Просмотр содержимого документа
«Разработка рабочей программы по ФГОС по географии 8 класс»
Отдел образования Администрации Белокалитвинского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9
Утверждаю:
директор МБОУ СОШ № 9
Е.Ю.Лобачева
приказ № 159 от 01.09.2020 года
рабочая программа
по географии для 8 класса
(основное общее образование)
Количество часов - 2
По плану – 65 ч.
Учитель: Склянко М. Н.
Программа разработана на основе
программы курса географии
для 5 –9 классов общеобразовательных учреждений
/ А.И.Алексеев, В.А.Низовцев .-М.: Дрофа,2015.)
П. Горняцкий
2020
Пояснительная записка.
Программа построена на основе комплексного географического подхода и синтезирует общеземлеведческое и страноведческое содержание географии. В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у обучающихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, экологическими, социальными проблемами, решаемыми Россией на данном этапе ее развития, возрождением России как великой евроазиатской державы. Курс «География России» служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, их уважения к культуре и истории своей Родины и населяющих ее народов, экономического и эстетического образования школьников.
Основная цель курса – создать у учащихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие ее природных условий и ресурсов, населения, познакомить учащихся с этапами заселения и освоения территории России, разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны. Данный предмет входит в образовательную область «Естествознание».
Цели и задачи программы:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;
Планируемые результаты изучения учебного предмета география.
Метапредметные результаты обучения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
- сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
- высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- классифицировать информацию по заданным признакам;
- выявлять причинно-следственные связи;
- решать проблемные задачи;
- анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта.
учебно-информационные:
Личностные результаты обучения:
- поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях;
- работа с текстом и нетекстовыми компонентами:
-выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам,
-составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы; - описание и характеристика географических объектов;
- классификация и организация информации;
- создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- развитие опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной, общественно-
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры.
Предметные результаты
Особенности географического положения России
Выпускник научится:
различать принципы выделения государственной территории и исключительной экономической зоны России и устанавливать соотношения между ними;
оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими процессами, а также развитием глобальной коммуникационной системы.
Природа России
Обучающийся научится:
-Использовать различные источники географической информации :(картографические, статистические, текстовые, фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, для решения учебных и практико-ориентированных задач;
-находить и формулировать по результатам наблюдений зависимости и закономерности;
-определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- выявлять в процессе работы с источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
-составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
-представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
-ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
-читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
-строить простые планы местности;
-создавать простейшие географические карты различного содержания;
-моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
-различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
-оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
-использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.
Обучающийся получит возможность научиться:
-оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими процессами, а также развитием глобальной коммуникационной системы.
-различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;
-сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;
-оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
-описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов;
-объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
-оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
-создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
-оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;
-делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.
Население России
Выпускник научится:
различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, отдельных регионов и стран;
анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;
объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения населения России и её отдельных регионов;
находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать и обосновывать с опорой на статистические данные гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику.
2. Метапредметные результаты обучения
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;
сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
систематизировать информацию;
структурировать информацию;
Обучающийся получит возможность научиться:
формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
владеть навыками анализа и синтеза;
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
искать и отбирать необходимые источники информации;
использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;
представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;
работать с текстом и в нетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);
использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;
составлять рецензии, аннотации;
выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог; находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
-уметь воспринимать информацию на слух, задавать вопросы.
-уметь слушать учителя, извлекать информацию из различных источников.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
- вести дискуссию, диалог;
- находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Формирование ИКТ –компетентности
Обучающийся научится:
-подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;
-соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;
-правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);
- осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
-входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
- выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
- соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.
Личностные результаты
У обучающегося будет сформировано:
- всесторонне образованной, инициативной и успешной личность, обладающая системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
Обучающийся получит возможность для формирования:
-уважения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Система форм контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки
В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достиженийобучающихся и критерии оценки. Оцениваются достижения учащихся в процессе фронтального и индивидуального контроля на обычных уроках, в процессе контрольных работ по окончании изучения крупных тем, Оценки выводятся по окончании четверти. Контрольные и проверочные работы проводятся в письменной и устной форме, в форме зачетов, тестов. Запланированные проверочные практические работы также подлежат обязательной оценке. Для выполнения практических работ учащиеся имеют рабочие тетради на печатной основе с комплектом контурных карт. Эти тетради проверяются учителем после выполнения каждой практической работы. В кабинете географии имеется комплект тестовых заданий для промежуточного и итогового контроля. Задания разработаны в соответствии с формируемыми образовательными компетенциями.
Нормы оценок выполнения практических работ.
“5” – правильно даны ответы по содержанию, нет погрешностей в оформлении;
“4” – погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию;
“3” – погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении;
“2” – серьезные ошибки по содержанию, отсутствие навыков оформления;
“1” – полное отсутствие знаний и умений, необходимых для выполнения работы, грубые ошибки по содержанию, непонимание сути задания.
Оценка тестовых работ.
88-100% - правильных ответов оценка «5»
62-87% - правильных ответов оценка «4»
37- 61% - правильных ответов оценка «3»
0– 36% - правильных ответов оценка «2»
Содержание учебного предмета "География России. Природа и население" 8 класс. 65 часов.
Авторы А.И. Алексеев, О.А. Климанова, В.В. Климанов, В.А. Низовцев, Э.В. Ким
Введение (2 ч)
Изучение географии как один из способов познания окружающего мира. Главная задача географии — выяснение того, чем живут люди, как они взаимодействуют с окружающей средой и изменяют ее.
Уникальность географических объектов. Разнообразие территории России. География и краеведение. Географический взгляд на мир.
Раздел I.Пространства России (7 ч)
Россия на карте мира. Доля России в населении и территории мира, Европы и Азии.
Географическое положение и размеры территории. Крайние точки территории, ее протяженность. Административно-территориальное устройство России. Субъекты Российской Федерации.
Границы России: сухопутные и морские. «Проницаемость» границ для связей с другими странами.
Россия на карте часовых поясов. Время поясное, декретное и летнее. Часовые пояса на территории России. Воздействие разницы во времени на жизнь населения.
Формирование территории России. Расширение территории Московского княжества на север. Присоединение восточных территорий: Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. Освоение «Дикого поля». Новороссия. Дальний Восток на рубеже XIX—XX вв. Завершение процесса расширения территории в XX в., перелом в миграциях расселения.
Географическое изучение территории России. Задачи географии на первых этапах освоения новых территорий. Географические описания. Развитие теоретического знания — выявление географических закономерностей. Разработка программ преобразования территории («Каменная степь» и др.). Современные задачи географии России. Источники географической информации. Роль географии в улучшении жизни людей на староосвоенных территориях.
Географическое районирование. Его виды (по однородности и по связям). Природное и экономическое районирование России. Географические районы России. Административно-территориальное деление как один из видов районирования.
Практические работы:
1.Выявление особенностей географического положения района своего проживания. 2.Решение задач на определение поясного времени. Планируемые предметные результаты подготовки обучающихся:
Объяснять значение понятий: государственная территория, территориальные воды, воздушное пространство страны, навигация, международный статус, часовые пояса, поясное и декретное время, линия перемены дат.
Определять по карте географическое положение России, называя основные его особенности и делать выводы о влиянии ГП на природу и освоение территории России;
оценивать влияние географического положения и величины территории на особенности природы и жизнь людей.
показывать на карте крайние точки страны;
определять особенности географического положения территории своего проживания (город, субъект Федерации и т.д.);
характеризовать роль русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории страны.
решать задачи по определению географических координат и разницы
во времени часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения;
показывать границы России и пограничные страны;
приводить примеры значения границы для связей с другими странами;
давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
приводить примеры различных видов районирования.
Раздел II. Природа и человек (38 ч)
Тема 1.Рельеф и недра
Строение земной коры на территории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологическое летосчисление. Основные тектонические структуры: литосферные плиты, платформы, зоны складчатости (подвижные пояса) и их роль в формировании рельефа. Геологические и тектонические карты.
Важнейшие особенности рельефа России. Их влияние на природу, хозяйство, жизнь населения.
Современное развитие рельефа. Современные внешние и внутренние факторы рельефообразования. Влияние неотектонических движений на рельеф. Влияние человеческой деятельности на рельеф Земли. Вулканизм, землетрясения, цунами — опасные проявления внутренних сил.
Рельефообразующая деятельность древних покровных ледников. Моренный и водно-ледниковый рельеф. Вода — «скульптор лика земного». Карстовые процессы. Деятельность ветра, влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф.
Богатства недр России. Место России в мире по запасам и добыче полезных ископаемых. Минерально-сырьевые ресурсы, их роль в хозяйстве. Месторождения основных полезных ископаемых и их связь с тектоникой и геологическим строением разных районов России. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Рекультивация земель.
Практические работы.
1. Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа.
2. Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации на примере своего края.
3. I вариант. Характеристика рельефа и полезных ископаемых одной из территорий (по выбору). Оценка возможностей освоения месторождений и использования полезных ископаемых в хозяйстве.
II вариант. Сравнительная характеристика горной и равнинной территорий с выявлением возможного влияния природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей (Восточно-Европейская равнина — Урал, Среднерусская возвышенность — Хибины или Северный Кавказ).
Опорные знания: тектоника литосферных плит; движения земной коры; горные породы.
Планируемые предметных результатов подготовки обучающихся:
Объяснять значение понятий: абсолютный и относительный возраст горных пород; геохронологическая шкала; платформа, плита, щит; тектоническая, геологическая карта; месторождение, подземный способ добычи, открытая разработка, рекультивация.
показывать по карте крупные природные объекты, выявлять взаимозависимость тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт;
приводить примеры и объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей на примере своего края.
показывать по карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны;
наносить на контурные карты основные формы рельефа;
на основе сопоставления карт выявлять влияние рельефа на расселение людей;
приводить примеры изменений в рельефе под влиянием внутренних и внешних факторов;
показывать на карте и называть районы наиболее интенсивных тектонических движений;
называть меры безопасности при стихийных явлениях;
давать характеристику рельефа своей местности;
прогнозировать пути снижения антропогенного влияния на природную среду. читать тектоническую и геологическую карты, геохронологическую таблицу;
Тема 2.Климат
Климат и человек. Общие особенности климата. Влияние географического положения и рельефа на количество тепла. Сезонность — главная особенность климата России. Россия — холодная страна.
Основные климатообразующие факторы. Солнечная радиация, суммарная солнечная радиация, их различия на разных широтах.
Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Распределение тепла и влаги по территории страны.
Разнообразие типов климата нашей страны и разнообразие условий жизни людей. Умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный, арктический, субарктический, субтропический климат: районы распространения и основные характеристики этих типов климата.
Агроклиматические ресурсы. Агроклиматическая карта. Требования важнейших сельскохозяйственных культур к климатическим условиям. Агроклиматические ресурсы своей местности. Степень благоприятности природных условий для жизни населения. Значение прогнозирования погоды.
Опорные знания: климатообразующие факторы распределения тепла и света на поверхности Земли; климатические пояса.
Практические работы.
1. Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения.
Планируемые предметные результаты подготовки обучающихся:
Объяснять значение понятий: солнечная радиация, подстилающая поверхность, области постоянного и переменного давления, западный перенос воздушных масс., атмосферный фронт, циклоны и антициклоны, типы климатов, агроклиматические ресурсы, комфортность климата.
- приводить примеры влияния климата на природу и жизнь людей;
- сравнивать Россию с другими странами по количеству получаемого солнечного тепла;
- определять по карте закономерности распределения суммарной солнечной радиации;
- давать оценку климатических особенностей России.
- читать и сопоставлять климатические карты, проводить анализ их содержания.
- cоставлять географические описания климата, в том числе климата своей местности;
- устанавливать существующие взаимосвязи между компонентами природы (климатическими особенностями), населением, его хозяйственной деятельностью;
- выявлять последствия для климата нерациональной хозяйственной деятельности;
Тема 3. Богатство внутренних вод России
Роль воды на Земле. Реки. Значение рек в заселении и освоении России. География российских рек. Сточные области. Жизнь реки. Формирование и строение речной долины. Базис эрозии. Речные бассейны и водоразделы. Падение и уклон рек; скорость течения, водоносность рек (расход, годовой сток), режимы российских рек. Значение этих характеристик для хозяйства и жизни населения.
Гидроэнергетические ресурсы. Паводки, половодья, наводнения — их причины и последствия.
Разнообразие и значение озер России. Происхождение озерных котловин. Грунтовые и артезианские подземные воды. Родники и родниковая вода. Многолетняя (вечная) мерзлота — происхождение и мощность. География многолетней мерзлоты. Влияние вечной мерзлоты на природные условия местности, на условия жизни и деятельности человека. Распространение современного оледенения по территории страны.
Вода в жизни человека. Водные ресурсы. От пруда к водохранилищу. Влияние водохранилищ на окружающую среду. Реки — транспортные артерии страны. Каналы — рукотворные реки. Подземные воды — ценнейшее полезное ископаемое. Использование минеральных и термальных вод. Проблемы рационального использования водных ресурсов.
Опорные знания: части рек; питание и режим реки типы озерных котловин; сточные, бессточные озера, грунтовые и межпластовые воды.
Практические работы:
1. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер.
2. Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственногоиспользования.
Планируемые результаты подготовки обучающихся:
Объяснять значение понятий: уклон и падение реки, расход воды игодовой сток, твердый сток, эстуарий, многолетняя мерзлота,водные ресурсы, регулирование стока, единая глубоководная система
показывать реки России на карте;
объяснять основные характеристики реки на конкретных примерах;
приводить примеры использования рек в жизни и хозяйственной деятельности людей;
давать описание реки своего края;
давать характеристику реки (отбирая необходимые карты) с точки зрения возможностей хозяйственного использования.
