kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа самообразования учителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа обеспечивает непрерывность роста уровня профессиональной компетенции педагога.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа самообразования учителя»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32 Г.О. ПОДОЛЬСКА



Программа

самообразования учителя

биологии и географии

Сальниковой Елены Владимировны





















1. Паспорт программы

Наименование программы

Программа самообразования

Основания для разработки программы

  1. Программа развития школы на 2011-2015 гг;

  2. образовательная программа школы;

Разработчик программы

Сальникова Елена Владимировна

Цель программы

Обеспечение непрерывного повышения квалификации как условия роста уровня профессиональной компетентности педагога

Задачи программы

  1. Приобретение учителем новых педагогических знаний;

  2. изучение и использование педагогом в своей профессиональной деятельности современных педагогических технологий;

  3. изучение и использование учителем на практике современных способов диагностики ученической успешности;

  4. дальнейшее внедрение в практику работы педагога научной организации труда, активное
    использование возможностей компьютерной техники и информационно-коммуникационных технологий;

  5. участие учителя в опытно-экспериментальной и инновационной деятельности;

  6. обобщение и распространение своего педагогического опыта

Срок реализации программы

2011-2015гг

Основные разделы программы

  1. Паспорт программы.

  2. Информационная справка об авторе программы самообразования.

  3. Обоснование программы.

  4. Цепь и задачи программы.

  5. Принципы реализации программы.

  6. Направления, содержание и формы реализации программы.

  7. План реализации программы.

  8. Этапы реализации программы.

  9. Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации программы.

  10. Управление реализацией программы



2. Информационная справка об авторе программы самообразования

  1. Фамилия, имя, отчество: Сальникова Елена Владимировна

  2. Число, месяц, год рождения: 27.04.1972г.

  3. Образование: высшее

  4. Должность: директор школы

  5. Стаж педагогической деятельности: 23 года

  6. Стаж работы в данном образовательном учреждении: 9 лет

  7. Награды:

  1. Почетная грамота Министерства просвещения РСФСР(2002 год),

  2. Почетная грамота Министерства образования Ульяновской области 1999 год)

  3. Благодарность генерального директора ООО «Дрофа» (2013 год)

  4. Почетная грамота Министерства энергетики Ульяновской области (2013 год).

  1. Квалификационная категория: высшая

  2. Прохождение курсов повышения квалификации:

  1. «Биология» Преподавание биологии в школе в условиях модернизации основного общего образования в условиях ФГОС. (объем 108 часов)

  2. «Управление ОУ и системами». (Объем 108 часа, 2013 год)

  3. Стратегии и тактики в образовании в условиях новых профессиональных и образовательных стандартов (72 часов, 2013 год)

  4. Повышение квалификации тьютеров по вопросам введения ФГОС ООШ (72 часа, 2013 год).

  5. Функционирование русского языка как государственного языка РФ (16 часов 2012 год)

  6. Семинары:

  1. Современные требования к содержанию и качеству подготовки обучающихся в ОУ 2012, 2013 год

  2. Интернет технологии для учителя Теория и практика создания персонального сайта учителя (48 часов, 2012 год).

  3. Образование для будущего. г. Ульяновск











3. Обоснование программы

Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным.

Учитель лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием. А.Дистервег

Чем больше знает учитель, тем легче усваивать его ученикам элементарные знания, тем большим авторитета» и доверием пользуется он среда учащихся и родителей, тем больше к нему кон к источнику знаний тянутся дети.

В.А. Сухоминский

Существенные изменения в социально-экономическом устройстве России затрагивают школу, которая вынуждена и должна изменяться, чтобы удовлетворять требованиям государства и общества. Как отмечается в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственнее, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Решение этой непростой задачи во многом зависит от эффективности системы образования, которая должна ориентироваться не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Воспитание нового человека, формирование его личности - краеугольный камень педагогической работы. Продукт школы — личность. Стать личностью — значит осознать себя человеком, впитать в себя непреходящие ценности духовной культуры, созданной многовековым народным опытом, вовлечь эти ценности в трудовую, социально значимую деятельность, в общественную жизнь, в человеческие отношения, в повседневный быт.

Особая роль в процессе формирования личности отводится школе. Именно в ней закладывается фундамент, на котором строится вся человеческая жизнь. Поэтому учитель в ответе за каждого своего ученика, за то, каким он станет человеком. От духовной культуры учителя, от силы его убежденности, от его педагогического мастерства, человеческого таланта зависит то, что определяет направленность мыслей, интересов, стремлений его воспитан никое. Это обязывает учителя работать над собой беспрестанно и многосторонне, повышать свое педагогическое мастерство, постоянно учиться. То есть непрерывное образование педагога, систематическое повышение его квалификации становятся важнейшими условиями решения задач, стоящих перед современной школой.

Обеспечение постоянного и непрерывного обучения педагогов — главная цель методической работы, осуществляемой на разных уровнях. Системообразующим элементом методической работы является самообразование учителя.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного самообразования. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным усовершенствованием, в том числе и профессиональным.

Самообразование — средство развития личности учителя, повышения его профессиональной компетентности. Устойчивая потребность в самообразовании, изучении новой информации и опыта, самостоятельном приобретении знаний, самоанализе и самооценке своей деятельности — важнейшее требование, которое предъявляется к работнику в современных условиях. Необходимость повышения квалификации диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны — реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями

к личности педагога, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи. Таким образом, повышение квалификации характеризует стремление учителя к постоянному повышению своей профессиональной компетентности, его возможности для профессионального роста, саморазвития, самосовершенствования. Уровень самообразования непосредственно влияет на результаты педагогической деятельности в целом.

Принято выделять четыре уровня самообразования:

  1. высший — самообразование становится постоянной жизненной потребностью человека, непрерывным процессом исследовательского характера;

  2. высокий — систематическое, целенаправленное самообразование на основе овладения технологией данного вида деятельности;

  3. средний — ситуативное самообразование на фоне интереса к знанию, удовлетворения возникшей познавательной потребности;

  4. низкий — спонтанное (внесистемное) самообразование, часто под воздействием внешних обстоятельств при отсутствии развитой должным образом познавательной культуры.

Продвижение учителя вверх по этой лестнице характеризует эффективность процесса его самообразования, является залогом успеха осуществления педагогической деятельности.

Становление профессионализма — процесс длительный. На протяжении всей своей педагогической деятельности учителю приходится постоянно учиться, повышать квалификацию, совершенствовать свою методическую базу. Достижение высокого уровня педагогического мастерства, педагогической культуры возможно только в результате упорного труда. Однако этот процесс должен носить не стихийный и ситуативный, а непрерывный и планомерный характер. Для успешной работы в этом направлении необходимо применение системного подхода, реализация которого предусматривает создание и осуществление долгосрочной программы самообразования, определяющей его цели, задачи и основные направления. Применение такого подхода способствует осознанию учителем перспектив дальнейшей деятельности, концентрации усилий для достижения поставленных целей, повышению эффективности работы.

4. Цель и задачи программы педагогического опыта

Целью программы является обеспечение непрерывного повышения квалификации учителя как условия роста уровня его профессиональной компетентности. Реализация данной цели возможна при условии решения следующих задач:

  1. приобретение учителем новых педагогических знаний;

  2. изучение и использование педагогом в своей профессиональной деятельности современных педагогических технологий;

  3. изучение и использование учителем на практике современных способов диагностики ученической успешности;

  4. дальнейшее внедрение в практику работы педагога научной организации труда, активное использование возможностей компьютерной техники и информационно-коммуникационных технологий;

  5. участие учителя в опытно-экспериментальной и инновационной деятельности;

  6. обобщение и распространение своего педагогического опыта.

5. Принципы реализации программы

Программа реализуется в соответствии со следующими принципами:

  1. всеобщность;

  2. непрерывность;

  3. целенаправленность;

  4. интегративность;

  5. единство общей и профессиональной культуры;

  6. индивидуализированное;

  7. взаимосвязь и преемственность;

  8. доступность;

  9. опережающий характер;

  10. вариативность.

