Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 6 класс(ФГОС)с региональным компонентом»
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), примерной программы основного общего образования по географии (М: Просвещение, 2010), рабочей программы по географии (М: Дрофа, 2014), Закона РФ "Об образовании" статья 28, учебного плана МКОУ Барановская СОШ.
Требования федерального государственного образовательного стандарта, предъявляемые к данному предмету.
Программа выбрана в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по географии России, рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ. В полном объеме соответствует образовательным целям МКОУ Барановская СОШ , построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.
Общая характеристика курса
«География. Начальный курс. 6 класс.»
В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у обучающихся:
-комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
-целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.
Курс географии в 6 классе опирается на знания учащихся, полученные при изучении курса географии в 5 классе. При изучении географии в 6 классе продолжается формирование географической культуры, развивается система представлений и понятий, умений получать географическую информацию из различных источников, совершенствуются коммуникативные и исследовательские навыки.
По плану, на изучение географии в 6 классе отводится 34 часа, т.е 1 час в неделю. Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом содержания курса. Содержание курса географии в основной школе ( и особенно в курсе 6 класса) является базой для изучения географических закономерностей и основой для последующей профильной дифференциации. В связи с этим, дополнительно был выделен 1 учебный час в неделю из школьного компонента (где кроме всего прочего будет еще и рассматриваться местный, региональный материал). И , в данном учебном году, наш курс будет состоять из 68 часов в год , т.е. 2 часов в неделю. Большое внимание буде уделяться формированию навыков работы с основными источниками географической информации и практическим работам, минимум которых определен в программе.
Основные компоненты УМК:
Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа,2012-2016год..
.Т.А. Карташева, С.В. Курчина Рабочая тетрадь. География. Начальный курс. М. Дрофа.2013год, серия « Вертикаль»
Учебник "География. Начальный курс" 6 класс под редакцией Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой, издательство "Дрофа" серия "Вертикаль", 2013год.
Интернет-ресурсы.
Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/
Библиотека географической литературы ( энциклопедии, справочники, научно-популярные издания, художественные произведения).
Цели обучения:
Формирование целостной научной картины мира;
Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру;
Развитие интереса к наукам о Земле и к географии в частности;
Формирование представлений о единстве компонентов природы, объяснение их взаимосвязей;
Приобретение опыта творческой деятельности ( в том числе в коллективе);
Воспитание любви к своему краю, своей стране, уважения к другим народам и культурам.
Задачи обучения:
Развитие географических знаний и умений , необходимых для понимания закономерностей развития географической оболочки;
Формирование представлений о строении и развитии основных оболочек Земли, об особенностях их взаимосвязей;
Развитие знаний о разнообразии природы, о размещении природных и антропогенных объектов, о географических закономерностях, протекающих в природе процессов;
Формирование практических умений при работе со специальными приборами, необходимыми для получения географической информации.
Планируемые результаты изучения данного курса.
Личностными результатами обучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
Ответственное отношение к учению;
Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
Приобретение опыта участия в социально-значимом труде;
Развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
Осознание ценности здорового образа жизни;
Понимание основ экологической культуры.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий(УУД).
Регулятивные УУД
Ставить учебную задачу ( самостоятельно и под руководством учителя);
Планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством учителя);
Работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
Работать в соответствии с предложенным планом;
Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
Владение основами самоконтроля и самооценки;
Осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД.
Участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество ;
Оценивать работу одноклассников;
В дискуссии высказывать суждения , подтверждая их фактами;
Осознание уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению;
Критичное отношение к своему мнению.
Познавательные УУД.
Выделять главное, существенные признаки понятий;
Устанавливать причинно-следственные связи;
Определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
Сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
Классифицировать информацию по заданным признакам;
Решать проблемные задачи;
Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
Работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
Создавать тексты разных типов (описательные , объяснительные).
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Объяснять значение ключевых понятий курса;
Объяснять особенности строения и развития основных оболочек Земли;
Называть и объяснять географические закономерности природных процессов;
Называть и показывать основные географические объекты;
Работать с основными источниками географической информации (глобусом, планом местности, географическими картами);
Работать с контурной картой;
Производить простейшую съемку местности;
Пользоваться приборами для проведения наблюдений и простейших исследований;
Ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;
Составлять описания (характеристики)отдельных объектов природы и природного комплекса по плану;
Приводить примеры единства и взаимосвязей компонентов природы;
Приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях;
Называть меры по охране природы.
На кого рассчитана программа.
Программа рассчитана на обучающихся 6 класса, успешно прошедших базовую подготовку по «окружающему миру» на начальной ступени обучения и пропедевтический курс географии в 5 классе. Данная программа реализуется на базовом уровне.
Формы и методы контроля промежуточной и итоговой аттестации .
Входной, промежуточный и итоговый контроль- в форме контрольных (диагностических) работ. Текущий контроль-в форме тестов, устного опроса, практических работ, работы с контурной картой.
Содержание учебного предмета.
В процессе изучения предмета «География» в 6 классе учащиеся усваивают следующие основные знания:
Введение.
Открытие, изучение и преобразование Земли. Как человек открывал и изучал землю. Представление о Земле в древности. Эпоха Великих географических открытий. Крупные географические экспедиции, их вклад и открытие и изучение Земли. Современная география-ее задачи и методы.
Земля-планета Солнечной системы. Строение Солнечной системы. Вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Южный и Северный полюс. Экватор. Географические следствия вращения Земли. Луна- естественный спутник Земли. Влияние Луны на природу Земли.
Виды изображений поверхности Земли.
План местности.
Понятие о плане местности. Что такое план местности? Назначение топографических планов местности. Условные знаки- «азбука» плана.
Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба. Определение расстояний по плану и карте с помощью разных видов масштаба.
Стороны горизонта. Ориентирование. Основные стороны горизонта. Ориентирование. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.
