География как учебный предмет имеет большое значение для всестороннего развития обучающихся. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального и экологического воспитания обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету география 6 класс»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Белоярская школа – интернет»
Рабочая программа
по географии
VI класс
с. Белый Яр, 2018 г.
Рабочая программа по географии разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МКОУ «Белоярская ШИ», утвержденным приказом МКОУ «Белоярская ШИ» от 20.05.2016г. № 275-1
Пояснительная записка
Краткая характеристика предмета
География как учебный предмет имеет большое значение для всестороннего развития обучающихся. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального и экологического воспитания обучающихся.
Цель: формирование элементарных, но научных и систематических сведений о природе, населении, хозяйстве России.
Задачи:
показать особенности взаимодействия человека и природы,
познакомить с культурой и бытом разных народов,
помочь усвоить правила поведения в природе.
Предметные результаты
Обучающиеся должны знать:
что изучает география;
горизонт, линию и стороны горизонта;
основные формы земной поверхности;
виды водоемов, их различия;
меры по охране воды от загрязнения;
правила поведения в природе;
отличие плана от рисунка и географической карты;
основные направления на плане, географической карте;
условные цвета и знаки географической карты;
распределение суши и воды на Земле;
материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
Солнце, как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;
значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос, имена первых космонавтов
различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;
географическое положение' нашей страны на физической карте России и карте полушарий;
названия географических объектов, обозначенных в программе по теме «Карта России» (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида).
Обучающиеся должны уметь;
определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;
выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности;
читать географическую карту (условные цвета и основные знаки) по атласам-приложению к учебнику;
составлять описание изучаемых объектов с опорой на карту и картины
показать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте.
Содержание предмета
География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: температура, облачность, осадки, ветер, атмосферные осадки. Опасные явления природы. Меры предосторожности.
Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1-5 классах.
Практические работы
Знакомство с новым учебником, иллюстрационным приложением.
Ориентирование на местности
Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им. Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам. Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях.
Практические работы
Зарисовка линии, сторон горизонта. Схематическая зарисовка компаса. Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу
Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования).
Формы поверхности Земли
Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование. Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.
Практические работы
Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана. Зарисовки различных форм земной поверхности, схема вулкана в разрезе.
Вода на Земле
Вода на Земле. Родник, его образование. Колодец. Водопровод. Река, ее части. Горные и равнинные реки. Как люди используют реки. Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц. Болота, их осушение. Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы. Острова и полуострова. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
План и карта
Рисунок и план предмета. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. План класса. План школьного участка. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.). Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.
Практические работы
Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте. Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте. Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе. Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса).
Земной шар
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля — планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса.3 Глобус — модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе. Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий. Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. Первые кругосветные путешествия. Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи). Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.
Карта России
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России — Москва. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова России.
Практические работы
Работа с контурными картами. Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа). Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, ГЭС. Реки Лена, Амур. Озера Ладожское, Онежское, Байкал. Работа с контурными картами. Наш край на карте России.
Календарно - тематическое планирование
№ урока п/п
Тема
Количество часов
Планируемые результаты
Дата проведения
Примечание
план
факт
1 четверть - 16 часов
Раздел «Введение»
Что изучает география?
1
Знать, что изучает предмет география.
04.09
Наблюдения за изменениями высоты солнца и погоды
1
Знать на что влияет изменения высоты Солнца и погоды
Уметь называть приметы времен года.
05.09
Явления природы
1
Иметь представления о явлениях природы (ветер, осадки, молния, гром, гроза и т.д.).
11.09
Раздел «Ориентирование на местности»
Горизонт. Линия горизонта
1
Знать определение понятия горизонт.
12.09
Стороны горизонта
1
Уметь определять стороны горизонта.
18.09
Компас и правила пользования им
1
Знать назначение компаса.
Уметь пользоваться компасом.
19.09
Ориентирование по местным признакам природы
1
Знать признаки природы
Уметь ориентироваться по признакам природы.
25.09
Ориентирование на местности (урок контроля и систематизации знаний)
1
Уметь применять на практике полученные знания
26.09
Формы поверхности Земли (4 часа)
Равнины, холмы
1
Иметь представления о равнинах и холмах.
Уметь находить равнины и холмы на карте.
02.10
Овраги и их образование
1
Иметь представления об оврагах
Знать опасность их образования.
03.10
Горы. Землетрясения.
1
Иметь представления об образовании гор и землетрясениях.
Уметь находить на карте разные по высоте горы.
09.10
Извержения вулканов
1
Знать понятие вулкан.
Иметь представления о его извержение.
10.10
Раздел «Вода на Земле»
Вода в природе
1
Знать значение воды для природы.
16.10
Родник и его образование
1
Иметь представление о роднике и его образовании.
17.10
Колодец. Водопровод
1
Уметь отличать колодец от водопровода.
23.10
Как люди используют реки
1
Знать назначение рек в жизни человека
Уметь находить на карте реки.
24.10
2 четверть - 16 часов
Озера, водохранилища, пруды
1
Знать отличие озер, водохранилищ и прудов. Уметь находить на карте.
06.11
Болота, их осушение
1
Знать, что такое болото, его отличительные особенности
Иметь представление об осушении болота.
07.11
Океаны и моря
1
Знать отличительные особенности океанов и морей.
13.11
Острова и полуострова
1
Уметь находить острова и полуострова и знать их отличительные особенности.
14.11
Водоемы Республики Хакасия
1
Знать правила поведения на водоемах.
Уметь находить водоемы Республики Хакасия на физической карте
20.11
Раздел «План и карта»
Рисунок и план предмета
1
Иметь представление о плане предмет и уметь выполнять рисунок и план предмета.