6. Направления, содержание и формы реализации программы

Профессиональное самообразование осуществляется по следующим направлениям;

  1. систематическое обучение;

  2. профессиональное общение;

  3. практика;

  4. индивидуальная работа.

Систематическое обучение. Оно предполагает регулярное (не реже одного раза в пять лет) обучение на проблемных или квалификационных курсах, посещение разнообразных методических семинаров. Профессиональное общение. Отдача от курсовой подготовки возрастает, если учитель, опираясь на знания, приобретенные в процессе учебы, информирует своих коллег на заседаниях школьных методических объединений, производственных совещаниях о новых идеях, подходах, педагогическом опыте, проводит открытые уроки, внеклассные мероприятия, мастер-классы с показом эффективных приемов работы с детьми.

Практика. Повседневная деятельность по повышению квалификации тесно связана с образовательным процессом, в ходе которого учитель имеет возможность каждодневно на практике закреплять свои теоретические познания, приобретать новый опыт, искать оптимальные решения насущных педагогических проблем, реализовывать социально-педагогические инициативы. Педагогическая практика включает повседневную и опытно-экспериментальную педагогическую деятельность, является основой педагогического опыта учителя. Педагогический опыт в широком смысле — это такое мастерство педагогов, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся, в развитии конкретного учителя, воспитателя, классного руководителя; в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетентности педагогических работников образовательных учреждений. Педагогический опыт — результат творческих поисков педагога, а нем сливаются воедино творческое, новаторское и в то же время традиционное начала. Обобщение педагогического опыта — это всегда анализ и синтез информации, полученной в результате изучения, ее отбор, классификация, выделение основного, главного, выявление особенностей и новизны в изучаемом опыте, выражение основных результатов изучения в форме описания или устного сообщения. Эта работа требует от педагога тщательной подготовки, глубокой продуманности, ответственности, становится школой педагогического мастерства.

Индивидуальная работа. Она предполагает самостоятельное добывание учителем новых педагогических знаний из различных источников информации и их осмысление. Каждое направление программы обеспечивается реализацией разнообразных форм работы по повышению квалификации педагога, наполняется определенным содержанием. При отборе форм и содержания самообразования необходимо учитывать следующие аспекты:

  1. индивидуальные личностные особенности педагога;

  2. конкретные педагогические проблемы, затруднения, стоящие перед ним;

  3. цели, задачи, приоритеты, определенные педагогическим коллективом школы.

Формы самообразования по направлениям представлены в таблице.

Направление

Формы

Систематическое обучение

  1. Обучение на проблемных или квалификационных курсах.

  2. Обучение на методических семинарах

Педагогическое общение

  1. Участие в работе школьных методических объединений, временных творческих коллективов, педагогических: гостиных.

  2. Выступления на педагогических чтениях.

  3. Проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий.

  4. Посещение уроков коллег

  5. Проведение методических семинаров для педагогов школы и района.

  6. Участие в конкурсах профессионального мастерства

Практика

  1. Разработка программ и методических материалов.

  2. Участие в эксперименте по созданию модели предпрофильной подготовки и профильного обу
    чения.

  3. Работа по новым УМК.

  4. Внедрение в практику современных педагогических технологий.

  5. Обобщение и оформление опыта экспериментальной работы.

  6. Обобщение опыта педагогической деятельности

Индивидуальная работа

  1. Работа над индивидуальными методическими темами.

  2. Изучение новейшей методической литературы, передового педагогического опыта,

  1. Знакомство с опытом работы коллег.