Изображение на плане неровностей земной поверхности. Что такое рельеф? Относительная высота. Нивелир. Измерение относительной высоты с помощью нивелира. Абсолютная высота. Точки отсчета абсолютной высоты. Горизонтали (изогипсы). Изображение форм рельефа с помощью горизонталей . Профиль местности. Правила построения профиля местности.
Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка. Оборудование, необходимое для съемки местности. Полярная и маршрутная съемки местности. Правила проведения съемки.
Практические работы:
«Изображение здания школы в масштабе».
«Определение направлений и азимутов по плану местности».
«Составление плана местности методом маршрутной съемки».
Географическая карта.
Форма и размеры Земли. Форма Земли. Изменение представлений о форме Земли. Экваториальный и полярный радиусы Земли. Размеры Земли. Результаты измерения размеров Земли Эратосфеном Киренским. Глобус- модель земного шара. Отличия изображения Земли на глобусе и географической карте.
Географическая карта. Географическая карта- изображение Земли на плоскости. Масштабы географических карт. Условные знаки географических карт. Виды географических карт: физические, тематические, контурные. Генерализация. Значение географических карт , их применение в повседневной жизни. Современные географические карты.
Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели. Длина меридианов и параллелей. Градусная сеть на глобусе и карте.
Географическая широта. Географическая широта: северная и южная. Экватор- начало отсчета географической широты. Определение географической широты.
Географическая долгота. Географические координаты. Географическая долгота: западная и восточная. Гринвичский (нулевой) меридиан. Определение географической долготы. Определение объектов по географическим координатам. Географические координаты.
Изображение на физических картах высот и глубин. Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Отметки высот и глубин. Шкала высот и глубин. Изобаты. Определение высот и глубин по физической карте.
Практическая работа.
«Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам».
Строение Земли. Земные оболочки.
Литосфера.
Земля и ее внутренне строение. Внутреннее строение Земли. Магма. Земная кора- часть литосферы. Материковая и земная кора. Океаническая земная кора. Изучение земной коры человеком. Самая глубокая скважина на Земле. Из чего состоит земная кора. Горные породы и минералы. Магматические горные породы: излившиеся и глубинные. Осадочные горные породы: обломочные, химические, органические. Метаморфические горные породы. Использование горных пород.
Движение земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Сейсмология. Сила землетрясений. Очаг и эпицентр землетрясений. Сейсмические пояса. Лава. Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры: причины и доказательства. Виды залегания горных пород. Горсты и грабены.
Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Горная долина. Горный хребет. Нагорье. Горная система. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени: внутренние и внешние факторы. Овраги. Влияние деятельности человек на природу равнин.
Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Материковая отмель. Шельф. Материковый склон. Переходная зона. Глубоководные океанические желоба. Ложе океана. Срединно-океанические хребты. Атоллы. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.
Практическая работа.
«Составление описания форм рельефа».
Гидросфера.
Вода на Земле. Что такое гидросфера? Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Связь оболочек Земли посредством Мирового круговорота воды.
Части Мирового океана. Свойства вод океана. Что такое Мировой океан. Суша в Мировом океане: острова, полуострова, архипелаги. Океаны. Моря внутренние и окраинные. Заливы и проливы. Свойства океанической воды: соленость и температура. Зависимость солености от внешних условий.
Движение воды в океане. Ветровые волны. Строение волны. Прибой. Цунами: причины и последствия. Приливы и отливы. Океанические течения: причины возникновения. Теплые и холодные течения. Влияние течений на природу.
Подземные воды. Образование подземных вод. Водопроницаемые и водоупорные породы. Грунтовые и межпластовые воды. Минеральные воды. Использование и охрана подземных вод.
Реки. Что такое река? Строение речной долины. Исток и устье реки. Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Половодье. Паводок. Пойма. Речная терраса. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Использование и охрана рек.
Озера. Что такое озеро? Происхождение озерных котловин. Карстовые явления. Сточные и бессточные озера. Болота. Водохранилища.
Ледники. Как образуются ледники. Горные ледники. Снеговая линия. Покровные ледники. Айсберги. Многолетняя мерзлота: условия возникновения. Распространение многолетней мерзлоты по земному шару.
Практическая работа.
«Составление описания внутренних вод».
Атмосфера.
Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера-воздушная оболочка Земли. Состав и строение атмосферы. Значение атмосферы. Изменение состава атмосферы в результате хозяйственной деятельности человека. Изучение атмосферы.
Температура воздуха. Как нагревается воздух. Особенности нагревания суши и воды. Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Суточная амплитуда температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Годовая амплитуда температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года.
Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Как возникает ветер. Виды ветров. Бриз. Муссон. Как определить направление и силу ветра? Роза ветров. Значение ветра.
Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и ненасыщенный водяным паром. Абсолютная влажность воздуха. Относительная влажность воздуха. Туман и облака. Виды облаков: кучевые, слоистые, перистые. Виды атмосферных осадков. Осадкомер. Причины, влияющие на количество осадков.
Погода и климат. Что такое погода ? причины изменения погоды. Воздушные массы. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.
Причины, влияющие на климат. Изменения освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Тропики и полярные круги. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Морской и континентальный типы климата. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.
Практические работы.
«Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры».
«Построение розы ветров».
Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным»
Биосфера. Географическая оболочка Земли.
Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов на Земле. Зависимость существования организмов от факторов неживой природы. Широтная зональность. Природные зоны: влажные экваториальные леса, саванны, пустыни тропического и умеренного поясов, степи, леса, тундры, ледяные пустыни. Высотная поясность. Особенности смены высотных поясов в горах. Распространение организмов в мировом океане. Планктон. Нектон. Бентос. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной.
Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Гумус. Плодородие- главное свойство почв. Взаимосвязь организмов между собой и с окружающей средой. Цепь питания. Биологический круговорот. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
Практическая работа.
«Характеристика природного комплекса (ПК)».
Население Земли.
Население Земли. Человечество- единый биологический вид. Человеческие расы. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления- влияние на жизнь человека. Правила поведения во время стихийных бедствий.
Тематическое планирование.
№п\п
Название раздела или главы.
Количество часов.
1
Введение.
1
2
Виды изображений поверхности Земли.
План местности.
7
Географическая карта.
8
3
Строение Земли. Земные оболочки.
Литосфера.
8
Гидросфера.
10
Атмосфера.
11
Биосфера. Географическая оболочка.
5
4
Население Земли.
4
5
Повторение.
План местности.
2
Географическая карта.
2
Литосфера.
2
Гидросфера.
2
Атмосфера.
2
Биосфера.
2
Население Земли.
1
Итого:
68
Пояснительная записка.
№ УРОКА
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ
УРОКА
ТЕМА УРОКА.
ТИП УРОКА.
РЕШАЕМЫЕ ПРОБЛЕМЫ.
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ,
КОНТРОЛЬ).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
ПЛАН
ФАКТ
ПРЕДМЕТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ
ВВЕДЕНИЕ.
1
Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля — планета Солнечной системы
Урок общеметодологической направленности
Как человек изучал землю в древности и в средние века? Какой вклад путешественников в изучение Земли? Что изучает современная география? Каковы географические последствия движения Земли?
Обозначение на контурной карте маршрутов великих путешественников. Формирование определения понятия «экватор». Работа с рисунками «Планеты Солнечной системы», «Вращение Земли вокруг Солнца» Вводная беседа Практическая работа.
Уметь: объяснять значение понятия: «солнечная система». Объяснять следствия вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.
Формирование умения ставить учебную цель. Формирование умения ориентироваться в окружающем мире.
Формирование ответственно-го отношения к учебе.
Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.
ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ Земли.
2
Понятие о плане местности.
Урок общеметодологической направленности
Что такое план местности? Как читать план местности? Как определять расстояния на карте и плане при помощи масштаба?
Формирование определений понятий «топографический план», «условные знаки», «масштаб». Работа с планом местности. Умение выбирать масштаб, переводить цифровой масштаб в именованный. Фронтальный и индивидуальный опрос. Самостоятельная работа
Уметь: объяснять значение понятия «план местности», способы изображения объектов с помощью условных знаков.
Формировать представления о различиях в изображении местности на рисунке, плане и аэрофотоснимке; ориентироваться по плану с использованием условных знаков.
Формирование новых знаний и умений, работая в коллективе.
3
Практическая работа № 1. «Изображение здания школы в масштабе».
. Урок рефлексии
Индивидуальная работа.
Уметь применять масштаб на практике.
Формирование умения ставить учебную задачу и ее решение под руководством учителя.
Формирование
интереса к новым знаниям
4
Стороны горизонта. Ориентирование
Урок общеметодологической направленности
Какие стороны горизонта существуют? Как ориентироваться на местности? Что такое азимут?
Формулирование определений понятий «ориентирование», «азимут». Определение сторон горизонта по компасу. Определение направлений и азимутов по плану местности
Уметь: объяснять значение понятия «азимут». Определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности. Ориентировать-ся на местности при помощи компаса.
Формирование умения определять (измерять) направления и расстояния, азимут на плане, карте и на местности
Формирование новых знаний и умений, работая в коллективе.
5
Изображение на плане неровностей земной поверхности
Урок открытия нового знания.
Что такое рельеф? Чем относительная высота местности отличается от абсолютной? Какие существуют способы изображения рельефа на плане и картах? как построить профиль местности?
Формулирование определений понятий «рельеф», «относительная высота точки», «абсолютная высота точки», «отметки высот», «горизонтали (изогипсы)». Определение по плану местности высот холмов и глубин впадин. Определение по расположению горизонталей крутого и пологого склонов холма. Изображение с помощью горизонталей холма и впадины.
Уметь: объяснять значение понятий «рельеф», «абсолютная», «относительная» высота, «горизонтали». Знать: способы изображения рельефа на планах и географических картах.
Формирование умения определять относительную и абсолютную высоты, пользоваться шкалой высот и глубин
Формирование ответственно-го отношения к учебе, осознание необходимости учения.
6
Практическая работа № 2 «определение направлений и азимутов по плану местности».
Урок рефлексии
Индивидуальная работа
уметь определять направления и азимут по плану местности.
Формирование умения ставить учебную задачу и ее решение под руководством учителя.
Формирование
интереса к новым знаниям
7
Составление простейших планов местности
Урок открытия нового знания.
Какие виды съемки местности существуют?
Формулирование определений понятий «полярная съемка», «маршрутная съемка». Составление плана местности методом маршрутной съемки
Уметь: производить простейшую съемку местности
Формирование умения ставить учебную цель. Формирование работы с учебником.
Формирование
интереса к новым знаниям
8
Практическая работа №3 «Составление плана местности методом маршрутной съемки».
Урок рефлексии
Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Беседа, работа с заданиями учебника, практические задания с компасом и планшетом
Уметь проводить простейшую съемку местности.
Формирование умения ставить учебную задачу и ее решение под руководством учителя.
Формирование
интереса к новым знаниям
9
Самостоятельная работа по разделу «План местности»
Урок развивающего контроля.
Индивидуальная работа.
Знать: основные понятия темы. Уметь: самостоятельно выделять черты сходства и различия в изображении географических объектов на планах, картах и глобусах
Овладение основами картографической грамотности
Развитие умения взаимодейство
вать и работать в коллективе. Оценивать работу одноклассников
Формирование ответственно-го отношения к учебе.
Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничест
ве со сверстниками в процессе образователь-ной деятельности.
Географическая карта.
10
Форма и размеры Земли. Географическая карта.
Урок общеметодологической направленности
Какова форма и размеры Земли?
Каковы особенности изображения Земли на плоскости? Какие виды географических карт существуют?
Формулирование определений понятий «географическая карта», «легенда карты», «генерализация». Работа с глобусом и картами различных масштабов. Определение по глобусу и карте направлений и расстояний.
Уметь: объяснять значение понятий: «литосфера», «земная кора». Знать: внутреннее строение Земли, методы его изучения; различия материковой и океанической земной коры.
Овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.
Формировать умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.
11
Градусная сеть на глобусе и картах
Урок открытия нового знания.
Каковы особенности элементов градусной сети на глобусе и картах? Как с помощью элементов градусной сети определить направления на глобусе и картах?
Формулирование определений понятий «градусная сеть», «параллель», «меридиан». Определение по глобусу и картам различных параллелей и меридианов
Называть элементы градусной сети, объяснять их особенности
Формирование пользования картами, определять меридианы и параллели.
Формирование самостоятельности, трудолюбия, необходимости учиться.
12
Географическая широта
Урок общеметодологической направленности
Что такое географическая широта? Как определить географическую широту с помощью градусной сети?
Формирование умения пользования картами, определять меридианы и параллели, географическую широту.
Называть элементы градусной сети, объяснять их особенности.
Формирование самостоятельности, трудолюбия, необходимости учиться.
13
Географическая долгота.
Урок общеметодологической направленности
Что такое географическая долгота? Как определить географическую долготу с помощью градусной сети?
Формулирование определений понятия «географическая долгота»
Формирование умения пользования картами, определять меридианы и параллели, географическую долготу
Называть элементы градусной сети, объяснять их особенности
Формирование самостоятельности, трудолюбия, необходимости учиться.
14
Географические координаты.
Урок общеметодологической направленности
Что такое географические координаты? Как определять географические координаты с помощью градусной сети?
Формулирование определений понятия «географические координаты». Определение географических координат объектов. Индивидуальная, фронтальная. Беседа, рассказ, работа с картой и к/к., работа в парах.
Определять географические координаты точки.
Оценивать работу одноклассников
Формирование самостоятельности, ответственного отношения к учебе.
15
Практическая работа №4 «Определение географических координат объектов по их географическим координатам»
Урок рефлексии
Индивидуальная и , работа в группах. Беседа, работа с заданиями учебника, практические задания с глобусом и картами.
Определять географические координаты точки, расстояния, направления местоположение географических объектов
Развитие умения взаимодейство
вать и работать в коллективе. Оценивать работу одноклассников и себя.
Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничест
ве со сверстниками в процессе образовательной деятельности
16
Изображение на физических картах высот и глубин
Урок общеметодологической направленности
Каковы способы изображения высот и глубин на физических картах?
Формирование определений понятий «изобаты», «шкала высот и глубин». Определение по картам высот и глубин объектов
Расширение знаний о рельефе земной коры. Формирование понятий послойная окраска, шкала высот.
Формирование умения ставить учебную цель. Формирование приемов работы с учебником: искать и отбирать информацию.
Формирование ответственного отношения к учебе,
осознание ценностей
17
Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»
Урок рефлексии
Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом. Индивидуальная, фронтальная. Беседа, практические задания работы с планом и картой , самостоятельная работа.
Знать: основные понятия темы. Уметь: самостоятельно выделять черты сходства и различия в изображении географических объектов на планах, картах и глобусах
Овладение основами картографической грамотности.
Развитие умения взаимодейство
вать и работать в коллективе. Оценивать работу одноклассников
Формирование ответственного отношения к учебе.
Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничест
ве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.
Строение Земли. Земные оболочки.
18
Земля и ее внутреннее строение
Урок новых знаний.
Каково внутреннее строение Земли? Из чего состоит земная кора?
Формирование определений понятий «магма», «излившиеся (эффузивные) породы», «глубинные магматические породы», «обломочные породы», «органические осадочные породы». Выполнение в тетради рисунка «Внутреннее строение Земли». Определение минералов и горных пород по отличительным признакам. Сравнение горных пород, различающихся по происхождению Индивидуальная, фронтальная. Беседа,, самостоятельная работа с учебником
Уметь: объяснять значение понятий: «литосфера», «земная кора». Знать: внутреннее строение Земли, методы его изучения; различия материковой и океанической земной коры.
Овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.
Формировать умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.
19
Движения земной коры
Урок общеметодологической направленности
Почему происходят землетрясения? Как движется земная кора?
Формирование определений понятий «землетрясение», «сейсмические пояса», «очаг магмы», «лава», Подготовка сообщений о крупнейших землетрясениях в. Оценка влияния природных катастроф, связанных с литосферой, на деятельность населения и способов их предотвращения
Уметь: объяснять значение понятий: «литосфера», «земная кора». Знать: внутреннее строение Земли, методы его изучения; различия материковой и океанической земной коры.
Овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.
Формировать умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.
20
Вулканы, горячие источники, гейзеры.
Урок общеметодологической направленности
Что такое вулканы и гейзеры?
Формирование определений понятий «вулканический остров», «горячие источники», «гейзер». Подготовка сообщений о крупнейших извержениях вулканов. Оценка влияния природных катастроф, связанных с литосферой, на деятельность населения и способов их предотвращения
Знать: что такое вулканы, механизм их образования основные зоны вулканизма на Земле, методы предсказания и защиты от опасных природных явлений, правила обеспечения личной безопасности. Овладение основами картографической грамотности.
Формировать умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки вулканов, определять географическое положение вулканов на карте и наносить их на к/к
Формировать умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и при Формировать устойчивую познавательную мотивацию и интерес к предмету
21
Рельеф суши. Горы
Урок общеметодологической направленности
Какие существуют формы рельефа? Каков рельеф гор? Как горы отличаются по высоте?
Формирование определений понятий «горы», «горный хребет», «горная долина», «нагорье», «горная система». Определение по карте расположения на материках различных гор, их протяженности и высоты; высочайших горных вершин в Европе, Азии, Африке, Северной и Южной Америке
Уметь: объяснять значение понятий «горы», работать с к/к. Знать: классификацию гор по высоте, происхождению, строению; стихийные процессы в горах. Овладение основами картографической грамотности.
Формирование умения выделять главное, существенные признаки понятий. Находить на карте основные формы рельефа, определять абсолютную высоту гор и показывать крупнейшие горные страны, обозначать их на к/к.
Формирование ответственного отношения к учебе.
22
Равнины суши
Урок общеметодологической направленности
Каков рельеф равнин? Как равнины различаются по высоте?
Формирование определений понятий «равнина», «низменность», «возвышенность», «плоскогорье», «впадина». Определение по карте расположения на материках наиболее крупных равнин, их протяженности. Сравнение полезных ископаемых равнин и горных районов.
Уметь: объяснять значение понятий «равнины», различать равнины по высоте над уровнем моря и по внешнему виду, находить крупнейшие равнины на физической карте, обозначать изученные объекты на к/к карте. Овладение основами картографической грамотности
Знать: классификацию равнин по высоте, происхождению, строению
Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт.
Принимать права ученика, осознавать необходимость выполнения обязанностей ученика.
23
Рельеф дна Мирового океана.
Урок общеметодологической направленности
Каков рельеф дна Мирового океана?
Формирование определений понятий «материковая отмель (шельф)», «материковый склон», «глубоководный океанический желоб», «котловина», «срединно-океанический хребет», «атолл». Определение по картам шельфов материков и их частей, материковых островов, срединно-океанических хребтов океанов
Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов.
Уметь: объяснять значение понятий «Мировой океан», «материковая отмель», «срединно-океанические хребты». Называть методы изучения земных недр и Мирового океана. Приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами
Формировать осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира
24
Практическая работа № 5 «Составление описания форм рельефа»
Урок рефлексии
Индивидуальная и , работа в группах. Беседа, работа с заданиями учебника, практические задания с картами
Уметь работать с картами, составлять описания и характеристики различных форм рельефа, делать различные виды классификации.
Формирование умения ставить учебную задачу и ее решение под руководством учителя.
Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничест
ве со сверстниками в процессе образовательной деятельности
25
Обобщение и контроль знаний по теме «Литосфера»
Урок развивающего контроля.
Как научиться выделять проблемные зоны в изучении темы « Литосфера»
Индивидуальная, фронтальная, практические задания работы с картой, работа в парах, самостоятельная работа.
Знать роль литосферы; называть и показывать основные географические объекты; работать с к/к.
Овладение основами картографической грамотности.
Умение использовать различные источники для поиска и извлечения из них нужной информации
Способствовать к проявлению творческих способностей, устойчивой мотивации к изучению географии.
Гидросфера.
26
Вода на Земле.
Урок новых знаний
Что такое гидросфера? Что такое мировой круговорот воды в природе?
Формировать у учащихся умений построения и реализации новых знаний, понятий, способов и действий. Формулирование вывода по проблеме урока.
Уметь: объяснять значение понятий «гидросфера». Знать роль гидросферы в природе.
Формировать способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.
Умения управлять своей познавательной деятельностью.
Формировать устойчивый познавательный интерес к изучению географии
27
Части Мирового океана. Свойства вод океана.
Урок общеметодологической направленности
Что такое Мировой океан? Каковы свойства океанической воды?
Формирование определений понятий «гидросфера», «мировой круговорот воды», «материк», «остров», «архипелаг», «полуостров», «море», «залив», «пролив», «соленость». Составление схемы мирового круговорота воды. Обозначение на контурной карте океанов, крупных внутренних и внешних морей Фронтальная, индивидуальная. Беседа, рассказ. Выполнение творческих заданий, , анализ таблиц, карт,
Знать основные свойства воды
Формировать способность планировать свою деятельность под руководством учителя и работать в соответствии с поставленной учебной задачей
Формировать эмоциональноценностное отношение к окружающей среде.
28
Движение вод в океане
Урок новых знаний
Каковы виды и причины движения воды в океан?
Формирование определений понятий «зыбь», «прилив», «отлив», «теплое течение», «холодное течение». Составление схемы возникновения приливов и отливов под воздействием притяжения Луны. Обозначение на контурной карте теплых и холодных течений
Знать: основные виды движения воды в океане; причины образования волн; океанические течения, причины их образования, виды и их значение.
Формировать умения анализировать и сопоставлять информацию работая с учебником и картами атласа.
Формировать любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.
29
Подземные воды
Урок общеметодологической направленности
Как образуются подземные воды? От чего необходимо охранять подземные воды?
Формирование определений понятий «подземные воды», «водопроницаемые горные породы», «водоупорные горные породы», «водоносный слой», «грунтовые воды», «источник (родник)», «межпластовые воды», «минеральные воды». Выполнение в тетради рисунка «Грунтовые воды».
Знать: виды подземных вод, область их использования и необходимость бережного отношения к ним как к источнику чистой воды.
Формирование владения элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования
Формирование осознания качеств необходимых для успешной учебы, адекватно оценивать себя. Формирование экологической культуры.
30
Реки
Урок общеметодологической направленности
Что такое река? Каковы питание и режим рек? В чем различие равнинных и горных рек? Как используются реки и от чего необходимо их охранять?
Формирование определений понятий «река», «речная долина», «исток», «устье», «длина реки», «речная система», «водораздел», «режим реки», «половодье», «паводок», «пойма», «речная терраса», «порог», «водопад», «канал». Обозначение на контурной карте наиболее крупных рек России и мира. Выявление наиболее протяженных и полноводных рек, каналов
Знать определение реки и ее части, о питании и режиме рек.
Называть и показывать части речной системы;
Формировать способность планировать свою деятельность под руководством учителя и работать в соответствии с поставленной учебной задачей
Формирование творческих способностей, осознание необходимости самосовершенствования. Формирование экологической культуры.
31
Реки Удмуртии.
Урок новых знаний.
Какие реки есть в Удмуртии? Величина их? Охрана и защита рек.
Составление описания реки своей местности по плану.
Называть и показывать реки своего края.
Формировать способность планировать свою деятельность под руководством учителя и работать в соответствии с поставленной учебной задачей
Формирование творческих способностей, осознание необходимости самосовершенствования. Формирование экологической культуры.
32
Озера
Урок общеметодологической направленности
Что такое озеро? Как образуются озера?
Формирование определений понятий «озеро», «карст», «старица», «сточное озеро», «бессточное озеро», «болото», «пруд». Обозначение на контурной карте крупных озер и водохранилищ. Сравнение озер тектонического и ледникового происхождения. Описание озера или водохранилища
Знать: типы озерных котловин, различия озер по сточности и солености.
Овладение основами картографической грамотности.
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
Формирование осознания качеств необходимых для успешной учебы, адекватно оценивать себя.
33
Ледники
Урок общеметодологической направленности
Что такое ледники? Как они образуются? Виды ледников. Охрана ледников.
Формирование определений понятий «ледник», «снеговая граница», «айсберг», «многолетняя мерзлота». Обозначение на контурной карте крупных горных и покровных ледников, границы зоны вечной мерзлоты на территории нашей страны. Выдвижение гипотез возможного использования человеком ледников и вечной мерзлоты
Уметь: объяснять значение понятий «ледник»; «снеговая граница», «морена», «айсберги». Знать: как образуются ледники, типы ледников.
Формирование владения элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования
Формирование ответственно-го отношения к учебе.
34
Практическая работа № 6 «Составление описания внутренних вод»
Урок рефлексии
Индивидуальная, фронтальная.
Самостоятельная работа с учебником и картами атласа.
Формировать умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение.
Формирование ответственного отношения к учебе.
35
Обобщение и контроль знаний по теме « Гидросфера»
Урок рефлекс
Индивидуальная, групповая.
Знать: роль гидросферы в природе, части гидросферы.
Овладение основами картографической грамотности
Формирование умений использовать различные источники для поиска и извлечения из них нужной информации.
Формировать творческие способности, устойчивую мотивацию к изучению географии.
Атмосфера.
36
Атмосфера: строение, значение, изучение
Урок общеметодологической направленности
Каково строение и значение атмосферы? как изучают атмосферу?
Формирование определений понятий «тропосфера», «стратосфера». Выполнение в тетради рисунка «Строение атмосферы». Доказательство изменения плотности атмосферы и состава воздуха в верхних слоях по сравнению с поверхностным слоем
Знать: значение атмосферы, ее роли в жизни человека, состав атмосферы, отличительные особенности ее слоев, методах изучения атмосферы
Формирование умения управлять своей познавательной деятельностью.
Формировать потребность в самовыраже-нии и самореализации, осознания необходимости расширения кругозора, обогащения словарного запаса.
37
Температура воздуха
Урок общеметодологической направленности
Как меняется температура воздуха в течение суток и года?
Формирование определений понятий «суточная амплитуда температуры воздуха», «годовая амплитуда температуры воздуха». Выявление зависимости между географическим положением территории и температурой воздуха в пределах этой территории. Расчет средней температуры. Формулирование вывода о зависимости между температурой воздуха и высотой солнца над горизонтом.
Уметь определять температуру воздуха, среднесуточную температуру воздуха за сутки, месяц.
Формирование умения управлять своей познавательной деятельностью
Формировать творческие способности, устойчивую мотивацию к изучению географии
38
Практическая работа № 7 «Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры»
Урок рефлексии
Индивидуальная, фронтальная.
Самостоятельная работа с учебником
Уметь: определять амплитуды температур, составлять график хода температур за сутки, месяц, год.
Формирование приемов работы с учебником: искать и отбирать информацию. Формирование умения ставить учебную цель
Формирование ответственного отношения к учебе.
39
Атмосферное давление. Ветер
Урок новых знаний.
Что такое атмосферное давление? От чего зависит атмосферное давление? Как возникает ветер?
Какие виды ветров существуют? как определить направление и силу ветра?
Формирование определений понятий «атмосферное давление», «ветер», «бриз», «муссон», «роза ветров». Измерение атмосферного давления с помощью барометра. Выполнение в тетради рисунка: изображение направлений движений воздуха в дневном и ночном бризе. Сравнение температуры и давления над сушей и морем днем и ночью. Построение розы ветров
Знать: причины образования атмосферного давления, его изменении с высотой.
Уметь: определять атмосферное давление. Уметь: объяснять значение понятия «ветер», «муссоны», «бриз».
Знать причины образования ветра, виды ветров, их особенности
Работать в соответствии с поставленной задачей. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Формирование кругозора и обогащение словарного запаса
40
Практическая работа № 8"Построение розы ветров»
Урок рефлексии
Индивидуальная, фронтальная.
Рассказ, беседа, работа с учебником, практическая работа.
Формирование работы с учебником.
Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий
Формирование работы с учебником.
Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий
Формирование устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям
41
Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки
Урок общеметодологической направленности
Что такое абсолютная и относительная влажность воздуха? какие существуют виды атмосферных осадков? Какие причины влияют на количество осадков?
Формирование определений понятий «абсолютная влажность воздуха», «относительная влажность воздуха», «насыщенный воздух», «ненасыщенный воздух», «туман», «облако», «атмосферные осадки». Выявление зависимости количества воды в воздухе от его температуры. Определение количества воды в насыщенном воздухе при заданных температурах. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.
Уметь: объяснять значение понятия «насыщенный и ненасыщенный воздух», «абсолютная и относительная влажность»; определять абсолютную и относительную влажность
Формирование умения ставить учебную цель. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. Формирование умения составлять
Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование личностных представлений о целостности природы
42
Погода и климат.
Урок общеметодологической направленности
Что такое погода? Каковы причины изменения погоды? Можно ли предсказать погоду? Что такое климат? Как климат влияет на природу и жизнь человека?