показывать на карте озера, артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;
приводить примеры использования поверхностных вод человеком и негативного влияния хозяйственной деятельности людей на состояние озер, грунтовых вод, многолетней мерзлоты;
давать характеристику наиболее крупных озер страны.
показывать по карте каналы и крупные водохранилища;
объяснять значение водохранилищ и каналов на реках;
давать оценку обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России, своего края.
Тема 4.Почвы - национальное достояние России.
Значение почвы для становления человеческого общества. Присваивающий и производящий типы ведения хозяйства. «Неолитическая революция», возникновение земледелия. Земельные ресурсы, земельный фонд России.
Почвы — особое «природное тело». Факторы почвообразования. Гумус — вещество, присущее только почве. В. В. Докучаев — основатель научного почвоведения. Строение почвы, понятие о почвенных горизонтах и почвенном профиле. Почва — «зеркало ландшафта».
География почв России. Их особенности, распространение по территории России и хозяйственное использование. Почвенная карта.
Почвы и урожай. Плодородие — главное свойство почвы. Механический состав и его влияние на воздухо- и водопроницаемость. Структура почвы. Восстановление и поддержание плодородия почв. Агротехнические мероприятия, механические приемы обработки почвы, внесение удобрений.
Рациональное использование и охрана почв. Основные системы земледелия. Мелиорация почв. Изменения почв под воздействием хозяйственной деятельности человека.
Меры предупреждения и борьбы с почвенной эрозией и загрязнением почв.
Практическая работа.
1. Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования.
приводить примеры, свидетельствующие о значении почв для земледелия;
называть факторы почвообразования;
объяснять процесс почвообразования на примере почв своего края.
называть главные свойства основных типов почв;
определять, используя почвенную карту, характерные типы почв на отдельных территориях России;
давать оценку отдельных типов почв с точки зрения их использования в сельском хозяйстве;
давать характеристику почв своей местности, анализируя условия их формирования;
приводить примеры и объяснять значение разных видов агротехнических мероприятий; объяснять необходимость охраны почв;
приводить примеры рационального и нерационального использования земель;
объяснять значение мелиоративных работ; приводить примеры комплексной мелиорации земель. Тема 5. В природе всё взаимосвязано.
Природный территориальный комплекс. Факторы формирования ПТК.
Зональность и азональность природных комплексов России. Природное (физико-географическое) районирование. Практическое значение изучения свойств и размещения ПТК.
Свойства природных территориальных комплексов: целостность, устойчивость, ритмичность развития и их значение для планирования хозяйственной деятельности.
Человек и ландшафты. Ландшафт и его компоненты — основные ресурсы жизнедеятельности людей. Природно-антропогенные ландшафты. Сельскохозяйственные, лесохозяйственные и промышленные ландшафты — причины их возникновения и условия существования. Городские ландшафты и природно-технические комплексы. Культурные ландшафты — ландшафты будущего.
Практическая работа.
1. Выявление взаимосвязей между природными компонентами на основе анализа соответствующей схемы.
Опорные знания: природный комплекс; географическая оболочка; широтная зональность.целостность; ритмичность; круговорот веществ. Планируемые предметные результаты подготовки обучающихся:
приводить примеры природных комплексов различных рангов;
устанавливать взаимосвязи между компонентами природы в ПТК;
объяснять необходимость природного районирования территории страны, важность изучения свойств ПТК.
приводить примеры свойств ПТК;
читать карту устойчивости ПТК;
прогнозировать изменения природного комплекса в результате изменения одного из компонентов природы;
приводить примеры влияния свойств ПТК на жизнь и хозяйственную деятельность людей;
анализировать карту устойчивости ПК.
приводить примеры различных антропогенных природных комплексов, взаимного влияния человека и окружающей среды;
прогнозировать изменения ландшафтов под влиянием хозяйственной деятельности человека;
объяснять формирование облика ландшафта в зависимости от географического положения и рельефа территории.
Тема 6 . Природно-хозяйственные зоны
Учение о природных зонах. В. В. Докучаев и Л. С. Берг — основоположники учения о ландшафтно-географических зонах.
Зональная обусловленность жизнедеятельности человека. Человеческая деятельность — важнейший фактор современного облика и состояния природных зон, превращения их в природно-хозяйственные.
«Безмолвная» Арктика и чуткая Субарктика. Арктика, тундра и лесотундра — северная полоса России. Вечная мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое равновесие природы.
Редкоочаговое расселение. Устойчивость системы «природа — человек» при традиционном хозяйстве. Натиск современной цивилизации — плюсы и минусы. Экологические проблемы.