7. Примерный план реализации программы

Направления

Планируемые мероприятия

Сроки

1

2

3



Систематическое обучение

Обучение на курсах повышения квалификации:

  1. квалификационных

  2. проблемных «Организация проектной деятельности школьников»

  3. Мониторинг качества образования по биологии и географии

Обучение на методических семинарах:

  1. школьных

  2. районных




2011-2012 уч.г

2012-2013 уч.г



2013-2014 уч.г



В соответствии с планом методической работы школы


Руководство школьным, районным методическим объединением «естествознание»

Постоянно


Выступление на школьных педагогических чтениях

Ежегодно


Педагогическое общение

  1. Проведение обучающего семинара для учителей по темам:

  1. «Конструктивно-технологическая деятельность педагога — важное условие повышения качества современного урока»

  2. «Организация проектной деятельности учащихся»

  3. «Научно-исследовательская деятельность учащихся как составляющая внеклассной работы»

  4. «Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся» ФГОС

  5. Проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий по ФГОС

  6. Посещение уроков коллег

  7. Руководство научно-исследовательской деятельностью школьников

  8. Консультирование педагогов по вопросам организации научно-исследовательской и проектной деятельности школьников.


Практика

  1. Участие в опытно-экспериментальной работе школы по созданию системы предпрофильной подготовки учащихся.

  2. Разработка программ по биологии и географии ФГОС

  3. Реализация программ курсов по выбору для учащихся 9-х классов

  4. Разработка программ элективных предметов для учащихся 6-х класса .

  5. Реализация программ элективных предметов для учащихся 7-8-х классов

  6. Разработка рабочих учебных программ и календарно-тематического планирования для основной школы:

- Реализация программ основного общего образования по географии и биологии.

Корректировка рабочих учебных программ и календарно-тематического планирования для основной школы.

  1. Реализация рабочей учебной программы по биологии

  2. Освоение новых УМК для основной школы:

  1. Летягин (география);

  2. Н.И. Сонин (биология);

  1. Изучение и внедрение в практику работы современных педагогических технологий:

  1. метода проектов;

  2. технологии КТД;

  1. Разработка воспитательной программы класса Реализация воспитательной программы школы

  2. Разработка программы развития школы

В соответствии с планом ОЭР




2013-2014 уч.год


2014-2015 гг.



2015-2016 уч. г.


2013-2014 уч. г.


2014-2017 гг.





Ежегодно



2013-2017 уч. г.



2013-2017 уч. г.
2013-2017 гг.


2013-2017 уч. г.





2012-2013 уч. г.



2012-2013 уч. г.



Участие в разработке и реализации целевой комплексной программы нравственного, патриотического, гражданского воспитания учащихся «Я, мы, Родина»

2013-2015 г.г.


Обобщение опыта по направлениям:

  1. предпрофильное обучение

  2. современные педагогические технологии

  3. подготовка учащихся к ГИА по обществознанию

  4. программно-целевой подход в преподавании курса биологии, географии



Ноябрь 2014г


Апрель 2014г


Октябрь 2014г


Работа над методическими темами:


  1. «Разработка и апробация курса по выбору для учащихся 5-х класса по биологии, географии» 2013-2014 уч. г.

2013-2014 уч.год


  1. «Активные формы работы с учащимися в системе мониторинга»

2013-2015 уч год


  1. «Использование метода проектов при проведении биологии и географии»

2013-2015 уч.год


  1. «Формирование общей функциональной грамотности школьников путем обучения

2014-2015 уч.год


  1. Формы и методы подготовки выпускников основной школы к ГИА по биологии и географии|

  2. Посещение библиотеки с целью изучения новейшей методической литературы

2013-2014 уч.год


Ежемесячно


  1. Оформление подписки на профессиональные методические журналы

Один раз в полугодие


  1. Подготовка к выступлениям на методических совещаниях, семинарах, заседаниях ШМО, РМО.

В соответствии с планом методической работы


  1. Разработка собственных сценариев уроков, наглядных пособий, компьютерных презентаций, дидактических материалов

  2. Формирование и пополнение банка данных по педагогике, психологии, методике.

