Рабочая программа по предмету "География" в 5 классе
Рабочая программа по предмету "География" в 5 классе
Рабочая программа по по предмету "Георафия" для 5 класса ориентирована на учебник Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского , А.А.Плешакова и соответствует требованиям ФГОС.Она состоит т из: пояснительной записки, требований к результатам обучения и освоения, основного содержания предмета, тематического плана, календарно-тематического планирования, материально-технического обеспечения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "География" в 5 классе »
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Крутчанская основная общеобразовательная школа»
Каменского муниципального района
Воронежской области
«Принято» «Утверждено»
Протокол №1 от .....08 2015г Приказ № .... от ...08.2015г
заседания ШМО Директор школы:
Руководитель ШМО ____________ / И.И.Резниченко/
_______ /Л.И.Медведева/
Рабочая программа
по предмету « ГЕОГРАФИЯ» в 5 классе
на 2015- 2016 учебный год
(базовый уровень)
Ф.И.О. учителя:
Кащенко Татьяна Васильевна.
Квалификационная категория: I К.К.
Крутец, 2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии ориентирована на обучающихся 5 класса и разработана на основании следующих нормативных документов:
* ФГОС в части обязательного минимума содержания;
основной общеобразовательной программой основного общего образования МКОУ «Крутчанская ООШ» на 2015-2020 гг.
примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. – (Стандарты второго поколения);
на основе авторской программы Е.М.Домогацких по географии для 5 класса - М., Русское слово,2014
рекомендованного МО РФ учебника Е.М.Домогацких , Э.Л.Введенский География. Введение в географию. 5 класс - м.: Русское слово, 2015
с учетом учебного плана и годового календарного графика МКОУ "Крутчанская ООШ"
Общая характеристика учебного предмета:
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение географических знаний.
Цели географического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: метапредметном, личностном и предметном, а также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели географического образования являются общими для основной школы. Они определяются социальными требованиями и включают в себя:
социализацию обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение обучающихся в ту или иную группу или общность - носителя ее норм, ценностей, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Географическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание и воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества
населения и хозяйства на различных уровнях познаний .
Содержание структурировано по пяти курсам: « Введение в географию», «Физическая география», «Материки и океаны», «Физическая география России», «Население и хозяйство России».
Курс «Введение в географию» освещает географические темы, которые помогут школьникам познакомиться с географией как наукой , узнать об истории географических открытий и освоения территории Земли. Материалы курса позволяют обучающимся получить общие сведения о материках и океанах нашей планеты.
В курсе « Физическая география» происходит знакомство обучающихся с основными понятиями и закономерностями физической географии. Объясняются строение и процессы , происходящие в литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере. Раскрывается взаимосвязь между различными оболочками Земли.
Содержание курса «Материки и океаны» раскрывает общегеографические закономерности и формирует у обучающихся представления о разнообразии природы Земли в целом и отдельных ее территорий. Курс основан на классической школьной программе материков и океанов, которая наполнена новым содержанием. В курсе две содержательные линии. Первая- «Планета, на которой мы живем»- знакомит с оболочками Земли: литосферой , атмосферой , гидросферой , биосферой . Изучение этой тематической линии позволит лучше понимать природные процессы, происходящие на разных материках . Материкам их природе и населению посвящена вторая содержательная линия учебника - «Материки планеты Земля».
Курс «Физическая география России» посвящен изучению природы России. Разделы курса знакомят обучающихся с особенностями источников географической информации, с положением территории России на карте мира , с особенностями освоения и изучения территории страны ,с особенностями природы , с крупными природными районами
В курсе «Население и хозяйство России» происходит знакомство обучающихся с развитием и территориальной организацией населения и хозяйства Российской Федерации. Разделы курса раскрывают обучающимся специфику географического положения нашей страны, взаимодействие природы и общества, специфику населения, отраслевую структуру хозяйства страны, а также особенности природно -хозяйственных районов страны.
Цели и задачи курса
Цели географического образования в основной школе формируются на нескольких уровнях: глобальном , метапредметном, личностном и предметном уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ
Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности
Построение учебного содержания курса географии согласно УМК под.ред.Е.М.Домогацких осуществляется последовательно логике от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и межпредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как: умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить учебные эксперименты, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как: умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме.
Цели и задачи предмета в 5 классе
ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
сформировать знания о земных оболочках; атмосфере. гидросфере, литосфере, биосфере;
формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных до глобальных.
Первый тематический раздел « Наука география» знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.