Формирование определения понятия «воздушные массы». Заполнение календаря погоды. Измерение среднесуточной температуры зимой и летом. Сравнение розы ветров и диаграммы облачности, характерных для территории своей местности Формирование определения понятия «климат».
Знать: понятия «погода», «климат» и ее важнейшие показатели, основные факторы, влияющие на погоду территории.
Формировать умения работать в соответствии с предложенным планом; создавать тексты разных типов (описательные
Формировать позитивную моральную самооценку и моральные чувства
43
Погода и климат своей местности.
Урок общеметодологической направленности
Что такое погода? Каковы причины изменения погоды? Можно ли предсказать погоду по местным признакам? Что такое климат? Как климат влияет на природу и жизнь человека нашей местности?
Обозначение на контурной карте основных факторов, влияющих на формирование климата своей местности Описание климата своей местности по плану.
Знать: понятия «погода», «климат» и ее важнейшие показатели, основные факторы, влияющие на погоду территории.
Формировать умения работать в соответствии с предложенным планом; создавать тексты разных типов (описательные
Формировать позитивную моральную самооценку и моральные чувства
44
Причины, влияющие на климат
Урок общеметодологической направленности
Как изменяется освещение и нагрев поверхности Земли в течение года? От каких причин зависит климат?
Формирование определений понятий «Северный тропик», «Южный тропик», «полярный круг», «полярная ночь», «Северный полярный круг», «Южный полярный круг». Выполнение в тетради рисунка: изображение положения Земли по отношению к солнцу днем и ночью; положения земной оси по отношению к солнцу зимой и летом; областей, для которых характерны полярный день и полярная ночь
Формировать понятие «климат», представление о причинах его формирующих: географическая широта, положение относительно горных хребтов, высота. местности над уровнем моря. Знать: чем отличаются понятия «погода» и «климат», историю развития и становления науки климатологии.
Уметь: вести диалог, пользоваться картами атласа, делать выводы из посылок.
Формировать умения организовывать свою деятельность; определять ее цели и задачи; высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Формирование ответственного отношения к учебе.
45
Практическая работа № 9 «Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным»
Урок рефлексии
Индивидуальная, фронтальная, работа в парах. Практикум
Знать виды атмосферных осадков.
Уметь строить диаграмму количества осадков по многолетним данным.
Формировать умения участвовать в совместной деятельности; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми; оценивать работу одноклассников.
Формировать готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
46
Обобщение и контроль знаний по теме « Атмосфера»
Урок рефлексии
Беседа по теме. Подведение итогов. Практикум. Индивидуальная и групповая практическая деятельность учащихся.
Называть и показывать пояса освещённости, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат.
Формирование умения ставить учебную цель. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. Умение вести
Формирование ответственно-го отношения к учебе. Формирование личностных представлений о целостности природы Земли.
Биосфера. Географическая оболочка.
47
Разнообразие и распространение организмов на Земле
Урок общеметодологической направленности
Что такое широтная зональность? Каковы характеристики природных зон? Каковы особенности распространения организмов в мировом океане?
Обозначение на контурной карте границ природных зон. Характеристика одной из природных зон по плану. Работа с картой «Природные зоны мира». Подготовка сообщений по теме «Охрана биосферы». Характеристика наиболее известных заповедников и национальных парков. Рассказы о представителях растительного и животного мира Беседа по теме. Индивидуальная и групповая практическая деятельность учащихся
Знать: особенности биосферы, закономерности распространения живых организмов на планете; взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки.
Формировать умения организовывать свою деятельность; определять ее цели и задачи; высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Формировать устойчивую познавательную мотивацию, творческие способности
48
Разнообразие растительного и животного мира своей местности.
Урок общеметодологической направленности
Каковы особенности распространения растительных организмов в своей местности? Красная книга Удмуртии.
Характеристика наиболее известных заповедников и национальных парков Удмуртии.. Рассказы о представителях растительного и животного мира своей республики. Беседа по теме.
взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки своей местности.
Формировать умения организовывать свою деятельность; определять ее цели и задачи; высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Формировать устойчивую познавательную мотивацию, творческие способности
49
Природный комплекс
Урок общеметодологической направленности
Как живые организмы воздействуют на земные оболочки ? что такое почва? Что такое природный комплекс?
Формирование определений понятий «почва», «гумус», «плодородие», «цепь питания», «природный комплекс», «заповедник», «географическая оболочка», «биосфера». Изучение природных комплексов своей местности и их описание по плану.
Составление характеристики природного комплекса (ПК)
Уметь: приводить примеры взаимодействия всех земных оболочек, называть основные природные комплексы, их компоненты и существующие взаимосвязи.
Формирование умения ставить учебную цель. Формирование умения ориентироваться в окружающем мире.
Формировать осознание необходимости бережного, гуманного отношения к окружающей среде.
50
Практическая работа № 10 «Составление характеристики природного комплекса (ПК)»
Урок рефлексии
Индивидуальная, фронтальная.
Беседа, рассказ работа с учебником
Уметь составлять описание природного комплекса.
Формирование умения ставить учебную цель, и работать в соответствии с поставленной учебной задачей.
Формировать устойчивый познавательный интерес к предмету.
51
Обобщение и контроль знаний по теме « Биосфера. Географическая оболочка».
Урок развивающегоконтроля.
Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом, контурной картой.
Уметь: приводить примеры взаимодействия всех земных оболочек, называть основные природные комплексы, их компоненты и существующие взаимосвязи
Формирование умения ставить учебную цель, и работать в соответствии с поставленной учебной задачей
Формировать устойчивый познавательный интерес к предмету.
Население Земли.
52
Население Земли
Урок общеметодологической направленности
Каковы признаки основных человеческих рас? Какова численность населения Земли? Страны? Своей республики?
Формирование определения понятия «человеческая раса». Изучение этнографических особенностей различных народов. Описание особенностей жилища, одежды, еды, особенностей быта, праздников. Посещение краеведческих и этнографических музеев. Обозначение на контурной карте численности населения каждого материка; границ наиболее населенных стран, численности их населения; городов с населением более 10 млн. человек
Знать основные различия между расами людей.
Уметь самостоятельно отбирать необходимый материал и оформлять его в таблице.
Формирование умения ставить учебную цель. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. Умение вести самостоятельный поиск и отбор информации, высказывать свою точку зрения на поставленную проблему, вести дискуссию.
Формировать устойчивый познавательный интерес к предмету.
53
Человек и природа
Урок общеметодологической направленности
Каково влияние природы на жизнь и здоровье человека? Какие стихийные явления случаются в природе?
Формирование определений понятий «смерч», «ураган». Определение порядка действий при угрозах различных стихийных бедствий (пожара, урагана, наводнения, землетрясения, сильной жары, холода, града, грозы и т. д.)
Знать: какие стихийные бедствия связаны с процессами в гидросфере, атмосфере и литосфере, как человек защищается от них.
Формировать умения высказывать суждения, подтверждая их фактами
Формировать устойчивый познавательный интерес к предмету, основы здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий.
54
Человек и природа
Урок общеметодологической направленности
Каково влияние природы на жизнь и здоровье человека? Какие стихийные явления случаются в природе? какие стихийные бедствия могут наблюдаться у нас?
Формирование определений понятий «смерч», «ураган». Определение порядка действий при угрозах различных стихийных бедствий (пожара, урагана, наводнения, землетрясения, сильной жары, холода, града, грозы и т. д.)
Знать: какие стихийные бедствия связаны с процессами в гидросфере, атмосфере и литосфере, как человек защищается от них.
Формировать умения высказывать суждения, подтверждая их фактами
Формировать устойчивый познавательный интерес к предмету, основы здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий.
55
Итоговый контроль знаний по курсу «География» 6 класс.
Урок рефлексии
Сообщения учащихся
Уметь работать с географической картой; применять теоретические знания на практике.
Формировать умения высказывать суждения, подтверждая их фактами
Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование личностных представлений о целостности природы Земли. Формирование нравственного поведения и морального сознания. Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничест
ве со сверстниками в процессе образователь-ной деятельности
Повторение.
56
План местности.
Урок рефлексии
57
План местности.
Урок рефлексии
58
Географическая карта
Урок рефлексии
59
Географическая карта.
Урок рефлексии
60
Литосфера.
Урок рефлексии
61
Литосфера.
Урок рефлексии
62
Гидросфера.
Урок рефлексии
63
Гидросфера.
Урок рефлексии
64
Атмосфера.
Урок рефлексии
65
Атмосфера.
Урок рефлексии
66
Биосфера.
Урок рефлексии
67
Биосфера.
Урок рефлексии
68
Население.
Урок рефлексии
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей
-Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов; Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
-Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
-В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; Ответ самостоятельный;
-Наличие неточностей в изложении географического материала;
-Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
-Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
-Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
-Понимание основных географических взаимосвязей;
-Знание карты и умение ей пользоваться;
-При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
-Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
-Материал излагает не систематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
-Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
-Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
-Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
-Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
-Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
-Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
-Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
-Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
-Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
-Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
-Не делает выводов и обобщений.
-Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
-Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
-При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
-Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
-выполнил работу без ошибок и недочетов;
-допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик:
- выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик :
-правильно выполнил не менее половины работы или допустил
не более двух грубых ошибок;
-или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
-или не более двух-трех негрубых ошибок;
-или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
-или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
-допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
-или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
-Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
-Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных
работ теоретические знания, практические умения и навыки.
-Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
-Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
-Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
-Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
-Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
-Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
-Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
-Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Контрольно – измерительные материалы.
Контрольные тесты по географии. Д.В.Трошев, М.Д.Шарыгин. Учебное пособие, Пермь 2000.
Контрольные и проверочные работы по географии. В.Б.Пятунин. Методическое пособие, Москва, «Дрофа», 1997.
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии. Н.Н. Петрова. Москва, «Дрофа», 2000.
Раздаточные материалы по географии 6-7 классы. Р.Х.Хабибуллин. Москва, «Дрофа», 2003.
Тесты по географии для поступающих в ВУЗы. Оксана Климанова, Владимир Климанов. Москва, Айрис Пресс Рольф, 2001.
География 6-10 классы. Тесты. Н.Н.Петрова. Москва, «Дрофа», 1997.
7.Тестовые задания по географии 6-10 классы. В.Б. Пятунин, Ю А Симагин, Москва,
« Просвещение», 1999.
8.Тематические игры по географии. И.В.Митрофанов, Москва, Творческий центр»Сфера», 2003.
9. КИМы по географии для 6 класса, Е.А.Жижина, Москва «ВАКО», 2012год
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по географии. Медиа- поддержка не ограничивается приведенным списком и используется по усмотрению учителя и учащихся.
Список литературы
Для учащихся:
Аржанов С. П. – Занимательная география – М.: Просвещение, 2008.
Вагнер Б.Б. - По океанам и континентам, Хрестоматия - М.: Московский Лицей, 2001.
Гвоздецкий И.А. и др. - Хрест. по физической географии (Афр., Амер., Австр., Ант.) -М.: Просвещение, 1967.
Губарев В.К. – Тайны географических названий – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.
Емельянов А.С. 300 вопросов по странам и континентам – Ярославль: Академия развития, 1997.
Иванова О.Ю. Величайшие чудеса света. – Смоленск: Русич, 2004.
Поспелов Е.М. Географические названия мира: Топонимический словарь. – М.: Русские словари, 1998.
Смирнова Т.А. -Хрестоматия по географии материков и океанов: Пособие для учителя
Для учителя:
Томилин А.М. – Как люди открывали мир – М.: Просвещение, 2008.