Просмотр содержимого документа
«Реализация воспитательной работы на уроке географии»
Выступление на педсовете по теме «Реализация воспитательной работы на уроках географии»
Большую часть школьного времени ребенок проводит на уроке. Поэтому роль урока столь велика в процессе обучения и воспитания. На уроке воспитывают и внешний вид учителя, и порядок в классе, взаимоотношения, эмоциональная окраска, выполнение определенных правил и требований, создание ситуации успеха. Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер обучения, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Таким образом, развитие школьника на основе тесного взаимодействия обучения и воспитания - это путь личностного роста ученика.
Приведу некоторые примеры воспитательного потенциала на уроке географии.
В настоящее время важным является вопрос воспитания чувства патриотизма у школьников. Чтобы воспитать чувства любви к Родине, необходимо её знать.
Воспитание чувства патриотизма начинается уже с начального курса географии.
Школьники узнают о путешественниках и первооткрывателях, которые внесли вклад в изучение и развитие страны. При этом важно рассказать детям вдохновенно, привести примеры мужества этих людей, рассказать, как они добивались поставленной цели. И обязательно подчеркнуть, что все эти люди – русские.
При изучении темы «Землетрясения» говорю, как быстро приходит помощь из всех уголков Земли людям, терпящим бедствие. Но при этом подчеркиваю, что россияне всегда были и остаются в числе первых, кто приходит на помощь.
При изучении темы: «ГП и природа Северо-Западного района» особое внимание уделяю Ладожскому озеру, по которому в годы войны была проложена «Дорога жизни» к блокадному Ленинграду. При этом подчёркиваю, что советским воинам было присуще глубокое чувство патриотизма - любовь к Родине, к своему народу.
На неделе Хабаровского края упоминаю об ученых, внесших вклад в развитие края, работаем с контурной картой и атласом, обозначаем районы, входящие в состав края, полезные ископаемые, формы рельефа, реки и озера.
Уроки географии успешно решают задачи профессионального и трудового воспитания. Учащиеся знакомятся с профессиями, связанными с географической наукой: картографы, почвоведы, экологи, океанологи, синоптики, гидрологи. Здесь уместно проводить уроки в форме ролевой или деловой игры, групповой работы, урока- исследования, конференции, где в большей степени проявляется творчество, развивается любознательность, образное мышление, дети учатся выступать перед аудиторией, высказывать свое мнение.
При изучении географических районов России в 9 классе целесообразно уделить внимание престижным учебным заведениям, а также востребованным специальностям.
География даёт возможность воспитывать у учащихся чувство толерантности. Например, при изучении темы «Человеческие расы» в 6 классе развиваю уважение и терпимость к людям, независимо от расовой принадлежности. При изучении курса «Географии материков, океанов, народов и стран» в 7 классах знакомлю детей с культурой, достижениями, памятниками народов мира, прививать чувство уважения к людям иной культуры. На изучение темы «Население России» в 8 - 9 классах отводится немало уроков, поэтому имеется возможность уделить внимание изучению культуры, обычаев, традиций народов России. Важно подчеркивать, что Россия принимает на своей гостеприимной земле граждан всех государств мира.
Данные темы позволяет воспитывать у учащихся толерантность, умение жить в мире с окружающими.
Для формирования у школьников экологического воспитания, положительного отношения к окружающей среде способствуют задания, например:
-по теме «Природные ресурсы» (меры, которые вы можете предложить для более рационального использования полезных ископаемых)
- по теме «Охраняемые территории» (ваша личная роль в охране природы).
Велика роль предмета в формировании навыков здорового образа жизни, охране здоровья человека. Эти вопросы изучаются на уроках «Климат и человек», «География населения мира».
При изучении атмосферы, ее состава рассматриваю влияние атмосферы на состояние здоровья человека и его адаптацию к разным климатическим условиям. Здесь актуализирую знания учащихся о строении и функционировании органов дыхания, необходимости их защиты и профилактики болезней органов дыхания.
При определении и сравнении различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира анализируем влияние вредных привычек на продолжительность и качество жизни.
Для многих учеников проблема - правильно выразить свои мысли, сформулировать правильно и красиво предложение, дать развернутый ответ на вопрос. Для развития речи, формирования яркого образа природы, читаем отрывки из художественных произведений М. Пришвина, А. Пушкина, М. Лермонтова. Использование текстов из произведений и стихов оживляет уроки, придает им красочность, образность, помогает слушать и слышать.
«Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе…» (А.С. Пушкин) Эти строки как эпиграф звучат на уроке в 6 классе по теме «Ветры».
«Мороз и солнце, день чудесный…» А строки из стихотворения А.С. Пушкина «Утро» очень хорошо подходят к уроку в 8 классе при характеристике антициклона в зимнее время года.
Литературные произведения не только придают уроку неповторимость, но и пробуждают творческие способности. Учащиеся сами пробуют сочинять стихи, пишут сочинения. При изучении природных зон России (8 класс) обучающиеся пишут сочинение «Путешествие по природной зоне».
Таким образом, уроки географии оказывают всестороннее влияние на ребенка, имеют большой воспитательный потенциал.