Материал второго раздела- «Земля и ее изображения»- не только сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии
Третий раздел «История географических исследований» знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех условиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания и вклад русских путешественников в этот процесс
Четвертый раздел «Путешествие по планете Земля» призван первично познакомить учащихся с особенностями природы материков и океанов.
Пятый раздел учебника «Природа Земли» знакомит учащихся с оболочкой нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой.»
Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды. Курс связан с предметами: окружающий мир, история, биология.
Место предмета в учебном плане: федеральный базисный учебный план для ОУ РФ отводит для изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования 280 часов, в том числе: в VI - 35 часов , VII, VIII и IX классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю, учебный план МКОУ "Крутчанская ООШ" отводит для изучения учебного предмета «География» в 5 классе 1 час. Согласно утвержденному годовому календарному учебному графику школы - 35 учебных недель. Рабочая программа разработана на 35 часов.
Требования к результатам обучения и освоения предмета
Личностные результаты:
знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам.
Метапредметные результаты:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с различными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно- популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать из одной формы в другую:
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к природе, здоровью своему и окружающих;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
Освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства различных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
Овладения умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих особенностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
Воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
Формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
В ценностно-ориентационной сфере:
Знание основ здорового образа жизни и основных правил поведения в природе и обществе;
Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности:
Знание и соблюдение правил работы в кабинете географии;
Соблюдение правил работы с географическими приборами и инструментами.
В сфере физической деятельности:
Освоения приемов первой помощи при чрезвычайных ситуациях.
В эстетической сфере:
Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения географические объекты и явления.
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное знание предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
Познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
Сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
Ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах Интернета, статистических материалах;
Соблюдение норм в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Требования к результатам изучения курса направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться к окружающем мире, значимым для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Основное содержание предмета "География"
Тема 1.Наука география (2 часа)
Содержание темы:
География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.
География - древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.
География располагает большим количеством разнообразных научно- исследовательских методов.
Метапредметные умения:
Ставить учебную задачу под руководством учителя;
Планировать свою деятельность под руководством учителя;
Выявлять причинно-следственные связи;
Определять критерии для сравнения фактов, явлений;
Выслушивать и объективно оценивать другого;
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
Специфику географии как науки;
Специфику методов географических исследований.
Умение определять:
Отличительные особенности географических методов исследования;
Рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации.
Практические работы:
Составление схемы наук о природе.
Составление описания учебного кабинета географии.
Организация наблюдений за погодой.
Тема 2 « Земля и ее изображение» ( 5 часов)
Содержание темы:
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли, Опыт Эратосфена. Формы, размеры и движения Земли. Глобус - модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас, Ориентирование на местности.
Учебные понятия:
Плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.
Персоналии:
Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.
Основные образовательные идеи:
Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.
Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.
Картографические изображения земной поверхности - величайшие изображения человечества.
Метапредметные умения:
Ставить учебную задачу под руководством учителя;
Планировать свою деятельность под руководством учителя;
Выявлять причинно-следственные связи;
Определять критерии для сравнения фактов, явлений;
Выслушивать и объективно оценивать другого;
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
Особенности формы и размеров Земли;
Свойства географической карты и плана местности;
Географические следствия вращения Земли.
Умение определять:
Отличительные особенности изображений земной поверхности;
Направление на карте и плане;
Стороны горизонта.
Практические работы:
Составление плана учебного кабинета географии.
Определение с помощью компаса сторон горизонта.
Тема 3. История географических открытий (14 часов)
Содержание темы:
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавание финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь, деятельность Христофора Колумба, Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
Учебные понятия:
Путешествия, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.
Персоналии:
Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди( Рыжий), Лев Счастливый, марко Поло, Русчичано, Хубилай, Афанасий Никитин,Генрих Морепаватель,Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи,Фернан Магеллан,Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семен Дежнев, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.
Основные образовательные идеи:
Изучение поверхности Земли - результат героических усилий многих поколений людей.
Ставить учебную задачу под руководством учителя;
Планировать свою деятельность под руководством учителя;
Выявлять причинно-следственные связи;
Определять критерии для сравнения фактов, явлений;
Выслушивать и объективно оценивать другого;
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
Результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
Влияние путешествий на развитие географических знаний.
Умение определять:
Причины и следствия географических путешествий и открытий;
Маршруты путешествий.
Практические работы:
Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».
Тема 4. Путешествие по планете Земля (10 часов)
Содержание темы:
Мировой океан и его части, Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.
Учебные понятия:
Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.
Основные образовательные идеи:
Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.
Природа каждого материка уникальна.
Метапредметные умения:
Ставить учебную задачу под руководством учителя;
Планировать свою деятельность под руководством учителя;
Выявлять причинно-следственные связи;
Определять критерии для сравнения фактов, явлений;
Выслушивать и объективно оценивать другого;
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
Географические особенности природы и населения материков и океанов:
Особенности взаимодействия океанов и суши;
Значение Мирового океана.
Умение определять:
Специфику природы и населения материков;
Характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга
Практические работы:
Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.
Тема 5. Природа Земли (2 часа)
Содержание темы:
Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.
Учебные понятия:
Природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.
Основные образовательные идеи:
Природа Земли - сложное сочетание разнообразных природных объектов.
Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.
Ставить учебную задачу под руководством учителя;
Планировать свою деятельность под руководством учителя;
Выявлять причинно-следственные связи;
Определять критерии для сравнения фактов, явлений;
Выслушивать и объективно оценивать другого;
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
Особенности оболочек Земли;
Специфику географической оболочки.
Умение определять:
Отличия природных объектов;
Отличия оболочек Земли.
Практические работы:
1. Организация фенологических наблюдений в природе.
Тема: Обобщение и контроль по курсу (2 часа)
Тематический план
№ раздела
Наименование раздела, (темы)
Количество часов по примерной программе
Количество часов по рабочей программе
Количество практических работ
Количество контрольных работ, зачетов
1
Наука география
2
3
2
Земля и ее изображение
5
2
1
3
История географических открытий
14
2
1
4
Путешествие по планете Земля
10
2
1
5
Природа Земли
2
1
1
6
Обобщение и контроль по курсу
2
1
Всего
-
35 часов
10
5
Календарно-тематическое планирование
Сроки прохожд.
№ ур.
Название раздела, темы урока
Планируемые результаты (УДД)
Основные виды образовательной деятельности
Материально-техническая база, ЭОРы
По плану
Фактич.
Личностные
Метапредметные
Предметные
Тема: Наука география (2ч)
04.09
1
Что такое география
Выявить и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии. Знать основные правила работы в кабинете географии
Умение работать с текстом, выделять в нем главное.
Учебно- познавательный интерес к географии.
П.р. №1 Составление схемы наук о природе
11.09
2
Методы географических исследований
Давать определение понятию картография. Называть методы географических исследований Земли. Распознавать отличия методов географических исследований. Выявлять источники географических знаний.
Слуховое восприятие текстов. Умение работать с различными источниками информации
Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках. Организация наблюдений за погодой. Решение тестовых заданий
Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.
П.р. №2 Составление описания учебного кабинета географии.
П.р. №3Организация наблюдений за погодой.
Тема: Земля и ее изображение (5 часов)
18.09
3
От плоской Земли к земному шару
Определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли.
Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал
Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли.
Наблюдение за формой полученной тени, отбрасываемой различными фигурами
25.09
4
Форма, размеры и движение Земли.
Давать определения понятиям: полюс, экватор. Объяснять, в каких видах движения участвует Земля и каковы следствии этих движений. Знать, кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли.
Умение работать с различными источниками информации, слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное.
Понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений
Изготовление модели Земли, отражающей ее истинную форму
През
фильм
02.10
5
Глобус и карта
Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли и объяснять, каковы его особенности. Выявлять особенности различных фотографических изображений Земли.
Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия
Осознание многообразия видов изображения земной поверхности
Составление сравнительной характеристики разных видов изображения земной поверхности.
П.р.№ 4 Составление плана кабинета географии
през
09.10
6
Ориентирование на местности
Давать определение понятию ориентирование. Объяснять, что такое стороны горизонта. Делать выводы о назначении компаса, формулировать алгоритм работы с ним.
Умение работать с измерительными приборами.
Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека.
П.р. №5 Определение с помощью компаса сторон горизонта
16.10
7
Урок обобщения, контроля и коррекции знаний по теме раздела
Выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме раздела. Объяснять особенности формы и размеров Земли, свойства географической карты и плана местности, следствия вращений Земли. Определять направления на карте и плане местности
Умение работать с различными контрольно- измерительными материалами
Понимание роли и значения географических знаний.
Решение тестовых заданий
тесты
Тема: История географических открытий
(14 часов)
23.10
8
По следам путешественников каменного века
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа
30.10
9
Путешественники древности
Выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествия финикийцев, Пифея.
Умение работать с различными источниками информации выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
Работа с текстом и картами учебника
13.11
10
Путешествия морских народов
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать открытия викингов.
Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность. Выявлять причинно- следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов. Выслушивать и объективно оценивать другого.
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
Составление описания путешествий викингов, анализ выступлений одноклассников
20.11
11
Первые европейцы на краю Азии
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний.
Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность.
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
Составление описаний путешествия Марко Поло по ключевым словам параграфа
27.11
12
Хождение за три моря
Составлять описание жизни и деятельности Афанасия Никитина. Выявлять и показывать на карте географические объекты, связанные с путешествием А.Никитина. Объяснять причины путешествия А.Никитина в Индию
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
Составление описания путешествия Афанасия Никитина.
04.12
13
Морской путь в Индию
Давать определению понятию «эпоха Великих географических открытий». Объяснять значение прокладки морского пути в Индию. Составлять описание жизни и деятельности Бартоломеу Диаша и Васко да Гама, принца Генриха Мореплавателя
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
Составление описания путешествия Васко да Гама
11.12
14
Открытие Америки
Определять и наносить на карту маршруты путешествий Христофора Колумба. Формулировать вывод о значении открытия Америки. составлять описание жизни и деятельности Христофора Колумба и Америго Веспутчи. Объяснять, чем отличаются индейцы от индийцев.
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
Обозначение на контурной карте маршрутов путешествия Христофора Колумба, обозначение географических объектов
18.12
15
Первое кругосветное плавание
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий Фернана Магеллана и Хуана Себастьяна Элькано.
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
Обозначение на контурной карте маршрутов путешествия Фернана Магеллана, обозначение географических объектов
25.12
16
Открытие Южного материка
Формулировать высказывания о причинах использования названия «Неизвестная Южная Земля». Объяснять, почему Австралия долгое время оставалась неизвестной землей. Составлять описание открытия Австралии и особенностей животного мира материка, описание путешествий Джеймса Кука
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
Составление описания путешествия Джеймса Кука, Абеля Тасмана.
15.01
17
Поиски Южной земли продолжаются
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Объяснять причины невозможности достижения Антарктиды Джеймсом Куком.
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
Выступление с сообщением перед классом, анализ выступлений одноклассников
картина
22.01
18
Русские путешественники
Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. . Определять и показывать на карте маршруты путешествий Формулировать вывод о роли русских путешественников в исследовании Земли. Составлять описание территории, открытой русскими путешественниками. Составлять описание путешествий Семена Дежнева, Витуса Бериг
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
П.р. №7 Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»
картина
29.01
19
Вокруг света под русским флагом
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Составлять описание жизни и деятельности Ивана Крузенштерна, Юрия Лисянского, Фаддея Беллинсгаузена
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текст в табличную форму
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
Выступление с сообщением перед классом, анализ выступлений одноклассников
картина
05.02
20
Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий.
Умение работать с различными контрольно- измерительными материалами
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле Понимание роли и значения географических знаний
тесты
12.02
21
Урок коррекции знаний по теме раздела.
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий.
Умение работать с различными контрольно- измерительными материалами
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле Понимание роли и значения географических знаний.
Решение тестовых заданий.
Тема: Путешествие по планете Земля
(10 часов)
19.02
22
Мировой океан и его части
Объяснять географические особенности природы Мирового океана. Давать определения понятий: Марианская впадина, море, залив, пролив, волна, течение. Выделять составные части Мирового океана и определять их отличительные черты. Объяснять специфику распределения солености, температуры, поверхностных вод Океана. Формулировать высказывания о причинах движения воды в Океане.
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации
Понимание специфических свойств Мирового океана и его составных частей Нахождение на физической карте частей Океана, течений, заливов, проливов, морей, океанов
Карта полушарий
26.02
23
Значение Мирового океана для природы и человека
Объяснять особенности взаимодействия океана и суши, значение Океана для природы и человека. Определять характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга. Обозначить на контурной карте материки и океаны Земли
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.
Осознание роли мирового океана для природы и человека
П.р. № 8
Обозначение на контурной карте материков и океанов
04.03
24
Путешествие по Евразии
Объяснять особенности природы и населения Евразии. Называть и показывать на карте географические объекты: Евразия, Европа, Азия, Северное море, Каспийское море, Суэцкий перешеек, озеро Байкал, Восточно-Европейская равнина, Альпы, Монблан, Гималаи, Эверест, Дунай, Рейн, Волга, Ладожское озеро, Западно- Сибирская равнина, Инд, Ганг, Амур, Янцзы, Хуанхе, Обь, Енисей, Лена, Оймякон, Черапунжи, Аравийский полуостров, Россия, Китай, Индия
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.
Понимание специфических черт природы и населения Евразии. Осознание причин уникальности природы и населения материка.
П.р. №9 Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств Евразии.
11.03
25
Путешествие по Африке
Объяснять особенности природы и населения Африки. Называть и показывать на карте географические объекты: Сахара, Килиманджаро, Нил, Конго, Нигер, Замбези, Виктория, Танганьика, оазис, саванна. Выделять специфические особенности материка
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.
Понимание специфических черт природы и населения Африки. Осознание причин уникальности природы и населения материка
Составление таблицы «Особенности живой природы Африки»
18.03
26
Путешествие по Северной Америке
Объяснять особенности природы и населения Северной Америки. Называть и показывать на карте географические объекты: Северная Америка, Южная Америка, Панамский перешеек, Мексика, Аппалачи, Кордильеры, Миссисипи, Великие озера, Флорида, Большой каньон, Ниагарский водопад. Определять специфику материка по тексту и картам. Обозначать на контурной карте государства.
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.
Понимание специфических черт природы и населения Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка.
П.р. № 9 (продолжение) Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств материка.
25.03
27
Путешествие по Южной Америке
Объяснять особенности природы и населения Южной Америки. Называть и показывать на карте географические объекты: Анды, Амазонская низменность, Амазонка, Парана, Ориноко, Игуасу, Анхель, Определять специфику материка по тексту и картам. Обозначать на контурной карте государства и природные объекты.
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.
Понимание специфических черт природы и населения Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка.
П.р. № 9 (продолжение)
Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств материка.
08.04
28
Путешествие по Австралии
Объяснять особенности природы и населения Австралии. Называть и показывать на карте географические объекты: Большая песчаная пустыня, Большая пустыня Виктория, Большой водораздельный хребет, Муррей, Эйр-Норт. Определять специфику материка по тексту и картам. Обозначать на контурной карте государства и природные объекты.
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.
Понимание специфических черт природы и населения Австралии. Осознание причин уникальности природы и населения материка.
Обозначение на контурной карте морей и океанов, омывающих материк.
15.04
29
Путешествие по Антарктиде
Объяснять особенности природы и населения материков. Называть и показывать на карте географические объекты. Определять специфику материков по тексту и картам. Обозначать на контурной карте географические объекты.
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.
Понимание специфических черт природы и населения Антарктиды. Осознание причин уникальности природы и населения материка.
Решение тестовых заданий.
22.04
30
Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела
Объяснять особенности природы и населения материков. Называть и показывать на карте географические объекты. Определять специфику материков по тексту и картам. Обозначать на контурной карте географические объекты.
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.
Понимание специфических черт природы и населения материков. Осознание причин уникальности природы и населения материков.
Решение тестовых заданий.
тесты
29.04
31
Урок коррекции знаний по теме раздела.
Объяснять особенности природы и населения материков. Называть и показывать на карте географические объекты. Определять специфику материков по тексту и картам. Обозначать на контурной карте географические объекты.
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.
Понимание специфических черт природы и населения материков. Осознание причин уникальности природы и населения материков.
Решение тестовых заданий.
Тема: Природа Земли (2 часа)
06.05
32
Что такое природа
Выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга. Проводить наблюдения за объектами природы и природными явлениями.
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.
Понимание специфических черт природы и видового разнообразия природных объектов.
П.р. № 10 Организация фенологических наблюдений в природе.
13.05
33
Оболочки Земли. Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме раздела
Объяснять особенности оболочек Земли, специфику географической оболочки. Определять отличия оболочек Земли друг от друга. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно -измерительными материалами по географии.
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.
Понимание специфических черт оболочек Земли
Решение тестовых заданий
Тема: обобщение и контроль по курсу
(2 часа)
20.05
34
Урок обобщения и контроля по курсу
См. разделы курса
Решение тестовых заданий
тесты
27.05
35
Резервный урок
Материально-техническое обеспечение
Основная литература:
1. Е.М.Домогацких , Э.Л.Введенский, А.А.Плешаков География. Введение в географию. 5 класс - М.: Русское слово, 2015
2. Е.М.Домогацких , Э.Л.Введенский, А.А.Плешаков География. Рабочая программа. М.: Русское слово, 2015.