21.11
План и масштаб
1
Иметь представление о масштабе и уметь приметь знания при выполнении плана.
27.11
План класса
1
Уметь составлять план классной комнаты и других учебных кабинетов.
28.11
План школьного участка
1
С помощью условных обозначений уметь составлять план.
04.12
Условные знаки плана местности
1
Знать условные знаки и их назначение.
05.12
План и географическая карта
1
Уметь читать план и географическую карту.
11.12
Условные цвета физической карты
1
Знать цвета физической карты и уметь знания применять на практике.
12.12
Условные знаки физической карты
1
Знать цвета физической карты и уметь знания применять на практике.
18.12
Физическая карта России
(урок контроля и систематизации знаний)
1
Знать назначение физической карты и уметь отличать ее от других карт.
19.12
Раздел «Земнойшар»
Краткие сведения о земле, солнце, луне
1
Иметь представление о Земле, Солнце и Луне. Уметь пользоваться учебным пособием «Глобус»
25.12
Планеты
1
Иметь представление о солнечной системе.
Знать о том, что планеты движутся вокруг Солнца
26.12
3 четверть - 20 часов
Земля - планета
1
Знать о том, что Земля это одна из планет солнечной системы
15.01
Глобус – модель земного шара
1
Уметь пользоваться глобусом и знать его особенности
16.01
Физическая карта полушарий
1
Знать особенности физической карты полушарий. Уметь находить западное и восточное полушарие
22.01
Распределение воды и суши на земле
1
Уметь находить на карте воду и сушу
23.01
Материки на глобусе и карте полушарий
1
Уметь находить на карте полушарий материки.
29.01
Первые кругосветные путешествия
1
Иметь представления о кругосветных путешествиях
30.01
Значение солнца для жизни на Земле
1
Знать значение солнца для жизни на земле
05.02
Понятие о климате
1
Иметь представление о климате и его влиянии для жизни человека
06.02
Основные типы климата
1
Иметь представление об основных типах климата , в том числе для нашего региона
12.02
Пояса освещенности: жаркие, умеренные, холодные
1
Знать пояса освещенности: жаркие, умеренные, холодные и их отличие друг от друга
13.02
Природа тропического пояса, умеренных и полярных поясов
1
Уметь записывать в тетрадь названия и (или) делать зарисовки наиболее типичных растений и животных тропического пояса, умеренных и полярных поясов
19.02
Земной шар
(урок контроля и систематизации знаний)
1
Уметь выполнять задания опираясь на записи в тетради, географических картах из приложения к учебнику
20.02
Раздел «КартаРоссии»
Географическое положение России на карте
1
Знать что такое географическое положение
Уметь находить на карте Россию
26.02
Границы России
1
Уметь находить на карте сухопутные границы России
27.02
Морские границы России
1
Уметь находить на карте водные границы России (морские)
05.03
Моря Тихого океана
1
Уметь находить на карте моря Тихого океана
06.03
Моря Атлантического океана
1
Уметь находить на карте моря Атлантического океана
12.03
Острова и полуострова России
1
Уметь находить на физической карте России острова и полуострова
13.03
Низменности, возвышенности, плоскогорья
1
Уметь находить на физической карте России низменности, возвышенности, плоскогорья
19.03
Горы: Кавказ, Урал, Алтай
1
Уметь находить на физической карте России горы: Кавказ, Урал, Алтай
20.03
4 четверть -17 часов
Наши горы: Саяны
1
Иметь представлениях о горах нашего региона (горы Саяны)
02.04
Наши горы: Кузнецкое Алатау
1
Иметь представлениях о горах нашего региона (горы Кузнецкое Алатау)
03.04
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых
1
Знать крупнейшие месторождения полезных ископаемых, их условные обозначения
Уметь находить полезные ископаемые на карте
09.04
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых
1
Уметь находить на карте крупнейшие месторождения полезных ископаемых
10.04
Реки: Волга, Ока, Кама
1
Уметь находить на физической карте России реки Волга, Ока, Кама
16.04
Реки: Дон, Днепр, Урал
1
Уметь находить на физической карте России реки Дон, Днепр, Урал
17.04
Реки: Обь, Енисей
1
Уметь находить на физической карте России реки Обь, Енисей
23.04
Реки Хакасии
1
Уметь находить на физической карте России реки Хакасии
24.04
Реки: Лена и Амур
1
Уметь находить на физической карте России реки Лена и Амур
30.04
Озера России
1
Знать названия 2-3 крупных озер России
Уметь находить озера на физической карте России
07.05
Озера Хакасии
2
Знать названия 2-3 озер Хакасии
Уметь находить озера на физической карте Республики Хакасии
08.05
14.05
Хакасия на карте России и глобусе
2
Знать название столицы Республики Хакасия Уметь находить Республику Хакасия на физической карте России и глобусе
15.05
21.05
Что изучает география
1
Знать основные понятия
Уметь находить в своей тетради информацию на обозначенную тему
22.05
Карта России
(урок контроля и систематизации знаний)
1
Уметь читать карту России
28.05
Удивительная планета - Земля
1
Иметь элементарные представления о планете Земля, как части солнечной системы
29.05
Материально – техническое обеспечение
Учебники и учебные пособия: Учебник Т.П.Лифанова, Е.Н.Соломина География 6 класс, М., «Просвещение», 2012г.
Учебно-методическое обеспечение: Карта «Строение земной коры. Полезные ископаемые». Гербарий фотографический по географии. Глобус. Макет «Вулкан». Модель «Строение земли»