Таежная зона. Характерные особенности таежных ландшафтов. Разные виды тайги в России. Специфика жизни в таежных ландшафтах. Преобразование тайги человеком. Очаговое освоение и заселение. Последствия индустриального освоения тайги.
Болота. Причины образования болот. Низинные и верховые болота. Торф и его свойства. Роль болот в природе. Что дают болота человеку?
Смешанные леса — самая преобразованная деятельностью человека природная зона. Факторы разнообразия ее ландшафтов. Смешанные леса Восточно-Европейской равнины. Муссонные леса Дальнего Востока. Выборочное освоение и расселение. Современные проблемы освоения этой природно - хозяйственной зоны.
Лесостепи и степи. Освоение степных ландшафтов — история приобретений и потерь. Характерные лесостепные и степные природные комплексы. Господство антропогенных ландшафтов — зона «сплошного» освоения. Значение степной зоны для народного хозяйства России.
Полупустыни и пустыни, субтропики — южная полоса России. Основные свойства природы. Жизнь в полупустынных и пустынных ландшафтах. Редкоочаговое расселение. Хозяйственная деятельность в экстремальных условиях и ее последствия.
Многоэтажность природы гор. Различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего Востока. Особенности природы гор. Различия природных условий гор и равнин.
Человек и горы. Освоение гор с древнейших времен. Разнообразие природных ресурсов. Хрупкое природное равновесие горных ландшафтов.
Жизнь и хозяйственная деятельность людей в горах. Расселение населения. Опасные природные явления.
Практическая работа.
1. Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах.
Тема 7. Природопользование и охрана природы.
Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах. Классификация природных ресурсов. Природопользование. Негативные последствия нерационального природопользования и пути их преодоления. Рациональное использование природных ресурсов. Альтернативные источники энергии. Проблемы использования исчерпаемых природных ресурсов. Рекреационные ресурсы и их значение для человека.
Охрана природы и охраняемые территории при современных масштабах хозяйственной деятельности. Роль охраняемых природных территорий. Заповедники и национальные парки, заказники и памятники природы.
Практические работы:
1. Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий.
2. Работа с фрагментами карт и текстом учебника с целью выяснения влияния природных условий на расселение населения в разных природных зонах.
Опорные знания: климатические пояса; тундра; лесотундра, морфологические особенности хвойных пород деревьев; типы почв ; животный мир тайги, моренный рельеф; смешанный лес, водная, ветровая эрозии; оазис; высотная поясность.Изменение температуры и атмосферного давления с высотой. Планируемые предметные результаты подготовки обучающихся:
Объяснять значение понятий: редкоочаговое и очаговое расселение, низинное и верховое болото, природно-антропогенная зона, выборочное земледельческое освоение, зона степного земледельческого освоения, экстенсивное животноводство, оазисное земледелие, ветры — фёны, бора. Сели и лавины. Природная среда, рациональное природопользование, исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы, рекреационные, эстетические ресурсы.
- показывать природные зоны на карте;
- объяснять причины формирования природных зон, приводить примеры влияния природы на характер расселения, особенности хозяйственной деятельности, развитие материальной и духовной культуры коренных народов.
- описывать по картам природные условия природных зон;
- называть лесообразующие породы деревьев, характерных представителей животного мира;
- объяснять смену природных зон;
- показывать по карте районы наибольшего распространения болот; объяснять механизм их образования; прогнозировать последствия полного уничтожения болот;
- называть характерные растения и животных рассматриваемых зон;
- объяснять неустойчивость к антропогенному воздействию аридных зон, изменение видов деятельности людей по сравнению со степной зоной, особенности расселения.
- приводить примеры проявления закона зональности в горах, характерных растений и животных, видов хозяйственной деятельности людей, влияния гор на окружающую природу;
- выявлять зависимость расположения зон от географического положения, высоты гор и экспозиции склонов;
- оценивать условия жизни в горах, приводить примеры влияния горных условий на жизнь людей.
- объяснять хрупкость природного равновесия в горах;
- анализировать сложность и специфику условий жизни в горных районах;
- приводить примеры взаимосвязей горных условий и особенностей материальной и духовной культуры горных народов. - Приводить примеры разных видов природных ресурсов;
- анализировать рациональность использования природных условий и ресурсов в разных природных зонах России.
- описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения и анализа тематических карт;
- объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования;
- объяснять взаимосвязь природных особенностей и видов хозяйственной деятельности человека в пределах отдельных природно-хозяйственных зон;
- выявлять признаки (на основе сопоставления и анализа карт) преобразования природных зон в природно-хозяйственные.
Раздел III. Население России (16 ч)
Тема 1.Сколько нас - россиян?
Как изменялась численность населения России в XVIII—XX вв. Людские потери России от войн, голода, репрессий. Демографические кризисы. Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства.
Графики изменения численности и естественного движения населения как один из видов представления географической информации.
Тема 2.Кто мы ?
Соотношение мужчин и женщин в населении. Причины повышенной смертности мужчин. Факторы, влияющие на продолжительность жизни. Необходимость «самосохранительного поведения». Мужские и женские профессии. Регионы и местности России с преобладанием мужчин или женщин.
Половозрастная пирамида населения России — «запечатленная демографическая история», ее анализ. Регионы России с наибольшей и наименьшей долей детей и подростков, лиц старшего возраста. Факторы старения населения и факторы сохранения высокой доли молодежи.
Диаграммы как источники географической информации. Их виды.
Тема 3.Куда и зачем едут люди ?
Виды миграций населения. Роль миграций в становлении и развитии России. Факторы миграций. Влияние миграционной подвижности на традиции, характер и поведение людей.
Внешние миграции населения: в Россию и из нее. Калмыки, немцы, адыги; волны исхода из России. Изменение потоков миграции между Россией и ближним зарубежьем. «Вынужденные мигранты», их судьба в России.
Территориальная подвижность населения. Суточные, недельные, годовые циклы передвижений населения. Факторы повышения территориальной подвижности. Воздействие массовых передвижений населения на хозяйство и жизнь людей.
Картограмма как вид географической информации.
Тема 4.Человек и труд
Экономическая оценка жизни человека, экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы, их состав и использование. Рынок труда. География безработицы.
Как чувствовать себя уверенно на рынке труда?
Тема 5.Народы и религии России.
Что такое этнический состав населения? Этносы, их отличительные признаки. Этническое самосознание.
Этнический состав населения России. «Дерево языков» и этническая карта России как источники информации, приемы их чтения и анализа. Связь географии народов и административно-территориального деления России. История России — история взаимодействия ее народов.
География русского языка. Место русского языка среди других языков мира. Распространение русского языка в пределах бывшего СССР — важная часть культурного достояния России. Значение русского языка для нерусских народов России.
Религии России. Роль религий в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь религиозного и этнического состава населения. Влияние религии на повседневную жизнь людей и на внешнюю политику государства.
Тема 6.Где и как живут люди?
Плотность населения. Сопоставление плотности населения в различных районах России и в других странах. Главная полоса расселения. «Емкость территории» и факторы, ее определяющие. Влияние плотности населения на хозяйство, жизнь людей, на природную среду.
Расселение людей, типы населенных пунктов. Отличие города от села. Понятие урбанизации, ее показатели. Причины роста городов и повышения их роль в жизни общества. Отличие сельского и городского образа жизни.
Города России, исторические особенности формирования их сети. Различия городов по людности, по функциям. Типы городов России. Регионы России с наибольшей и наименьшей долей городского населения. Карта как источник информации о городах.
Сельское расселение, его особенности. Влияние природных условий на использование земель и на характер сельского расселения. Различные функции сельской местности, необходимость их рационального сочетания. Сельская местность как хранительница культурных традиций.
Условия и образ жизни людей в различных типах поселений. Влияние величины (людности) поселения. Влияние специализации поселения. Влияние положения в системе расселения. В каком населенном пункте лучше жить?
Люди — главное богатство страны. Приумножение его. Человеческий потенциал как определяющая составная часть и условие дальнейшего развития и процветания России.
Практические работы.
1. Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации.
2. Изучение особенностей размещения народов России по территории страны на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов и административно-территориального деления России.
3. Выделение на контурной карте главной полосы расселения. Объяснение различий в плотности населения отдельных территорий страны, отбор необходимых тематических карт для выполнения задания.
4. Нанесение на контурную карту городов-миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны.
Опорные знания: численность населения в отдельных странах мира, разнообразие населения планеты по расовым и национальным
Планируемые результаты подготовки обучающихся:
Объяснять значение понятий: естественное движение населения, демографический кризис, воспроизводство населения, традиционный и современный его типы, половозрастная пирамида как вид диаграммы, миграции, внутренние и внешние миграции, причины миграций, главные направления миграционных потоков, территориальная подвижность населения.
- Трудовые ресурсы, качество трудовых ресурсов, рынок труда, экономически
- активное население, этнос, этнический состав, этническое самосознание,
- религиозный состав, традиционные религии.
- Плотность населения, емкость территории, Главная полоса расселения.
называть численность населения России, сравнивать ее с другими крупнейшими странами мира по этому показателю;
читать учебные графики, объяснять изменения численности населения и естественного движения населения России в историческом плане.
объяснять различие между традиционным и современным типами воспроизводства, используя для построения ответа текст и иллюстративный материал учебника.
объяснять влияние различных факторов на продолжительность жизни населения страны;
выделять на карте (в качестве примеров) районы с преобладанием мужского и женского населения, молодежи и лиц старшего возраста; сравнивать свою местность с другими районами по этим показателям, объяснять выявленные различия;
строить диаграммы и графики на основе статистических материалов, читать и анализировать их, объяснять особенности половозрастного состава населения России.
объяснять причины и основные направления миграций населения России;
на основе имеющихся знаний об изменении численности населения, естественного движения и миграций оценивать изменение демографической ситуации в России и своей местности (другой вариант — объяснять современную демографическую ситуацию страны);
называть факторы, влияющие на территориальную подвижность населения;
объяснять усиление территориальной подвижности на современном этапе развития общества;
давать описание особенностей территориальной подвижности населения своей местности, выделять на схеме главные направления суточного и недельного движения населения.
характеризовать состав и использование трудовых ресурсов своей страны и своей местности на основе учебника и краеведческого материала.
приводить примеры народов России, относящихся к разным языковым семьям и группам, в том числе народов, живущих в вашей местности.
выделять на карте “Народы России” районы проживания крупных народов и народов своего края; регионы, где наблюдается пестрота национального состава;
приводить примеры республик в составе Российской Федерации, определять по статистическим показателям долю титульной нации в населении данных автономных образований.
показывать по карте основные районы распространения на территории России православия, мусульманства, буддизма;
приводить примеры, доказывающие связь этнического и религиозного состава населения страны;
определять на основе работы с картой плотность населения отдельных районов страны, в том числе своей местности;
объяснять выявленную контрастность в плотности населения России; отбирать необходимые тематические карты учебника для построения ответа.
читать график изменения соотношения городского и сельского населения страны;
называть показатели процесса урбанизации;
объяснять разнообразие типов заселения территории страны на основе анализа текстовых карт;
давать характеристику расселения своей местности.
приводить примеры различных функций городов, в том числе ближайших к своей местности;
называть способы отображения географической информации на различных видах карт (текстовых, атласа, демонстрационных).
приводить примеры территориальных различий в условиях жизни и хозяйственной деятельности в различных типах поселений;
Тематическое планирование учебного предмета география.
№ темы,
раздела
Раздел, тема
Кол-во часов
1
1.
Раздел. Пространства России
7
2.
Раздел. Природа и человек (38 часов)
2.1
Тема. Рельеф и недра
5
2.2
Тема. Климат
6
2.3
Тема. Богатство внутренних вод
4
2.4
Тема. Почвы – национальное достояние России
6
2.5
Тема. В природе все взаимосвязано (ПТК)
3
2.6
Тема. Природно-хозяйственные зоны
11
2.7
Тема. Природопользование и охрана природы
3
3.
Раздел. Население России
14
4.
Раздел. География Ростовской области
6
Всего 65 часов, 2 часа в неделю.Практических работ 13, оценочных 11.Контрольных работ 8. Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение географии в 8 классе по плану отводится 70 часов из расчета 2 ч. в неделю. Дано – 65 часов. Так как 5 часов выпадают на праздничные дни: 22.02.2021г; 08.03.2021г; 03.05.2021г; 10.05.2021г. Прохождение программного материала будет обеспечено за счет уплотнения материала.
График проведения контроля знаний
№п\п
Тема урока
Дата
1.
Входная контрольная работа.
14.09.20
2.
Обобщение и коррекция знаний по разделу “Пространства России” К.Р.№1
30.09.20
3.
Контроль знаний по теме «Рельеф и недра России» К.Р.№2
14.10.20
4.
Обобщающее повторение по теме «Климат» К.Р.№3
16.11.20
5
Контроль знаний по теме «Почвы и внутренние воды России» К.Р.№4
21.12.20
6.
Обобщающее повторение по теме «Природно-хозяйственные зоны» К.Р.№5
15.02.21
7.
Контроль знаний по разделу «Население России» К.Р.№6
28.04.21
8.
Итоговый контроль знаний по курсу «Природа и население России»
26.05.21
Календарно-тематическое планирование по географии 8 класс (всего 65 часов, 2 часа в неделю )
№
п\п
Раздел.Тема урока
Дата
По плану
фактически
1
Введение 1 час
Зачем мы изучаем географию России.
02.09
1(2)
Раздел 1. Пространства России 7 часов
Россия на карте мира.
07.09
2(3)
Границы России. Практическая работа 1 «Обозначение пограничных государств»(оценочная)
09.09
3(4)
Входная контрольная работа
14.09
4(5)
Россия на карте часовых поясов.
Практическая работа 2 «Решение задач на определение поясного времени»
16.09
5(6)
Формирование территории России.
