амазонки в среднем течении 5 км, в нижнем – 80 км, а в устье достигает 320 км. Устье Амазонки очищается от наносов морскими приливами и отливами.

Воды Амазонки богаты жизнью. В тихих заводях растёт кувшинка виктория-регия с плавающими листьями диаметром до 2 м. Число видов рыб в реке, как полагают некоторые учёные, больше, чем во всём тихом океане. Среди рыб наиболее известны хищные пираньи, электрические угри, акулы, промысловая рыба пирарука длиной до 4 м. В реке водятся кайманы (вид крокодилов), а также млекопитающие – пресноводные дельфины. Стоит ли удивляться, что столь могучая и необъятная река породила множество легенд и мифов».



Приёмы работы с текстом:

1. Прочитай текст.

2. Подчеркни слова, значения которых тебе не ясно.

3. Найди значение этих слов в словаре.

4. Вспомни значение терминов: речной бассейн, режим реки, исток, устье. При необходимости, загляни в словарь.

5. Найди на карте атласа названные в тексте географические объекты.

6. Обозначь Амазонку и её притоки на контурной карте.

7. Найди в каждом абзаце ключевые слова, подчеркни их волнистой линией.

8. Запиши в тетрадь тему рассказа и выпиши в столбик ключевые слова.

9. Прочитай текст ещё раз и подготовь связный рассказ, используя свои записи.



«Логическая цепочка» – упражнение, которое получается, как правило, в сильных классах и проводится как закрепление темы. Учитель говорит первое предложение: «Индия расположена на полуострове Индостан и занимает удобное ЭГП. Любой ученик продолжает: «ЭГП Индии удобно, так как страна омывается водами Индийского океана, что способствует развитию внешне-экономическихсвязей и торговле с соседними странами. Следующий ученик начинает свою фразу с последних слов своего одноклассника: «Соседями Индии являются….». Начало ответа каждого ученика – это конец фразы предыдущего. Упражнение сложно тем, что нужно хорошо знать тему, поэтому учитель должен выступать как связующее звено, если вдруг «цепочка» разрывается и кто-то затрудняется в формулировке материала.



Диалог это не просто разговор. Это — совместное «дело», сотрудничество. Диалог выступает также как своеобразная технология усвоения эмоционально-ценностного опыта, опыта смыслопоисковой деятельности при изучении различных предметов, в том числе истории и географии.










































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Учебные задачи на формирование логических умений учащихся.

Автор: Макарова Светлана Викторовна

Дата: 21.11.2014

Номер свидетельства: 133901

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Учебная задача на формирование логических умений учащихся "
    ["seo_title"] => string(73) "uchiebnaia-zadacha-na-formirovaniie-loghichieskikh-umienii-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "189035"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1426788441"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "программа для 4 класса  "Развитие логического мышления учащихся на уроках математики" "
    ["seo_title"] => string(100) "proghramma-dlia-4-klassa-razvitiie-loghichieskogho-myshlieniia-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "106349"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403000595"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) ""Развитие логического мышления учащихся на уроках математики" "
    ["seo_title"] => string(75) "razvitiie-loghichieskogho-myshlieniia-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "106355"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403000969"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Развитие логического мышления обучающихся на внеурочных занятиях по информатике "
    ["seo_title"] => string(101) "razvitiie-loghichieskogho-myshlieniia-obuchaiushchikhsia-na-vnieurochnykh-zaniatiiakh-po-informatikie"
    ["file_id"] => string(6) "134688"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416769234"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Статья " Инновационные подходы к обучению школьников начальных классов – как средство формирования функциональной грамотности учащихся" "
    ["seo_title"] => string(150) "stat-ia-innovatsionnyie-podkhody-k-obuchieniiu-shkol-nikov-nachal-nykh-klassov-kak-sriedstvo-formirovaniia-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "185190"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426157080"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства