Так уже повелось, что название какого-либо региона немедленно ассоциируется в нашем сознании с самым характерным для него пейзажем. Грузия - это высокогорные хребты и разбитые на их склонах чайные террасы. Средняя Азия - это прохлада журчащих арыков, а Кубань - прежде всег о золотой разлив хлебных нив и белая капель цветущих садов.
Визитной карточкой Калмыкии были исстари беспредельно раскинувшая свои неоглядные просторы степи
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа "Живи, земля полынная" »
Здравствуй, степь!
Как приятно ласкать тебя взором,
Я вернулся к тебе, слез любви не тая.
Ты в пеленках носила меня но просторам. Здравствуй, степь моя! Сила и гордость моя!
Я летела душой к тому дому, который называют родным, и по которому сильно тоскуют.
Яшла по мягкой молодой траве, и звучала во мне одна строка из стихов: «Все живое на свете - все мудро»
Я люблю бывать в степи. Дали, открываются такие, что действительно захватываетдух.
О степь моя, земля полынных трав!
Моя любовь, и радость и отрада!
Здесь предков наших гордых имена Хранит простор. А как горячий нрав Кипит в крови и зоркость взгляда –
Все от нее! Всего исток она.
Так уже повелось, что название какого-либо региона немедленно ассоциируется в нашем сознании с самым характерным для него пейзажем. Грузия - это высокогорные хребты и разбитые на их склонах чайные террасы. Средняя Азия - это прохлада журчащих арыков, а Кубань - прежде всег о золотой разлив хлебных нив и белая капель цветущих садов.
Визитной карточкой Калмыкии были исстари беспредельно раскинувшая свои неоглядные просторы степи и привольно пасущиеся ту чные оз ары и гурты.
А вот молодой степной орел стал встреч ветру. Долго-долго купается птица в воздушных струях, отсюда ему любо озирать зоркими глазами степь, ее курганы, озера, вечно загадочные маревые дали.
На холм у перекрестка двух дорог
Степной орел уселся горделиво
Железны перья ржавого отлива.
Иссиня, черен клюв, как бычий рог...
Гудок... машина мчится стороной,
Вниманием ее не удостоя.
(исполняется танец орла)
Степь... Гордость калмыцкого народа. С давних времен исконным занятием калмыков было животноводство. Вся наша республика - от столицы до дальнего хотона утопала в синеве полыни, цветении разноцветных тюльпанов. Калмыки, хорошо знали, как использовать пастбища, чтобы в течении всего года животные получали в достатке высококачественные корма. Зеленела степь, жаворонки звонко разносили песню над степью, алый ковер тюльпанов радовал глаз человека.
С тех нор как вертится земля
Все те, кто жить, на ней достойны, Душе стремиться вдаль веля,
О счастье мыслят беспокойно. Как вырастить его цветок?
Им ты хоть чем-нибудь помог?
Всех к себе притянул родничок. Всем, кто рядом проходит, помогает он сухим летом. Как он нужен в жарынь, когда мечтаешь о глотке воды.
Воды! Воды! Где ты, вода живая? Глотая соль и пыльный суховей,
Из века в век от жажды изнывая,
Стонала степь Калмыкии моей...
Она металась, как больной в горячке,
От зноя, от давящей духоты
И умоляла небо о подачке
И разевала трещины, как рты...
(Д. Кугультинов.)
Как прекрасна Земля! Спросите у любого космонавта, и он вам расскажет как дорог ему этот маленький земной шар, окутанный коричневато - бело-голубой дымкой. Каждый человек из необъятного мира природы выбирает что-то свое, близкое ему одному. Для одних - природа открывает свою потаенную жизнь в дремучем лесу, для других - в осеннем саду, а для третьих - в бескрайней степи.
Шумят. И степь меня зовет!
Чем дальше, тем безудержней цветенье!
Звенит торлонг. Торлонг в степи поет
С весною в сердце входит откровенье!
О степь моя, земля полынных вьюг!
С ней красотою небо не сравниться.
Когда весною тысячи огней!
По всей степи заполыхают вдруг!
Я счастлив тем, что довелось родиться
Мне на широком пологе степей!
Когда такое пекло, что даже стойкая полынь - трава сбрасывает листву - опушку, чтобы выжить, чтобы не засохли глубокие корни.
Полынь, полынь ... славное растение. Незабываемое, как и его запах. Что будет с полынью, когда запашут всю землю? Где она сохранится? Выживет ли она, та, что спасала скот в трудную годину?
Жарою сделалась теплынь,
И перешли в другие страны
Ромашки, лютики, тюльпаны.
Осталась горькая полынь.
Не помышляя о разлуке,
Она выносит знойный ад Струит целебный аромат,
Со степью, с нами делит муки.
И машет мне рукой своей
Как будто вовсе не в обиде.
Что обольстясь красой гостей
Я проходил, ее не видя.
Не случайно, «травой любви» зовут полынь в народе. Она также символ степного края, ее дар, ее живая нить.
Богата и разнообразна наша степь. Для приезжего она наводит тоску и грусть, а для нас, калмыков, степь - это раздолье, степь - это радость, степь - это жизнь. Природа степного края открывает свою тайну только пытливому и наблюдательному глазу, человеку, который хорошо знает и любит ее. Природные пастбища с их уникальным набором трав - поистине бесценное богатство степного края.
Задумчивый простор родных степей...
Он как ладони матери моей,
Он - колыбель моя
И песня моя,
Он - бесконечный праздник бытия.
Тому, кто впервые увидел калмыцкую степь весною, она и зимой покажется прекрасной - так сильно ее обаяние. И чутко слыша природу, я обращаюсь к буйному ветру:
«Ветер, ветер степной,
Ты напрасно летел,
Если только хотел
Звать меня в край иной!
