В данной статье дается четкое представление об оснащении и оформлении кабинета географии в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современный кабинет географии»
Современный кабинет географии
Вот уже 17 год я преподаю географию в средней общеобразовательной школе. И у меня сложилось вполне четкое представление об оснащении и оформлении кабинета географии в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Процесс обучения имеет классно-урочную систему, и его эффективность напрямую зависит от того, в каких условиях был проведен урок. Ни один из школьных предметов не нуждается в наглядности в такой степени, как география, поэтому к комплектации кабинета географии следует подходить с особой тщательностью.
От того, какая атмосфера будет создана в кабинете географии, прямо зависит желание детей постигать предмет. Поэтому задача учителя-предметника, директора и зама по АХЧ – создать среду, которая будет мотивировать учеников качественно ознакомиться с нашей планетой, территорией Российской Федерации, а также принципами разумного взаимодействия Природы и людей.
Оснащение кабинета географии должно осуществляться исходя из дидактических и эргономических требований, предъявляемых к учебным кабинетам, а именно:
соответствие специфике данного предмета;
полнота комплекта оборудования;
умственные и возрастные особенности учеников;
соответствие эстетическим требованиям;
простота в использовании;
соответствие требованиям школьной гигиены и техники безопасности;
присутствие государственного и регионального компонента - это символика, формирующая патриотизм и гражданскую позицию.
Для повышения интереса учеников к предмету кабинет географии необходимо оснастить практическим и лабораторным оборудованием, а именно:
ученические компасы;
глобусы Земли;
коллекция горных пород и минералов, полезных ископаемых;
набор раздаточных образцов горных пород и минералов;
гербарий растений природных зон России.
Образцы продукции, производимые отечественной промышленностью. Например, сталь и чугун, образцы текстиля, удобрений.
Предлагаемые коллекции позволяют учащимся изучать натуральные объекты природы.
В нашей стране не существует категорически-обязательных требований к учебному кабинету географии. Есть вопрос соответствия помещения для обучения определенного уровня требованиям, изложенным в ФГОС. Кроме того, существуют традиции оформления классных комнат в школе вообще и помещений для изучения наук о Земле в частности. Например, фреска с розой ветров на потолке, оригинальная цитата от известного путешественника, фото из походов и экскурсий, совершенные учащимися, фотообои с изображением природы и т.д. Как правило, стены кабинета оформляются стендами и портретами с изображениями персоналий Эпохи Великих географических открытий. Например, копия существующего изображения Колумба или Магеллана на фоне пройденных ими маршрутов.
Что касается стендов, то они должны быть информативными и эстетичными, поэтому создание поверхностей для размещения определенных сведений и актуальных данных требуют особого внимания ответственного за кабинет учителя. Удачный подбор фактов, а также визуального ряда позволят повысить эффективность работы педагога и учебного процесса как такового. Один из вариантов – закупка стандартных стендов, изготовленных в соответствии с требованиями ФГОС и традиций, принятых в отечественной географической науки.
Как бы мы ни стремились идти в ногу с техническим прогрессом, преподавание географии по-прежнему невозможно без таких традиционных средств обучения, как настенные карты и таблицы, глобусы, компасы и прочее. Но это, ни в коей мере не означает, что вышеперечисленные учебные пособия стары как мир. В условиях конкуренции при составлении школьных географических карт и настенных таблиц обязательно учитываются все произошедшие изменения, поэтому отображаемая информация и справочно-статистические сведения постоянно обновляются. При изготовлении этих пособий используются материалы, повышающие их износоустойчивость, тем самым продлеваются сроки их эксплуатации, что является немаловажным для общеобразовательных учреждений.
21 век – это век технического оснащения кабинета компьютерами и видеотехникой. Обучающие компьютерные программы, мультимедийные учебники, интерактивные карты, научно-популярные видеофрагменты способствуют повышению интереса к предмету. Издательство «Дрофа» уже несколько лет участвует в реализации национального проекта «Образование». Комплектация кабинета географии, предлагаемая в рамках этого проекта, проведена в полном соответствии с техническим заданием Федерального агентства по образованию.
Электронные учебники и энциклопедии по географии. Их набор достаточно большой и постоянно пополняется:
Начальный курс географии для 6 класса.
География материков и океанов «Наш дом – Земля» в 7 классе.
География России: природа и население.
География 6-10 класс.
География 10 класс.
Энциклопедия «Кругосветка».
Шпаргалки по географии.
Карты по странам мира.
Уроки «Кирилла и Мефодия» для 6-11 классов.
Электронные учебники содержат больший объем информации, чем традиционные. Современному ребенку интереснее работать с текстом на экране компьютера, чем с текстом учебника. На теоретическом этапе урока изучение нового материала я часто сопровождаю демонстрацией учебной информации из электронных учебников или видеоуроков. Это позволяет направить внимание школьников на самые важные моменты теоретического материала, помогает учащимся лучше запомнить новое, более глубоко проникнуть в суть изучаемого вопроса. Также в электронных учебниках заложены видеофильмы с самыми яркими и необходимыми сюжетами, которые идут всего 2-3 минуты, но отражают суть процесса или явления (например, извержение вулкана). Средства мультимедиа позволяют мне представить так учебный материал, что он воздействует на все каналы восприятия учащихся. Использование диктора разнообразит мои уроки. Учебник, представленный средствами мультимедиа, расширяет свои функции. Он становится не только средством передачи информации, но и усиливает обучающие и развивающие функции.
Демонстрация на экране высококачественных иллюстраций позволяет создать более полный образ изучаемого объекта. С помощью графической программы я создаю слайды для показа диаграмм, рисунков, схем, фотографий, текста, видео- и звуковых записей. Презентации удобны тем, что отбирается именно тот материал, который необходим для конкретного урока и в нужной последовательности. На первом этапе презентации использовались только для демонстрации иллюстративного материала. Сегодня они стали для учащихся информационными источниками сложной структуры (ИИСС), благодаря которым мы можем на уроке сформулировать и тему урока, и повторить домашнее задание, и проверить знание карты, и рассмотреть новую тему, и закрепить её, и сделать все выводы по уроку. Кроме того ребята сами с удовольствием готовят дополнительные сообщения с иллюстративным сопровождением в виде презентации или фотографий (например о коренных жителях России, редких растениях Африки и т.д).
Ну а теперь о самом главном – географических картах. Карта считается альфой и омегой науки про Землю. На всем протяжении изучения данного предмета карта остается важнейшим источником географической информации.
Если систематизировать изображения земной поверхности, нанесенные на плоскость, то в школе должны быть общегеографические и тематические карты разного масштаба, отражающие сведения про территорию родного края, РФ, других государств, отдельных континентов и Земли в целом.
Важный момент – способ хранения карт. Во-первых, их развешивают или устанавливают так, чтобы минимизировать истирание изображение и трепание краев. Во-вторых, размещение картографических материалов уместно было бы распределить по категориям – свой край, РФ, материки и океаны, планета целиком.
Интерактивные географические карты имеют широкие функциональные возможности - их можно использовать как при объяснении нового материала, так и при проверке знаний учащихся. Использование электронных карт активизирует познавательную деятельность учащихся и позволяет учителю реализовать деятельностный подход к обучению. По сравнению с печатными интерактивные электронные карты имеют ряд преимуществ. При работе с ними у пользователя есть возможность приближать выбранные участки для более детального рассмотрения, снимать часть обозначений, делать рисунки и наносить надписи.
Интерактивные карты имеют дополнительный иллюстративный и текстовой материал.
Следует отметить, что использование интерактивных электронных карт предполагает минимальные системные требования к компьютеру и не требует установки специальных программ, а также дополнительных навыков работы на компьютере.
Было бы не плохо, если кабинет географии был оснащен комплектом настенных таблиц, предназначенных для постоянного экспонирования (например, «Классификация горных пород», «Строение Земли и земной коры», «Геохронологическая таблица», и др.). Настенные таблицы, входящие в комплект, составлены с учетом всех произошедших изменений, отражаемая информация и справочно-статистические сведения постоянно обновляются. Предлагаемые тематические таблицы в полной мере отвечают такой главной задаче наглядных пособий, как отражение географических процессов и причинно-следственных связей. Таблицы позволяют учителям сделать преподавание географии более наглядным, а учащимся облегчают понимание нового материала;
Для того чтобы учащиеся имели возможность получать дополнительные географические знания, в комплектацию кабинета должен входит набор учебно-познавательной литературы, главная цель которого - показать прикладное значение географии и повысить интерес учащихся к данному предмету.
Немаловажным для современного учителя является свободный и неограниченный выход в Интернет. Из него можно получить (и довольно быстро) такую информацию, которую из других мест получить очень сложно. Это, прежде всего статистические материалы для изучения социально-экономической географии России и мира. Помимо статистики, из Интернета беру огромное количество иллюстративного материала: фотографии и рисунки. В дальнейшем они используются мною для составления презентаций. Использование Интернет увеличивает познавательную активность ребят, делает учебную деятельность необычной и интересной. К тому же они понимают, что Интернет – это не только развлечение, но и источник знаний, вполне для них доступный. Интернет позволяет получить информацию в виде звука, текста, изображения. С появлением Интернет у меня появилась возможность использования интерактивных карт, карт крупных городов России и мира. При выполнении исследовательских работ часто требуются карты, которых в школьных атласах нет. Возможности Интернет позволяют мне их найти и включить в урок. В связи с развитием сети Интернет мы имеем возможность участвовать не только в традиционных олимпиадах, но и дистанционных.
Последней новинкой 21 века является интерактивная доска SMART , которая позволяет интегрировать различные ЦОР и создавать новые мультимедийные средства обучения. С внедрением в образовательный процесс интерактивных досок появляется новая возможность создания и использования картографического материала, когда карта моделируется прямо на уроке.
Статью написала учитель географии МБОУ города Костромы СОШ №36 – Швец Ирина Фотисовна