21.09
6(7)
Географическое изучение территории России.
23.09
7(8)
Строение земной коры на территории России
28.09
1(9)
Раздел 2. Природа и человек 38 часов.
Тема 1. Рельеф и недра России 5 часов.
Обобщение знаний по разделу “Пространства России” К.Р.№1
30.09
2 (10)
Особенности рельефа России. Практическая работа 3 «Обозначение на к/к крупных форм рельефа, главных тектонических структур»
05.10
3 (11)
Современное развитие рельефа.
07.10
4 (12)
Использование недр
12.10
5 (13)
Контроль знаний по теме «Рельеф и недра России» К.Р.№2
14.10
1 (14)
Тема 2. Климат России 6 часов.
Общая характеристика климата России
19.10
2 (15)
Закономерности циркуляции воздушных масс
21.10
3 (16)
Распределение температур и осадков
26.10
4 (17)
Типы климата нашей страны. Практическая работа 4 «Характеристика климатических поясов и областей»
09.11
5 (18)
Климат и человек.
11.11
6 (19)
Обобщающее повторение по теме «Климат» К.Р.№3
16.11
1 (20)
Тема 3. Богатство внутренних вод России 4 часа.
Внутренние воды России. Реки. Практическая работа 5 «Обозначение на контурной карте крупных рек» (оценочная)
18.11
2 (21)
Реки. Практическая работа 6 «Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного ее использования» (оценочная)
23.11
3 (22)
Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники
25.11
4 (23)
Человек и вода.
30.11
1 (24)
Тема 4. Почвы - национальное достояние страны 6 часов.
Почвы - национальное достояние страны.
02.12
2 (25)
Почвы - особое природное тело.
07.12
3 (26)
География почв России.
09.12
4 (27)
Почвы и урожай.
14.12
5 (28)
Рациональное использование и охрана почв.
16.12
6 (29)
Контроль знаний по теме «Почвы и внутренние воды России» К.Р.№4
21.12
1 (30)
Тема 5. В природе все взаимосвязано (ПТК) 3 часа.
Понятие о ПТК.
23.12
2 (31)
Свойства ПТК.
28.12
3 (32)
Человек в ландшафте.
30.12
1 (33)
Тема 6. Природно-хозяйственные зоны 11 часов.
Учение о природных зонах.
11.01
2 (34)
«Безмолвная Арктика»
13.01
3 (35)
Чуткая Субарктика.
18.01
4 (36)
Таежная зона.
20.01
5 (37)
Болота.
25.01
6 (38)
Зона смешанных широколиственно-хвойных лесов.
27.01
7 (39)
Лесостепи и степи.
01.02
8 (40)
Полупустыни, пустыни, субтропики
03.02
9 (41)
Высотная поясность
08.02
10 (42)
Человек и горы
10.02
11 (43)
Обобщающее повторение по теме «Природно-хозяйственные зоны» К.Р.№5
15.02
1 (44)
Тема 7. Природопользование и охрана природы 3 часа.
Численность населения России. Практическая работа7 «Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России»
03.03
2 (48)
Воспроизводство населения
10.03
3 (49)
Половозрастной состав населения. Практическая работа8 «Характеристика половозрастного состава населения страны на основе разных источников информации»
15.03
4 (50)
Миграция населения. Территориальная подвижность населения.
17.03
5 (51)
География рынка труда.
31.03
6 (52)
Этнический состав населения России.
05.04
7 (53)
Религии народов России. Практическая работа 9 «Изучение особенностей географии религий страны на основе использования карт»
07.04
8 (54)
Плотность населения России. Практическая работа 10 «Выделение на контурной карте Главной полосы расселения, выявление различий в показателях плотности населения отдельных территорий страны»
12.04
9 (55)
Расселение и урбанизация.
14.04
10
(56)
Города России. Практическая работа11 «Нанесение на контурную карту городов-миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны»(оценочная)
19.04
11 (57)
Сельская Россия
21.04
12(58)
Повторение и обобщение знаний по курсу «Природа и население России»
26.04
13 (59)
Контроль знаний по разделу «Население России» К.Р.№6
28.04
1 (60)
Раздел 4. География Ростовской области 6 часов.
ФГП Ростовской обл. Практическая работа12 «ФГП Ростовской области» (оценочная)
05.05
2 (61)
Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы. Практическая работа13 «Установление взаимосвязи тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых»(оценочная)
12.05
3 (62)
Климат и агроклиматические ресурсы. Внутренние воды и водные ресурсы.
17.05
4 (63)
Почвы и почвенные ресурсы
19.05
5 (64)
Растительный и животный мир. Охрана природы.
24.05
6 (65)
Итоговая контрольная работа НА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ за 8 класс