Не пыли, негодуя,
Никуда, никогда
Из степи не уйду!»
(исполняется песня М. Грачева «Ветер степной»)
Кругом степь, степь, степь ...
Степь со своей неповторимостью красок, со своими особенностями, со • своим характером.
О красоте и богатстве нашего края можно говорить бесконечно. За многие годы изменилось многое.... Наша некогда цветущая степь превращается в пустыню. Тревожная песня жаворонка извещает нас об исчезновении былой красы родного края. Все реже наша степь покрывается тюльпанами, все тише и тише журчат родники.
В степи вырастают тюльпаны
Они как зори играют,
В степи вырастают тюльпаны
Но рано они умирают.
(исполняется песня «Расцвели тюльпаны»)
В середине XVII века кочевники калмыки характеризовали степь Калмыкии так: неоглядные просторы, тучные пастбища, пьянящий ароматом хрустально чистый воздух - все то было в первозданной красе.
Травостоем вы славились, степи.
Шапку сбросишь, не гнулась трава.
Но земля до поры только терпит.
Ведь ранима она, ведь жива.
Став бедой планеты, экологическая проблема никогда не обходит стороной. Сегодня Калмыкия превратилась в зону экологического бедствия. Взывают к нашему милосердию птицы, растения, реки, животные
Глубокой раной на груди степи зияют участки канала Волго-Чограй, пересекающий миграционный путь сайгаков.
Сайгачье стадо видишь ты вдали,
На головах самцов рога витые
От волчьей стаи ноги их спасли, Стремительные, силой налитые.
А поверни сайгак свои рога на волка,
В силу их и крепость веря, -
Увидел бы он только хвост врага
Да спину убегающего зверя.
О как природа - мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не настигла
Давайте сохраним
Калмыцкого сайгака.
Плачет земля.... Жаль безъязыкая, а то бы корчась, она орала от боли за степи Калмыкии.
О, степь моя - сплошная рана
Меня не радует твой вид.
Ну что там орды Чингисхана
С их миллионами копыт?!
Тебя колеса истоптали,
В каналах ты, как в каплях слез.
Твои синеющие дали
Обезобразил Минводхоз.
Давно в сетях твоих сайгаки –
В сетях каналов и дорог!...
Терзают тракторные трапы
Твой каждый лог и бугорок.
В твоих песках тюльпаны жалки,
Пугаешь ты безводьем рек...
Тебе в лицо бросает свалки
Неблагодарный человек.
Была бы травами обильной,
Но что же завтра, впереди?,..
Дохни на всех нас бурей пыльной,
Людскую совесть разбуди!
НАСТУПАЕТ НА КАЛМЫКИЮ ПЕСОК, КАК СЕДИНА НА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ВИСОК...
С карты республики исчез поселок Смушковое. На очереди - Бергин?
На месте некогда большого шумного поселка образовалась пустыня. Поселок погребен под песками, вокруг не остаюсь ни одной дороги.
Всего на территории поселка насчитывается 18 колодцев, из них 8 - индивидуального пользования. Анализ показал, что для питья пригодна вода только одного колодца.
Неблагоприятные экологические условия влияют на состояние здоровья людей. В поселке происходит депопуляция населения, т.е. смертность превышает рождаемость, более того резко снижается рождаемость.
В 70-х годах начался массовый выезд из села. Такая же участь ожидает и поселок Бергин. Пески быстро надвигаются на село. Нет питьевой воды. В последние годы наблюдается массовая миграция населения.
с:
Если не принять экстренные меры, то погибнет старинное калмыцкое село с красивым названием Бергин, «Беергтя газр», что означает в переводе с калмыцкого «равнина с бугорками и впадинами».
ВОЛГА - ВСЕХ МОИХ ПЕСЕН НАЧАЛО, ВОЛГА - ДРЕВНИХ ЛЕГЕНД СЕДИНА...
Четыре века назад калмыки, придя из далекой Джунгарии через многие реки, не зря сделали свой выбор на великой реке Волга, оседлав ее низовья и Прикаспийскую низменность. Этот выбор диктовался идеальными природными условиями проживания кочевого народа.
Вот уже 20 лет ученые бьют тревогу о судьбе Волги. Ущерб, наносимый великой реке, исчисляется миллионами рублей. Из 3000 га естественных нерестилищ на Волге сохранилось 300 га. 5 % осетровых, гибнет от браконьерства, 15 % - от турбин, винтов, а 80% - от загрязнения воды.
Любимым местом отдыха цаганаманцев является Волга. Но сколько мусора можно увидеть после отдыха людей - бутылки, остатки еды, полиэтиленовые пакеты и т.д.
В некоторых местах даже опасно входить в воду - можно наступить на осколок бутылки. Тут же отдыхающие моют свои машины.
Необходимо срочно восстановить жизнеспособность великой реки. Специалисты разработали и предложили правительству первоочередные меры по улучшению экологической обстановки на Волге. На первом плане в этой программе действий стоит человек, его здоровье и благосостояние, а также судьба Волги, которая у нас одна.
А ведь только от человека, от его воли и разума зависит, будут ли вечными степь, вода и животный мир. Так, давайте, возвращать красоту родного края и делать все во имя нашей природы.
Я степь мою славлю за го, что она Одна мне на свете такая дана, Подайте мне тыщу заморских степей Без степи моей - это тыща цепей.
«Добра мать для своих детей, а земля - для всех людей», так говорит пословица. Но на добро следует воздавать добром. Так будем же учиться любить, беречь и охранять природу родного края.