  3. Рефлексия, анализ собственной педагогической деятельности

  4. Изучение нормативно-правовых документов федерального уровня и уровня субъекта РФ по организации системы образования, локальных нормативных правовых актов муниципалитета и школы

  5. Приобретение новейшей методической литературы

Постоянно



Постоянно


Постоянно


Постоянно





Постоянно

Поскольку программа определяет перспективы самообразования на довольно длительный период, она уточняется, корректируется в ежегодном индивидуальном плане самообразования.

8. Сроки и этапы реализации программы

Первый этап (сентябрь — октябрь 2013 г.)

Разработка программы

Второй этап (ноябрь 2013 г. —2017 г.)

Реализация основных направлений программы

Третий этап (май — июнь 2017 г.)

Оценка эффективности реализации программы; обобщение опыта работы по реализации программы; определение дальнейших путей развития

9. Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации программы

Ожидаемые результаты:

  1. приобретение умений и навыков самоопределения в ценностном пространстве современной педагогической действительности;

  2. приобретение знаний и умений, необходимых для осуществления профессиональной деятельности по педагогическому проектированию;

  3. осознание самообразования как постоянной жизненной потребности педагога, готовности к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию.

Критерии, по которым оценивается эффективность реализации программы

  1. Знание и понимание основных нормативно-правовых документов федерального уровня
    и уровня субъекта РФ по организации системы образования

  2. Знание и активное использование современных педагогических технологий

  3. Знание и активное использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической науки.

  4. Знание и внедрение в практику работы передового педагогического опыта учителей-наваторов.

  5. Использование в работе основ научной организации труда, возможностей компьютерной техники и информационно-коммуникационных технологий.

  6. Активное участие в опытно-экспериментальной работе

  7. Удовлетворенность собственной деятельностью

  8. Готовность к дальнейшему самообразованию и амосовершенствованию

Эффективность реализации программы оценивается с помощью следующих методов и методик:

    1. год самоанализ;

    2. год педагогическое самонаблюдение;

    1. год самодиагностика с использованием следующих методик*:



  1. «Лист самооценки педагога» (В.М. Лизинский);

  2. «Карта педагогической готовности» (В.М. Лизинский);

  3. «Карта профессиональной деятельности педагога» (В.М. Лизинский);

  4. «Программа изучения трудностей в работе» (Л.П. Ромадина);

  5. «Самоанализ педагогической деятельности» (Н.С. Корнакова);

  6. «Самоанализ исследовательской новаторской педагогической деятельности» (Н.С. Корнакова); анкетирование учителей, учащихся и их родителей (материалы для проведения анкетирования, разработанные В.М. Лизинским, Л.К. Гребенкиной, Н.С. Ан
    циферовой);

  7. собеседование с, учителями, коллегами, учащимися, родителями;

  8. анализ результатов учебно-воспитательной работы,

  1. Управление реализацией программы

Управление программой осуществляет учитель, который:

  1. разрабатывает программу и вносит в нее необходимые коррективы;

  2. определяет содержание и формы самообразования;

  3. обеспечивает своевременное исполнение программных мероприятий;

  4. несет ответственность за своевременную и качественную реализацию программы;

  5. проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий;

  6. готовит отчет о реализации программы с периодичностью один раз в год.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Программа самообразования учителя

Автор: Сальникова Елена Владимировна

Дата: 25.09.2016

Номер свидетельства: 345693

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Программа самообразования учителя начальных классов"
    ["seo_title"] => string(55) "programma_samoobrazovaniia_uchitelia_nachalnykh_klassov"
    ["file_id"] => string(6) "556115"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1597942275"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Программа самообразования учителя начальных классов"
    ["seo_title"] => string(58) "proghramma_samoobrazovaniia_uchitielia_nachal_nykh_klassov"
    ["file_id"] => string(6) "378935"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484306063"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Самообразование учителя"
    ["seo_title"] => string(27) "samoobrazovaniie-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "297271"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456159209"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "План самообразования учителя русского языка"
    ["seo_title"] => string(45) "plansamoobrazovaniiauchitieliarusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "293133"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455423353"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "ПРОГРАММА  САМООБРАЗОВАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(26) "programma-samoobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "165729"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422866187"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства