Разработка и использование новых информационных технологий в курсе географии
Разработка и использование новых информационных технологий в курсе географии
Учитель, владеющий компьютером, должен считать приоритетным использование в процессе обучения информационных технологий. Компьютерная технология развивает идеи программированного обучения, открывает совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка и использование новых информационных технологий в курсе географии»
Защита педагогического проекта по разработке и использованию новых информационных технологий в курсе географии
учителя МАОУ «Авторский лицей Эдварса №90»
Липановой Татьяны Николаевны.
Учитель, владеющий компьютером, должен считать приоритетным использование в процессе обучения информационных технологий. Компьютерная технология развивает идеи программированного обучения, открывает совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров.
Ученики на таких уроках работают активнее: самостоятельно анализируют, сравнивают, описывают, выполняют практические работы на компьютере в виде презентации. Для этого приходится изучить большое количество материала, поработать с сетью Интернет. Тут им на помощь приходит их помощник – учитель, который всегда поможет подобрать материал, объяснит, как лучше его сгруппировать.
Использование компьютера на уроках учитель должен вводить не вместо, а наряду с другими современными технологиями и методиками.
Использование компьютерной технологии на уроках географии имеет ряд преимуществ:
Во-первых, это экономит время.
Во-вторых, дает возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся.
В-третьих, повышение мотивации обучения, усиление интереса учащихся к урокам.
В-четвертых, работая на компьютере, каждый учащийся выбирает свой темп работы; одни учащиеся понимают нас с полуслова, а другим требуется повторять одно и то же несколько раз. Диалог ученика с машиной происходит индивидуально.
Когда ученику интересно на уроке, он сам стремиться к познанию нового, и учителю остается только правильно направлять и корректировать этот путь. И тогда не удивляешься метаморфозе превращения обычного «троечника» в талантливого художника, дизайнера или аниматора с неординарным мышлением и индивидуальным восприятием окружающего мира.
Важный вопрос, который решает учитель на каждом уроке: как вызвать к жизни внутренние силы ученика, пробудить интерес к изучаемому, активизировать его стремление к постижению нового? Для этого необходимо разнообразить формы и методы как проведения урока в целом, так и отдельных его этапов.
В педагогической практике наряду с традиционными, сейчас широко используются информационные технологии обучения с целью создания условий выбора индивидуальной образовательной траектории каждым учащимся, чтобы вдохновить учеников на удовлетворение их познавательного интереса, поэтому главной своей задачей считаю создание условий для формирования мотивации у учащихся, развитие их способностей, повышение эффективности обучения.
Процесс организации обучения школьников с использованием ИТ позволяет:
— сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
— эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;
— свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах данных благодаря использованию средств телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у учащихся потребности в поисковых действиях;
— индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
— раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т. к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т. ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки;
— самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
— осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т. д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.
Кроме того, компьютер позволяет в значительной степени устранить одну из важных причин отрицательного отношения к учебе — неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь или полностью объясняется решение.
Использование информационных технологий позволяет достичь свободы творчества участников педагогического процесса: ученика и учителя. Педагог учит, воспитывает, но и стимулирует ученика к развитию его задатков, развивает потребность к самостоятельной работе.
В целях оптимального использования времени на уроке в своей работе я создаю презентации и использую различные дидактические средства обучения и контроля учебной деятельности:
фронтальные демонстрации уроков, специально созданные по различным темам;
готовые демонстрации некоторых частей уроков с использованием презентаций;
видеоролики по различным темам;
практические работы в электронном виде;
тестовые электронные задания для промежуточной проверки знаний по различным темам;
контрольные тестовые электронные задания по различным темам.
Использование ИТ на уроках — это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика.
На этапе подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала вкачестве одного из способов повышения познавательного интереса у учащихся я использую Интернет-ресурсы.
При проведении уроков я использую презентации. На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью, между учителем и учеником существует посредник — компьютер, что способствует их эффективному взаимодействию. Урок-презентация обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду. При изучении новой темы я провожу урок-лекцию с применением мультимедийной презентации. Это позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации.
Сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайдов позволяет сконцентрировать визуальное внимание на особо значимых моментах учебной работы.
Можно использовать презентацию для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса.